Роль политических партий в формировании органов государственного управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2013 в 09:58, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы - проанализировать и определить роль и место политических партий в формировании органов государственной власти в Российской Федерации.
Задачи исследования :
- Рассмотреть реальное состояние современных избирательной и партийной систем в России, определить перспективы их дальнейшего развития;
- Дать оценку избирательным и партийным процессам (на федеральном и региональных уровнях власти);

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Место и роль политических партий в политической системе общества 6
1.1 Структура и функции политической партии в обществе 6
1.2 Современная нормативно-правовая база деятельности политических партий в выборах 11
ГЛАВА 2. Политические партии как фактор формирования органов государственной власти в Российской Федерации 16
2.1 Роль и место политических партий в формировании представительных и исполнительных органов государственной власти 16
2.2. Этапы развития регионального политического процесса 20
ГЛАВА 3 Роль политических партий в избирательном процессе в РФ (федеральные и региональные аспекты) 23
3.1 Общая характеристика парламентских выборов 23
3.2 Критерии оценки выборов 26
3.3 Сравнительный анализ политических партий в итогах выборов в государственные представительные органы с 1993-2011годы 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37
Список используемой литературы: 40

Файлы: 1 файл

курсовая СГУ.docx

— 73.39 Кб (Скачать файл)

Помимо перечисленных  внешних функций, существуют и внутренние

К ним можно отнести: 1) Организацию структуры партии и  налаживание необходимых отношений  между первичными организациями. А  также между ними и вышестоящими партийными инстанциями. 2) Функцию  политического рекрутирования, т.е. пополнения рядов партии за счет новых  членов. 3) Решение финансовых проблем (контроль за положением партийной  кассы). 4) Подготовку из числа членов партии политических лидеров и лиц, обладающих знаниями государственного руководства для других структур политической системы, в том числе  и для выдвижения кандидатов в  представительные органы власти.

Полнота реализации всех этих функций, как внешних, так и внутренних, в том или ином обществе различна. Она зависит главным образом  от уровня развития конкретного общества, социально - классовой сущности партии, а также от профессиональных качеств  ее лидеров. В зависимости от принципов, на которых строится деятельность той  или иной партии, от ее роли в политической системе общества находится и  сама организационная структура  партии.

Различные течения в партиях  возглавляются лидерами, пользующимися  авторитетом у функционеров и  рядовых членов. Они стремятся  к единоличному руководству, чтобы  направить партию по определенному  ими программному пути. Конфликты  между соперничающими лидерами иногда приводят к расколу партии или  же соглашению между ними и восстановлению единства организации. Чем больше авторитет  и влияние лидеров партии, тем  большее расстояние отделяет руководящее  ядро от рядовых партийцев.

Естественно, такая иерархичная  структура во многом носит условный характер, поскольку в разных странах  она имеет свою национальную специфику. Постоянным же остается главная задача всех политических партий - это защита и представительство интересов  определенных социальных групп. И здесь  важно отметить, что партии не только выражают интересы, но и активно  участвуют в их формировании.

1.2 Современная нормативно-правовая  база деятельности политических  партий в выборах

Конституция РФ 1993 года, закрепившая  установившуюся в стране институциональную  систему, утвердила неравномерное  распределение полномочий и ответственности  между институтами власти. Институт президентства оказался фактически вынесен за рамки разделения властей. При этом не было создано элементарных механизмов не только гражданского, но и парламентского контроля за деятельностью  Президента РФ.

В 1994году был принят Федеральный  закон «Об основных гарантиях  избирательных прав граждан Российской Федерации». В законодательстве устанавливалась, в частности, возможность двойной  баллотировки кандидатов в общефедеральном  списке избирательного объединения  и в одномандатном округе. Закреплялся 5-процентный барьер голосов избирателей, необходимых для участия партий в распределении мест по общефедеральному округу.

Данный барьер вводился для  того, чтобы преодолеть такой недостаток пропорциональной системы, как отсутствие стимулов, сдерживающих фрагментацию партий. Кроме того, утверждался петиционный принцип выдвижения кандидатов и списков кандидатов, в соответствии с которым для участия в выборах кандидатам было необходимо собрать определенное количество подписей. Это был рамочный закон, в соответствии с которым в 1995г. были приняты федеральные законы «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» и «О выборах Президента Российской Федерации».

