Россия - Демократическое государство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2013 в 19:04, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является комплексное изучение России как демократическое государство.
Исходя, из поставленной цели можно выделить следующие задачи:
Выявить особенности определения демократии как политического режима;
Рассмотреть формы демократии;
Определить перспективы развития демократии в России;
Рассмотреть формы реализации демократии и их взаимосвязь с народовластием и народным представительством.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕМОКРАТИЧЕСКОГО ГОСУДАРСТВА 5

1.1 Понятие и сущность демократии в современном обществе 5
1.2 Признаки демократического государства. 7

ГЛАВА 2. СУЩНОСТЬ ФОРМ И ПРИЗНАКОВ ДЕМОКРАТИИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ 14

2.1 Непосредственная и представительная демократия в России 14
2.2 Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ 28
2.3 Принцип разделения властей в построении государственного аппарата Российской Федерации 31
2.4 Политический плюрализм и идеологическое многообразие в Российской Федерации 33

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 38

Файлы: 1 файл

Россия -демократическое государство (Автосохраненный).docx

— 81.80 Кб (Скачать файл)

Для назначения референдума инициативная группа по проведению референдума, должна представить в орган, установленный  федеральным конституционным законом, законом субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования, подписи участников референдума  в поддержку инициативы его проведения.

Подготовку и проведение референдума  осуществляют: Центральная избирательная комиссия Российской Федерации, которая действует в качестве Центральной комиссии референдума Российской Федерации; избирательные комиссии субъектов Российской Федерации, которые действуют в качестве комиссий субъектов Российской Федерации по проведению референдума; территориальные (районные, городские и др.) и участковые комиссии по проведению референдума.

Комиссии действуют на основе коллегиальности, открытости, гласности.

Для проведения голосования и подсчета голосов образуются участки референдума, составляются списки граждан. По вопросам, вынесенным на референдум, проводится агитация: через средства массовой информации; путем проведения собраний, встреч с гражданами, публичных дебатов, дискуссий, митингов, шествий, демонстраций, путем выпуска и распространения печатных и иных агитационных материалов и в иных не запрещенных законом формах. Референдум Российской Федерации признается состоявшимся, если в голосовании приняло участие более половины граждан, имеющих право на участие в референдуме. Решение признается принятым на референдуме, если за него в целом по Российской Федерации проголосовало более половины граждан, принявших участие в голосовании.

Принятое на референдуме решение  вступает в силу со дня его официального опубликования Центральной комиссией референдума, является общеобязательным и не нуждается в дополнительном утверждении Решение, принятое на референдуме, действует на всей территории Российской Федерации и может быть отменено или изменено не иначе как путем принятия решения на новом референдуме. Повторный референдум не проводится в течение года после дня официального опубликования результатов референдума с такой же по содержанию или по смыслу формулировкой вопроса.

Органы государственной власти формируются двумя способами: путем  выборов и путем назначения. Однако и назначения на высшие посты в органах исполнительной и судебной власти осуществляются выборными органами.          Выборы дают высшую изначальную легитимность всей структуре органов государственной власти. (Легитимность – признание законности прав и полномочий органа государственной власти или высших должностных лиц, их строгое соответствие конституции и законно выраженной воле народа). В Российском государстве на федеральном уровне прямым способом избирается одна палата Федерального Собрания - Государственная Дума и глава государства - Президент Российской Федерации. Именно в них воплощается высшая властеобразующая воля народа и от них дается главный импульс формированию всей исполнительной и судебной власти на федеральном уровне. На выборной основе формируются органы государственной власти в субъектах Федерации, а также органы местного самоуправления. Отсюда исключительно важное значение выборов на всех уровнях.

