Роль политических партии в государственном регулировании

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2013 в 19:58, дипломная работа

Описание работы

Актуальность темы работы, на мой взгляд, заключается в анализе хода становления партийной системы, роли политических партий в госу-дарственном строительстве республики и поступательном преобразовании воли народа во власть народа. При этом в первую очередь необходимо вы-явление особой роли участия политических партий в демократизации об-щества посредством выполнения ими ряда специфических функций, при-сущих именно этому общественному институту.

Содержание работы

Введение
3
1
Теоретические аспекты роли политических партий в государственном управлении
7
1.1
Понятие и сущность государственного управления
7
1.2
Органы государственного управления
12
1.3
Правовое регулирование деятельности политических партий в Республики Казахстан
22
2
Деятельность политических партии в регулировании системы государственного и местного управления
34
2.1
Общая характеристика Народно-Демократической партии «Нур Отан»
34
2.2
Анализ деятельности Народно-Демократической партии «Нур Отан»
38
2.3
Деятельность Народно-Демократической партии «Нур Отан» в системе управления государства
51
3
Проблемы и перспективы деятельности политических партий в государственном и местном управлении
59
3.1
Проблемы развития казахстанской партийной системы: факторы и тенденции
59
3.2
Международный опыт финансирования политических партий как стимул к ведению активной работы и перспективы применения в казахстанской практике
69
3.3
Проблемы и предложения по развитию местного самоуправления
75

Заключение
81

Список использованной литературы
84

Файлы: 1 файл

Тимур диплом.doc

— 741.00 Кб (Скачать файл)

Министерства несут ответственность  за состояние и дальнейшее развитие порученных им отраслей управления, научно-технический  прогресс, наиболее полное удовлетворение потребностей государства во всех видах  продукции этих отраслей.

Министерства осуществляют руководство  порученными отраслями, они полномочны, решать все вопросы в пределах предоставленных им прав, призваны в своей деятельности осуществлять контакты и деловое сотрудничество с другими министерствами и ведомствами  в разработке и решении межотраслевых вопросов.

Министерства в пределах своей  компетенции издают акты на основе и во исполнение законов и иных решений вышестоящих органов  государственной власти и управления, указов Президента. Акты министерств издаются в форме приказов, инструкций, указаний. Будучи центральным органом исполнительной власти, министерства наделены различными полномочиями, например: выдают разрешения (лицензии) на различные виды деятельности (МВД выдает разрешение на приобретение и хранение оружия, Министерство финансов - на выпуск ценных бумаг и др.); регистрируют различные объекты (предприятия, общественные и религиозные объединения, жилые строения); осуществляют надзорные и контрольные функции (финансовый контроль со стороны Министерства финансов); нормотворческая деятельность (разработка проектов законов в пределах своей компетенции); правоприменительная деятельность (по вопросам административного производства) и др. Агентство - центральный исполнительный орган РК, не входящий в состав Правительства. Образуется, реорганизуется и упраздняется Президентом Республики по предложению Премьер-министра Республики. Агентство осуществляет руководство соответствующей отраслью (сферой) государственного управления, а также в пределах, предусмотренных законодательством, - межотраслевую координацию и иные специальные исполнительные и разрешительные функции (например, Агентство РК по чрезвычайным ситуациям, Агентство РК по регулированию естественных монополий и защите конкуренции, Агентство РК по инвестициям и т.д.). Структура агентства утверждается его руководителем -председателем, и состоит, как правило, из департаментов и управлений. Актами агентства являются приказы председателя агентства.

Ведомство - орган, который выполняет  отдельные межотраслевые, управленческие либо специальные подотраслевые функции в рамках министерства. Зачастую это разрешительные, контрольные и надзорные функции. 
Среди ведомств можно выделить две основные группы:

- создаваемые при правительстве

- образуемые и действующие в  составе министерств (Комитет уголовно-исполнительной системы при МВД РК; Комитет налоговой полиции министерства государственных доходов).

Ведомства первой группы образуются, реорганизуются и упраздняются Президентом, второй группы - как Президентом, так  и Правительством. 
Президент Республики Казахстан - в соответствии с Конституцией РК Президент РК является главой государства, гарантом Конституции РК, прав и свобод человека и гражданина, его высшим должностным лицом, определяющим основные направления внутренней и внешней политики государства и представляющим Казахстан внутри страны и в международных отношениях. Согласно ст.40 Конституции и ст.1 Конституционного закона «О Президенте Республики Казахстан » от 26 декабря 1999г. с изменениями и дополнениями от 6 мая 1999 г.