Выборы депутатов Государственной  Думы в декабре 1995г., президентские  выборы 1996г., выборы президентов и  глав администрации субъектов Федерации  и их законодательных (представительных) органов показали несовершенство избирательного законодательства в России. В связи  с этим в сентябре 1997г. Был подготовлен  и принят новый Федеральный закон  «Об основных гарантиях избирательных  прав и права на участие в референдуме  Российской Федерации». На его основе были изменены региональные и местные  законы о выборах. Однако и этот закон  оказался не идеальным. В практике выборов  появились новые антитехнологии, против которых можно бороться только посредством закона. Поэтому в  марте 1999г. Были внесены серьёзные  изменения и дополнения в Федеральный  закон «Об основных гарантиях  избирательных прав и права на референдум граждан Российской Федерации» (далее - Федеральный закон «Об  основных гарантиях...»).

С учетом этого закона в  июле 1999г. Был принят новый Федеральный  закон «О выборах депутатов Государственной  Думы Федерального Собрания Российской Федерации». Стремление депутатов сделать  выборы цивилизованными привело  к появлению в законе разъяснений, уточнений и комментариев. В результате закон получился громоздким, «неудобоваримым». Даже на его опубликование потребовалось  немало средств (текст закона занимал 350 страниц).

Конституция РФ в ст.81 определяет порядок избрания Президента РФ, в  ст.95-97 порядок формирования Совета Федерации и избрания депутатов  Государственной Думы, а в ст. 130 - порядок формирования органов  местного управления. Почему-то в Конституции РФ «пропущен» такой важный уровень в системе государственной власти и управления, как региональный. Субъекты Федерации разрабатывают и принимают законы о выборах законодательных органов республик, краев и областей и глав их администраций или президентов, а также законы о выборах представительных органов местного самоуправления и глав муниципальных образований. В принимаемых на этом уровне избирательных законах содержалось множество разногласий и несоответствий с федеральными законами.

В феврале 2000 года Государственная  Дума приняла в первом чтении один из пяти представленных законопроектов «О политических партиях». В связи  с этим дискуссия по данному вопросу  разгорелась с необычайной силой. А это показало, что закон действительно  необходим, в связи с тем, что  за последние годы наши политики, законодатели, высокие должностные лица, все  чаще ограничивают свою аргументацию соображениями политического, экономического, социального характера, игнорируя  правовые основы и аспекты любой  обсуждаемой ими проблемы. Или  прямо призывая пренебречь юридическими «формальностями» и решать любые  проблемы «по понятиям».

В ряде стран, сравнительно с Россией небольших (Польша, Венгрия, Чехия и др.), где почти не существует свойственного России великого разнообразия серьезных политических, социальных, этнокультурных, религиозных и т.п. региональных и местных условий  и соответствующих им интересов. Где существуют более или менее  развитые традиции политической жизни, - в этих странах партий действительно  меньше, чем в России.

Федеральный закон «О политических партиях» был принят 11 июля 2001 года. Не смотря на имеющиеся недостатки, принятие данного закона было необходимостью. Закон, конечно, был запоздалым, поскольку  его отсутствие стало серьезным  барьером на пути полноценного развития политических партий и партийной  системы во второй половине 1990-х  годов.

В законе во—первых, прописан институт партии как особой формы  общественного объединения, создаваемого для участия граждан в политической жизни. Во-вторых, право на участие  в федеральных и региональных выборах закреплено исключительно  за партиями. В-третьих, установлены  требования к общей численности  партии - не менее 10 тысяч членов («партминимум») и к количеству региональных отделений - не менее 45 (при этом в каждом должно быть не менее 100 партийцев). В-четвертых, введен запрет на создание межрегиональных, региональных и местных партий. В-пятых, предусмотрен сложный порядок государственной  регистрации партий и достаточно широкий перечень для приостановления  их деятельности и ликвидации. В-шестых, федеральным парламентским партиям, как и партиям, набравшим более 3 процентов голосов на думских  выборах (или выдвинувшим кандидата  в президенты, набравшего не менее 3 процентов), положено государственное  финансирование.

Важнейшим требованием, предъявляемым  новым законодательством к политическим партиям, является их обязательное участие  в выборах, что и стало главным  отличием данного закона от действовавшего ранее закона «Об общественных объединениях».