В преамбуле Закона от 6 декабря 1994г. № 56-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных  прав граждан РФ» говорится «Демократические свободные выборы в органы государственной  власти и в выборные органы местного самоуправления Российской Федерации  являются высшим непосредственным выражением принадлежащей народу власти. Государство  гарантирует свободные волеизъявление граждан на выборах путем защиты демократических принципов и норм избирательного права». Выборы - не просто техническая процедура формирования тех или иных органов путем голосования, это прежде всего очень сложный политический процесс, в который вовлечены различные группы и слои общества, политические партии и иные общественные объединения. Именно на выборах происходит столкновение политических и экономических интересов отдельных лиц и различных кланов. Демократические выборы позволяют гражданам избирать и смещать государственных деятелей, влиять на состав правящих элит и их лидеров и поэтому являются важнейшей частью политического процесса, а сама избирательная кампания чаще всего происходит в форме острых столкновений противоборствующих политических сил. Иными словами, выборы - это всегда борьба за власть. И очень важно, чтобы как можно больше людей понимали существо этого политического процесса, прежде всего свое место в нем, и участвовали в выборах осознанно, а не в качестве механизма для голосования, добиваясь избрания действительно достойных. В странах с высокой политической культурой и политической устойчивостью выборы выступают фундаментом демократичности общества. Эффективность выборов зависит от многих факторов, среди них весьма важное место принадлежит утвердившейся в той или иной стране избирательной системе. В подавляющем большинстве стран свободные, “честные” (без фальсификации) и регулярные выборы рассматриваются как один из важнейших признаков демократии. Прямая демократия позволяет осуществлять власть самим народом без политических посредников. Отсюда и ее название - непосредственная, т.е. та, которая проводится в жизнь через следующие институты прямого народовластия: выборы на основе всеобщего избирательного права, референдумы, сходы и собрания граждан, петиции граждан, митинги и демонстрации, всенародные обсуждения. К положительным моментам прямой демократии можно отнести то, что она: дает больше возможностей (по сравнению с представительными институтами) для выражения интересов граждан и их участия в политическом процессе; в большей мере обеспечивает полную легитимизацию власти; обеспечивает контроль за политической элитой и т.п. Недостатки прямой демократии - это отсутствие стойкого желания у большинства населения заниматься данной управленческой деятельностью, сложность и дороговизна проводимых демократических мероприятий, низкая эффективность принимаемых решений вследствие непрофессионализма большинства "правителей" и т.д. Выборы в Российской Федерации осуществляются в соответствии с определенными принципами.

Традиционно в советский период к принципам избирательного права  относили: всеобщность выборов; равноправие  избирателей на выборах; непосредственность избрания депутатов и тайну голосования, обеспечивающую свободу волеизъявления избирателей на выборах. Всеобщим признается такое избирательное право, при  котором все взрослые граждане мужского и женского пола имеют право принимать  участие в выборах. Равное избирательное  право трактуется в Федеральном  законе как участие граждан на выборах «на равных основаниях», то есть когда все избиратели имеют  равные права и обязанности. Прямое избирательное право означает, что  избиратели голосуют на выборах за или против кандидатов непосредственно. Тайное голосование - обязательный атрибут демократической системы выборов, абсолютная привилегия избирателей. Избиратель проявляет свою волю без всякого контроля за ним, давления или запугивания, а также с сохранением своего гарантированного права никому и никогда не сообщать о своем выборе того или иного кандидата.

Представительная демократия - политический режим, при котором основным источником власти признается народ, но управление государством делегируется различными представительными органами, члены которых избираются гражданами. Представительная (репрезентативная) демократия является ведущей формой политического участия в современных государствах. Её суть заключается в опосредованном участии граждан в принятии решений, в выборе ими в органы власти своих представителей, призванных выражать их интересы, принимать законы и отдавать распоряжения.

Представительная демократия необходима особенно тогда, когда из-за больших  территорий или вследствие других причин затруднено регулярное непосредственное участие граждан в голосованиях, а также когда принимаются  сложные решения, труднодоступные  для понимания неспециалистов.

Принципиальным недостатком представительной демократии является формирование властных органов посредством выборов, во время которых избиратели вынуждены  голосовать за малознакомых им кандидатов, не представляющих интересы всех слоёв  населения.

Одной из первостепенных задач, которые  в настоящее время стоят перед  Россией, является выбор оптимального механизма власти, позволяющего наиболее полно учитывать интересы граждан  и обеспечивающего подлинное  народовластие. По Конституции России именно народ является носителем  суверенитета и единственным источником власти. Народ осуществляет свою власть как непосредственно, так и через  органы государственной власти, органы местного самоуправления. Соответственно различаются непосредственная и  представительная демократия. Представительная демократия основывается на ряде принципов: во-первых, высшие органы государства  формируются исходя из воли народа, определяемой результатами всеобщих выборов; во-вторых, предполагается, что решение  наиважнейших вопросов государственной  жизни отнесено к компетенции  представительных органов власти; в-третьих, представительная демократия исходит  из равного доступа граждан к  государственной службе.

Таким образом, представительную демократию можно определить как форму организации  участия народа в осуществлении  государственной власти, то есть определенного  общественного отношения, состоящего в политическом руководстве обществом  через представительные органы власти.

