Роль политических партий в формировании органов государственного управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2013 в 09:58, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы - проанализировать и определить роль и место политических партий в формировании органов государственной власти в Российской Федерации.
Задачи исследования :
- Рассмотреть реальное состояние современных избирательной и партийной систем в России, определить перспективы их дальнейшего развития;
- Дать оценку избирательным и партийным процессам (на федеральном и региональных уровнях власти);

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Место и роль политических партий в политической системе общества 6
1.1 Структура и функции политической партии в обществе 6
1.2 Современная нормативно-правовая база деятельности политических партий в выборах 11
ГЛАВА 2. Политические партии как фактор формирования органов государственной власти в Российской Федерации 16
2.1 Роль и место политических партий в формировании представительных и исполнительных органов государственной власти 16
2.2. Этапы развития регионального политического процесса 20
ГЛАВА 3 Роль политических партий в избирательном процессе в РФ (федеральные и региональные аспекты) 23
3.1 Общая характеристика парламентских выборов 23
3.2 Критерии оценки выборов 26
3.3 Сравнительный анализ политических партий в итогах выборов в государственные представительные органы с 1993-2011годы 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37
Список используемой литературы: 40

Файлы: 1 файл

курсовая СГУ.docx

— 73.39 Кб (Скачать файл)

-принудительная перерегистрация  в 2001г. общественных организаций  и попытки поставить их под  контроль власти как на федеральном  («гражданский форум»), так и на  региональном уровне;

-легальная и «экстраофициальная»  активизация репрессивных структур, все более выраженное и повсеместное  присутствие «силовиков» в органах  исполнительной и законодательной  власти всех уровней, государственный  контроль над средствами массовой  информации.

В целом речь идет о едином и достаточно последовательном процессе приспособления политической сферы  к такому типу развития, при котором  государство (власть) играет центральную  роль в структурировании экономических, политических и социальных отношений.

Серьезное внимание в деятельности партий уделяется функции политического  рекрутирования, под которым понимаются подбор, подготовка и выдвижение кадров, как для самой партии, так и для других структур политической системы, в том числе выдвижение кандидатов в представительные органы власти и в исполнительный аппарат государства.

Политика по сути дела свелась  к управлению, а государство стало  ареной противоборства соперничающих  партикуляристских интересов, которые  верховная власть стремится упорядочить  в рамках исполнительных структур. Думается, что под разговоры о  диктатуре закона и вопреки распространенным надеждам на то, что Путин сможет деприватизировать российское государство, в нашей стране в последние  годы складывается система частной  власти и происходит ускоренная адаптация  формальных демократических институтов к ее нуждам. Выборы используются для  ее легитимации, и одновременно устраняется  какая- либо неопределенность их результата. Как на федеральном, так и во все  большей степени на региональном уровнях их итоги предопределяются согласованием частных интересов. В последнее время федеральная  власть перешла к практике прямого  навязывания, с нарушением если не буквы, то духа закона о выборах, кандидатов, отвечающих ее собственным интересам (пример выборов глав исполнительной власти в Якутии, Северной Осетии и  Ингушетии). Представления о том, что, таким образом, федеральные  структуры отстаивают общенациональные интересы, противопоставляя их частным  интересам региональных «баронов», не выдерживает критики. Степень  «общности» интересов, защищаемых теми или иными силами, может быть определена не иначе, как на конкурентных выборах  с открытым исходом.

Сращивание экономической  и политической власти, персонализация единства власти и собственности, как  на федеральном, так и на региональном уровне - ведет к разрушению в  России формальных политических институтов.

В современной России по мажоритарной системе абсолютного  большинства избираются: Президент  Российской Федерации и главы  исполнительной власти субъектов Федерации. Если никто из кандидатов не набирает более 50% голосов избирателей, то проводится второй тур голосования, в который  проходят кандидаты, занявшие первые два места. Второй тур проводится уже по мажоритарной системе относительного большинства.

По мажоритарной системе  относительного большинства в России проводятся выборы половины депутатов  Государственной Думы, депутатов  законодательных (представительных) органов  субъектов Федерации, депутатов  представительных органов местного самоуправления и глав муниципальных  образований.

Особенностью российской избирательной системы является то, что, если в бюллетене по каким-либо причинам оказалась одна фамилия, выборы признаются несостоявшимися. Кандидат, снявший свою кандидатуру накануне выборов, обязан возместить расходы  на избирательную кампанию. Другой особенностью мажоритарной избирательной  системы России является отсутствие многомандатных округов.

