Роль политических партии в государственном регулировании

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2013 в 19:58, дипломная работа

Описание работы

Актуальность темы работы, на мой взгляд, заключается в анализе хода становления партийной системы, роли политических партий в госу-дарственном строительстве республики и поступательном преобразовании воли народа во власть народа. При этом в первую очередь необходимо вы-явление особой роли участия политических партий в демократизации об-щества посредством выполнения ими ряда специфических функций, при-сущих именно этому общественному институту.

Содержание работы

Введение
3
1
Теоретические аспекты роли политических партий в государственном управлении
7
1.1
Понятие и сущность государственного управления
7
1.2
Органы государственного управления
12
1.3
Правовое регулирование деятельности политических партий в Республики Казахстан
22
2
Деятельность политических партии в регулировании системы государственного и местного управления
34
2.1
Общая характеристика Народно-Демократической партии «Нур Отан»
34
2.2
Анализ деятельности Народно-Демократической партии «Нур Отан»
38
2.3
Деятельность Народно-Демократической партии «Нур Отан» в системе управления государства
51
3
Проблемы и перспективы деятельности политических партий в государственном и местном управлении
59
3.1
Проблемы развития казахстанской партийной системы: факторы и тенденции
59
3.2
Международный опыт финансирования политических партий как стимул к ведению активной работы и перспективы применения в казахстанской практике
69
3.3
Проблемы и предложения по развитию местного самоуправления
75

Заключение
81

Список использованной литературы
84

Файлы: 1 файл

Тимур диплом.doc

— 741.00 Кб (Скачать файл)

Противопоставление конституционализации и законодательной институционализации  прослеживается и в учебнике "Конституционное  право зарубежных стран". Правда, авторы говорят о юридической институционализации политических партий, которая, по их мнению, "...проявляется в двух взаимосвязанных процессах: конституционалшации, т.е. включении в конституцию основных принципов их статуса, и законодательной инсти-туционализации, в результате которой правовое положение партий определяется законом достаточно детально" [11; с.7].

Но Конституция - это, по своей сути, Основной закон, поэтому некорректно  выделять конституционализацию из законодательной  институционализации. Да и сам термин "законодательная институционализация" неточен, ибо правовое регулирование отношений, связанных с образованием и деятельностью политических партий, осуществляется не только законами, но и различными видами других нормативно-правовых актов, а также нормами обычного права.

Таким образом, сущность феномена признания  правом политических партий наиболее точно отражает понятие "правовая (юридическая) институционализация".

В Республике Казахстан институционализация  политических партий осуществляется в  двух взаимосвязанных направлениях: путем включения в Конституцию основных положений их статуса и путем формирования специального законодательства о политических партиях.

Ст. 5 Конституции Республики Казахстан посвящена основным положениям статуса политических партий.

Признание идеологического и политического многообразия означает подведение конституционной основы для возникновения различных 
политических партий, основывающихся на различных идеологиях. Таким 
образом, политические партии, осуществляющие свою деятельность на 
конституционной основе, являются легитимными.

Политические партии признаются самостоятельными политическими организациями. Иначе говоря, политические партии не сливаются с 
государственными органами, они независимы от государственных органов. 
Для того чтобы не допустить влияния политических партий и государства, 
Конституция запрещает создание в государственных органах политических партий.

Конституция устанавливает, что все  политические партии равны 
перед законом. Это означает, что ни одна политическая партия не может 
претендовать на исключительное положение, на какие-либо привилегии и 
преимущества.

Конституция запрещает государству  незаконно вмешиваться в дела политических партий. Под незаконным вмешательством государства, 
его органов понимается совершение таких действий, которые нарушают 
статус политических партий, предусмотренный и закрепленный в Конституции, в законодательстве о политических партиях.

Конституция устанавливает, что возложение на политические партии функций государственных  органов не допускается. Государственные 
органы должны сами осуществлять возложенные на них функции. Эта 
конституционная идея проводится последовательно. Подтверждением данного положения является отделение органов местного самоуправления от 
местных государственных органов.

Конституция запрещает государственное финансирование политических партий. Политические партии и организации могут существовать и 
функционировать за счет своих средств, средств, выделяемых гражданами, 
и юридических лиц Республики Казахстан. Политические партии Казахстана не должны получать финансовые средства от иностранных юридических лиц и граждан, от иностранных государств и международных организаций.

