Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Сентября 2014 в 13:53, шпаргалка
1. Структура политического знания. Политология и другие общественные науки.
Люди издавна интересовались политикой, не одно тысячелетие постигая различные аспекты этого сложнейшего общественного феномена. Однако в зависимости от уровня развития общества, характера собственных потребностей, а также уровня развития знаний люди отображали политический мир с разной степенью глубины и в разных формах, в частности в форме мифов, идеологий, религиозных и научных воззрений.
Государство является наиболее важным институтом политической системы. Значимость государства определяется максимальной концентрацией в его руках власти и ресурсов, позволяющих ему эффективно и решающим образом влиять на социальные изменения.
С момента своего возникновения государство неоднозначно трактовалось в истории политической мысли. Выдвигались самые разнообразные причины возникновения и существования государства: в теологической теории это – Божественная сила; в договорной – сила разума, сознания; в психологической – факторы психики человека; в органической – биологические факторы; в материалистической – социально-экономические факторы; в теории насилия – военно-политические факторы.
В литературе выделяются факторы, влияющие на образование государства: географические, этнические, демографические, информационные. Возникновение государственности обусловлено причинами, среди которых вряд ли можно выделить какую-либо в качестве главной, определяющей. Государство возникает, существует и развивается как результат усложнения социально-экономической жизни, как инструмент упорядочения совместного удовлетворения интересов общества, групп, классов, социальных слоев, отдельных личностей.
Функции государства – это основные направления деятельности государства по решению стоящих перед ним задач. Государство выполняет ряд функций, которые отличают его от других политических институтов. Они подразделяются на внутренние и внешние.
2 Внутренние функции:
• экономическая;
• социальная;
• организаторская;
• правовая;
• политическая;
• образовательная;
• культурно-воспитательная.
Экономическая функция государства выражается в организации, координации, регулировании экономических процессов с помощью налоговой и кредитной политики, создания стимулов экономического роста или осуществления санкций.
Социальная функция состоит в удовлетворении потребностей людей в работе, жилье, поддержании здоровья; в предоставлении социальных гарантий престарелым, инвалидам, безработным, молодежи; в страховании жизни, собственности, здоровья.
Правовая функция включает обеспечение правопорядка, установление правовых норм, которые регулируют общественные отношения и поведение граждан, охрану общественного строя от разрушительных действий экстремистов.
Культурно-воспитательная функция направлена на создание условий для удовлетворения культурных потребностей населения, приобщения их к достижениям мировой художественной культуры, возможности самореализации в творчестве.
Политическая функция государства состоит в обеспечении политической стабильности, осуществлении властных полномочий, выработке политического курса, отвечающего потребностям и чаяниям широких слоев населения, или поддержании политического господства класса-собственника.
Экологическая функция. С помощью законодательства государство устанавливает правовой режим рационального природопользования, берет на себя обязательства перед своими гражданами по обеспечению здоровой, нормальной среды обитания.
Внешние функции – функции взаимовыгодного сотрудничества в экономической, социальной, технологической, культурной, торговой областях с другими государствами, функция защиты от внешних угроз – обороны страны.
Признаки государства:
− наличие публичной власти, выделенной из общества и не совпадающей с населением страны, материализованной в специфических принудительных учреждениях и распространяющейся на всю территорию страны и на всех находящихся там лиц (государство обязательно обладает аппаратом управления и принуждения, ибо публичная власть – это чиновники, армия, полиция, тюрьмы);
− система налогов, податей, займов (необходимы для материального обеспечения государственной политики: экономической, социальной, оборонной, для содержания государственного аппарата, людей, не производящих материальные ценности и занятых только управленческой деятельностью);
− территориальное деление населения (государство объединяет своей властью и защитой всех людей, населяющих его территорию, независимо от принадлежности к какому-либо роду или племени, вероисповеданию);
− суверенитет (присущее государству верховенство на своей территории и независимость в международных отношениях);
− право (государство не может существовать без права, так как последнее юридически оформляет государственную власть и тем самым делает ее легитимной, определяет юридические рамки и формы осуществления функций государства);
− монополия на легальное применение силы, физического принуждения (возможность лишить граждан высших ценностей, каковыми являются жизнь и свобода, определяет особую действенность государственной власти).
2 Структура государства:
По разделению власти:
− система законодательных (представительных) учреждений;
− исполнительно-распорядительные органы;
− судебные органы.
По выполняемым функциям
Органы, осуществляющие внутренние функции:
− охрана правопорядка, безопасности (полиция, суд, прокуратура);
− социально-экономическое регулирование (финансово-налоговый аппарат, органы связи, коммунальной службы, транспорта);
− духовное производство (учреждения образования, культуры, органы информации).
Органы, осуществляющие внешние функции:
− вооруженные силы;
− разведка;
− органы межгосударственных отношений.
13. Понятие и идеал правового государства и его отличительные черты.
Правовое государство – это форма организации и деятельности государственной власти, при которой само государство, все социальные общности, отдельный индивид уважают право и находятся в одинаковом отношении к нему.
В таком случае право выступает способом взаимосвязи государства, общества и индивида. Принцип правового государства предполагает, что все правовые акты соответствуют основному закону страны – конституции.
Правовое государство формировалось постепенно. Некоторые его элементы появились ещё в глубокой древности. Так, о власти закона для всех граждан говорил в VI веке до н.э. древнегреческий правитель Солон. Об этом писали и Аристотель, и Цицерон. В древнем Риме возникло разделение властей. Концепция же правового государства сложилась в XVII-XIX вв. в работах Локка, Монтескье, Канта и др. Сам термин ПГ окончательно утвердился в трудах немецких юристов Велькера, Р. фон Моля и др.
Отличительные признаки правового государства:
• верховенство закона во всех сферах жизни общества. Закон устанавливает права и обязанности участников общественных отношений. В законах учитываются тенденции социального развития, требования равенства и справедливости, защищаются нравственные ценности общества;
• гарантии прав личности, возможности ее свободного развития. