Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2013 в 18:06, дипломная работа
Актуальность темы заключается в том, что Китай обладая последовательностью реформ вышел за последние годы в число ведущих государств по темпам экономического роста. Изучение истории всегда имеет аналитическое значение и применение опыта механизмов преобразования для соседних стран.
Целью дипломного исследования являются влияние социально-экономических и политических реформ на развитие КНР в 1986-2000 годах. В ходе работы следует выполнить ряд задач:
- проанализировать и охарактеризовать роль Дэн Сяопина в истории КНР
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПРИХОД К ВЛАСТИ ДЭН СЯОПИНА. ПОДГОТОВКА РЕФОРМ 6
1.1. Дэн Сяопин – политический деятель и реформатор китайского социализма 6
1.2. Смена власти в ЦК КПК. Роль Дэн Сяопина в истории КНР 9
1.3. Изменение социально-экономического и политического курса КНР 17
ГЛАВА 2. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И СОЦИАЛЬНЫЕ РЕФОРМЫ КНР 22
2.1. Реформа экономической системы 22
2.1.1. Реформа сельской экономики 26
2.1.2. Реформа городской экономики 30
2.1.3. Реформа финансовой системы КНР 40
2.2. Социальные реформы КНР 44
2.2.1. Реформа социального обеспечения 46
2.2.2. Реформа образовательной сферы 48
ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМА ПОЛИТИЧЕСКИХ РЕФОРМ 57
3.1. Истоки политического кризиса КНР 57
3.2. Политическая реформа в КНР 63
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 72
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 76
Развитие
сельской экономики невозможно
без наращивания в нее
Однако
основную сумму
Народное хозяйство продолжало идти по пути быстрого и здорового развития, совокупная мощь государства еще больше возросла. Валовой внутренний продукт в 2000 г. достиг 8940,4 млрд. юаней и ежегодно рос в истекшем пятилетии в среднем на 8,3%. Перевыполнены задания по учетверению валового национального продукта на душу населения по сравнению с 1980 г. На базе продолжавшегося роста экономики и улучшения экономической эффективности финансовые доходы государства в 2000 г. составили 1338 млрд. юаней, а это значит, что они ежегодно росли на 16,5 %. [20;6]
По производству главных видов промышленной и сельскохозяйственной продукции Китай вышел в первые ряды мира, с дефицитом товаров в основном покончено. Позитивные сдвиги произошли в упорядочении производственной структуры. Заметно возросли производственные мощности в области производства зерна и других главных видов сельхозпродукции, совершен исторический переход от длительного дефицита к сбалансированному в основном ее общему объему и избытку в урожайные годы.
Таким образом, реформа вывела аграрный сектор из застоя, помогла ему вступить на путь специализации и повышения товарности. В деревне появились предприятия, созданные по инициативе крестьян, -- волостно-поселковые. Они создали новые рабочие места, способствовав решению проблемы излишней рабочей силы в сельском хозяйстве, повышению жизненного уровня крестьян, модернизации сельского хозяйства, а также развитию реформы в целом.
2.1.2. Реформа городской экономики
Реформа городской экономики непосредственно связана с реформой китайской промышленности, которая почти полностью сконцентрирована в крупных городах. Система управления промышленностью в Китае в основном сложилась в начале 50-х годов и имела своим прототипом советскую систему. Данная система имела ряд недостатков, таких как: чрезмерная централизация управления, слияние хозяйственных и административных функций у руководства производства, частая несогласованность подходов ко многим вопросам территориального и ведомственного руководств. Реформа промышленности, таким образом, была вызвана несоответствием существовавших принципов управления промышленностью существующему уровню производственных отношений на селе и нуждами аграрной реформы, которое проявилось уже в первой половине 80-х годов. [24; 13]
После III Пленума ЦК КПК одиннадцатого созыва начался большой эксперимент в государственном масштабе по проверке жизнеспособности и эффективности новых методов управления промышленностью по принятым Госсоветом КНР пяти документам (1979) – «Временное положение о расширении хозяйственной самостоятельности государственных промышленных предприятий», «Положение о делении прибылей на государственных предприятиях», «Временное положение на введение налога на основные фонды на государственных промышленных предприятиях», «Положения относительно нормы амортизации на государственных промышленных предприятиях и усовершенствования методов использования амортизационных средств», «Временные положения о кредитовании оборотных средств на государственных промышленных предприятиях». [38; 76]
Для осуществления данного
эксперимента каждое ведомство и
административно-
Для стимулирования реформы на этих предприятиях, а также с целью вовлечения в нее новых промышленных единиц госсектора, в одобренном в сентябре 1980 г. Госсоветом КНР докладе Государственного экономического комитета «О положении и перспективах в области расширения хозяйственной самостоятельности предприятий» указывалось на допустимость использования различных форм деления прибыли между госбюджетом и различными фондами предприятий. [11; 322]
С 1981 г. эти права были значительно расширены также в сферах внутрикадровой политики, финансовой деятельности, самообеспечения материальными ресурсами, модернизации производственного процесса, закупки исходного сырья и сбыта продукции. Характерно, что уже тогда созданная весьма основательная научно-исследовательская база позволяла вести этот грандиозный эксперимент дальше параллельно с изучением результатов действия уже опробованных механизмов и полномасштабным внедрением в национальную промышленность тех из них, которые доказали свою дееспособность и эффективность. Завершилась эта практическая проверка новых методов хозяйственного управления в промышленности к концу 1983 г. экспериментами по расширению прав на увеличение спектра выпускаемой продукции, на либерализацию использования формируемых из доли прибыли фондов предприятий, права на распоряжение частью валютной выручки. [11; 323]
Большинство указанных проверок и весь эксперимент в целом заняли период с 1979 по 1983 годы и зафиксировали положительный результат. Эти выводы были сделаны после подведения Госсоветом КНР итогов эксперимента в изданных им в мае 1984 года «Временных положениях о дальнейшем расширении хозяйственной самостоятельности государственных предприятий». [60; 346] Согласно этим положениям, государственные предприятия наделялись еще более широким спектром дополнительных прав, в том числе на планирование производства, реализацию продукции, установление цен на выпускаемую продукцию, на выбор поставщика материальных ресурсов, на использование собственных фондов, на распоряжение своим имуществом, на организационные перестройки, на управление рабочей силой, на начисление заработной платы и премий, на кооперацию с другими предприятиями.