При пропорциональной избирательной  системе возможно образование только многомандатных избирательных округов. Разновидностей пропорциональной системы  известно гораздо больше, чем разновидностей мажоритарной. Её преобладание обусловлено  тем, что она считается более  демократичной, чем мажоритарная, так  как представляет интересы различных  социальных групп и представляющих их политических сил. Она более чем  мажоритарная, способствует созданию эффективных обратных связей между  гражданским обществом и государством.

Противники пропорциональной избирательной системы в качестве одного из её недостатков указывают  на обезличинность партийных списков. Ведь избиратели голосуют за списки, составляемые партиями, т.е. за партии, а не за конкретных кандидатов. Партии включают в списки, как правило, столько кандидатов, сколько депутатов посылается в  представительный орган от данного  избирательного округа. Депутатами становятся кандидаты, стоящие под первым порядковым номером в списке. В России в  бюллетень вносятся из списка первые три фамилии. Нельзя сказать, что  избиратели знают только этих людей. Партийные списки формируются так, чтобы в них были представлены лидеры региональных партийных организаций. А их хорошо знают на местах. Настроение избирателей во многом зависит от доходчивости, аргументированности выступлений кандидатов, от их способностей, манеры поведения и т.д. Избиратели часто о самой партии судят по конкретным кандидатам.

В России существует практика смешанной избирательной системы, сочетающие в себе элементы мажоритарной и пропорциональной систем, на выборах  в Государственную Думу: 225 депутатов  избирается по мажоритарной и 225- по пропорциональной системе. При голосовании за списки страна представляет единый федеральный  округ. В России планируется введение 7% -наго барьера для прохождения  партии в Госдуму, хотя на выборах  в нее 2003 г. И 5% -ный барьер не смогли преодолеть известные в стране партии «Яблоко» и СПС.

Таким образом, выбор государством той или иной избирательной системы - это не только выбор путей формирования властных структур. Дело в том, что  избирательный закон может оказывать  влияние и на развитие партийной  системы в стране.

2.2. Этапы  развития регионального политического  процесса

После начала демократизации Россия прошла несколько этапов регионального  развития.

1. 1990-1991гг. характеризовались  усилением Советов как органов  государственной власти в регионах  в контексте ослабления локальных  структур партийного контроля.

2. В 1991-1993гг. отмечался  конфликт между ветвями власти  законодательной (советской), сохранившей  полномочия и амбиции, и исполнительной, представительной назначенными  президентом главами администраций.

3. В 1993-1995гг. после роспуска  Советов формировались однополюсные  политические режимы с доминированием  губернаторов и подчиненных им  прочих институтов.

4. В 1996-1997гг. губернатор  окончательно становится выборным  лицом и обретает новую легитимность. Создается Совет Федерации, включающий  по должности руководителей исполнительной  и законодательной власти субъектов  Федерации. Уже отмечена очень  высокая степень влияния региональных  факторов на общеполитическую  ситуацию в стране.

5. С 1998г. Федеральный  центр все активнее работает  над ограничением власти губернаторов  и созданием систему защиты  собственных интересов. Для этого  используются механизмы финансово-экономического  воздействия на территории, федеральные  структуры (прежде всего- институт  представителей президента), судебная  вертикаль, политические институты,  ограничивающие властное пространство  губернаторов (местное самоуправление). В Госдуме создается законодательная  база, регламентирующая организацию  регионального управления. Одновременно  происходит усиление межрегиональных  ассоциаций как региональных  лобби и приоритетных партнеров  центра.

6. С начала 2000г. Президент  В.Путин резко активизирует процесс  укрепления позиций федерального  центра на региональном уровне. Проводится реформирование института  полномочных представителей Президента, вводится система федеральных  округов, инициировано внесение  поправок в федеральные законы, предусматривающих кодификацию  вмешательства центра и изменение  порядка формирования Совета  Федерации. Для отдельных территорий  могут быть выделены их собственные  этапы политического развития, но  они все-таки связаны с общероссийским  региональным процессом и его  периодизацией. При этом на  общероссийские «волны» накладываются  региональные, которые обусловлены  институциональными изменениями  в рамках локальных полномочий (например, введение института правительства,  двухпалатного парламента и др.), существенными сдвигами в расстановке  сил, сменой правящих группировок.  Во многих республиках новый этап политического развития начался с введением президентского поста.