В порядке, установленном Конституцией РК, он принимает меры по охране суверенитета РК, ее независимости и государственной  целостности. 
Президент республики обеспечивает согласованное функционирование всех ветвей государственной власти и ответственность органов власти перед народом.

Президент РК избирается в соответствии с конституционным законом совершеннолетними  гражданами республики на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании  сроком на семь лет. 
Президентом РК может избран гражданин республики по рождению, не моложе сорока лет, свободно владеющей государственным языком и проживающий в Казахстане не менее пятнадцати лет. Одно и то же лицо не может быть избрано Президентом РК более двух раз подряд. Президент Республики Казахстан может быть досрочно освобожден от должности при устойчивой неспособности осуществлять свои обязанности по болезни. Внеочередные выборы нового Президента РК при этом должны быть проведены в двухмесячный срок с момента досрочного прекращения полномочий Президента Республики .

Конституция РК, указ Президента РК, имеющий  силу конституционного закона, «О Президенте Республики Казахстан» от 26.12.95 г., устанавливают  правовые, организационные, социальные гарантии,

Правовые гарантии деятельности Президента заключаются в том, что он правомочен:

- выступать от имени народа  и государства;

- быть гарантом единства народа  и государственной власти, незыблемости  Конституции;

- обеспечивать согласованное функционирование  всех ветвей государственной  власти.

В пределах своих полномочий Президент:

- обеспечивает государственный  суверенитет РК, права и свободы  человека и гражданина;

- представляет интересы Республики  Казахстан в международных отношениях  и внутриполитической жизни;

- учреждает институты и органы  государственной власти и управления;

- издает указы и распоряжения, имеющие обязательную силу на  всей территории республики.

Организационные гарантии состоят  в том, что Президент:

- назначает очередные и внеочередные  выборы в Парламент;

- правомочен прекратить досрочно в случаях и порядке, предусмотренных Конституцией, полномочия Парламента и Правительства;

- влияет на систему организации  исполнительной и других ветвей  власти;

- председательствует на заседаниях  Правительства по особо важным  вопросам;

- формирует администрацию Президента. Социальные гарантии обеспечивают:

- защиту чести и достоинства,  обслуживание и охрану Президента  и членов его семьи за счет  государства;

- регулярную связь с народом  через институты выборов, непосредственно  гражданами, обладающим активным избирательным правом, референдума и ежегодного обращения с посланием к народу. Ответственность как элемент административно-правового статуса Президента имеет свои особенности.

Президент Республики Казахстан несет  ответственность в соответствии со статьей 47 Конституции за действия, совершенные при исполнении своих, обязанностей, только в случае государственной измены и может быть отрешен от должности Парламентом .

Местные органы государственного управления.

В соответствии с административно-территориальным устройством Республики Казахстан, исполнительная власть осуществляется ее органами, возглавляемыми акимами.

Аким - должностное лицо, возглавляющее  местный исполнительный орган соответствующей  административно-территориальной единицы. Является представителем Президента и Правительства Республики. Акимы областей, городов республиканского значения и столицы назначаются на должность Президентом Республики по представлению Премьер-министра. Акимы иных административно-территориальных единиц назначаются или избираются на должность в порядке, определяемом Президентом РК. Президент Республики вправе по своему усмотрению освобождать акимов от должности.

Акимы всех административно-территориальных  единиц наделяются полномочиями государственно-распорядительного: характера, принимают решения, имеющие обязательную силу на соответствующей территории: область, район, город, район в городе и т.д.

К основным направлениям деятельности акимов относятся;

- разработка и представление  на утверждение маслихата проектов  программ экономического и социального развития соответствующей административно-территориальной единицы и обеспечение их исполнения;

- представление на утверждение  маслихата проекта бюджета и  обеспечение его исполнения;

-управление коммунальной собственностью;

- назначение на должность и освобождение от нее руководителей структурных подразделений местной администрации;

- координация деятельности организаций  по управлению коммунальной собственностью  в соответствии с полномочиями, делегированными вышестоящим исполнительным органом;

- регулирование земельных отношений  в соответствии с земельным  законодательством РК;

- принятие решений о ссудах, займах и других долгосрочных  обязательствах.

При акиме может быть создан консультативно-совещательный  орган - коллегия, состав которой утверждается акимом.

По вопросам, отнесенным к его  ведению, аким принимает постановления  и распоряжения.

