Россия - Демократическое государство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2013 в 19:04, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является комплексное изучение России как демократическое государство.
Исходя, из поставленной цели можно выделить следующие задачи:
Выявить особенности определения демократии как политического режима;
Рассмотреть формы демократии;
Определить перспективы развития демократии в России;
Рассмотреть формы реализации демократии и их взаимосвязь с народовластием и народным представительством.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕМОКРАТИЧЕСКОГО ГОСУДАРСТВА 5

1.1 Понятие и сущность демократии в современном обществе 5
1.2 Признаки демократического государства. 7

ГЛАВА 2. СУЩНОСТЬ ФОРМ И ПРИЗНАКОВ ДЕМОКРАТИИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ 14

2.1 Непосредственная и представительная демократия в России 14
2.2 Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ 28
2.3 Принцип разделения властей в построении государственного аппарата Российской Федерации 31
2.4 Политический плюрализм и идеологическое многообразие в Российской Федерации 33

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 38

Файлы: 1 файл

Россия -демократическое государство (Автосохраненный).docx

— 81.80 Кб (Скачать файл)

Современное конституционное право  России устанавливает свободный  депутатский мандат, поскольку депутат  Государственной Думы, независимо от того, избран он по одномандатному или  федеральному избирательному округу, рассматривается как представитель  всего народа, обязанный действовать  в общегосударственных интересах. Это означает, что при выражении  своей позиции депутат не связан с волей своих избирателей, не может быть ими отозван. Однако это  вовсе не означает оторванности депутата от своих избирателей. Депутат должен поддерживать связь с избравшими его гражданами, информировать их о своей деятельности, вести прием избирателей и т.п., иначе он вряд ли сможет получить поддержку населения дующих выборах.

Мандат члена Совета Федерации  имеет некоторые особенности, связанные  с природой данной палаты Федерального Собрания. С одной стороны, он не избирается населением непосредственно, а как уже отмечалось, избирается (назначается) органами государственной  власти конкретного субъекта Российской Федерации, и призван представлять его интересы. В этой связи член Совета Федерации очень жестко связан «наказами» органа, его избравшего (назначившего) и не обладает такой  свободой волеизъявления, как депутат  Государственной Думы, иначе его  полномочия могут быть досрочно прекращены. С другой стороны, Совет Федерации  в целом призван защищать не только интересы субъектов РФ, но и общенациональные интересы, которые должны быть приоритетными  для членов Совета Федерации.

Таким образом, интересы народа не есть нечто данное, как в тоталитарных государствах, где политический монополист сам определяет "интересы народа". Видимо, парламент и существует для того, чтобы издавать законы на основе баланса интересов социальных, национальных и территориальных групп населения, выявлять и раскрывать волю народа, представлять ее в своей воле так, как он ее воспринял. Выявляя через свою волю волю народа, представительный орган вносит свой вклад в оптимизацию управленческого процесса в гражданском обществе. Высокая степень соответствия между векторами этих воль обеспечивается рядом государственных и иных социально-политических механизмов гражданского общества, уменьшает оторванность представительного выборного органа от суверена, обладающего полнотой публичной власти, обеспечивая подлинность и стабильность самоуправленческого процесса. При несоответствии действительной воли представительного органа воле народа в решении конкретного вопроса должен вступить в действие механизм прямой демократии, в рамках которого выявится подлинная воля народа относительно разрешения данного вопроса. Такой механизм может быть заложен в виде референдума, назначаемого президентом или иным органом власти по требованию граждан (населения). В случае полного несоответствия воли представителей воле народа относительно общей политики государства или его органа возможен роспуск представительного органа или одной из его палат. Если установленный режим в целом не соответствует желаниям и надеждам народа, если воля и интересы правителей противоречат воле и интересам народа, то последний волен забрать у государства, принадлежащую ему изначально государственную власть и направить ее для установления нового типа правления или нового персонального состава прежних государственных структур. Такая возможность реализуется через право народа на восстание. Необходимо признать за народом не одно только право устанавливать тот или другой образ правления, но и всю полноту верховной власти, считая самоуправление народа естественной его принадлежностью.

Итак, представительная демократия - это осуществление народом власти через выборных полномочных представителей, которые принимают решения, выражающие волю тех, кого они представляют: весь народ, население, проживающее на той или иной территории.

Выборное представительство - важнейшее средство, обеспечивающее подлинное народовластие. Выборное представительство образуют избираемые народом государственные органы и органы местного самоуправления.

 

2.2 Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ

 

Комментируемая статья закрепляет один из самых главных, решающих устоев конституционного строя - принцип народовластия

Конституции демократических  стран мира не обходились и не обходятся  без формулы: «вся власть принадлежит  народу» или «вся власть исходит  от народа».

В настоящей норме прежде всего раскрывается само понятие «народовластие». Во-первых, оно дается в органической связи с понятием «суверенитет народа», во-вторых, только с народом связано употребление термина «источник власти».

Общим понятием «суверенитет» подчеркиваются два свойства власти— единство и верховенство. В науке этим термином принято охватывать три вида суверенитета: народный, национальный и государственный.

Суверенитет народа означает, что  именно ему принадлежит суверенная государственная власть, имеющая  такие свойства, как верховенство и независимость; народ обладает всей полнотой власти на территории страны. Народу принадлежит верховенство в  государстве, в системе власти, его  суверенная государственная воля обязательна  для всех органов государственной  власти, органов местного самоуправления, вообще всех лиц, организаций на территории государства. Никто, никакая часть  народа, организация, лицо не должны присваивать  власть в Российской Федерации. Захват власти или присвоение властных полномочий преследуются по федеральному закону – гласит ч. 4 ст. 3 Конституции РФ. Власть должна исходить только от народа – ее единственного источника.

Важнейшие органы государства избираются голосованием народа, получают свои властные полномочия от него. Все государственные  органы, должностные лица, органы местного самоуправления, осуществляя властные полномочия, должны действовать в  соответствии с волей народа, выраженной в Конституции и законах, в  его интересах. Для осуществления  власти необходимы организационные  формы, механизм властвования. Сам народ  непосредственно осуществляет власть в современных государствах нечасто, в основном он это делает через  систему государственных органов  и органы местного самоуправления.

Действующая Конституция РФ устанавливает, что народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через  органы государственной власти и  органы местного самоуправления. Закрепляются, таким образом, следующие каналы осуществления народовластия: непосредственная (прямая) демократия, органы государственной власти, органы местного самоуправления. Особую роль в осуществлении народом власти выполняют выборные представительные органы, воплощающие представительную демократию. Представительные органы имеются среди и органов государственной власти, и органов местного самоуправления.

Под непосредственной демократией понимается прямое волеизъявление народа или его части по вопросам государственного или местного значения. Конституция РФ закрепляет ряд институтов (форм) непосредственной демократии, в том числе как высшее непосредственное выражение власти народа – референдум и свободные выборы. К этим институтам относятся также: собрания, митинги, шествия, демонстрации, пикетирование, индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления, народная (гражданская) инициатива на уровне субъектов Федерации (например, в Москве, Московской области) и местного самоуправления (внесение населением проектов правовых актов в органы государственной власти и местного самоуправления), народная инициатива проведения референдумов, народные обсуждения вопросов государственного и местного значения.

Институты прямой демократии разнообразны. Среди них есть способы принятия окончательных, общеобязательных решений (выборы, референдум) и формы выражения мнения (например, обсуждения проектов законов, митинги), имеющие лишь совещательное, консультативное значение, а не обязательные для государственных органов, должностных лиц, граждан. Посредством ряда форм свою волю, мнение может выражать народ в целом – это референдум РФ, всенародные выборы; с помощью других форм – его часть, население субъекта Федерации, административно-территориальной единицы, коллектив, группа людей. Прямое волеизъявление по форме также разнообразно: это может быть голосование, обсуждение, резолюция собрания, митинга.

В системе институтов непосредственной демократии важнейшее место принадлежит выборам – форме наиболее широкого участия граждан в управлении государственными делами. Посредством выборов формируются государственные органы, органы местного самоуправления, определяется их персональный состав. Избираются представительные (законодательные) органы: Государственная Дума Федерального Собрания РФ, законодательные органы субъектов Федерации. Помимо этого избираются и представительные органы местного самоуправления. В настоящее время таким образом избирается и ряд должностных лиц: Президент РФ, президенты республик в ее составе (там, где предусмотрен этот пост), главы администраций, мэры городов.

