Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2013 в 09:58, курсовая работа
Цель курсовой работы - проанализировать и определить роль и место политических партий в формировании органов государственной власти в Российской Федерации.
Задачи исследования :
- Рассмотреть реальное состояние современных избирательной и партийной систем в России, определить перспективы их дальнейшего развития;
- Дать оценку избирательным и партийным процессам (на федеральном и региональных уровнях власти);
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Место и роль политических партий в политической системе общества 6
1.1 Структура и функции политической партии в обществе 6
1.2 Современная нормативно-правовая база деятельности политических партий в выборах 11
ГЛАВА 2. Политические партии как фактор формирования органов государственной власти в Российской Федерации 16
2.1 Роль и место политических партий в формировании представительных и исполнительных органов государственной власти 16
2.2. Этапы развития регионального политического процесса 20
ГЛАВА 3 Роль политических партий в избирательном процессе в РФ (федеральные и региональные аспекты) 23
3.1 Общая характеристика парламентских выборов 23
3.2 Критерии оценки выборов 26
3.3 Сравнительный анализ политических партий в итогах выборов в государственные представительные органы с 1993-2011годы 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37
Список используемой литературы: 40
Как и прежде, российская
избирательная система
В отличие от предшествующих
парламентов, Дума четвертого созыва почти
наполовину состоит из инкумбентов.
Возросший профессионализм
В ходе избирательной кампании
соискатели думских кресел разделились
на три сопоставимые по численности
группы: 39% участвовали в выборах
по пропорциональной части избирательной
системы, 36% предпочли «смешанную»
стратегию, около 25% баллотировались
в округах. Как известно, качества,
которые требуются при
Не случайно избравшие
«смешанную» стратегию
Итак, мы видим, что у каждой
стратегии есть свои недостатки и
преимущества, и ни одна из них не
может считаться оптимальной
с точки зрения вероятности переизбрания.
Не было и заведомо «провальных» стратегий:
при любой из них примерно половина
депутатов добивалась успеха. Депутаты,
избравшие «смешанную»
Иначе говоря, инкумбентам, стремящимся продлить депутатский мандат, следует выбирать ту стратегию, которая в максимальной степени соответствует объему и характеру имеющихся у них ресурсов.
При выборе партии депутаты явно учитывали ее возможные перспективы. Представительство в парламенте играло вторичную роль. Наибольшим спросом пользовались сильнейшие общероссийские партии - КПРФ и «Единая Россия», тогда как способность СПС АПР, «Яблока» и ЛДПР оказать значительную поддержку в региональной кампании, по-видимому, вызывала сомнения. Из недавно созданных партий фаворитом считалась НПРФ, а «Родина» не воспринималась достаточно серьезно.
Прогнозирование результатов выборов - важный элемент электорального процесса. И если социологи, составляющие прогнозы, не рискуют ничем, кроме своей профессиональной репутации, то политики, решившие связать свое имя с той или иной партией, в случае ее проигрыша расплачивается карьерой. На выборах в округах принадлежность к политической партии не рассматривалась в качестве решающего фактора, и депутат мог позволить себе просчитаться. Но те инкумбенты, которые участвовали в выборах только по пропорциональной части избирательной системы, а таковых было 152, едва ли имели право на ошибку.
Как видно из (Приложения 2),
Партия |
Кол-во депутатов в списке |
Численность основной думской фракции |
«ЕР» |
74 |
83** |
КПРФ |
32 |
82 |
ЛДПР |
10 |
12 |
СПС |
15 |
32 |
«Яблоко» |
7 |
17 |
АПР |
1 |
43 |
НПРФ |
7 |
56 |
ВР-ЕС |
1 |
|
НК-АР |
1 |
|
Партия «Русь» |
1 |
|
«Родина» |
3 |
|
Всего |
152 |
депутаты, имевшие только один путь переизбрания, проявили высокую адаптивность к сложившейся политической конъюнктуре и показали себя хорошими аналитиками. В список «Единой России», считавшейся явным фаворитом кампании, вошло наибольшее число депутатов. Правда, их было гораздо меньше, нежели в пропрезидентской коалиции в целом. Вместе с тем сравнение с КПРФ, которая тоже располагала в Думе многочисленными силами, показывает, что количество мест, занятых депутатами в партийном списке, связано не только с доступностью этих мест, но и с шансами партии на успех. Хотя левая коалиция была лишь на треть меньше пропрезидентской, по списку КПРФ баллотировались вдвое меньше депутатов, чем по списку «Единой России». И дело здесь не только в том, что немало «проходных» мест в списке КПРФ было отдано «полезным» людям за пределами депутатского корпуса и многие инкумбенты могли рассчитывать лишь на второстепенные места в региональных группах. Если бы депутаты были уверены в убедительном успехе КПРФ, даже такие места пользовались бы большим спросом, как это было в «Единой России».
В отличие от депутатов, выдвигавшихся в округах, которые довольно охотно пользовались поддержкой НПРФ, их коллеги, ориентировавшиеся на список, явно скептически относились к общероссийской популярности Народной партии. Несмотря на многочисленность депутатской группы НД, лишь семь инкумбентов баллотировались только по списку НПРФ. По-видимому, не питали больших надежд на успех своих партий и депутаты из фракций СПС и «Яблока». Зато члены фракции ЛДПР почти в полном составе вошли в список этой партии, веря в результативность энергичной электоральной политики своего харизматического лидера. При этом, как и на выборах в округах, депутаты недооценили электоральный потенциал «Родины»: по ее списку решились баллотироваться только трое инкумбентов.
