Реформы 70-90 годов 20 века в Китае

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2013 в 18:06, дипломная работа

Описание работы

Актуальность темы заключается в том, что Китай обладая последовательностью реформ вышел за последние годы в число ведущих государств по темпам экономического роста. Изучение истории всегда имеет аналитическое значение и применение опыта механизмов преобразования для соседних стран.
Целью дипломного исследования являются влияние социально-экономических и политических реформ на развитие КНР в 1986-2000 годах. В ходе работы следует выполнить ряд задач:
- проанализировать и охарактеризовать роль Дэн Сяопина в истории КНР

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПРИХОД К ВЛАСТИ ДЭН СЯОПИНА. ПОДГОТОВКА РЕФОРМ 6
1.1. Дэн Сяопин – политический деятель и реформатор китайского социализма 6
1.2. Смена власти в ЦК КПК. Роль Дэн Сяопина в истории КНР 9
1.3. Изменение социально-экономического и политического курса КНР 17
ГЛАВА 2. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И СОЦИАЛЬНЫЕ РЕФОРМЫ КНР 22
2.1. Реформа экономической системы 22
2.1.1. Реформа сельской экономики 26
2.1.2. Реформа городской экономики 30
2.1.3. Реформа финансовой системы КНР 40
2.2. Социальные реформы КНР 44
2.2.1. Реформа социального обеспечения 46
2.2.2. Реформа образовательной сферы 48
ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМА ПОЛИТИЧЕСКИХ РЕФОРМ 57
3.1. Истоки политического кризиса КНР 57
3.2. Политическая реформа в КНР 63
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 72
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 76

Файлы: 1 файл

диплом.docx

— 160.96 Кб (Скачать файл)

 В Китае заметно прогрессирует информатизация образования, активно развивается дистанционное образование. В 1979 году был открыт университет Центрального радио и телевидения Китая, в 1986 году начало функционирование китайское телевидение образования со спутниковым вещанием. К середине 90-х годов в КНР сформировалась крупнейшая в мире по масштабам в рамках национальной территории система дистанционного образования, главным звеном которой являются радио и телевизионные передачи, более 2000 тыс. преподавателям и директорам начальных и средних школ предоставляли возможность продолжать образование и переподготовку, оставаясь на своих постах. Благодаря этой форме обучения было выпущено 2310 тыс. человек, получивших 3-летнее образование. В настоящее время в учебных заведениях радио и телевидением обучается 1100 тыс. человек. Кроме того, учебные заведения радио и телевидения предоставил и десяткам миллионам крестьян знания по агротехнике. 
В 1994 г. в КНР началось создание сети образования и научных исследований (CERNET) и в основном уже сформирована система сетей в области образования, состоящая из главной государственной сети, районной сети и сети учебных заведений и детских садов. Сетью СETNET уже охвачено более 70 городов, около 400 вузов. Очень скоро она свяжет все однопрофильные высшие учебные заведения, а через INTERNET свяжет и со всем миром. Пропускная способность главной государственной сети CERNET и районных сетей достигла 155М. Развитие сетей Интернета стимулирует развитие современного дистанционного образования. В Китае уже имеется 30 высших учебных заведений, ведущих преподавание через Интернет. Современное дистанционное образование, технической основой которого служит Интернет, в соединении с радио и телевизионным образованием и связью через спутники образовало телекоммуникационную систему образования, покрывающую весь Китай.

 В КНР активно развивается пожизненное образование. Китайское правительство разработало политику всестороннего продвижения вперед воспитания качественных характеристик, пролагая и укрепляя связи и контакты для получения образования разных ступеней и категорий, помогая учебным заведениям открываться обществу и стимулируя людей поэтапно завершать образование и продолжать учиться. В настоящее время быстро развивается система образования в социумах. [45; 324]

 В марте 1985 г. Китай принял решение провести реформу системы управления в области науки и техники для их скорейшей модернизации в соответствии с требованиями научно-технической революции. В решении ЦК КПК были определены основные направления реформы. Они предусматривали изменения в финансировании научно-исследовательских учреждений и внедрение подрядной и контрактной систем; замену передачи технологических новшеств чисто административными методами рынком технологии; поощрение сотрудничества между исследовательскими, учебными и проектными институтами; всемирное развитие контактов в области науки и техники с другими странами и обеспечение большей самостоятельности исследовательских институтов в принятии решений, в частности при организации исследовательской работы или при создании технических служб. [60 ;76]

 Как видно из приведенных  данных, процесс развития образовательной сферы КНР идет интенсивными темпами с самых разных социальных аспектов, с использованием передовых возможностей науки и техники. Улучшалась жизнь народа, в целом был достигнут среднезажиточный уровень. Чистые среднедушевые доходы сельских жителей и среднедушевые доходы городского населения, находящиеся в его непосредственном распоряжении, составили в 2000 году соответственно 2253 и 6280 юаней при среднегодовом приросте на 4,7 и 5,7 %%. На рынке большой выбор товаров, потребительский уровень населения непрерывно возрастал, и общий объем розничной торговли предметами общественного потребления ежегодно поднимался в среднем на 10,6 %. Значительно улучшились условия жизни городского и сельского населения в смысле жилья, использования средств связи, потребления электроэнергии. Более чем в два раза возросли за последнее пятилетие остатки банковских сбережений населения. Быстро росли его финансовые средства в виде акций, облигаций займа и т. д. Значительно сократилось число бедствующих на селе, задачи семилетнего плана избавления от нищеты 80 млн. населения в основном выполнены.