Конституция запрещает создание и  деятельность политических 
партий, цели и действия которых направлены на насильственное изменение конституционного строя, нарушение целостности республики, подрыв безопасности государства, разжигание социальной, расовой, национальной, религиозной, сословной и родовой розни.

Конституция устанавливает, что в  Республике Казахстан не допускается деятельность политических партий других государств. Запрещение 
деятельности политических партий других государств вытекает из необходимости обеспечения суверенитета и независимости Республики Казахстан.

Конституция запрещает деятельность политических партий на религиозной основе. Данное конституционное положение следует понимать 
в двояком смысле: 1) нельзя создавать политические партии, руководствующиеся религиозным мировоззрением; 2) созданные и зарегистрированные политические партии не имеют права осуществлять свою деятельность, руководствуясь религиозной идеологией [12; с.180-183].

Запрещение организации и деятельности политических партий на религиозной  основе вытекает из светского характера  государства и из того обстоятельства, что религиозные объединения удовлетворяют духовные потребности только своих членов и не могут представлять интересы широких масс (неверующих, верующих других религий). При таких условиях, естественно, возникает конкуренция мировоззрений, идей, убеждений. Смысл свободы убеждений, совести в том и состоит, что человек сам, по своей воле, свободно формирует свое мировоззрение, взгляды, избирает свою линию поведения в соответствии со своим личным внутренним убеждением. И такая свобода выбора не навязывается, прямо или косвенно не наказывается (когда, например, назначение на должность связывается с политическими и иными убеждениями) [10]. Хотелось бы все это отнести на счет издержек переходного периода.

Таким образом, Конституция РК создала  широкую конституционную основу для организации и деятельности политических партий. С одной стороны, имеется достаточное конституционное поле для обеспечения политического плюрализма, а, с другой - вполне демократическими, цивилизованными средствами защищаются права, свободы граждан, суверенитет и законные интересы государства.

Законодательная институализация  политических партий. Закон РК "О политических партиях" от 2 июля 1996 г. определял правовые основы создания политических партий, их права и обязанности, гарантии деятельности, регулировал отношения политических партий с государственными органами и другими организациями, сейчас же принят новый закон.

В нем указывается, что законодательство РК о политических партиях основывается на Конституции. Следовательно, нормативные  правовые акты, относящиеся к политическим партиям, должны базироваться на нормах, положениях, принципах и идеях Конституции. Несоблюдение данного требования ведет к признанию нормативного правового акта неконституционным.

Законодательство РК о политических партиях состоит из Закона РК "О политических партиях", из Закона РК "Об общественных объединениях", других нормативно-правовых актов, посвященных политическим партиям или содержащих нормативные положения о политических партиях.

Закон РК о политических партиях  конкретизирует конституционное право граждан на свободу объединений. Закон определяет взаимоотношения государства и политических партий. Государство выступает гарантом соблюдения прав и законных интересов политических партий.

Закон, конкретизируя положение  Конституции о недопустимости незаконного вмешательства государства в дела общественных объединений, и общественных объединений - в дела государства, говорит о незаконном вмешательстве государства в дела политических партий, и наоборот. Все фаждане вправе вступать в политические партии, независимо от занимаемой должности, служебного положения. Вместе с тем закон делает определенные ограничения в отношении некоторых категорий государственных служащих. Депутаты Парламента, члены Правительства не вправе занимать оплачиваемые должности в политических партиях; военнослужащие, работники органов национальной безопасности, правоохранительных и судебных органов не должны состоять в партиях, профессиональных союзах, выступать в поддержку какой-либо политической партии. Государственные служащие, даже являющиеся членами политических партий, при исполнении должностных обязанностей должны руководствоваться требованиями законодательства и не быть связанными с решениями политических партий и их органов. Такие ограничения связаны с особенностями должностей, которые занимают фаждане. Депутаты Парламента, члены Правительства, другие государственные служащие выполняют работу, которая касается всех или многих фаждан, независимо от партийной принадлежности. Поэтому эти служащие не должны отдавать предпочтение партийным интересам в ущерб общегражданским. Когда сталкиваются требования законов и требования партийных решений, государственные служащие должны выполнять законы, выражающие государственную волю народа, которая выше воли партии.

Закон предоставляет широкое поле деятельности для политических партий. Они имеют право: распространять информацию о своей деятельности; пропагандировать свои цели и задачи (только не в учебном процессе); объединяться на добровольных началах в ассоциации (союзы), избирательные блоки; выдвигать кандидатов в Президенты РК, в депутаты Мажилиса Парламента РК и маслихатов РК; учреждать печатные СМИ; осуществлять издательскую деятельность; проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия, пикетирование и т.д.