 

2.3 Принцип разделения властей  в построении государственного аппарата

 

 

  Государственная власть в правовом государстве не является абсолютной. Это обусловлено не только господством  права, связанностью государственной  власти правом, но и тем, как организована государственная власть, в каких  формах и какими органами она осуществляется. Здесь необходимо обратиться к теории разделения властей. Согласно этой теории смешение, соединение властей (законодательной, исполнительной, судебной) в одном  органе, в руках одного лица чревато  опасностью установления деспотического режима, где невозможна свобода личности. Поэтому для того, чтобы предотвратить  возникновение авторитарной абсолютной власти, не связанной правом эти  ветви власти должны быть разграничены, разделены, обособлены.

С помощью разделения властей правовое государство организуется и функционирует  правовым способом: государственные  органы действуют в рамках своей  компетенции, не подменяя друг друга; устанавливается  взаимный контроль, сбалансированность, равновесие во взаимоотношениях государственных органов, осуществляющих законодательную, исполнительную и судебную власть.

Принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную означает, что каждая из властей действует самостоятельно и не вмешивается в полномочия другой. При его последовательном проведении в жизнь исключается всякая возможность присвоения той или иной властью полномочий другой. Принцип разделения властей становится жизнеспособным, если он еще и обставляется системой "сдержек и противовесов" властей. Подобная система "сдержек и противовесов" устраняет всякую почву для узурпации полномочий одной власти другой и обеспечивает нормальное функционирование органов государства.

В Конституции РФ предусмотрен принцип разделения властей в России. Так, в ст. 10: "Государственная власть в РФ осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны."

1) К органам законодательной власти в Российской Федерации относятся:  
- Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума - две палаты Собрания)

-Законодательные Собрания республик, входящих в состав Российской Федерации;   
-  органы власти других субъектов Российской Федерации; местные органы государственной власти.

2) К органам исполнительной власти в Российской Федерации относятся:   
 -  Президент Российской Федерации; Совет Министров Российской Федерации;  
 -  Высшие должностные лица республик, избираемые гражданами или Законодательными Собраниями  

-  Правительство республик; органы администрации других субъектов Российской Федерации.

3)  К органам судебной власти в Российской Федерации относятся: 

- Конституционный Суд Российской Федерации;

- Верховный Суд Российской Федерации;

- Высший Арбитражный Суд Российской  Федерации; суды республик и других субъектов России;

- районные народные суды; суды специальной юрисдикции.

Для демократического общества принцип разделения властей особо важен и значим. Он выражает не только разделение труда между государственными органами, но и умеренность, "рассредоточенность" государственной власти, предупреждающую ее концентрацию, превращение ее в авторитарную и тоталитарную власть. Этот принцип в демократическом обществе предполагает, что все три власти одинаковы, равновелики по силе, служат противовесами по отношению друг к другу и могут "сдерживать" одна другую, не допускать доминирования одной из них. Например, превращения управленческой власти в авторитарную, а законодательной - во "всевластие", в тоталитарную власть, подчиняющую себе и управление, и правосудие.

 

2.4 Политический плюрализм и идеологическое многообразие в Российской Федерации

 

Принцип идеологического  и политического многообразия (ст. 13 Конституции РФ) - одна из важнейших  сторон закрепленного в Конституции  РФ демократического характера Российского государства.

Основные характеристики данного принципа:

1) идеологическое многообразие означает возможность нормального сосуществования в обществе различных (в том числе прямо противоположных) философских, политических, правовых, экономических, религиозных взглядов, идей, теорий.

Каждый вправе (самостоятельно или совместно с другими лицами) свободно создавать, распространять, защищать свои взгляды и идеи.

Принцип идеологического  многообразия является развитием неотъемлемых прав человека на свободу мысли, слова, информации, совести, вероисповедания;

2) невозможность установления никакой идеологии в качестве государственной или обязательной - необходимая гарантия принципа идеологического многообразия.

Эта гарантия означает, во-первых, что государство не должно вмешиваться  в сферу идеологии путем подчинения какому-либо идеологическому направлению, в том числе политическому, и, во-вторых, государство не вправе устанавливать  какую-либо идеологию в качестве общеобязательной, то есть ограничивать права человека на свободу совести, мысли и слова;

Информация о работе Россия - Демократическое государство