Россия - Демократическое государство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2013 в 19:04, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является комплексное изучение России как демократическое государство.
Исходя, из поставленной цели можно выделить следующие задачи:
Выявить особенности определения демократии как политического режима;
Рассмотреть формы демократии;
Определить перспективы развития демократии в России;
Рассмотреть формы реализации демократии и их взаимосвязь с народовластием и народным представительством.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕМОКРАТИЧЕСКОГО ГОСУДАРСТВА 5

1.1 Понятие и сущность демократии в современном обществе 5
1.2 Признаки демократического государства. 7

ГЛАВА 2. СУЩНОСТЬ ФОРМ И ПРИЗНАКОВ ДЕМОКРАТИИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ 14

2.1 Непосредственная и представительная демократия в России 14
2.2 Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ 28
2.3 Принцип разделения властей в построении государственного аппарата Российской Федерации 31
2.4 Политический плюрализм и идеологическое многообразие в Российской Федерации 33

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 38

Файлы: 1 файл

Россия -демократическое государство (Автосохраненный).docx

— 81.80 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ                                                                                                                  3

 

ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕМОКРАТИЧЕСКОГО ГОСУДАРСТВА                                                                                                         5

 

1.1 Понятие и сущность  демократии в современном обществе                              5

1.2 Признаки демократического  государства.                                                          7

 

ГЛАВА 2. СУЩНОСТЬ ФОРМ И ПРИЗНАКОВ ДЕМОКРАТИИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ                                                                                     14

                                                                                                     

2.1 Непосредственная и представительная демократия в России                        14                                      

2.2 Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ                                               28

2.3 Принцип разделения властей  в построении государственного аппарата Российской Федерации                                                                                             31                                                                                                           

2.4 Политический плюрализм и идеологическое многообразие в Российской Федерации                                                                                                                  33

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ                                                                               36

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ                                           38

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность темы исследования обусловлена следующим. Современная Российская Федерация - демократическое государство.  

В Конституции многонациональный  народ страны провозглашен носителем  суверенитета и единственным источником власти и высшим непосредственным выражением власти народа, помимо референдума, являются свободные выборы. 

Посредством выборов, через избирательный  процесс, политическая власть народа трансформируется в государственную власть, формируются  органы местного самоуправления, реализуется  принцип демократии. Выборы 
в законодательные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов РФ и  органы  местного  самоуправления являются  важнейшим шагом в развитии и укреплении народовластия, так как народ, выразив в процессе голосования свою волю, формирует независимую (в пределах своей компетенции) от центра  власть.

Становление и развитие демократического правового государства в Российской Федерации возможно при условии  обеспечения проведения выборов  как единственного легитимного  способа делегирования   власти   народом.   На современном этапе в социальной и политической среде довольно часто возникают споры о демократичности Российского государства, поскольку, нормы, провозглашающие  демократию в России, закреплённые в Конституции и иных правовых актах, на практике не выполняются.

Однако невозможно оспаривать наличие  демократии в России, поскольку для  этого нет столь достаточных  и полных оснований, однако подробное изучение институтов демократии в подобных условиях необходимо.

Объект курсовой работы - демократия как политический режим в Российской Федерации.

Предмет исследования в курсовой работе составляют труды ученых политологов  и правоведов, посвященные вопросам демократии, а также современное государственное устройство Российской Федерации как форма существования системы демократических отношений. 

Целью данной курсовой работы является комплексное изучение России как демократическое государство.

Исходя, из поставленной цели можно  выделить следующие задачи:

  1. Выявить особенности определения демократии как политического режима;
  2. Рассмотреть формы демократии;
  3. Определить перспективы развития демократии в России;
  4. Рассмотреть формы реализации демократии и их взаимосвязь с народовластием и народным представительством. 

Методологической базой  работы являются общие научные методы, среди которых можно выделить диалектический, индуктивный, дедуктивный методы, а также специфические - систематизация, детализация, выступающие в качестве инструментов познания и достижения цели проводимого исследования.

В ходе написания работы были изучены основные нормативно-правовые акты, а также работы авторов Н.А. Баранов, Н.И. Воробьев, А.В. Миненко, В.В. Прохоров, В.Н. Руденко и других.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕМОКРАТИЧЕСКОГО ГОСУДАРСТВА

 

1.1 Понятие и сущность  демократии в современном обществе

 

Современная демократия отличается от предшествующих исторических моделей  в первую очередь либерализмом, т.е. уважением и защитой прав человека, в т.ч. права оппозиции (тех, кто  в данный момент остался в меньшинстве) отстаивать свое мнение и критиковать  правительство. Либеральная демократия предполагает право избирать и быть избранным, принцип равенства всех перед законом, которые получили свое закрепление в конституции. Существует мнение, что демократия не ограничивается только политической сферой, она охватывает экономическую  и социальную сферы, включая производство, собственность и социальные отношения. В мировой практике либеральные  демократы выступают за сохранение ограничений вмешательства государства  в осуществление права индивидуальной свободы и права собственности, они подчеркивают важность свободы  заключения контрактов в свободных  рыночных отношениях как модели и  предпосылки демократической политической жизни. Эгалитарные демократы, напротив, концентрируют свое внимание на равенстве  и социальной справедливости как  основе демократии.

В современном определении  «демократия - форма государственного устройства, основанная на признании  таких принципов, как верховенство конституции и законов, народовластие  и политический плюрализм, свобода  и равенство граждан, неотчуждаемость прав человека. Реализуется республиканским правлением с разделением властей, развитой системой народного представительства». Современная демократия - это представительство интересов, а не сословий. Все граждане в демократическом государстве, как участники политической жизни равны. Это равенство перед законами и равенство политических прав. Современное демократическое государство - это государство правовое, в котором на практике осуществлено разделение трех властей и созданы реальные механизмы защиты прав и свобод граждан.

Управление в демократическом  государстве производится по воле большинства, но с учетом интересов меньшинства. Поэтому принятие решений осуществляется как путем голосования, так и  с использованием метода согласования при принятии решений. На новый уровень  поднимается система разграничения  полномочий между центральными и  местными органами. Центральная государственная  власть берет на себя только те вопросы, от решения которых зависит существование  общества в целом, его жизнеспособность: экология, разделение труда в мировом  сообществе, предотвращение конфликтов и т.д. Остальные вопросы решаются децентрализовано. В результате этого  снимается вопрос о концентрации, монополизации власти и необходимости  ее нейтрализации. Нормативное регулирование  приобретает качественно новый  характер: право как главный социальный регулятор либерального общества уступает место морали. Гуманизм и нравственность - отличительные признаки демократического государства. Демократия - это явление  высокоорганизованного гражданского общества. Для ее установления необходимы соответствующие предпосылки: высокое  экономическое развитие и высокий  уровень благосостояния людей, большинство  из которых - собственники; высокий  уровень развития представительных учреждений и политического сознания людей, их культурный уровень, готовность к сотрудничеству, компромиссу и  согласию.

Разумеется, и демократический  режим имеет свои проблемы: чрезмерное социальное расслоение общества, временами  своеобразную диктатуру демократии (авторитарное господство большинства), а в некоторых исторических условиях этот режим ведет к ослаблению власти, нарушениям порядка, даже скатыванию к анархии, охлократии, порой создает  условие для существования разрушительных, экстремистских, сепаратистских сил. Но все же социальная ценность демократического режима намного выше его некоторых негативных конкретно-исторических форм. Следует также иметь в виду, что демократический режим появляется зачастую в тех государствах, где социальная борьба достигает высокого накала и правящая элита, господствующие слои общества вынуждены идти на уступки народу, другим социальным силам, соглашаться на компромиссы в организации и осуществлении государственной власти.

Таким образом, преимущества демократии заключаются в том, что она позволяет сохранить политическую стабильность, предполагает низкий уровень имеющего место или потенциального насилия. В условиях демократии между решениями власти и реакцией общества существует обратная связь. Ответные сигналы общества могут выражаться в виде поддержки или критики, что является возможным, благодаря, независимой прессы.1

 

1.2 Признаки демократического  государства.