 Разумеется, в условиях трансформации прежней командно-административной системы в систему социально-ориентированного государства с регулируемой рыночной экономикой, сопровождающейся появлением новых и обострением старых противоречий, при отсутствии позитивного опыта такой трансформации, невозможно избежать сопутствующих этому процессу негативных явлений, таких как рост имущественного расслоения общества, коррупции и эрозии традиционных и социалистических морально-этических ценностей, условия для которого объективно воспроизводятся самой рыночной средой и открытостью страны внешнему миру.

 Подводя итог второй главе, важно отметить, что изменения в китайском обществе, связанные с модернизацией экономики,  не были однозначными. С одной стороны, был зафиксирован стабильный рост уровня благосостояния народа, а с другой – усиление его классовой дифференциации. Положительным явлением стала социальная политика КНР, включающая развитие программ социального обеспечения, медицинской сферы, образования. В целом же социально-экономические результаты реформы свидетельствуют об успешности ее проведения.

 

ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМА ПОЛИТИЧЕСКИХ РЕФОРМ

3.1. Истоки политического кризиса КНР

 

 Преобразования  политической сферы в Китае проходили наиболее медленно. Вопрос о политической реформе требовал деликатного подхода и осторожности. Но при этом аксиоматическим стало утверждение, что успех экономических реформ во многом зависит от политических преобразований.

 Опыт прошлых лет, трудности в проведении экономических реформ, социальная напряженность – все это свидетельствовало о том, что старая политико-административная система, для которой была характерна чрезмерная концентрация власти, отсутствие законности, бюрократизм, личный произвол, не ограничивающийся ни правовыми, ни моральными нормами, уже изжила себя, став тормозом на пути социально-экономического развития страны, ее модернизации. [26; 14]

 На первых порах своего осуществления – с конца 70-х до середины 80-х годов – процессы перестройки в КНР почти идеально балансировали между социальной справедливостью и экономической целесообразностью. Именно в это время мир заговорил о Китае как о «новом экономическом чуде». Однако скоро реформы стали давать сбои как в деревне, так и в городах. По мере продолжения реформ все большая часть населения считала себя обманутой. Несмотря на то, что обещания лучшей жизни были частично выполнены, потребность в социальной справедливости осталась неудовлетворенной. Социологические исследования, проведенные в КНР в конце 80-х годов, показали, что основные причины «сбоя» реформ большинству населения виделись в использовании служебного положения в корыстных целях, расширении влияния феодальных пережитков, росте местничества и кумовства, получении нетрудовых доходов, неравенстве стартовых возможностей при переходе к рыночным отношениям. [26; 10]

 Еще  в 1980 г. Дэн Сяопином была выдвинута задача перестройки политической структуры, без чего, по мнению политика, трудно было осуществить реформу хозяйственной системы. Политическая реформа должна была укрепить роль права и закона во всех сферах социальной и экономической жизни страны. У многих местных (да и не только местных) руководителей совершенно отсутствует правовое сознание. Законы, принимаемые ВСНП, и постановления Госсовета не имеют для них обязательной силы. Сплошь и рядом на местах законы не соблюдаются, если они расходятся с интересами местного руководства, которое свои неправовые действия объясняет конкретными условиями. Подсчитано, что на практике выполняется только пятая часть законов, принятых высшими органами власти. [31; 60]

 В  обществе все чаще стали раздаваться  голоса о необходимости «приструнить  распоясавшихся чиновников», «заставить  их служить обществу, а не только  собственным интересам». Состоявшийся  в октябре 1987 г. XIII съезд КПК наметил обширную программу проведения реформы политической системы КНР, призванную, прежде всего, решить проблемы с бюрократией, а также законодательно закрепить первые результаты экономических реформ. Однако задержка с реформой цен и заработной платы, нарастание социальной напряженности в обществе изменили расклад сил в пользу сторонников «планового нормирования». В противовес решениям съезда III пленум ЦК КПК тринадцатого созыва (сентябрь 1988 г.) констатировал: «При переходе от старой системы к новой, во избежание хаоса в экономической жизни никак нельзя преждевременно и легкомысленно ослаблять административные методы». Таким образом чиновники, почувствовав серьезную опасность, в очередной раз навязывали  обществу свою логику развития, учитывающую лишь корыстные интересы бюрократии. [1; 21]

