Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Сентября 2014 в 13:53, шпаргалка
1. Структура политического знания. Политология и другие общественные науки.
Люди издавна интересовались политикой, не одно тысячелетие постигая различные аспекты этого сложнейшего общественного феномена. Однако в зависимости от уровня развития общества, характера собственных потребностей, а также уровня развития знаний люди отображали политический мир с разной степенью глубины и в разных формах, в частности в форме мифов, идеологий, религиозных и научных воззрений.
4 Элитарная теория демократии. Шумпетер И. Господствующая элита, избранная на определенный срок, принимает функции политического представительства интересов большинства населения, лишенного на этот же срок возможности действовать.
5 Теория социалистической демократии. В противоположность индивидуалистическим и групповым носителям власти в условиях демократии данная теория трактует ее как форму классового господства. Здесь можно выделить два направления в трактовке демократического правления – ортодоксальное (К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин) и реформистское (Э. Бернтштейн, К. Каутский).
В ортодоксальной интерпретации власть народа устанавливает только социалистическая демократия, но при коммунизме демократия, как принцип существования государства, отмирает вместе с государством.
Социал-реформаторы понимали демократию как определенную форму компромисса, соглашения разнородных социальных сил. Цели общества меняются по мере изменения условий жизни личности.
Каждая из этих моделей демократии имеет свои достоинства и недостатки. Как политический режим демократия менее всего подходит для радикального решения стратегических проблем, поскольку требует постоянного согласования интересов, проработки различных общественных альтернатив, толерантности.
Демократия как сложная форма взаимоотношений власти и граждан представляется уязвимой в изменяющихся условиях, но достаточно эффективной в высокоорганизованных, плюралистических обществах.
Выделяют три модели демократии: парламентскую (ЕС), президентскую (Мексика, США, Аргентина), смешанную (Россия, Франция).
Формы демократии: прямая, плебисцитарная и представительная. Так, прямая демократия предполагает непосредственное участие граждан в процессах подготовки, обсуждения, принятия и реализации решений. Близка по значению к данной форме власти плебисцитарная демократия, которая также предполагает открытое волеизъявление населения, но связана только с определенной фазой подготовки решений, например, одобрением (поддержкой) или отрицанием вынесенного руководителями государства или группой граждан проекта закона или какого-то конкретного решения. При этом результаты голосования не всегда имеют обязательные, правовые последствия для структур, принимающих решения, т.е. могут только учитываться правящими кругами, но отнюдь не предопределять их действия. Представительная демократия является более сложной формой политического участия граждан. Она предполагает опосредованное включение граждан в процесс принятия решений через их представителей, выбираемых ими в законодательные или исполнительные органы власти, либо различные посреднические структуры (партии, профсоюзы, движения).
РФ – управляемая демократия.
Становление и формирование российской демократии означает новый этап в истории развития России. Если система политической демократии в большинстве развитых стран отрабатывалась на протяжении последнего века, а в некоторых – и еще дольше, то в России ее предстоит создать на месте одной из наиболее сильных диктатур в истории. С падением тоталитарного строя в России начался процесс демократической реформации страны. Основные его направления – становление и развитие гражданского общества и правового государства, формирование многопартийной политической системы. Проблема развития демократии в России заключается в следующем: примут ли политические действующие лица страны структуру демократических институтов, при которой достигается их согласие. Количественная сторона демократизации российского общества –это расширение участия граждан в политической жизни страны. Качественная – появление новых политических институтов власти на основе рационального демократического процесса.
Противоречия переходного периода в России и связанная с этим нестабильность общественной обстановки требуют от власти не только воли к переменам, но и политического реализма, способности трезво оценивать ситуацию. К сожалению, наш человек так воспитывался и формировался прошлой системой, что не привык, не умеет самостоятельно утверждать себя в жизни. За него все решало государство.
Переход к демократии, рынку поставил перед населением сложнейшие, жизненные проблемы. Люди винят в них в первую очередь власть, правительство, государство. Это ведет к разбалансированности социальных, гражданских и политических связей. Формирование демократических политических отношений, нормального гражданского общества является условием стабилизации.
Надо отметить и то, что на пути к демократии и новой государственности России не обязательно повторять все этапы, которые прошли европейские страны. Об этом свидетельствует опыт стран Азиатско-Тихоокенского региона, которые, сделав стремительный взлет, за четыре десятилетия преодолели путь, на который западным странам понадобились столетия.
18. Политическая деятельность: основные формы, методы и проблемы. Понятие «субъекта» и «объекта» политики.
См. словарь стр. 39
В 50-60-е годы XX века многие западные политологи практически отходят от употребления самой оппозиции 'субъекта - объекта' в политике, заменяя ее понятием 'политического актора' (actor, acteur) как активного участника политической жизни или особого рода игрока в азартной игре, называемой политикой.
Интересную по замыслу концепцию преодоления противоречия в существовании субъектов и объектов в политике разработал отошедший от классического структурализма французский конструктивист П. Бурдье. Вместо терминов 'субъект' и 'объект' им используются понятия 'агент', его 'позиция' и 'диспозиция'.
В рамках классической политико-философской парадигмы известного 'раздвоения' общественно-политической жизни на активных субъектов, воздействующих на политические объекты, традиционно дается их следующее определение: политический субъект есть источник политической активности, направленной в определенном отношении или ситуации на те или иные политические объекты, являющийся при этом носителем предметно-практической деятельности, тогда как политический объект, соответственно, 'противостоит' субъекту, представляя собой ту часть объективной реальности, фрагмент политического мира, который взаимодействует с субъектом. Категории политического субъекта и объекта, вне сомнения, носят соотносительный характер, поскольку политические тела, выступающие в одном отношении как объект, в другом измерении могут выступать уже в роли субъекта или даже моментально меняться своими местами в ходе изменения политической ситуации.