 

Термином «демократия» обозначается форма государства в том случае, если законодательная власть в нём  представлена коллегиальным органом, выбранным народом, если осуществляются закреплённые законодательством широкие  социально-экономические и политические права граждан, независимо от их пола, расы, национальности, имущественного состояния, образовательного уровня и  вероисповедания. Демократический  политический режим может предусматривать  прямое участие населения в решении  государственных вопросов или участие  в принятии политических решений  с помощью выборных представительных органов. Данный политический режим  означает гарантированность провозглашённых  прав и свобод, прочную законность и правопорядок, существование различных  форм собственности и плюрализм мнений.

Российская Федерация есть демократическое  федеративное правовое государство  с республиканской формой правления. Его демократизм находит выражение прежде всего в народовластии; разделении властей на законодательную, исполнительную и судебную, политическом многообразии; местном самоуправлении.2

В Конституции Российской Федерации  указывается (ст. 3), что носителем  суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ. Это  означает, что Россия провозглашается  государством народовластия, или, иначе  говоря, демократическим государством (народовластие — «демократия» в  переводе с древнегреческого).

Каждая из двух категорий «народ»  и «власть», составляющих понятие 
«народовластие», сложна и требует специального рассмотрения.

С юридической точки зрения понятие  «народ» отождествляется с понятием «граждане» и определяется как принадлежность данной, ассоциированной в рамках единого государства совокупности людей к соответствующему государству. Народ образует физический субстрат государства.

Власть есть возможность распоряжаться  или управлять кем-либо и чем-либо, подчинять своей воле других. Власть — явление социальное. Она возникает  вместе с возникновением общества и  существует во всяком обществе, поскольку  всякое общество требует управления, которое обеспечивается различными средствами, включая и принуждение.

С возникновением государства возникает  и государственная власть как  один из существенных признаков государства.

Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной  власти, самоуправления, политические партии и общественные организации, что в своей совокупности составляет политическую систему.

Особое место в этой системе  занимает государство. Государство  — это единая политическая организация  общества, которая распространяет свою власть на всю территорию страны и  население, располагает для этого  специальным аппаратом и издает обязательные для всех веления в  форме нормативно-правовых актов.

Почему именно государство является основной формой реализации суверенитета народа?

Во-первых, государство — это  единственная полновластная организация  в масштабе страны.

Во-вторых, государство представляет весь многонациональный народ России, выражает его совокупную волю.

В-третьих, государство является собственником  значительной доли средств производства, земли, природных богатств, материальных ценностей, охватываемых государственной собственностью.

В-четвертых, государство является официальным представителем внутри страны и во взаимоотношениях с другими  государствами.

Для Российской Федерации как государства  присущи определенные признаки, свойственные любому государству, независимо от общественно-экономической  формации, формы устройства и правления, политического режима и других критериев.

В условиях народовластия осуществление  власти конституируется, легитимируется и контролируется народом, т.е. гражданами государства, поскольку она выступает  в формах самоопределения и самоуправления народа, участвовать в которых  могут на равных правах все граждане. Народовластие как форма государства  и способ правления превращается, таким образом, в организационный  принцип обладания властью и  ее осуществления, определяющий, что  решение любых государственных  задач или реализация властных полномочий нуждаются в легитимации, исходящей от народа или восходящей к нему.

Представление о народе как исходном и конечном пункте демократической  легитимации является базовым в понимании демократии.

Поэтому признание народа в качестве верховного носителя государственной  власти является выражением народного суверенитета.

Народный суверенитет означает, что народ, ни с кем не деля свою власть, осуществляет ее самостоятельно и независимо от каких бы то ни было социальных сил, использует исключительно  в своих собственных интересах. 
Народный суверенитет неделим, имеет и может иметь только одного субъекта — народ.

Информация о работе Россия - Демократическое государство