В результате проведения этих экспериментов и закрепления их результатов была создана благоприятная почва для создания в промышленности вслед за сельским хозяйством многообразной системы экономической ответственности. Точнее будет сказать, что к середине 80-х годов речь шла уже о совершенствовании этой системы, так как в октябре 1982 г. 80 % крупных и средних промышленных предприятий функционировали в рамках той или иной ее формы. [14; 110] Широкое распространение получила система производственной ответственности, впервые созданная на пекинском металлургическом комбинате «Шоуду», получившая название «гарантия, обязательство, проверка». Она содержала в своей основе принцип приоритета договорно-контрактных отношений между предприятием и вышестоящей организацией и между предприятиями. Пункт «проверка» предусматривал систему жесткого контроля за выполнением договоров и соответствующую систему административно-финансовых санкций. [14; 112]
В некоторых других формах системы производственной ответственности в промышленности упор делался на конкретизацию требований к каждому технологическому звену, специализированной бригаде и отдельному работнику. Соответствие выполняемой работы этим требованиям более тесным образом увязывалось с механизмом начисления заработной платы и премий.
Параллельно с этим возникла необходимость в смене системы управления на средних и крупных промышленных предприятиях Госсектора, раньше сочетавшую в себе директорскую ответственность и производственную деятельность партийных ячеек. На определенном этапе истории оправдывавшая свое существование, эта система к середине 80-х годов себя полностью изжила, и партийная часть руководства предприятиями была упразднена. [46; 98]
Эксперименты по свободному использованию собственных фондов начались в Китае с 1979 года и явились частью реформы распределения доходов государственных промышленных предприятий. Другими составляющими реформы в том числе стали:
1) Переход 5 % фонда заработной платы в собственные фонды предприятия после выполнения им госплана по объему производства, качеству продукции, прибыли и договорным обязательствам.
2) В разных отраслях были установлены отчисления от прибыли 5,10 % и 15 %. Свободное использование формируемых из этих отчислений фондов предоставлялось предприятию в рамках развития производства, удовлетворения социальных нужд и премиальных выплат.
3) Эксперимент, включающий
в себя множество других
Первый этап налогообложения
не претерпел никаких
Второй этап налогообложения заключался в разделении торгово-промышленного налога на налоги на добавленную стоимость, на продукцию, соляной и промысловый налоги. В рамках этого же этапа были видоизменены подоходный и регулирующий налоги. Вводились новые налоги: на ресурсы, на городское строительство, на постройки, на пользование землей и транспортными средствами. [6; 88-89]
III пленум ЦК КПК двенадцатого
созыва (1984 г.) впервые выдвинул концепцию
плановой товарной экономики, отбросив
традиционное представление о несовместимости
планового и товарного хозяйства. [38; 165]
В городах в соответствии с принципом
отделения права хозяйствования от права
собственности отобран ряд предприятий,
которым предоставили большую свободу
действий. Постепенно они должны стать
самостоятельными самофинансирующимися
экономическими субъектами и выходить
на рынок непосредственно в качестве товаропроизводителей.
На предприятиях введен налог на прибыль
вместо старой системы сдачи части прибыли,
установлена система ответственности
за результат предпринимательства на
основе подряда, преобразована система
планирования и ценообразования в целях
усиления рыночных рычагов.
Четыре города -- Шэньчжэнь, Чжухай, Сямынь,
Шаньтоу -- были объявлены специальными
экономическими зонами. Вслед за ними
14 приморских городов, четыре региона
в устьях рек Янцзы и Чжуцзян, юго-восточная
часть провинции Фуцзянь, регион в районе
Бахайского залива стали открытыми экономическими
зонами. На острове Хайнань создана одноименная
новая провинция, а сам он стал специальной
экономической зоной. Все эти города и
районы получили различные инвестиционные
и налоговые льготы для привлечения иностранного
капитала и технологий, заимствования
эффективных методов управления у иностранных
партнеров. Быстрое развитие их экономики
способствовало эффективному росту в
масштабе страны. [38; 167]
Анализируя ситуацию, сложившуюся в промышленности страны, пленум пришел к выводу, что главными пороками существующей системы и методов хозяйствования являются: излишняя и жесткая централизация управления предприятиями, отсутствие разделения функций между правительственными органами и администрацией предприятия, игнорирование рыночных отношений, а также уравниловка в оплате труда и во всей системе распределения. [39; 121] Оживление деятельности предприятий было объявлено главным звеном реформы промышленности. С этой целью предлагалось значительно расширить права предприятий, предоставив им большую самостоятельность, освободить их от опеки со стороны правительственных органов. Предполагалось также не только сузить сферу директивного планирования, но сделать его более гибким, учитывающим требования рынка. Хозяйственная деятельность большинства предприятий должна была отныне определяться направляющим планированием и рыночным регулированием. Намечалось начать работу по созданию рациональной системы ценообразования. [31; 59]
В ходе реформ, следуя
примеру деревни, большинство
предприятий перешло на