Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2013 в 19:04, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является комплексное изучение России как демократическое государство.
Исходя, из поставленной цели можно выделить следующие задачи:
Выявить особенности определения демократии как политического режима;
Рассмотреть формы демократии;
Определить перспективы развития демократии в России;
Рассмотреть формы реализации демократии и их взаимосвязь с народовластием и народным представительством.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕМОКРАТИЧЕСКОГО ГОСУДАРСТВА 5
1.1 Понятие и сущность демократии в современном обществе 5
1.2 Признаки демократического государства. 7
ГЛАВА 2. СУЩНОСТЬ ФОРМ И ПРИЗНАКОВ ДЕМОКРАТИИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ 14
2.1 Непосредственная и представительная демократия в России 14
2.2 Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ 28
2.3 Принцип разделения властей в построении государственного аппарата Российской Федерации 31
2.4 Политический плюрализм и идеологическое многообразие в Российской Федерации 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 38
Разделение властей — один из
основных признаков демократии и
принципов действующей
Таким образом, согласно Конституции,
разделение властей означает не только
рассредоточение, распределение, демонополизацию
власти, но и действительное, реальное
взаимное ее уравновешивание, при котором
ни одна из трех властей не может
ущемить или подчинить себе другие
и вынуждена действовать в
условиях взаимопонимания и
В современных условиях становления конституционного строя в Российской Федерации принцип разделения властей имеет особенно важное значение. Он нацелен на то, чтобы предотвратить возвышение одной из властей над другими, утверждение авторитаризма и диктаторского режима в обществе. Принцип разделения властей предусматривает систему «сдержек и противовесов», направленную на то, чтобы свести к минимуму возможные ошибки в управлении, односторонность подхода к решаемым вопросам. Рассматриваемый принцип призван обеспечить, в конечном счете, рационализацию и оптимизацию деятельности государства, всех его структур и на этой основе повышение эффективности всего механизма управления государственными делами.
Демократия в Российской Федерации осуществляется и на основе принципа политического многообразия.
Принцип политического многообразия (плюрализма) означает создание возможностей оказывать влияние на политический процесс всем социально- политическим или иным организациям, деятельность которых имеет политический аспект и находится в рамках Конституции.
Политический плюрализм
Политический плюрализм – это свобода политических мнений и политических действий, что проявляется в деятельности независимых объединений граждан.
Вот почему надежная конституционно-правовая защита политического плюрализма - предпосылка не только реализации принципа народовластия, но и функционирования правового государства.
Демократизм Российской Федерации
означает наличие в ней местного
самоуправления. Это признаваемая и гарантируемая
Конституцией
Российской Федерации, самостоятельная
и под свою ответственность, деятельность
населения по решению непосредственно
или через органы местного самоуправления
вопросов местного значения, исходя из
интересов населения, его исторических
и иных местных традиций.3
Конституция определяет формы осуществления местного самоуправления в РФ. К ним относятся: референдумы местного значения, участие в выборах в органы местного самоуправления (непосредственная демократия), осуществление местного самоуправления через выборные и другие органы местного самоуправления (представительная демократия), другие формы прямого волеизъявления (ч. 2 ст. 130 Конституции РФ).
Местное самоуправление следует рассматривать в трех главных аспектах как:
- одну из основ
- право населения на
- одну из форм народовластия.
Такой автор как М. В. Баглай выделяет также в качестве важнейшего признака демократического государства и обеспечение прав и свобод человека и гражданина, поскольку, именно здесь, как считает он, проявляется тесная связь формально демократических институтов с политическим режимом. Только в условиях демократического режима права и свободы становятся реальными, устанавливается законность и исключается произвол силовых структур государства. Никакие возвышенные цели и демократические декларации не способны придать государству подлинно демократический характер, если не обеспечиваются общепризнанные права и свободы человека и гражданина. Конституция Российской Федерации закрепила все известные мировой практике права и свободы, однако для реализации многих из них еще необходимо создать условия.
Демократическое государство не отрицает
принуждения, а предполагает его
организацию в определенных формах.
