Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2013 в 09:58, курсовая работа
Цель курсовой работы - проанализировать и определить роль и место политических партий в формировании органов государственной власти в Российской Федерации.
Задачи исследования :
- Рассмотреть реальное состояние современных избирательной и партийной систем в России, определить перспективы их дальнейшего развития;
- Дать оценку избирательным и партийным процессам (на федеральном и региональных уровнях власти);
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Место и роль политических партий в политической системе общества 6
1.1 Структура и функции политической партии в обществе 6
1.2 Современная нормативно-правовая база деятельности политических партий в выборах 11
ГЛАВА 2. Политические партии как фактор формирования органов государственной власти в Российской Федерации 16
2.1 Роль и место политических партий в формировании представительных и исполнительных органов государственной власти 16
2.2. Этапы развития регионального политического процесса 20
ГЛАВА 3 Роль политических партий в избирательном процессе в РФ (федеральные и региональные аспекты) 23
3.1 Общая характеристика парламентских выборов 23
3.2 Критерии оценки выборов 26
3.3 Сравнительный анализ политических партий в итогах выборов в государственные представительные органы с 1993-2011годы 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37
Список используемой литературы: 40
Рассмотрим эти сдвиги,
сравнив социально-
Значительно возросла среди не голосующих группа относительно бедных, тех, кому «денег хватает только на еду и одежду» (с 30 до 50%) и, напротив, сократилась доля относительно обеспеченных – с 26 до 11%. Что касается типов поселения, то неготовность голосовать несколько снизилась в крупных и средних городах, но выросла на селе (с 17 до 24%).
Итоги думских выборов 2011 года:
Единая Россия |
49,32% |
КПРФ |
19,19% |
ЛДПР |
11,67% |
Справедливая Россия |
13,24% |
Яблоко |
3,43% |
Патриоты России |
0,97% |
Правое дело |
0,60% |
Таким образом, в Государственную думу прошли четыре партии: "Единая Россия" (238 мандатов), КПРФ (92), ЛДПР (56) и "Справедливая Россия" (64).
Выборы сегодня - не просто
факт голосования, но долгая и кропотливая
работа по воплощению того или иного
политического проекта. Кроме этого,
это мощная индустрия, в которой
задействовано большое
Поэтому характер избирательной
кампании составляет предмет особого
интереса не только у политологов, но
и у рядовых избирателей. Для
политологов изучение выборов представляет
собой направление
Однако до сих пор, не выработано
каких бы то ни было стандартных
критериев, с помощью которых
можно было бы типологизировать, классифицировать
и оценивать выборы. Оценка рассматриваемого
явления -необходимая часть
Главными политологическими характеристиками выборов (по мажоритарной системе) являются их предсказуемость и конкурентность.
Конкурентность и
Выборы как политический
процесс имеют «объективную»
и «субъективную» составляющие. С
одной стороны, результат выборов
зависит от соотношения сил между
участниками (кандидатами). Каждый из них
обладает определенным набором ресурсов:
финансовых, организационных, информационных,
статусных, интеллектуальных и пр. Общеизвестно,
что, определяя стратегию
Очевидно, что различные
виды ресурсов распределены между кандидатами
несимметрично, поэтому «объективное»
соотношение сил можно оценить,
только рассматривая ресурсный потенциал
в совокупности. Вполне возможно, что
один кандидат значительно превосходит
другого по финансовым ресурсам, но
намного уступает ему по другим показателям.
Кроме того, в разных ситуациях
тот или иной вид ресурсов может
иметь далеко не одинаковое значение.
В одних случаях, например, финансовый
ресурс кандидата компенсируется его
антирейтингом: сколько бы денег
ни было потрачено на избирательную
кампанию, у кандидата все равно
нет шансов на победу; но в другой
ситуации «большие деньги» способны
стать решающим аргументом. Следовательно,
для корректного определения
соотношения сил между
Таким образом, допустима ситуация, когда результат выборов «просчитывается» заранее, т.е. независимо от хода избирательной кампании, действий кандидатов и их штабов итоги предопределены объективным соотношением сил. Подобные выборы называют «предсказуемыми». Наоборот, если анализ возможностей кандидатов не позволяет заранее определить результат, выборы относятся к категории «непредсказуемых».
Что касается «субъективной»
составляющей выборов, то ее измеряют
таким показателем, как «конкурентность».
Если степень предсказуемости
Итак, конечный результат выборов важен именно как результат и мало что дает для характеристики в целом. Более того, современные выборы - настолько сложный политический процесс, что вообще не представляется возможным использовать какой-то один совокупный показатель для их оценки. В результате чего получается следующая матрица.
