Шпаргалка по политологии в аспирантуру

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Сентября 2014 в 13:53, шпаргалка

Описание работы

1. Структура политического знания. Политология и другие общественные науки.
Люди издавна интересовались политикой, не одно тысячелетие постигая различные аспекты этого сложнейшего общественного феномена. Однако в зависимости от уровня развития общества, характера собственных потребностей, а также уровня развития знаний люди отображали политический мир с разной степенью глубины и в разных формах, в частности в форме мифов, идеологий, религиозных и научных воззрений.

Файлы: 1 файл

otvety_po_politologii_dlya_vstupitelnogo_ekzamena_v_aspirant.doc

— 729.00 Кб (Скачать файл)

Государство является наиболее важным институтом политической системы. Значимость государства определяется максимальной концентрацией в его руках власти и ресурсов, позволяющих ему эффективно и решающим образом влиять на социальные изменения.

С момента своего возникновения государство неоднозначно трактовалось в истории политической мысли. Выдвигались самые разнообразные причины возникновения и существования государства: в теологической теории это – Божественная сила; в договорной – сила разума, сознания; в психологической – факторы психики человека; в органической – биологические факторы; в материалистической – социально-экономические факторы; в теории насилия – военно-политические факторы.

В литературе выделяются факторы, влияющие на образование государства: географические, этнические, демографические, информационные. Возникновение государственности обусловлено причинами, среди которых вряд ли можно выделить какую-либо в качестве главной, определяющей. Государство возникает, существует и развивается как результат усложнения социально-экономической жизни, как инструмент упорядочения совместного удовлетворения интересов общества, групп, классов, социальных слоев, отдельных личностей.

Функции государства – это основные направления деятельности государства по решению стоящих перед ним задач. Государство выполняет ряд функций, которые отличают его от других политических институтов. Они подразделяются на внутренние и внешние.

2 Внутренние функции:

• экономическая;

• социальная;

• организаторская;

• правовая;

• политическая;

• образовательная;

• культурно-воспитательная.

Экономическая функция государства выражается в организации, координации, регулировании экономических процессов с помощью налоговой и кредитной политики, создания стимулов экономического роста или осуществления санкций.

Социальная функция состоит в удовлетворении потребностей людей в работе, жилье, поддержании здоровья; в предоставлении социальных гарантий престарелым, инвалидам, безработным, молодежи; в страховании жизни, собственности, здоровья.

Правовая функция включает обеспечение правопорядка, установление правовых норм, которые регулируют общественные отношения и поведение граждан, охрану общественного строя от разрушительных действий экстремистов.

Культурно-воспитательная функция направлена на создание условий для удовлетворения культурных потребностей населения, приобщения их к достижениям мировой художественной культуры, возможности самореализации в творчестве.

Политическая функция государства состоит в обеспечении политической стабильности, осуществлении властных полномочий, выработке политического курса, отвечающего потребностям и чаяниям широких слоев населения, или поддержании политического господства класса-собственника.

Экологическая функция. С помощью законодательства государство устанавливает правовой режим рационального природопользования, берет на себя обязательства перед своими гражданами по обеспечению здоровой, нормальной среды обитания.

Внешние функции – функции взаимовыгодного сотрудничества в экономической, социальной, технологической, культурной, торговой областях с другими государствами, функция защиты от внешних угроз – обороны страны.

Признаки государства:

− наличие публичной власти, выделенной из общества и не совпадающей с населением страны, материализованной в специфических принудительных учреждениях и распространяющейся на всю территорию страны и на всех находящихся там лиц (государство обязательно обладает аппаратом управления и принуждения, ибо публичная власть – это чиновники, армия, полиция, тюрьмы);

− система налогов, податей, займов (необходимы для материального обеспечения государственной политики: экономической, социальной, оборонной, для содержания государственного аппарата, людей, не производящих материальные ценности и занятых только управленческой деятельностью);

− территориальное деление населения (государство объединяет своей властью и защитой всех людей, населяющих его территорию, независимо от принадлежности к какому-либо роду или племени, вероисповеданию);

− суверенитет (присущее государству верховенство на своей территории и независимость в международных отношениях);

− право (государство не может существовать без права, так как последнее юридически оформляет государственную власть и тем самым делает ее легитимной, определяет юридические рамки и формы осуществления функций государства);

− монополия на легальное применение силы, физического принуждения (возможность лишить граждан высших ценностей, каковыми являются жизнь и свобода, определяет особую действенность государственной власти).

2 Структура государства:

По разделению власти:

− система законодательных (представительных) учреждений;

− исполнительно-распорядительные органы;

− судебные органы.

По выполняемым функциям

Органы, осуществляющие внутренние функции:

− охрана правопорядка, безопасности (полиция, суд, прокуратура);

− социально-экономическое регулирование (финансово-налоговый аппарат, органы связи, коммунальной службы, транспорта);

− духовное производство (учреждения образования, культуры, органы информации).

Органы, осуществляющие внешние функции:

− вооруженные силы;

− разведка;

− органы межгосударственных отношений.

 

 

13. Понятие и идеал  правового государства и его  отличительные черты.

Правовое государство – это форма организации и деятельности государственной власти, при которой само государство, все социальные общности, отдельный индивид уважают право и находятся в одинаковом отношении к нему.

В таком случае право выступает способом взаимосвязи государства, общества и индивида. Принцип правового государства предполагает, что все правовые акты соответствуют основному закону страны – конституции.

Правовое государство формировалось постепенно. Некоторые его элементы появились ещё в глубокой древности. Так, о власти закона для всех граждан говорил в VI веке до н.э. древнегреческий правитель Солон. Об этом писали и Аристотель, и Цицерон. В древнем Риме возникло разделение властей. Концепция же правового государства сложилась в XVII-XIX вв. в работах Локка, Монтескье, Канта и др. Сам термин ПГ окончательно утвердился в трудах немецких юристов Велькера, Р. фон Моля и др.