К этому побуждает сущностная
обязанность государства
ГЛАВА 2. СУЩНОСТЬ ФОРМ И ПРИЗНАКОВ ДЕМОКРАТИИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
2.1 Непосредственная и
Непосредственная Демократия - понятие, охватывающее совокупность форм и средств (институтов) непосредственного осуществления народом в РФ принадлежащей ему власти. Ее основу составляет Конституция РФ, ст. 3 которой гласит, что народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы.4
Главный признак непосредственной демократии, чрезвычайно актуальный ныне, - сопоставление воли народа и формируемого им органа власти, а также регулятивная функция в системе социального управления, сконструированная на принципах представительного правления и народного суверенитета.
Народовластие означает принадлежность всей государственной власти народу, свободное осуществление народом этой власти в полном соответствии с его суверенной волей и коренными интересами.
Помимо референдумов и
выборов институтами также
Особенность консультативных
форм демократии состоит в том, что выявленная
с их помощью воля народа (населения) отражается
в решении соответствующего государственного
органа или органа местного самоуправления
(становится основой такого решения). Однако
хотя орган самостоятельно формулирует
окончательный текст своего акта, он не
может при этом изменить, исказить волю
народа(населения). Консультативными формами
непосредственной демократии принято
считать консультативные референдумы
(опросы), народные обсуждения, инициативы
(в том числе и правотворческие), петиции.
Решения собраний (сходов) граждан в одних
случаях носят императивный (например,
при выборах органов территориального
общественного самоуправления, выдвижении
кандидатов в депутаты), в других - консультативный
характер (например, при выражении своего
мнения по вопросам строительства в микрорайоне
или населенном пункте нового
На референдум субъекта Российской федерации могут быть вынесены только вопросы, находящиеся в ведении субъекта Российской Федерации или в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, если указанные вопросы не урегулированы Конституцией Российской Федерации, федеральным законом.
На местный референдум могут быть вынесены только вопросы местного значения.
Статья 13 закона устанавливает обстоятельства, исключающие назначение и проведение референдума:
1. Референдум не назначается и не проводится в условиях военного или чрезвычайного положения, введенного на территории Российской Федерации либо на территории, на которой предполагается проводить референдум, или на части этой территории, а также в течение трех месяцев после отмены военного или чрезвычайного положения.
2. Орган государственной власти
субъекта Российской Федерации,
3. Законом субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования может быть установлен срок, в течение которого референдум субъекта Российской Федерации, местный референдум с такой же по смыслу формулировкой вопроса не проводятся. Указанный срок не может превышать два года со дня официального опубликования результатов референдума.26
При подготовке к проведению референдума используется русский язык и государственные языки республик в составе Российской Федерации, а также языки народов Российской Федерации на территориях их компактного проживания.
Референдум Российской Федерации проводится по инициативе: не менее чем двух миллионов граждан Российской Федерации, имеющих право на участие в референдуме Российской Федерации, при условии, что на территории одного субъекта Федерации или в совокупности за пределами территории Федерации проживает не более 10 процентов из них; Конституционного Собрания, если им будет принято решение о вынесении проекта новой Конституции на всенародное голосование.
Для выдвижения инициативы проведения референдума и сбора подписей граждан Российской Федерации в ее поддержку может быть образована инициативная группа по проведению референдума. Указанную инициативную группу вправе образовать гражданин или группа граждан Российской Федерации, имеющие право на участие в референдуме. Выдвинуть инициативу проведения референдума может также избирательное объединение, иное общественное объединение, устав которого предусматривает участие в выборах и (или) референдумах и которое зарегистрировано в порядке, определенном федеральным законом, на уровне, соответствующем уровню референдума, или на более высоком уровне не позднее чем за один год до дня образования инициативной группы по проведению референдума. Количественный состав инициативной группы по проведению референдума Российской Федерации устанавливается федеральным конституционным законом, количественный состав инициативной группы по проведению референдума субъекта Российской Федерации, местного референдума устанавливается в соответствии с настоящим Федеральным законом, законом субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования.