Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2013 в 09:58, курсовая работа
Цель курсовой работы - проанализировать и определить роль и место политических партий в формировании органов государственной власти в Российской Федерации.
Задачи исследования :
- Рассмотреть реальное состояние современных избирательной и партийной систем в России, определить перспективы их дальнейшего развития;
- Дать оценку избирательным и партийным процессам (на федеральном и региональных уровнях власти);
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Место и роль политических партий в политической системе общества 6
1.1 Структура и функции политической партии в обществе 6
1.2 Современная нормативно-правовая база деятельности политических партий в выборах 11
ГЛАВА 2. Политические партии как фактор формирования органов государственной власти в Российской Федерации 16
2.1 Роль и место политических партий в формировании представительных и исполнительных органов государственной власти 16
2.2. Этапы развития регионального политического процесса 20
ГЛАВА 3 Роль политических партий в избирательном процессе в РФ (федеральные и региональные аспекты) 23
3.1 Общая характеристика парламентских выборов 23
3.2 Критерии оценки выборов 26
3.3 Сравнительный анализ политических партий в итогах выборов в государственные представительные органы с 1993-2011годы 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37
Список используемой литературы: 40
Помимо перечисленных внешних функций, существуют и внутренние
К ним можно отнести: 1)
Организацию структуры партии и
налаживание необходимых
Полнота реализации всех этих функций, как внешних, так и внутренних, в том или ином обществе различна. Она зависит главным образом от уровня развития конкретного общества, социально - классовой сущности партии, а также от профессиональных качеств ее лидеров. В зависимости от принципов, на которых строится деятельность той или иной партии, от ее роли в политической системе общества находится и сама организационная структура партии.
Различные течения в партиях возглавляются лидерами, пользующимися авторитетом у функционеров и рядовых членов. Они стремятся к единоличному руководству, чтобы направить партию по определенному ими программному пути. Конфликты между соперничающими лидерами иногда приводят к расколу партии или же соглашению между ними и восстановлению единства организации. Чем больше авторитет и влияние лидеров партии, тем большее расстояние отделяет руководящее ядро от рядовых партийцев.
Естественно, такая иерархичная структура во многом носит условный характер, поскольку в разных странах она имеет свою национальную специфику. Постоянным же остается главная задача всех политических партий - это защита и представительство интересов определенных социальных групп. И здесь важно отметить, что партии не только выражают интересы, но и активно участвуют в их формировании.
Конституция РФ 1993 года, закрепившая установившуюся в стране институциональную систему, утвердила неравномерное распределение полномочий и ответственности между институтами власти. Институт президентства оказался фактически вынесен за рамки разделения властей. При этом не было создано элементарных механизмов не только гражданского, но и парламентского контроля за деятельностью Президента РФ.
В 1994году был принят Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации». В законодательстве устанавливалась, в частности, возможность двойной баллотировки кандидатов в общефедеральном списке избирательного объединения и в одномандатном округе. Закреплялся 5-процентный барьер голосов избирателей, необходимых для участия партий в распределении мест по общефедеральному округу.
Данный барьер вводился для того, чтобы преодолеть такой недостаток пропорциональной системы, как отсутствие стимулов, сдерживающих фрагментацию партий. Кроме того, утверждался петиционный принцип выдвижения кандидатов и списков кандидатов, в соответствии с которым для участия в выборах кандидатам было необходимо собрать определенное количество подписей. Это был рамочный закон, в соответствии с которым в 1995г. были приняты федеральные законы «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» и «О выборах Президента Российской Федерации».
Выборы депутатов
С учетом этого закона в
июле 1999г. Был принят новый Федеральный
закон «О выборах депутатов
Конституция РФ в ст.81 определяет порядок избрания Президента РФ, в ст.95-97 порядок формирования Совета Федерации и избрания депутатов Государственной Думы, а в ст. 130 - порядок формирования органов местного управления. Почему-то в Конституции РФ «пропущен» такой важный уровень в системе государственной власти и управления, как региональный. Субъекты Федерации разрабатывают и принимают законы о выборах законодательных органов республик, краев и областей и глав их администраций или президентов, а также законы о выборах представительных органов местного самоуправления и глав муниципальных образований. В принимаемых на этом уровне избирательных законах содержалось множество разногласий и несоответствий с федеральными законами.
В феврале 2000 года Государственная
Дума приняла в первом чтении один
из пяти представленных законопроектов
«О политических партиях». В связи
с этим дискуссия по данному вопросу
разгорелась с необычайной
В ряде стран, сравнительно с Россией небольших (Польша, Венгрия, Чехия и др.), где почти не существует свойственного России великого разнообразия серьезных политических, социальных, этнокультурных, религиозных и т.п. региональных и местных условий и соответствующих им интересов. Где существуют более или менее развитые традиции политической жизни, - в этих странах партий действительно меньше, чем в России.
Федеральный закон «О политических партиях» был принят 11 июля 2001 года. Не смотря на имеющиеся недостатки, принятие данного закона было необходимостью. Закон, конечно, был запоздалым, поскольку его отсутствие стало серьезным барьером на пути полноценного развития политических партий и партийной системы во второй половине 1990-х годов.
В законе во—первых, прописан
институт партии как особой формы
общественного объединения, создаваемого
для участия граждан в
Важнейшим требованием, предъявляемым
новым законодательством к
Закон о партиях (в начальной редакции) многие пытались представить совершенно драконовским. То, что он изначально был направлен на наведение порядка на партийном рынке, никто и не скрывал. Но результаты оказались отнюдь не столь радикальными, как ожидалось. Даже наоборот. Достаточно напомнить, что в думских выборах 2003 года приняли участие 18 партий и 5 блоков (в 1999году- 26 избирательных объединений). В субъектах Федерации тоже не слишком горевали и вместо региональных объединений стали использовать отделения федеральных партий.
Принятие Федерального закона
«О политических партиях» стало важным
этапом в развитии политических партий
и партийной системы в
С принятием Федерального
закона «О политических партиях» возникла
необходимость внесения новых изменений
в избирательное
Таким образом, избирательные законы в Российской Федерации можно разделить на три уровня: федеральные (выборы Президента РФ, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ); региональные (выборы депутатов законодательных собраний и глав исполнительной власти субъектов Федерации); местные (выборы депутатов представительных органов местного самоуправления и глав муниципальных образований). Законы о выборах глав муниципальных образований и депутатов представительных органов местного самоуправления принимаются законодательными (представительными) органами субъектов Федерации.
Структура федеральных органов
исполнительной власти может рассматриваться
по горизонтали и по вертикали. Горизонтальная
структура подразумевает
Формирование горизонтальной
структуры федеральных органов
исполнительной власти в годы реформ
осуществлялось довольно хаотично-изменения
здесь происходили столь же постоянно,
сколь и бессистемно Частые смены
правительств неизменно влекли за собой
перетряхивание ведомственной структуры,
причем противоположные по своей
направленности действия каждый раз
оправдывались нуждами
К концу 1990-х годов российская политическая система вернулась к традиционному, привычному состоянию монополизации власти одной политической силой и исключения компромисса. Основа ее функционирования и устойчивости - не баланс интересов различных элитных группировок, а «властная вертикаль», последовательное подчинение единому центру, в котором сосредоточена реальная власть;
-реформа регионального
управления, по сути подрывающая
вертикальное разделение
-закон 2001г. о политических
партиях, очевидная цель
Информация о работе Роль политических партий в формировании органов государственного управления