При анализе политической деятельности понятие политического поведения помогает уяснить ее механизм, структуру, способ достижения целей, позволяет свести разнообразные проявления политической деятельности к системе отдельных действий, элементов.
В зависимости от политического поведения участники политики подразделяются на категории:
− лидеры – возглавляют политическое движение, своим авторитетом, влиянием способствуют его сплочению и достижению намеченных целей;
− активисты – посредники между лидерами и последователями, которые организуют участников движения, постоянно снабжая лидеров информацией о достигнутых результатах и трудностях, вносят существенные коррективы в стратегию и тактику поведения масс;
− последователи – их поведение характеризуется разной степенью активности и участия в организациях. Они поддерживают цели, выдвинутые лидерами, и считают их соответствующими своим интересам, которые представляют четко, что стимулирует их участие в политической деятельности;
− лидеры мнения – создают "поля" эмоционального и интеллектуального напряжения вокруг проблем посредством своей интеллектуальной деятельности (например, через публицистику), делают их объектом всеобщего внимания, не влияя на поведение участников с точки зрения его организации.
Политическое поведение обладает значительной качественной неоднородностью, среди его наиболее значимых форм выделяют следующие:
- реакция, когда действия людей в политике служат ответами на внешнее воздействие, источником активности в этом случае служат другие люди или институты;
- периодическое участие, связанное с делегированием полномочий во всякого рода выборах, полит. кампаниях;
- Деятельность в политических организациях, партиях;
- выполнение
политических функций в рамках
государственных органов: служба
в армии, органах государственного
управления и охраны
- посещение
политических собраний, освоение
и передача политической
- прямое действие - непосредственное влияние на функционирование и изменение политических институтов через такие формы политической деятельности как митинги, демонстрации, забастовки ;
- воздействие на ход политических процессов через обращения и письма, встречи с политическими лидерами, представителями государственных и политических организаций и движений.
Источником мотивации политического действия служит наличие определенной проблемы в жизни политической общности, понимание острой необходимости ее решения. Но для того, чтобы интеллектуальный факт понимания перерос в действие на его основе, требуется новое звено - психологический импульс готовности к действию, который складывается из желания принять участие в действии и уверенности в возможности его успеха. Двигателями этой цепочки - от проблемы к действию по ее решению - могут быть различные мотивы: гражданский долг, информация, недовольство или стремление к реализации цели.
Для характеристики различных модификаций политического поведения в политологии используется термин "политическая иммобильность", которым обозначают такие разнородные состояния деятельности людей как их выключенность из политических отношений, обусловленная низким уровнем общественного развития или их заорганизованностью; политическая апатия, являющаяся формой неприятия политической системы, отказом от каких-либо форм сотрудничества с ней; политический бойкот - выражение активной враждебности к политической системе и ее институтам.
Люди избегают участия в политических делах в силу действия не только внешних, но и внутренних факторов, мотивов. Социально-психологическим состоянием. блокирующим механизм политического поведения, служит АНОМИЯ - ситуация исчезновения, разрушения норм, регулирующих и направляющих поведение. К причинам этого явления относятся:
- безвластие - когда
собственное поведение
- беззначимость
(meaningless) - ситуация. когда теряются
ориентиры веры и это
- отсутствие
норм (normless) - убеждение, что только
неодобряемое, бросающее вызов другим
поведение может
- изолированность
- отсутствие уважения к
- самоотчуждение (self-estrangement) как реакция на неспособность влиять на события.
Наиболее широко распространенным видом негативного политического поведения служит феномен АБСЕНТИЗМА - отказа или воздержания от участия в выборах.
19. Феномен политических технологий. Современные политические технологии, их основные типы и виды.
Политические технологии (от греч. «мастерство»,; «знание») - собой совокупность приемов, методов, способов, процедур, используемых политическими субъектами для достижения политических целей.
Политические технологии как совокупность приемов и процедур целенаправленной деятельности не только упорядочивают средства достижения цели, но и закрепляют очередность действий, выработку соответствующих алгоритмов поведения субъекта.
Таким образом, технологии нельзя смешивать с отдельными механизмами, техниками или приемами взаимодействия. А если еще точнее, то технология есть итог определенного взаимодействия этих приемов деятельности, появляющийся тогда, когда неоднократные действия по достижению поставленной цели продемонстрировали более оптимальные и экономичные способы решения вопроса.
В структуру политических технологий входят три наиболее значимых компонента: специфические знания; конкретные приемы, процедуры и методики действий; а также различные технико-ресурсные компоненты.
Всё многообразие ПТ можно свести к трём видам: 1). приёмы, обеспечивающие направленное изменение правил взаимодействия между участниками политического процесса; 2). приёмы, обеспечивающие внесение в массовое сознание новых представлений, ценностей и т.д.; 3). приёмы, позволяющие манипулировать поведением людей.
1. Уровневые технологии: глобальные, связанные, к примеру, с решением общемировых проблем – охраной природы, поддержанием международной безопасности и т.д., континентально-региональные, раскрывающие специфические действия государств, а также международных организаций и институтов по решению проблем в ближневосточном, европейском или каком-либо ином регионе, национально-государственные, характеризующие процесс осуществления власти и государственного управления в рамках одной страны, корпоративные, отражающие властно-управленческие отношения в рамках отдельной организации, локальные, фиксирующие специфику деятельности отношений субъектов в ограниченных точках политического пространства, а также межличностные.