Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Сентября 2014 в 13:53, шпаргалка
1. Структура политического знания. Политология и другие общественные науки.
Люди издавна интересовались политикой, не одно тысячелетие постигая различные аспекты этого сложнейшего общественного феномена. Однако в зависимости от уровня развития общества, характера собственных потребностей, а также уровня развития знаний люди отображали политический мир с разной степенью глубины и в разных формах, в частности в форме мифов, идеологий, религиозных и научных воззрений.
Р. Михельс считает, что в обществе действует «железный закон олигархических тенденций». Его суть состоит в том, что создание крупных организаций неизменно ведет к их олигархизации и формированию элиты, поскольку руководство такими организациями не может осуществляться всеми их членами. Эффективность их деятельности требует выделения руководящего ядра и аппарата.
Макиавеллистская школа признает
Ценностные теории стараются приспособить элитарную теорию к реальной жизни современных демократических государств. Они имеют ряд установок:
Теории демократического элитизма (Шумпетер) рассматривают руководящий слой не только как группу, обладающими необходимыми для управления качествами, но и как защитницу демократических ценностей. Элиты, согласно данной теории, это гарант высоко качественного состава руководителей, избранных населением.
Концепции плюрализма элит (функциональные теории элит) базируются на
Леволиберальные концепции ( Миллс):
Партократическая теория элиты получила реальное воплощение в странах тоталитарного социализма. Ее основополагающие черты:
Политическая элита в России
1) руководство страны
2) министры;
3) региональные и муниципальные элиты;
4) руководители силовых структур;
5) дипломаты высокого ранга;
6) лидеры ведущих партий;
7) руководители молодежных, профсоюзных, творческих и других союзов, обществ, организаций.
Высшую элиту составляют те, кто непосредственно участвует или оказывает существенное влияние на процесс принятия решений. Их не так много, это 100-200 человек, занимающих стратегические посты в правительстве, крупных политических партиях, группах давления, сюда же входят законодатели.
За высшей элитой идет средняя, принадлежность к которой определяется по трем показателям - уровню доходов, профессиональному статусу, образованию. Средняя элита составляет 5 % взрослого населения.
К административной элите относится высший слой государственных служащих, занимающих руководящие посты в министерствах, департаментах и других органах управления.
24. Проблема лидерства
в современном мире. Типология
и функции политического
Лидер в переводе с английского языка – (leader) – означает "ведущий", "указываюший путь".
Смысл этого слова отражает предназначение человека- лидера, его место и роль в обществе, процессы, к которым он причастен, его функции. Для лидера характерна способность воздействовать на других людей, организовать их совместную деятельность для достижения определенных целей.
Политическое лидерство – это вид политической деятельности, представляющей собой процесс взаимодействия, в ходе которого одни люди (лидеры) знают и выражают потребности и интересы своих последователей и в силу этого обладают престижем и влиянием, а другие (сторонники лидеров) – добровольно отдают им часть своих властных полномочий для осуществления целенаправленного представительства и реализации собственных интересов.
В основе феномена политического лидерства – способности руководителя, которые отражают и удовлетворяют интересы своих последователей.
Первые объяснения природы лидерства исходили из особенностей индивидуальных качеств лидера. В начале XX в. английский антрополог Ф. Гальтон, используя свои исследования, сформулировал теорию черт, которая объясняет природу лидерства наследственностью. В теории черт лидер рассматривается как совокупность определенных психологических качеств, наличие которых помогает выдвижению индивида на лидирующие позиции и позволяет ему принимать властные решения в отношении других.
Среди достоинств лидера выделяют чувство юмора, такт, способность привлекать к себе внимание, энергию, ум и сильный характер (американский социолог Э. Богардус).
Политический лидер – это человек, который руководит не только политическими процессами, но и осуществляет функции по управлению обществом, политической организацией или движением, способен изменять ход событий и направленность политических процессов. Политические лидеры активизируют политические процессы в обществе, выдвигают программы, определяющие ход исторического развития общества.
Выделим основные черты политического лидера:
− умение нравиться людям, завоевывать их симпатии;
− политическая воля, готовность брать на себя ответственность за последствия своих решений и действий;
− политическая интуиция, острый ум;
− организаторский талант, ораторские способности;
− умение быстро ориентироваться в новой ситуации и принимать решения, адекватные этой ситуации;
− наличие ясной политической программы, отвечающей интересам больших социальных групп.