Возникшие за последние годы трудности с  еще большей остротой поставили  вопрос о необходимости осуществления  политической реформы. Общепризнано, что  существующая в КНР политико-административная система не отвечает требованиям  экономического роста страны, сковывает  инициативу здоровых сил населения, мешает созданию правового государства  на началах демократии. Политическая реформа должна привести к разделению функций между партийными, правительственными и хозяйственными органами, закрепив это разделение в законодательном  порядке, устранить из жизни общества произвол и беззаконие бюрократической  администрации, покончить с «фетишизмом  власти» и обеспечить подлинное  право народа на участие в управлении делами государства и общества. Политическая реформа должна устранить из управленческого  аппарата все следы феодального  деспотизма, предотвратить появление  нового авторитарного вождя, бесконтрольно  распоряжающегося судьбами народа и  государства. Осуществление власти должно стать открытым, доступным  надзору и контролю со стороны народа. [26; 14]

Не смотря на то, что вопрос о необходимости  политической реформы был поставлен  еще в 1980 г., ее осуществление велось лишь в отдельных районах страны, в опытном порядке. Осторожный подход к проведению повсеместной политической реформы объяснялось в китайской печати того времени тем, что еще не созрели необходимые условия для демократизации общественно-политического строя, что широкие массы трудящихся, особенно крестьян, ни по уровню культуры, ни по степени политического сознания не подготовлены к тому, чтобы стать хозяевами государства. Выдвигался и такой вывод: китайцы, дескать, веками были рабами, и у них нет никакого представления ни о свободе, ни о демократии, да они и боятся стать хозяевами своей судьбы.

  Сторонники  реформ считали эти возражения против демократизации неосновательными и добивались отказа от воззрения на народ как на безликую массу и отстаивают мысль о народе как о сообществе граждан, способных принимать активное участие в делах общества и государства. Сторонники быстрейшего проведения политической перестройки считали, что именно политическая реформа поможет повысить и культурный, и политический уровень сознания народа, значительно развить его социальную активность. [29; 4]

В июле 1986 года в Центральной партийной  школе проходила дискуссия о  политической реформе в КНР. В  дискуссии принимал участие глава  секретариата партии Ван Чжаого, который наряду с призывами улучшить кадровую систему партии и увеличить роль демократических партий в ВСНП, заявил, что предпринятое каких-либо конкретных шагов к реформе следует отсрочить и что структурная политическая реформа должна сохранить руководящую роль партии. [17; 24]

 На  состоявшемся осенью 1982 г. XII съезде КПК в качестве главной задачи КПК на период до 2000 г., наряду с модернизацией экономики, регулированием внешней политики объявлялось превращение КНР в страну с высоким уровнем культуры и «высокоразвитой демократией». [56; 74]

 С  середины 80-х годов в китайском обществе нарастали демократические тенденции, проявлявшиеся в требованиях либерализации политической системы социализма. Особенно резко усилились выступления студенчества, в ряде городов перешедшие в столкновения с властями. В начале 1987 г. Виновным в «попустительстве буржуазной либерализации» был обвинен Ху Яобан, снятый с поста главы партии. На его должность был назначен Чжао Цзыян. Премьером Госсовета стал Ли Пэн. Однако полностью подавить это движение властям не удалось. [29; 5]

 После  провозглашения политики «перестройки»  в СССР, в КНР стали образовываться  новые группировки, выступающие  не только за демократизацию  политической системы, но и за пересмотр в ней роли Коммунистической партии. [29; 6]

 Решающим  событием, повлекшим за собой  череду общественных волнений, стала  кончина Ху Яобана 16 апреля 1989 г.– первого Генерального секретаря ЦК -- кумира китайской молодежи, человека, под чьим руководством Китай открыл новую эпоху в своем развитии, связанную с проведением радикальных экономических реформ. Неоднозначные результаты этих реформ, изменившие социально-политический климат в китайском обществе, послужили толчком массовой студенческой демонстрации, произошедшей в апреле-мае 1989 г. в Пекине на центральной площади Тяньаньмэнь. Студенческая демонстрация за несколько дней увеличила свою численность до нескольких сотен тысяч участников, среди которых были не только студенты, но и преподаватели, представители китайской интеллигенции. Начинавшаяся как мирный митинг, демонстрация повлекла за собой череду молодежных выступлений в других городах. После некоторых уступок бунтующим студентам, правительство двинуло на народ войска. Манифестации были жестоко подавлены реакцией. По заявлению Красного Креста, в результате противостояний погибло 2600 человек. Трагедия, произошедшая в Пекине в апреле-мае 1989 г., потрясла всю страну и имела огромный общественный резонанс в мире. [10; 28-29]

 Выступая с докладом по случаю 40-й годовщины образования КНР в 1989г., вскоре после трагических событий на площади Тяньаньмэнь, Цзян Цзэминь, сменивший Чжао Цзыяна на посту Генерального секретаря ЦК КПК, идеологически отверг концепцию экономических и политических преобразований, утвержденную на XIII съезде партии. Решения съезда на несколько лет были преданы забвению. Тогда же было заявлено, что события весны 1989 г. явились «контрреволюционным мятежом, инспирированным внутренними и внешними врагами КПК и социализма», что «правые», а также «буржуазная либерализация» представляют главную опасность для судеб партии и социализма в Китае, а борьба с ними – первоочередная задача. Общественное мнение вновь перестали брать в расчет, в печати воцарилось единомыслие. Задача проведения политических реформ была снята с повестки дня до лучших времен. [9; 4]

Информация о работе Реформы 70-90 годов 20 века в Китае