Существует достаточно много взглядов по поводу приемлемости именно представительной демократии. Так, Ш. Монтескье считал, что народ непригоден для решения важнейших государственных дел. Именно избираемые представители способны с наилучшим результатом обсуждать государственные вопросы. Безусловно, Монтескье был приверженцем народного представительства. Он полагал, что представительное собрание "следует избирать не для того, чтобы оно выносило какие-нибудь активные решения - задача, которую оно не в состоянии хорошо выполнить, - но для того, чтобы создавать законы или наблюдать за тем, хорошо ли соблюдаются законы, которые уже им созданы...".

Напротив, Ж.Ж. Руссо, по сути, отрицал  представительную форму правления. Он придерживался точки зрения, что  депутаты не могут быть представителями  народа, они лишь уполномоченные, комиссары, которые просто не имеют права  что-либо окончательно решать. Соответственно, закон не может становиться таковым, пока непосредственно народ не утвердит его. Тем не менее, саму идею существования  определенного органа, избранного народом, Руссо не отвергал.

Не отвергали идею создания представительного  органа и марксисты. Полновластие представительных органов ими мыслилось как  проявление полновластия народа. В  этой связи представительные органы, по их мнению, не должны являться полновластными субъектами, так как их права всегда ограничены самими избирателями. Основоположники  марксизма особо подчеркивали необходимость  соединения законодательной деятельности и функции исполнения законов  в одном органе - в выборном представительном учреждении. В этом - концентрации всей реальной власти у исполнительных органов - они видели единственную практическую возможность, чтобы уйти от традиционных недостатков парламентаризма и, прежде всего, избежать превращения  представительных органов в "собрания пустых разговоров".

Конечно же, нельзя отрицать, что у  представительной демократии есть свои негативные стороны: не всегда оперативен процесс создания законов, существуют сложности в соединении интересов  различных социальных слоев и  групп, не всегда квалификация депутатов (представителей народа) позволяет  создавать качественные законы. Однако об отказе от представительной демократии не может быть и речи. Именно представительные органы (парламенты) при соответствующих политико-экономических и социальных условиях способны с высокой степенью точности выражать мнение и волю больших масс людей, крупных социальных общностей, уравновешивать и сдерживать исполнительную власть. В представительном органе призваны разрешаться и социальные конфликты, возникающие на базе столкновения разных социальных интересов - в этом условие стабильности общества. Можно согласиться с утверждением, что представительная система - это замечательное открытие в области управления делами общества.

В настоящее время практически  в каждой стране функционирует свое представительное учреждение. И Россия - не исключение. В связи с этим хотелось бы остановиться на вопросах становления представительной демократии в нашей стране, проанализировать состояние данного института  в современных условиях развития российского общества.

В советской правовой литературе принято  было считать представительную форму  правления ведущей.

Согласно действующей Конституции  РФ народ осуществляет свою власть через органы государственной власти и местного самоуправления (ст. 3), а  представительным и законодательным  органом является Федеральное Собрание - парламент Российской Федерации. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти, однако их существование признается и гарантируется.

Что означает представительство народа? Испокон веков содержание института народного представительства заключалось в представлении парламентом (выборным полномочным представительным органом) определенных интересов, воли либо всего народа, либо населения, проживающего на определенной территории, либо части населения (сословное представительство).

Представительство народа — понятие  условное. Возможно, оно перестало  бы быть таковым, если бы всех депутатов  избирал народ в целом, и депутаты не являлись одновременно представителями какой-либо партии (а в парламентах демократических государств таких депутатов большинство). На самом же деле за депутата голосует не весь народ, а избиратели лишь одного округа, которые учитывают не только личные качества кандидата, но и его партийную принадлежность, ориентир на ту или иную предвыборную программу. 

Правовое положение парламентария (депутата) во многом определяется природой его мандата.

Депутатский мандат (от лат. mandatum - поручение) - документ, удостоверяющий законность полномочий депутата. В более широком смысле депутатский мандат представляет собой весь объем полномочий, прав и обязанностей депутата, а также форму взаимоотношений депутата с избирателями. Различают два вида депутатского мандата: императивный и свободный мандат.

Отзыв депутата избирателями практически  не исключает ситуации, когда депутат, получивший на выборах относительное  большинство голосов, может быть лишен мандата голосами других избирателей вообще не голосовавших или голосовавших за других кандидатов. Институт отзыва не согласуется также с идеями плюрализма в парламентской деятельности, так как может быть направлен против парламентского меньшинства, что не соответствует условиям функционирования представительной системы в демократическом обществе.

Информация о работе Россия - Демократическое государство