Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2013 в 19:58, дипломная работа
Актуальность темы работы, на мой взгляд, заключается в анализе хода становления партийной системы, роли политических партий в госу-дарственном строительстве республики и поступательном преобразовании воли народа во власть народа. При этом в первую очередь необходимо вы-явление особой роли участия политических партий в демократизации об-щества посредством выполнения ими ряда специфических функций, при-сущих именно этому общественному институту.
Введение
3
1
Теоретические аспекты роли политических партий в государственном управлении
7
1.1
Понятие и сущность государственного управления
7
1.2
Органы государственного управления
12
1.3
Правовое регулирование деятельности политических партий в Республики Казахстан
22
2
Деятельность политических партии в регулировании системы государственного и местного управления
34
2.1
Общая характеристика Народно-Демократической партии «Нур Отан»
34
2.2
Анализ деятельности Народно-Демократической партии «Нур Отан»
38
2.3
Деятельность Народно-Демократической партии «Нур Отан» в системе управления государства
51
3
Проблемы и перспективы деятельности политических партий в государственном и местном управлении
59
3.1
Проблемы развития казахстанской партийной системы: факторы и тенденции
59
3.2
Международный опыт финансирования политических партий как стимул к ведению активной работы и перспективы применения в казахстанской практике
69
3.3
Проблемы и предложения по развитию местного самоуправления
75
Заключение
81
Список использованной литературы
84
В Законе "О политических партиях"
от 2 июля 1996 г, фактически
не прослеживается какая-либо связь с
Конституционным Законом "О выборах
в РК", а также с Конституционным
Законом "О Парламенте РК и
статусе его депутатов". Здесь речь
идет о создании и деятельности фракций,
являющихся, по сути, организациями политических
партий в государственных органах, что
идет вразрез с п. 8 ст. 5 Закона "О политических
партиях".
Дискриминационными по своей сути
являются положения выборного
по партийным спискам, и кандидатов, выдвинутых
от общественных объединений и в порядке
самовыдвижения.
15 июля 2002 года вступил в действие
новый Закон Республики
Нельзя не отметить, что прежний закон о политических партиях, принятый 2 июля 1996 г. и о котором говорилось выше, давно нуждался в серьезной корректировке, поскольку в своей редакции он явно не способствовал реализации гражданами своего законного права на свободу объединения в политические партии и нормальному осуществлению самими партиями своей уставной деятельности по следующим причинам:
Во-первых, этот закон не предоставлял политическим партиям особых прав, присущих только им. Это привело к фактическому размыванию партий среди других общественных объединений. К тому же он содержал немало отсылочных норм к Закону "Об общественных объединениях" и практически был его своеобразным приложением. Данное же обстоятельство серьезно принижало положение партий как особых объектов правового регулирования.
Во-вторых, закон совершенно не рассматривал государственный аспект деятельности партий, отражающий особенности их участия в процессе осуществления государственной власти и управления. В частности, в нем практически не прослеживалась какая-либо его связь с законами "О выборах в Республике Казахстан" и "О Парламенте Республики Казахстан и статусе его депутатов.
В-третьих, прошлый закон о партиях был принят еще в 1996 г., в связи с чем он не соответствовал внесенным в последующие годы изменениям в действующее законодательство, регулирующее те или иные вопросы создания и деятельности партий. Особенно важно, что в нем никак не было отражено участие партий в выборах депутатов Мажилиса парламента по системе пропорционального представительства.
В-четвертых, тот закон содержал в себе положения, устанавливающие довольно жесткие требования к политическим партиям и инициаторам их создания. Особенно это касалось вопросов создания и государственной регистрации партий. Прежде всего речь идет об обязательном наличии в составе партий не менее 3000 членов. Хотя подобное требование означает открытое вмешательство государства во внутренние дела партий.
Таким образом, действующее раннее законодательство серьезно снижало роль и статус партий в политической жизни республики, а также возможности их участия в процессе принятия важных политических решений. По логике вещей для устранения этого обстоятельства и должно было быть направлено изменение партийного законодательства. Тем более что партии не только являются неотъемлемым элементом политической системы любого цивилизованного общества, но и играют важную роль в развитии демократии и гражданского общества в Казахстане.