1. Предсказуемые - неконкурентные. Исход таких выборов предопределен очевидным неравенством ресурсов, находящихся в распоряжении лидера кампании и остальных ее участников. Присутствие в кампании большинства соперников фаворита является чисто формальным. Кто-то создает видимость борьбы, кто-то открыто выступает в поддержку фаворита, решая при этом собственные политические задачи, но фактически никто не может повлиять не только на основной результат выборов, но и на окончательный расклад голосов.
2. Непредсказуемые - конкурентные. В данном случае ресурсы, которыми обладают несколько (по меньшей мере, двое) кандидатов на выборах, вполне сопоставимы между собой. Следовательно, между ними будет идти острая борьба за победу.
3. Предсказуемые - конкурентные. Победителя таких выборов можно назвать на старте кампании. Это, однако, не снижает накала борьбы, поскольку соперники фаворита в ходе кампании стремятся нанести максимальный урон его политическим позициям и упрочить собственные. Основное значение приобретает вопрос о цене победы- какие потери понесет фаворит на пути к ней, на какие вынужден будет пойти уступки, и какие приобретения смогут сделать противостоящие ему силы. Вокруг этого в кампании данного типа выстраивается мотивация действий основных участников, включая лидера гонки. Борьба ведется не за избрание как таковое, а за тот расклад сил, который сложится после него.
4. Непредсказуемые - неконкурентные. Победитель на таких выборах не может быть вычислен заранее, исходя из соотношения ресурсов кандидатов. Однако те или иные причины субъективного характера заставляют одного либо нескольких соперников отказаться от активной борьбы. Степень предсказуемости при этом будет возрастать по мере развертывания кампании, если потенциально сильные конкуренты, которые должны были «нагонять» лидера гонки, поведут себя пассивно. Если же, напротив, пассивную позицию займет сам лидер, исход выборов предсказывать станет труднее. Резюмируя выше сказанное, надо заметить, что характер выборов, в конечном счете, определяется составом кандидатов. При этом действуют как объективные, так и субъективные факторы. К первым относятся ресурсы, которыми располагают кандидаты, их электабилити, ко вторым - стремления, намерения, действия кандидатов. В условиях демократии, учитывая, что ключевой ее принцип- «неопределенность результатов при определенности правил игры», выборы, напротив, должны быть конкурентными и непредсказуемыми, хотя вероятны и другие варианты. Демократия совместима с отдельными случаями предсказуемых и неконкурентных выборов, но соотношение числа предсказуемых и непредсказуемых, конкурентных и неконкурентных выборов, безусловно, может рассматриваться как один из индексов демократичности политического режима.
Думские выборы в декабре
1993года проводились что называется,
на скорую руку, к тому же на фоне пепелища
Белого дома. Ельцинский Кремль на них
вывел две партии (юридически два
избирательных блока)- «Выбор России»
(ВР) Гайдара и Партию российского
единства и согласия (ПРЕС) Шахрая. Разумеется,
в выборах участвовали и
К выборам 1995 года все уже готовились заранее. Кремль опять двинулся двумя колонками, организовав «Наш дом- Россия» (НДР) во главе с Черномырдиным B.C. и Блок Ивана Рыбкина (БИР). Нужно заметить, что в то время «демократами» стали именовать лишь либералов (а ведь исторически либералы составляли только часть той же «Демократической России»), а Кремль от них дистанцировался, памятуя об итогах кампании 1993 года. НДР позиционировался как лояльная власти центристская партия, а БИР - как левоцентристская. Остатки ВР образовали «Демократический выбор России» (ДВР), он вышел на выборы отдельным блоком. При этом самостоятельно участвовали и ПРЕС, и всякие карлики вроде движения «Общее дело» Хакамады и пр. В итоге из всех кремлевских и «постдемократических» партий в Думу прошли только НДР с 10,1% голосов и «Яблоко» с 6,8%. ЛДПР собрала 11,1%, а КПРФ - 22,3%. Последнее в сочетании с победами кандидатов, выдвинутых или поддержанных коммунистами на многих губернаторских выборах, заетавило говорить об угрозе «красного реванша».
Практически сразу после
выборов началось формирование парламентского
большинства из фракции «Единство»
и «Отечество» и депутатских
групп «Регионы России» и «Народный
депутат» (они включали как депутатов,
избранных от ОВР, но потом отколовшихся,
так и независимых
Выборы в Государственную
Думу 7 декабря 2003 года - юбилейные, подводящие
итог пятнадцати годам с начала трансформации
советской избирательной
Информация о работе Роль политических партий в формировании органов государственного управления