Таким образом, можно сделать вывод, что для успешного переизбрания партийных кандидатов нужна партия, пользующаяся общенациональной популярностью (обеспечивающей успех списка) и обладающая сильной организационной базой на местах (что помогает победить в округах).
Вывод: суммируя вышесказанное, можно констатировать, что Дума достигла высокого уровня институционализации. Более активное участие депутатов в выборах и более частое, по сравнению с предшествующими думскими кампаниями, переизбрание говорят о том, что Дума успешно укрепляет границы отделяющие депутатов от других соискателей парламентских мандатов.
Депутаты, стремящиеся продлить
свои полномочия, выбирают такую стратегию
переизбрания, которая в максимальной
степени соответствует объему и
характеру имеющихся у них
ресурсов. Как правило, способ избрания
и способ переизбрания совпадают: одномандатники
чаще баллотируются в округах, а
списочники - по партийному списку. Влияние
ситуационного расклада сил в
Думе на исход перевыборов относительно
невелико. Когда речь идет о распределении
«проходных» мест в партийных
списках, «примерное поведение» в Думе,
выражающееся в безоговорочном следовании
инструкциям партийных лидеров,
играет гораздо меньшую роль, нежели
объем электоральных ресурсов, от
которого, в случае успеха, зависит
и тип полученного мандата. Стратификационная
структура Думы воспроизводится
в электоральном процессе. В ходе
избирательной кампании депутаты успешно
адаптировались к меняющейся политической
ситуации. Инкумбенты, участвовавшие
в выборах по спискам, неплохо
просчитали шансы партий на успех
и неохотно выдвигались* от новых
партий, если только те не выглядели
особенно перспективными (как это
было в случае НПРФ). Инкумбентов, избранных
при поддержке партий, оказалось
существенно больше, чем независимых.
Это в очередной раз
Внесение поправок в избирательное законодательство и регламент Думы будет означать трансформацию устоявшихся рутин. Способность Думы приспособиться к новым правилам игры станет важной проверкой на прочность тех институциональных форм, которые сложились в нижней палате за истекшее десятилетие.
Следующие выборы в Госдуму прошли по партийным спискам и при повышенном до 7% барьере. Барьер повышают и в регионах. Формирование избирательных блоков впредь не допускается. «Партминимум» повышен до 50 тысяч (а минимальная численность регионального отделения-до 500), при этом партии обязали сдать документы для перерегистрации согласно новым требованиям к 1 января 2006года. Единороссам от всего этого ни жарко, ни холодно, а остальные парламентские партии могут утешать себя лишь тем, что имеют теперь право выдвигать кандидатов на выборах всех уровней без сбора подписей и внесения залога. А у остальных еще проблема в том, что для отказа в регистрации избиркому теперь достаточно обнаружить 5% недостоверных подписей, а не 25%, как раньше.
Проведенный анализ показывает, что «Единая Россия» получила подавляющее большинство мест в Думе 2011г. созыва благодаря целой комбинации институциональных и политических факторов. В пропорциональной части избирательной системы ее преимущество было усилено сочетанием сравнительно высокой общесистемной фрагментации и массового голосования против всех списков. В одномандатной части успеху «Единой России» способствовало отсутствие территориальных баз поддержки у основных оппозиционных партий, в результате чего небольшое электоральное преимущество ведущей партии обернулось колоссальным превосходством при распределении мест. Наконец, реализация латентных коалиционных стратегий в одномандатных округах позволила рекрутировать во фракцию «Единой России» массу депутатов, которые не были с ней формально связаны в период избирательной кампании.
Их общим лозунгом, если отвлечься от риторических отличий, является воссоздание «Империи, основанной на сильной и единственной власти».
Анализ роли и места партий в выборах законодательных органов власти в период с 1993-2011 годах позволяет выявить тенденцию к снижению их роли. Что касается системы избрания депутатов Госдумы РФ, то по существу серьезные недостатки и преимущества отмечаются как у пропорциональной (только по партийным спискам), так и у мажоритарной системы формирования российского парламента.
Основным недостатком
модели голосования по пропорциональной
избирательной системе является
то, что ее деперсонализированность
и анонимность исключают
Оценивая избирательную
систему в современной России,
ряд исследователей считают преждевременным
использование механизмов пропорционального
представительства. Аргументируется
такой вывод, как правило, слабым
политико-организационным
Переход к пропорциональным
выборам и повышение
Применение таких списков особенно актуально для современной России, так как позволяет нивелировать такой недостаток российской политической культуры как закрытость элитных групп, и будет «провоцировать» членов политических партий и партийную элиту проводить более открытую и публичную политику.
Ужесточение требований к деятельности политической партии, носят весьма противоречивый характер, поскольку являются попыткой осуществить процесс реформирования, при усилении контроля государства за процессом создания и деятельностью политических партий.
Все выше сказанное наталкивает на мысль что необходимо вовлекать в процесс реформирования не только формальные политические институты, но и неформальные. Если обеспечить наличие альтернативных кандидатов, то это потребует внесение соответствующих изменений в законы, а так же денег на проведение выборов с «расширенным» составом участников. Видится необходимость создание институтов гражданского общества, к которым относятся объединения избирателей (политические партии), как убеждают многочисленные исследования, это является длительным историческим процессом, обусловленным традициями и особенностями политической культуры. Институт гражданского общества будет служить связующим звеном между кандидатом (депутатом) и избирателями. Ответственность в повседневном режиме требует ежедневного контроля и ограничения свободы действий депутатов, обеспечить которые не под силу отдельному избирателю, а только их объединениям.
Информация о работе Роль политических партий в формировании органов государственного управления