Здесь можно отметить превращение  Удмуртии в президентскую республику в 2000г. Новая фаза политического  развития наступила в 1996г. В Санкт-Петербурге после поражения на губернаторских выборах А.Собчака и прихода  к власти В.Яковлева. Этот процесс  имел последствия не только регионального, но и федерального значения. В то время как в городе проходил передел  сфер влияния между группами интересов, в центре формировалась влиятельная  группа выходцев из Петербурга и администрации  Собчака, которая активно вмешивалась  в ситуацию в городе и пыталась противодействовать мэру города Яковлеву.

7. В сентябре 2004 года Путин  поднял вопрос о необходимости  отказа от практики прямых  выборов губернаторов населением, что существенно повысило внимание, как общества, так и политико-экономических  элит к законодательным собраниям.

Таким образом, динамический подход предусматривает не просто описание, но анализ регионального политического  процесса с выделением этапов, периодов, каждый из которых характеризуется  некой трансформацией политических институтов и определенной расстановкой сил в элите

политический партия выборы общество

 

 

 

 

 

Глава 3 Роль политических партий в избирательном  процессе в РФ (федеральные и региональные аспекты)

3.1 Общая характеристика парламентских  выборов

Выборы 1999г. Дали предельно  четкую картину представительства  традиционных партийных сегментов. Число партий- соискателей по сравнению  с предыдущими выборами снизилось  в полтора раза (с 43 до 26); четко  выделились шесть победителей, из которых  четыре были «старыми знакомыми» (две  реальные партии - КПРФ и «Яблоко», «партия  бюрократов»-ОВР и «вождистская»  ЛДПР), а две - эффективными пиаровскими  проектами («Единство» и СПС). В итоге  «эффективное голосование» за партии-победительницы оказалось весьма высоким (81,4% от всех голосовавших), малые партии далеко отстали, и система обрела логическую завершенность.

С избранием в 2000 г. нового Президента РФ позиция федеральных  властей по отношению к закону о политических партиях существенным образом изменилась. Реализация принятой В.В. Путиным линии на укрепление исполнительской вертикали, реформирование системы органов государственной  власти, включая и законодательные, с необходимостью поставила вопрос о пересмотре места и роли политических партий в структуре государственных  и общественных институтов.

На этот раз инициативной стороной выступил сам Президент. По его поручению Центральная избирательная  комиссия подготовила новый вариант  закона о партиях, который и по содержанию, и по общей направленности значительно отличается от своего аналога  образца 1995 г. В нем, в частности, предполагалось законодательно закрепить:

- исключительное право  политических партий на участие  в выборах органов законодательной  (представительной) власти всех уровней;

- обязательное участие  партий в избирательных кампаниях  как условие признания их правового  статуса;

-        ограничение круга политических партий только федеральным уровнем;

- порядок образования  политических партий на учредительном  съезде либо путем преобразования  в политическую партию общероссийской  общественной организации;

- государственное финансирование  политических партий.

4 декабря состоялись выборы  депутатов Государственной Думы Федерального собрания VI созыва,  выборы  депутатов 27  региональных  законодательных  собраний,  около  2,8 тысяч выборов муниципального значения.

 

Всего 2011

Единая 

Россия  2007

Единая Россия 

2011 

Пол

Мужской

45

40

37

Женский

56

60

63

Возраст

18-24 года

15

16

19

25-39 года

27

27

31

40-54 года

30

30

25

55 лет и старше

29

27

26

Уровень образования

Высшее

21

24

18

Среднее, среднее специальное

46

47

47

Ниже среднего

33

30

34

Род занятий респондента

Независимый предприниматель

3

5

3

Руководитель, управленческий работник

3

2

3

Специалист без руководящих  функций (со спец,образ,)

13

15

15

Военнослужащий, МВД, прокуратура  

1

2

2

Служащий без специального образования 

9

7

9

Рабочий (в том числе мастер, бригадир), в т,ч, в сельском хозяйстве  

31

31

27

Учащийся, студент 

5

5

6

Пенсионер 

24

23

24

Домохозяйка

6

6

7

Безработный, временно не трудоустроен

5

4

4

Размер населенного пункта

Москва 

7

6

6

Более 500 тыс,

21

19

22

От 100 до 500 тыс,

20

19

20

Города до 100 тыс,

25

28

25

Село  

27

28

27

Информация о работе Роль политических партий в формировании органов государственного управления