Функции политических лидеров
Функции лидера – главные направления его деятельности. Количество функций зависит от таких факторов, как: тип культуры общества, политический режим, зрелость гражданского общества, уровень жизни большинства населения.
1 Интегративная функция. Призвание лидера – согласование и объединение различных групп
интересов на основе общей идеи, общих ценностей и идеалов. Высокая степень социальной напряженности свидетельствует о том, что политический лидер слабо реализует интегративную функцию.
2 Ориентационная функция. Через выработку политического курса, учитывающего тенденции
мирового развития и потребности различных групп общества, лидером на практике осуществляется достижение целостности и гармонии социальных интересов.
3 Инструменталистская. Политический лидер предлагает механизм осуществления своего курса (программы) посредством принятия политических решений и обеспечения их ресурсами.
4 Мобилизационная. Эта функция актуализируется тогда, когда лидер стремится осуществить глубокие преобразования в обществе. Мобилизация населения – это реализация лидером мобилизационной функции, которая может достигаться на основе возбуждения народного энтузиазма, симпатии к лидеру, его харизмы, но связана и с созданием экономических стимулов.
5 Функция социального арбитража и патронажа. Она развита в странах, где высока степень зависимости личности от власти. Лидер призван выступать гарантом справедливости, законности и порядка, защиты граждан от произвола бюрократии, беззакония, нарушения прав и свобод граждан.
6 Функция легитимации политического порядка. Эту функцию может выполнять лидер в тоталитарных и авторитарных государствах. Функция заключается в обосновании правомерности существующего политического режима и зачастую проявляется в формах прямого обожествления личности лидера.
Типы лидеров
1 Американский политолог Роберт Такер выделяет три типа политических лидеров. Консерваторы. Позиция консерваторов состоит в сохранении статус-кво общества. Активность и программа политического лидера и его действия направлены на обоснование необходимости сохранения общества в его современном виде.
Реформаторы. Эти лидеры стремятся к радикальному преобразованию общественного устройства посредством проведения широкомасштабного реформирования властных структур.
Революционеры. Они ставят целью быстрый, скачкообразный переход (как правило, через вооруженное насилие) к принципиально иной общественной системе.
2 Три типа лидерства:
Традиционное лидерство. Этот тип лидерства опирается на механизм традиций, ритуалов, силу привычки. Привычка подчиняться основана на вере в святость традиции и на передаче власти по наследству. Этот тип лидерства олицетворяет правление вождей, старейшин, монархов.
Харизматическое лидерство. Основано на вере народа в сверхъестественные способности правителя-вождя, пророка, князя, военачальника, оратора. (Харизма – это способность увлекать за собой массы без помощи инструментов власти.)
Рационально-легальное лидерство опирается на представление о разумности, законности порядка избрания лидера, передачи ему определенных властных полномочий. Такие лидеры обретают политическую власть на основе всеобщих выборов.
Новые тенденции в развитии лидерства в мире:
• национальные лидеры не могут игнорировать глобальные проблемы. Они должны рассматривать свою внутреннюю политику как составную часть общемирового, глобального процесса;
• возрастание роли и влияния неформальных лидеров;
• усиливается концентрация активности лидеров на решении экономических и социальных проблем. Развитие этой тенденции выражается в росте благосостояния нации, связанного с активностью того или иного политического лидера, что требует также значительных временных рамок политической активности;
• уменьшается вероятность появления политических лидеров-героев и лидеров-антигероев;
• сокращаются границы власти политического лидерства за счет совершенствования системы разделения властей и расширения границ гражданского общества.
25. Общественные организации и общественные движения, их место и роль в политическом процессе.
Социально-политические организации и движения – это добровольные объединения людей для выражения и реализации общественных интересов путем «давления» на публичную власть.
Они представляют собой «группы интересов», которые представляют собой разнообразные группы людей, имеющих определенные цели и требования к политической власти, которые становятся причиной их коллективных действий (профсоюзы, молодежные и женские движения, этнические и религиозные группы, ассоциации и т.д.).
Группы интересов – это добровольные организации, созданные для выражения и представления интересов входящих в них людей во взаимоотношениях как с другими группами и политическими институтами, так и внутри самих организаций.
Их способ действий – убеждения, советы тем, кто управляет, информирование общественности и политических лидеров о потребностях и взглядах тех или иных социальных групп, организованные действия в поддержку своих интересов, например, забастовки, митинги; социальный контроль граждан за органами власти; воздействие на процесс принятия политических решений.