Однако детальный анализ нового, теперь уже действующего закона о политических партиях на предмет:
а) его соответствия основополагающим
международно-признанным
принципам демократии, прав и свобод
человека, а также действующей
Конституции и законам РК;
б) сравнения с аналогичными законодательными
актами некоторых
зарубежных стран;
в) прогноза вероятных последствий
в политико-партийной среде, вы
званных его принятием, - вынуждает
в его оценке подходить к нему в основном
с критической стороны.
В частности, положение п. 2 ст. 1 закона относительно того, что политические партии не вправе выступать от имени всего народа, логически не подходит для его присутствия в статье 1, отражающей понятие политической партии. К тому же нужно учитывать, что Конституцией Республики Казахстан (п. 3 ст. 3) четко установлено, что от имени народа могут выступать только Президент, а также Парламент республики в пределах своих конституционных полномочий. В связи с этим содержание в Законе "О политических партиях" рассматриваемой запретительной нормы считается излишним.
Положение п. 3 ст. 5 рассматриваемого
закона устанавливает, что партии должны
создавать гражданам
Не совсем правомерным является установленный п.8 ст. 5 закона запрет на создание партий по признакам профессиональной, расовой и этнической принадлежности граждан. Это обусловлено тем, что профессиональные и этнические группы, как и другие социальные группы, вправе иметь объединения, представляющие их специфические интересы. Тем самым данное положение ограничивает право граждан Республики Казахстан, представляющих те или иные социальные группы, на свободу объединений, в данном случае объединений в политические партии, установленное п. 1 ст. 23 Конституции РК, и, таким образом, противоречит Основному Закону страны.
К тому же действующее законодательство Республики Казахстан не дает точного определения и не устанавливает четкие критерии понятиям "национальная", "расовая", "этническая принадлежность". Такое обстоятельство может привести к произвольному толкованию данных понятий со стороны государства и его органов при запрете на создание соответствующих партий. Нельзя также не отметить, что рассматриваемый запрет отсутствовал в прежнем законе о партиях.
Положение п. 1 ст. 6 закона предполагающее обязательное участие в создании политической партии не менее одной тысячи граждан, представляющих 2/3 области и городов Астаны и Алматы, также ограничивает право граждан на объединение в партии. При большом уровне аполитичности большинства населения республики у инициаторов создания соответствующей партии могут возникнуть серьезные затруднения с проведением ее учредительного съезда (конференции).
Очевидно также, что это положение противоречит ст. 10 Закона "Об общественных объединениях" от 31 мая 1996 г., устанавливающей численность инициативной группы граждан по созданию любого общественного объединения не менее 10 человек. В связи с этим же рассматриваемое положение закона о партиях противоречит п. 2 ст. 5 Конституции РК, согласно которому все общественные объединения равны перед законом. Данное же положение допускает неравноправие между политическими партиями и другими общественными объединениями.
Пункт 2 статьи 7 вводит запрет на указания в названиях партий национальных, религиозных, региональных, общинных и гендерных признаков. В то же время, действующее законодательство не определяет понятия и критерии "региональных" и "общинных" признаков. Такое же обстоятельство может привести к произвольному толкованию представителями органов власти названий тех или иных партий и может быть использовано ими для неправомерного отказа в регистрации данных партий.
Что касается запрета в отношении тендерного признака, то здесь законопроект противоречит ст. 14 Конституции РК, согласно которой все граждане равны перед законом и никто не может подвергаться какой-либо дискриминации по определенным мотивам, включая половую принадлежность. Иначе говоря, предлагаемое положение нового закона о партиях нарушает установленное Основным Законом страны равноправие между мужчинами и женщинами и ущемляет право последних на свободу объединений, в том числе в партии.
Довольно жестким и
В частности, п. 6 ст. 10 закона устанавливает, что для государственной регистрации партий в их составе должно быть не менее 50 тысяч граждан, представляющих филиалы партии во всех областях республики и городах Астана и Алматы, причем численностью не менее 700 членов партии в каждом из них. Очевидно, что данное положение недемократично в политическом плане и неправомерно с точки зрения основополагающих принципов прав и свобод личности и Конституции РК.
