Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2013 в 19:04, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является комплексное изучение России как демократическое государство.
Исходя, из поставленной цели можно выделить следующие задачи:
Выявить особенности определения демократии как политического режима;
Рассмотреть формы демократии;
Определить перспективы развития демократии в России;
Рассмотреть формы реализации демократии и их взаимосвязь с народовластием и народным представительством.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕМОКРАТИЧЕСКОГО ГОСУДАРСТВА 5
1.1 Понятие и сущность демократии в современном обществе 5
1.2 Признаки демократического государства. 7
ГЛАВА 2. СУЩНОСТЬ ФОРМ И ПРИЗНАКОВ ДЕМОКРАТИИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ 14
2.1 Непосредственная и представительная демократия в России 14
2.2 Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ 28
2.3 Принцип разделения властей в построении государственного аппарата Российской Федерации 31
2.4 Политический плюрализм и идеологическое многообразие в Российской Федерации 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 38
3) принцип политического многообразия, или многопартийность, - свобода образования и деятельности политических партий.
Политические партии являются важнейшими субъектами политических отношений, а также правовых отношений по формированию органов государственной власти.
Основное назначение партий
- выражение воли населения или
отдельных его групп (слоев). В
политически развитом обществе партии
занимают про межуточное положение
между индивидом и
Принцип многопартийности означает, что не допускаются ограничения на создание партий по признаку выражаемых ими идей, не допускается существование одной (или ограниченного числа) партий и запрещение (ущемление) других.
Невозможно также объявление одной из партий «руководящей», занимающей преимущественное положение по сравнению с другими;
4) свобода общественных объединений. Общественные объединения - это добровольные формирования граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей.
К общественным объединениям относятся и политические партии. Статья 13 закрепляет равенство общественных объединений перед законом;
5) пределы принципа идеологического и политического плюрализма.
Свобода идеологической и политической, а также иной общественной деятельности не может быть безграничной.
Пределы такой свободы Конституция РФ устанавливает через запрет создания и деятельности общественных объединений, цели или действия которых направлены на:
- насильственное изменение
основ конституционного строя
и нарушение целостности
- подрыв безопасности государства;
- создание вооруженных формирований;
- разжигание социальной,
расовой, национальной и
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Демократия предполагает признание
принципа равенства и свободы всех людей,
активное участие народа в политической
жизни страны. Демократический режим обычно
присущ странам с рыночной экономикой,
в социальной структуре которых значительное
место занимает средний класс.
Демократический режим складывается лишь
в государствах, в которых достигнут высокий
уровень социально-экономического развития,
способный обеспечить необходимое благосостояние
всем гражданам, без чего невозможно достижение
общественного согласия, стабильности
и прочности базовых демократических
принципов. Подлинная демократия может
функционировать в обществе с высокой
степенью развития общей и политической
культуры, значительной социальной и политической
активностью индивидуумов и их добровольных
объединений, готовых встать на защиту
институтов демократии. Еще одной предпосылкой
демократии является многообразие форм
собственности, обязательное признание
и гарантированность права частной собственности:
только в этом случае возможно реальное
обеспечение всех прав и свобод человека
и его, пусть даже и относительная, независимость
от государств.
Демократия характеризуется следующими признаками:
1) признанием народа источником власти и носителем суверенитета. Именно народу принадлежит учредительная, конституционная власть в государстве, он выбирает своих представителей и может периодически сменять их;
2) формально-юридическим
3) принятием важнейших властных
решений по принципу
4) политическим плюрализмом, под которым понимается наличие различных автономных социально-политических партий, движений, групп, находящихся в состоянии свободной конкуренции;
5) системой разделения властей,
при которой различные ветви
государственной власти
6) выборностью основных органов
власти на основе всеобщего,
прямого, равного
7) развитой системой органов
местного самоуправления, наиболее
приближенных к народу и
В соответствии со способом осуществления народом своей власти выделяют две формы демократии: прямую (непосредственную) и косвенную (представительную). Институтами прямой демократии, в рамках которой народ непосредственно принимает политические решения и осуществляет свою власть, являются выборы и референдумы.
Представительная демократия подразумевает
возможность народа осуществлять свою
власть через своих представителей
в различных государственных
органах. Особую роль среди них играет
парламент — высший законодательный
и представительный (выборный) орган
власти в стране.
Главная проблема выживания демократии
и дальнейшего развития демократических
институтов в современной России состоит
вовсе не в их органическом неприятии
со стороны основной массы рядовых граждан.
Скорее опасность исходит от тех или иных
элитных группировок, способных ради своих
узких, краткосрочных интересов подмять
под себя существующие демократические
институты или же своими действиями вызвать
резкое обострение политического и экономического
кризиса в стране. В этих условиях необходимо
повышать уровень образования и правовой
культуры населения, для дальнейшего эффективного
развития демократических политических
институтов в России.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Нормативно-правовые акты:
Учебная и научная литература:
2 Конституция Российской Федерации, принятая всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. // Российская газета.- 1993.- 25 дек.- № 237.
3 Конституция Российской Федерации, принятая всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. // Российская газета.- 1993.- 25 дек.- № 237.
6 О референдуме Российской Федерации: Федеральный конституционный закон от 28 июня 2004 г. № 5-ФКЗ // Собрание законодательства РФ.- 2004.- № 27.- Ст. 2710.