Следует отметить, что за редким исключением  все новейшие конституции, принятые на рубеже 80-90-х гг. XX в. в развивающихся и постсоциалистических государствах, закрепляют основы правового статуса партий. Кроме того, были приняты десятки специальных законов о партиях, их деятельность стала предметом регламентирования различными отраслями национального права, т.е. приобрела подлинно комплексный характер. Важно при этом подчеркнуть, что, в отличие от прошлого, универсальный характер приобрела правовая институционализация, основанная на демократических принципах.

Универсализация тенденции к правовой институционализации политических партий в современных государствах, в т.ч. и в Казахстане, обусловлена  рядом причин. Важнейшая из них - усиление взаимодействия политических партий и государственного механизма. При этом в условиях демократического режима партии играют роль "двигателя", приводящего в действие государственный механизм и обеспечивающего его нормальное функционирование.

Другой немаловажной причиной стала широко распространившаяся в современных государствах политическая коррупция, также связанная с политическими партиями. Правовая регламентация их деятельности, в частности, финансовой, и была призвана искоренить это явление.

Одной из главных причин осуществляемой в широких масштабах правовой институционализации политических партий явилось стремление не допустить возврата к прошлому, т.е. установления монополии на власть одной правящей партии и ее сращивания с государством.

Т. Бекназар-Юзбашев справедливо отмечает, что для законодателя "...с давних пор затруднительно было юридически оформить институт политических партий", ибо "...по своему происхождению, сфере своей деятельности, функциональному предназначению и т. д. партии в большей мере представляют собой общественно-политическую, чем государственно-правовую категорию"[5].

Подводя итоги, хотелось бы выделить три основных квалификационных признака, которые присущи политической партии как правовому институту. При отсутствии хотя бы одного из них общественное объединение теряет юридическое качество партии:

1. Политическая партия - это общественное  объединение, главной 
целью участия которого в политическом процессе является завоевание и 
осуществление (или участие в осуществлении) государственной власти в 
рамках и на основе Конституции и действующего законодательства.

Это главный квалификационный признак  политической партии, выражающий саму ее сущность и отличающий ее от всех иных видов общественных объединений  неполитического характера (различного рода союзов, ассоциаций, клубов, фондов и т.д.).

Политическая партия - это организация, объединяющая индивидов 
на основе общности политических взглядов, признания определенной системы ценностей, находящих свое воплощение в программе, которая намечает основные направления политики государства.

Политическая партия - это объединение, действующее на постоянной основе, имеющее формализованную организационную  структуру.

Этот признак отличает политические партии от временных и узких по своему составу объединений, которые также могут участвовать в политической жизни. К ним относятся, прежде всего, объединения избирателей (союзы, комитеты, группы), которые создаются на период выборов и обычно прекращают свое существование с их окончанием. Указанный признак отличает политические партии также от различного рода неформальных групп, в которых отношения между руководителями и членами основаны на личных связях (например, клиентелистские группы, клики, камарильи, играющие важную роль в политической жизни многих развивающихся стран) и которые исчезают вместе со своим патроном или покровителем.

Рассмотренные признаки политической партии, находящие свое закрепление  не только в казахстанском законодательстве, позволяют сформулировать ее общее  юридическое определение: политическая партия - это общественное объединение, которое создано для участия в политическом процессе с целью завоевания и осуществления государственной власти конституционными средствами, действует на постоянной основе и имеет политическую программу[13].

Вмешательством государства во внутренние дела партий, в личную жизнь  граждан следует расценить предписание  гражданам состоять 
только в одной политической партии.

Трехтысячный порог членства в  партии, являвшийся серьезным 
препятствием для партогенеза и развития политического плюрализма в Казахстане, следовало отменить, однако в новом законе он был увеличен.

Порядок регистрации партий носит  разрешительный порядок и 
данная процедура излишне громоздка и чрезмерно усложнена, что, видимо, связано с созданием искусственных барьеров для создания и развития 
малочисленных партий

В законодательстве не разработан механизм формирования Правительства партийным  большинством Парламента.

7. Отсутствует законодательный  механизм влияния политических 
партий на избранных от них лиц в Парламенте, касающийся целенаправленного проведения политики партии и жесткого членства в партийной 
фракции.

Информация о работе Роль политических партии в государственном регулировании