Отличительные признаки правового государства:

• верховенство закона во всех сферах жизни общества. Закон устанавливает права и обязанности участников общественных отношений. В законах учитываются тенденции социального развития, требования равенства и справедливости, защищаются нравственные ценности общества;

• гарантии прав личности, возможности ее свободного развития. Реализация гарантий обеспечивается через принцип невмешательства государства в дела гражданского общества и обязанностью государства создавать условия для реализации прав личности;

• взаимная ответственность государства и личности. Она взаимна благодаря тому, что государство и индивид в равной мере ответственны за свои действия перед законом. Правовой характер взаимной ответственности государства и личности связан с тем, что, подчиняясь праву, государство и граждане не могут нарушать его предписаний и несут ответственность за нарушение взятых на себя обязанностей;

• принцип разделения власти на законодательную, исполнительную и судебную;

  • наличие развитого гражданского общества;
  • суверенитет народа (народ – конечный источник власти), конституционно-правовая регламентация государственного суверенитета (государственный суверенитет носит представительный характер);
  • приоритет в государственном регулировании гражданских отношений метода запрета над методом дозволения.

 

14. Современные представления  о гражданском обществе. Условия существования гражданского общества.

Гражданское общество – это формирующаяся и развивающаяся в демократических государствах человеческая общность, представленная сетью добровольно образованных негосударственных структур (объединения, организации, ассоциации, союзы, центры, клубы, фонды) во всех сферах жизнедеятельности общества и совокупностью негосударственных отношений – экономических, политических, социальных, духовных, религиозных и других.

2 Структура гражданского общества:

− негосударственные социально-экономические отношения и институты (собственность, труд, предпринимательство);

− совокупность независимых от государства производителей и предпринимателей (частных фирм), частных собственников;

− общественные объединения и организации;

− политические партии и движения;

− сфера воспитания и негосударственного образования;

− система негосударственных средств массовой информации;

− семья;

− церковь.

3 Признаки гражданского общества:

• полное обеспечение прав и свобод человека и гражданина;

• самоуправляемость;

• конкуренция образующих его структур и различных групп людей;

• свободно формирующееся общественное мнение и плюрализм;

• всеобщая информированность и реальное осуществление права человека на информацию;

• жизнедеятельность в нем базируется на принципе координации;

• многоукладность экономики;

• легитимность и демократический характер власти;

• правовое государство;

• сильная социальная политика государства, обеспечивающая достойный уровень жизни людей.

Причины возникновения гражданского общества.

Частная собственность является первой из главных причин возникновения и функционирования гражданского общества, превращения его в мощнейшую самоорганизующуюся общественную структуру. Частная собственность во всем разнообразии ее конкретных форм делает существование гражданского общества необходимым. Частные предприятия, земля, недвижимость (в том числе сдаваемая в аренду); ценные бумаги, приносящие доход; денежные средства, приносящие и проценты; интеллектуальная собственность, обладателями которой являются писатели, композиторы, изобретатели, научные работники, – все это частная собственность.

Свободная рыночная экономика. Демократическое общество наряду с другими свободами предполагает хозяйственную систему, развивающуюся по своим законам. Соблюдая эти законы, можно успешно вести предпринимательскую деятельность. Однако противостоять законам рынка в одиночку очень трудно. Эту задачу призваны облегчить разного рода объединения предпринимателей.

     Государство призвано максимально удовлетворять интересы и потребности своих граждан. Необходима система информирования государства о конкретных интересах граждан, удовлетворение которых возможно лишь силами и средствами самого государства. Причина такой необходимости заключена в исключительном многообразии интересов граждан демократического общества. Это связано с теми свободами, которые гражданское общество предоставляет своим членам.

Условия возникновения и развития гражданского общества:

• социальная свобода, демократическое государственное управление, существование общественной сферы политической деятельности и политических дискуссий;

• гласность и связанная с ней высокая информированность граждан, позволяющая реально оценивать хозяйственную конъюнктуру, видеть социальные проблемы и предпринимать шаги по их разрешению;

• наличие соответствующего законодательства и конституционных гарантий.

Исторические типы:

− община;

− социальные образования (сословие, социальная группа, класс);

− общество как совокупность граждан страны;

− мировое сообщество граждан.

 

 

15. Понятие политической партии, сущность и генезис политических партий.

Партия - специализированная, организационно упорядоченная группа, объединяющая наиболее активных приверженцев тех или иных целей (идеологий, лидеров) и служащая для борьбы за завоевание и использование высшей политической власти.

Сегодня, по прошествии нескольких столетий политической истории партий, можно выделить три его наиболее крупных исторических этапа. 1-ая политическая партия зародилась в Др. Риме (I в. до н.э.) – партия Ю. Цезаря.

Начальный этап партогенеза уходит корнями в конец XVII – начало XVIII в. Это был период, когда зарождались политические системы раннебуржуазных государств Западной Европы и Америки. Политические процессы того времени, сопровождавшиеся Гражданской войной в США, буржуазными революциями во Франции и Англии. Знаменуя собой определенный этап в усложнении политической системы индустриального типа, партии возникли как инструмент ограничения абсолютной монархии, включения в политическую жизнь «третьего сословия», утверждения в обществе всеобщего избирательного права, развития представительной системы.

Определяющую роль в возникновении партий играли классовые, социальные, национальные и прочие конфликты. Однако свое влияние оказывали и социокультурные особенности развития отдельных стран, демографические процессы и даже религиозные мотивы (например, возникновение католических партий в Германии и Бельгии в XVIII в.).

Информация о работе Шпаргалка по политологии в аспирантуру