Закон о партиях (в начальной  редакции) многие пытались представить  совершенно драконовским. То, что он изначально был направлен на наведение  порядка на партийном рынке, никто  и не скрывал. Но результаты оказались  отнюдь не столь радикальными, как  ожидалось. Даже наоборот. Достаточно напомнить, что в думских выборах 2003 года приняли участие 18 партий и 5 блоков (в 1999году- 26 избирательных  объединений). В субъектах Федерации  тоже не слишком горевали и вместо региональных объединений стали  использовать отделения федеральных  партий.

Принятие Федерального закона «О политических партиях» стало важным этапом в развитии политических партий и партийной системы в современной  России. Вместе с тем, данный закон  закрепил стремление исполнительной государственной власти контролировать не только деятельность политических партий, но и процесс их непосредственного создания. К сожалению, приходится констатировать, что большинство положений закона носят достаточно формальный характер и не затрагивают институциональных основ политических партий. Так законодатели не пошли на придание политическим партиям новых прав, в частности, по формированию Правительства РФ и контролю над другими ветвями власти и бюрократии.

С принятием Федерального закона «О политических партиях» возникла необходимость внесения новых изменений  в избирательное законодательство, как федерального, так и регионального  уровней. В 2002г. Была принята новая  редакция Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и  права на участие в референдуме  граждан Российской Федерации» и  внесены изменения в Федеральный  закон «О выборах депутатов Государственной  Думы Федерального Собрания Российской Федерации». В Федеральный закон  «О выборах Президента Российской Федерации» были внесены лишь небольшие изменения.

Таким образом, избирательные  законы в Российской Федерации можно  разделить на три уровня: федеральные (выборы Президента РФ, депутатов Государственной  Думы Федерального Собрания РФ); региональные (выборы депутатов законодательных  собраний и глав исполнительной власти субъектов Федерации); местные (выборы депутатов представительных органов  местного самоуправления и глав муниципальных  образований). Законы о выборах глав муниципальных образований и  депутатов представительных органов  местного самоуправления принимаются  законодательными (представительными) органами субъектов Федерации.

 

ГЛАВА 2. Политические партии как фактор формирования органов государственной власти в Российской Федерации

2.1 Роль и место политических  партий в формировании представительных  и исполнительных органов государственной  власти

 

Структура федеральных органов  исполнительной власти может рассматриваться  по горизонтали и по вертикали. Горизонтальная структура подразумевает спецификацию управленческих ниш, которые закрепляются за тем или иным федеральным исполнительным органом (министерством, государственным  комитетом и пр.) Что касается структуры вертикальной, то в государстве  федерального типа она предполагает распределение аппарата (полномочий) того или иного федерального органа по всем «этажам» власти и управления либо, соответственно, ограничение  сферы его деятельности только самим  федеральным уровнем. Характер такой  структуры предопределяет возможность  федерального органа действовать на местах либо непосредственно через  своих представителей (территориальные  органы), либо опосредованно - через  функционально близкий аппарат  управления регионального и местного масштаба.

Формирование горизонтальной структуры федеральных органов  исполнительной власти в годы реформ осуществлялось довольно хаотично-изменения  здесь происходили столь же постоянно, сколь и бессистемно Частые смены  правительств неизменно влекли за собой  перетряхивание ведомственной структуры, причем противоположные по своей  направленности действия каждый раз  оправдывались нуждами совершения государственного управления.

К концу 1990-х годов российская политическая система вернулась  к традиционному, привычному состоянию  монополизации власти одной политической силой и исключения компромисса. Основа ее функционирования и устойчивости - не баланс интересов различных  элитных группировок, а «властная  вертикаль», последовательное подчинение единому центру, в котором сосредоточена реальная власть;

-реформа регионального  управления, по сути подрывающая  вертикальное разделение властей  и федеральную систему в целом.  Федерация представляет собой  сложный механизм согласования  и балансирования позиций органов  управления разных уровней, источники,  формирования которых по определению  множественны и не соподчинены.  Поэтому «вертикаль исполнительной  власти» в федерации есть «горячий  лед». Противостояние региональному  произволу в федеративной системе  должно и может строиться, как  показывает опыт Мексики и  Бразилии, на использовании правовых  механизмов и исключительных  прерогатив федерального правительства;

-закон 2001г. о политических  партиях, очевидная цель которого -исключить возможность неконтролируемого  возникновения новых партий и  оттеснить на обочину политической  жизни или подчинить миноритарные  партии, способные реально оппонировать  власти;

Информация о работе Роль политических партий в формировании органов государственного управления