Шпаргалка по политологии в аспирантуру

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Сентября 2014 в 13:53, шпаргалка

Описание работы

1. Структура политического знания. Политология и другие общественные науки.
Люди издавна интересовались политикой, не одно тысячелетие постигая различные аспекты этого сложнейшего общественного феномена. Однако в зависимости от уровня развития общества, характера собственных потребностей, а также уровня развития знаний люди отображали политический мир с разной степенью глубины и в разных формах, в частности в форме мифов, идеологий, религиозных и научных воззрений.

Файлы: 1 файл

otvety_po_politologii_dlya_vstupitelnogo_ekzamena_v_aspirant.doc

— 729.00 Кб (Скачать файл)

Партии не сразу стали полноправным политическим институтом, способным оказывать существенное влияние на власть. Первоначально они представляли собой объединения знати, различного рода клубы, литературно-политические образования, являвшиеся формой общения единомышленников (например, Клуб кордельеров времен Великой Французской революции или «Реформ Клаб», возникший в Англии в 30-х гг. XIX в.).

Непосредственное же влияние на превращение партий в активных участников политического процесса оказали предоставление личности политических прав, возникновение избирательных систем и парламентов.

Однако, выражая групповые интересы и так или иначе проявляя оппозиционность государству, партии в то время практически однозначно воспринимались как источник кризисов и раскола общества.

В XIX столетии партии в основном укрепили свое положение в политической системе, став важным механизмом представительства интересов общества. В то же время начавшийся с первой четверти столетия процесс формирования массовых, в основном социалистических, партий обозначил ряд качественно новых тенденций, обусловивших, в частности, изменение ведущих типов партий и их роли в политическом процессе различных стран и позволивших говорить о втором этапе партогенеза.

Партийные лидеры больше ориентировались на завоевание массовой поддержки, опасаясь отождествления их партии с определенным классом и соответствующей идеологической доктриной. Партии превращались в ассоциации «хватай всех», беря на себя функцию выражения интересов большинства нации.

Современный этап партогенеза свидетельствует о том, что партии стали не просто органическим, но и одним из основных элементов организации политического порядка и функционирования публичной власти. По мере развития парламентских, конституционных основ буржуазной государственности, партии укрепляли свой политический и правовой статус. После Второй мировой войны в конституциях разных стран появились соответствующие статьи, а в 70-х гг. сложилось достаточно развернутое законодательство, регламентирующее их деятельность. Поощряя плюрализм политической жизни, партии стабилизировали систему власти, основанную на устойчивом представительстве интересов граждан. Таким образом, в данное время партии представляют собой такой институт власти, без которого не могут осуществляться выборы как основной механизм формирования государственности, легальное завоевание различными слоями населения ведущих политических позиций.

В то же время в разных странах партии играют весьма не однозначные роли.

См. тетрадь + учебник стр. 352 - 376

 

 

16. Политические режимы в современном мире. Сущность и особенности тоталитаризма и авторитаризма.

Политический режим (от лат. regimen – управление) – это методы осуществления политической власти в обществе.

Политический режим определяется следующими признаками:

− степенью участия народа в механизмах формирования политической власти, а также самими

способами такого формирования;

− соотношением прав и свобод человека и гражданина с правами государства;

− гарантированностью прав и свобод личности;

− характеристикой реальных механизмов осуществления власти в обществе;

− степенью реализации политической власти непосредственно народом;

− положением средств массовой информации, степенью гласности в обществе и прозрачностью государственного аппарата;

− местом и ролью негосударственных структур в политической системе общества;

− соотношением между законодательной и исполнительной ветвями власти;

− характером правового регулирования в отношении граждан и должностных лиц;

− типом политического поведения;

− характером политического лидерства;

− учетом интересов меньшинства при принятии политических решений;

− доминированием определенных методов при осуществлении политической власти;

− степенью верховенства закона во всех сферах общественной жизни;

− принципами взаимоотношения общества и власти;

− политическим и юридическим положением и ролью в обществе "силовых" структур государства (армии, полиции, органов государственной безопасности);

− мерой политического плюрализма, многопартийности;

− существованием реальных механизмов привлечения к политической и юридической ответственности должностных лиц, включая самых высших.

Принято делить политические режимы на три типа: тоталитарный, авторитарный и демократический.

1 Авторитарный (от лат. "autoritas" – власть) режим – государственно-политическое устройство общества, в котором политическая власть осуществляется конкретным лицом (классом, партией, элитной группой) при минимальном участии народа. Главную характеристику данного режима оставляет авторитаризм как метод властвования и управления, а также как разновидность общественных отношений.

2 Характерные черты:

− ограничение и строгая регламентация политических прав и политического поведения как от-

дельных граждан, так и общественно-политических организаций;

− отсутствие огромного репрессивного аппарата;

− разрешение гражданам всего того, что не запрещено государством;

− наличие некоторых элементов демократии (выборов, парламентской борьбы).

  • количественная ограниченность непосредственных носителей власти;
  • неограниченность власти, её неподконтрольность гражданам;
  • ограничение политической оппозиции и конкуренции;
  • ограниченное вмешательство во внеполитические сферы общества;
  • рекрутирование политической элиты путём назначения сверху, а не конкурентной электоральной борьбы.

3 Авторитарный режим возникает в странах, где происходит смена общественного строя, сопровождающаяся резкой поляризацией политических сил; в странах, где наблюдаются длительные экономические и политические кризисы, преодоление которых демократическими средствами становится невозможным. Во второй половине XX в. авторитарные режимы возникли в ряде освободившихся от колониализма стран Азии, Африки и Латинской Америки.

Тоталитарный режим – это политический режим, стремящийся к установлению абсолютного

(тотального) контроля  над различными сторонами жизни каждого человека и всего общества в целом.

Термин "тоталитаризм" происходит от латинского слова "totalis" (весь, целый, полный). Он был

введен в политический оборот идеологом итальянского фашизма Дж. Джентиле в начале XX в. В 1925 г. это понятие впервые прозвучало в итальянском парламенте. Его использовал лидер итальянского фашизма Б. Муссолини. С этого времени начинается становление тоталитарного строя в Италии, затем в СССР (в годы сталинизма) и в гитлеровской Германии (с 1933 г.).

Признаки тоталитарного режима:

• государство стремится к глобальному господству над всеми сферами общественной жизни, к всеохватывающей власти;

• общество практически полностью отчуждено от политической власти, но оно не осознает этого;

 в политическом сознании формируется представление о "единстве", "слиянии" власти и народа;

монопольный государственный контроль над экономикой, средствами массовой информации, культурой, религией, вплоть до личной жизни, до мотивов поступков людей;

• абсолютная "правовая", а точнее антиправовая, регламентация общественных отношений, которая базируется на принципе "дозволено только то, что прямо разрешено законом";

• государственная власть формируется бюрократическим способом, по закрытым от общества каналам, окружена непроницаемой стеной и недоступна для контроля со стороны народа;

• доминирующими методами управления становятся насилие, принуждение, террор;

• господство одной партии, фактическое сращивание ее профессионального аппарата с государством, запрет оппозиционно настроенных сил;

• права и свободы человека и гражданина носят декларативный, формальный характер, отсутствуют веские гарантии их реализации;

• экономической основой выступает крупная собственность: государственная, монополистическая, общинная;

  • превосходство определённого класса, нации, расы.

• наличие одной официальной идеологии, плюрализм фактически устранен;

• централизация государственной власти в руках диктатора и его окружения;

• невозможность контроля со стороны общества за деятельностью репрессивных государственных органов;

• государственная власть осуществляется по своему усмотрению, произволу, без учета мнения большинства, в противоречии с демократическими механизмами, нормами и институтами.

Отличия между авторитарным и тоталитарным режимами

Одно из различий связано с пониманием цели, исторического назначения режима. Тоталитаризм связан с утопической идеей. Авторитарные же режимы не ставят задач коренного, революционного переустройства общества. Их цель – выполнить конкретную задачу, а именно – вывести страну из исторического тупика.

Если в тоталитарном обществе устанавливаются всеобщий контроль и насилие, то авторитаризм предполагает наличие сфер общественной жизни, недоступных государственному контролю.

Принцип тоталитарного общества – "разрешено то, что приказано властью", а авторитарного - "разрешено то, что не имеет отношения к политике".

В тоталитарном обществе существует систематический террор по отношению к противникам, а в авторитарном обществе проводится тактика избирательного террора, направленного на предотвращение возникновения оппозиции.

 

 

16. Понятие демократии. Формы осуществления демократии. Состояние и перспективы демократизации политической системы в России.

Демократия представляет собой самый сложный тип политического режима. Насчитывается около 550 видов демократий. Эволюция значения термина "демократия" отражает развитие человеческого общества. Сначала демократия рассматривалась как прямое npaвление граждан в отличие от правления монарха или аристократов. В античности демократия считалась "худшей формой" правления. Режимы демократии существовали недолго и переходили в охлократию (власть толпы).

Существует ряд исторических типов демократии с множеством ее различных форм:

  • первобытно-общинная и родоплеменная
  • античная
  • феодально-сословная
  • буржуазная
  • социалистическая

Новый этап в развитии концепции демократии начался с Великой французской революции. С тех пор демократия рассматривается как направление общественной мысли, которое формирует цели социально-политического движения, отвергающего монархию и элитарность.

Демократия – это прежде всего степень участия масс в государственном управлении, а также фактическое наличие у граждан демократических прав и свобод, официально признаваемых и закрепляемых в конституциях и других законах. Демократия как общественно-политическое явление за свою многовековую историю развития выработала определенные принципы и ценности. Среди них:

  • равное право граждан на участие в управлении обществом и государством
  • гласность в деятельности властей
  • конституционное оформление государственного строя
  • разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную
  • плюрализм политической системы
  • комплекс политических, гражданских, экономических и социальных прав и свобод человека.

Эти ценности описывают, конечно, идеальную систему, идеал, который нигде не достигнут. Возможно, он в принципе недостижим. Однако институты по поддержанию демократических ценностей существуют в действительности при всех их недостатках.

Теорий демократии:

1 Либеральная теория демократии основывается на англосаксонской традиции. Демократию

рассматривает как ответственное и компетентное правление. Источник власти – народ, выражающий свою волю не прямо, а через своих представителей.

2 Теория прямой демократии. Ж.-Ж. Руссо, один из авторов этой теории отрицает принцип представительности. По его мнению, демократия – прямое правление народа, который способен выразить свою единую волю. В этой теории нет деления на управляющих и управляемых. Общая воля народа, выраженная на собраниях, является основой для деятельности правительств и составления законов.

3 Теория плюралистической демократии. Сторонники этой теории отрицают наличие в обществе единой воли народа как основы для деятельности власти. Наличие единой воли народа невозможно, так как люди в своих действиях исходят из принципа не общественной, а личной пользы. Там образом, общество рассматривается как совокупность социальных групп, стремящихся к реализации своих интересов.

Информация о работе Шпаргалка по политологии в аспирантуру