Во-первых, надо отметить, что многие граждане, желающие создать свои партии, явно не смогут осуществить эту свою цель, что связано с массовой аполитичностью большой части населения республики, средоточии интересов на решении личных и социально-бытовых вопросов и равнодушном отношении к деятельности политических партий в частности. Особенно это наблюдается в регионах.
Помимо этого ст. 21 закона о политических партиях обязывает партии, созданные до его принятия, в течение 6 месяцев пройти перерегистрацию для приведения своего названия, учредительных документов, количества членов и т.д. в соответствие с требованиями нового закона. Однако в силу отмеченного выше обстоятельства некоторые партии могут, не собрав требуемого количества членов, особенно в областях, такую перерегистрацию не пройти, что, таким образом, автоматически будет означать их ликвидацию.
Еще более недемократичным и неправомерным является пп. 6) п. 5 ст. 14 закона о политических партиях, согласно которому партии могут быть ликвидированы решением суда в случае двукратного неучастия в выборах депутатов Мажилиса парламента. В то же время по действующему праву республики участие граждан и общественных организаций в любых выборах является свободным и никто не вправе принуждать их к этому».
К тому же, как следует из ст. 4 закона о некоммерческих организациях, цели деятельности данных организаций, а значит, и партий, определяются их учредительными документами, прежде всего уставами, но никак не законом. В этом плане нельзя не учитывать, что граждане могут образовывать партии для решения специфических целей и задач, например демографического, экологического и пр. характера, достижение которых не предполагает обязательного участия этих партий в деятельности парламента.
Во всем цивилизованном мире партии сами вправе определять, хотят они участвовать в тех или иных выборах или нет. Примечательно, что п. 1 ст. 15 закона о политических партиях Ч1етко устанавливает, что "Политическая партия для осуществления целей и задач, определенных уставом и программой... имеет право... 3) выдвигать кандидатов в Президенты Республики Казахстан, депутаты Мажилиса Парламента и маслихаты Республики,,. "[6]. Иначе говоря, речь снова идет о праве, но никак не об обязанности партий участвовать в выборах. Тем более что в условиях несовершенства избирательной системы исполнительные органы власти могут практически произвольно вмешиваться и влиять на избирательный процесс в своих интересах, а при слабом влиянии Парламента и особенно маслихатов в политико-властной системе республики и отдельных регионов далеко не все партии, что уже подтверждалось практикой прошлых лет, желают принимать участие в выборах.
Наконец, нельзя не отметить, что опыт развитых зарубежных государств исключает подобные основания для ликвидации политических партий в судебном порядке. Введение же их в нашем законодательстве лишний раз демонстрирует попытку узаконить откровенное вмешательство государства во внутренние дела политических партий, в данном случае — в форме регламентации стратегии и тактики их деятельности.
Таким образом, исходя из изложенного» можно утверждать о том, что новый Закон "О политических партиях" способен еще больше, по сравнению даже с прошлым законом» ухудшить ситуацию, связанную с вопросами создания и деятельности политических партий, и существенно снизить уровень значимости партий в общественно-политической жизни республики[14].
Общественное
объединение «Народно-
Полное наименование партии: на государственном языке: «Нұр Отан» Халықтық Демократиялық партиясы» Қоғамдық бірлестігі; на русском языке: Общественное объединение «Народно – Демократическая партия «Нур Отан».
Сокращенное наименование партии:
на государственном языке: «Нұр Отан» ХДП;
на русском языке: НДП «Нур Отан».
Партией признается добровольное объединение граждан Республики Казахстан, выражающее политическую волю граждан, различных социальных групп, в целях представления их интересов в представительных и исполнительных органах государственной власти, местного самоуправления и участия в их формировании.
Партия создается в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
Руководящие органы партии и ее структурных подразделений (филиалов) находятся на территории Республики Казахстан.
Партия является юридическим лицом, имеет на праве собственности обособленное имущество, отвечает этим имуществом по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.
Информация о работе Роль политических партии в государственном регулировании