Деятельность местных исполнительных органов осуществляется на принципах:

- подотчетности Президенту и  правительству, вышестоящим главам  администрации;

- подконтрольность соответствующему  представительному органу по  вопросам его ведения;

- законности;

- единоначалия;

- обеспечения прав, свобод и  законных интересов граждан;

- самостоятельности и независимости  в пределах своей компетенции;

- сочетания государственных и местных интересов;

- ответственности за свою деятельность  и принимаемые решения.

Для организационного, правового и  материально-технического обеспечения  деятельности акимов создается аппарат.

 

1.3 Правовое регулирование деятельности политических партий в Республики Казахстан

 

Правовое регулирование деятельности партии в современных политических системах включает в себя[20; с. 134]:

а) конституционное санкционирование положения партии в общественной жизни;

б) методы и специфику деятельности партий в условиях конкретной 
политической системы;

в) участие партий в выборных механизмах, выдвижение кандидатов; 
получение финансовых лимитов; доступ к радио и телевидению в период 
проведения выборных кампаний, определение способов расчета представительства партий в выборных органах;

г) определение способов представительства  партий в государственных органах власти;

д) финансирование деятельности партии государством, что становится общепринятой и юридически регулируемой практикой. Это положение 
базируется на том, что партии и объединения выполняют общественные 
функции в рамках Конституции, и поэтому их деятельность должна быть 
дотирована.

За несколько лет в республике сформировалась правовая база, регулирующая возникновение и деятельность общественных объединений и политических партий. Следует отметить, что она с самого начала становления многопартийности в стране отличалась сильной идеологизированностью. Очевидно, это являлось следствием существовавшей традиции, когда в правовых актах институты гражданского общества юридически оформлялись в виде союзов, ассоциаций, а право граждан на объединение ограничивалось лишь общей констатацией факта его гарантированности законом и возрастания роли общественных организаций в политической системе советского общества. Это право в большей степени было областью политических, нежели правовых отношений, а объединения граждан носили формальный характер.

Общественные объединения граждан - важнейшее структурное звено  гражданского общества - существовали в республике и в доперестроечный период, однако большинство из них действовало под контролем правящей партии, не было необходимой законодательной базы для деятельности этих формирований, что давало широкие возможности для манипуляций ими со стороны, как КПСС, так и государства.

Институционализация же альтернативных Коммунистической партии политических организаций и партий стала возможной только с углублением процесса политической модернизации общества, когда "партии зарождаются внутри общественных движений, в зависимости от характера социальной структуры общества и, в особенности, избирательной системы". [10; с.233]

В законе РК "О политических партиях" от 15 июля 2002 года (ст. 1) дается понятие  политической партии. Политической партией  признается добровольное объединение граждан Республики Казахстан, выражающее политическую волю граждан, различных социальных групп, в целях представления их интересов в представительных и исполнительных органах государственной власти, местного самоуправления и участия в их формировании. Политические партии создаются для участия в политической жизни общества, формирования и реализации политической воли граждан и участия в установленном законом порядке в формировании органов государственной власти.

Появление различных политических партий, возрастание их роли в обществе, усложнение форм и методов их деятельности приводят к их правовой институционализации.

Правовая институционализация  политических партий - это процесс  превращения их в правовой институт путем все более широкого регулирования  правом комплекса отношений, связанных с образованием, организацией и деятельностью партий.

Французский юрист П. Авриль, различают  две формы институционализации: конституционную и законодательную. Первая - это включение положений  о политических партиях в Конституцию (он против такой институционализации, которая, по его мнению, означает интеграцию партий в публичные власти), вторая - признание партий законом, который, однако, "...в этом случае не предусматривает признания их властями в государстве, а, напротив, возлагает на них обязанности". Суть этой концепции заключается в стремлении вывести политические партии из сферы действия публичного права: "они должны рассматриваться как частные лица" [11; с.6].

Различие конституционализации и  институционализации политических партий представляется искусственным. Во-первых, уже само по себе включение в конституцию норм о политических партиях и их роли "в обществе и государстве" означает, что право признает их как институт, деятельность которого "...необходима для функционирования всего государственного механизма". Во-вторых, хотя объем правовой регламентации политических партий в различных странах далеко не одинаков, она нигде не сводится лишь к конституционным положениям. Следовательно, конституционное регулирование - лишь одна из форм правовой институционализации политических партий.

Информация о работе Роль политических партии в государственном регулировании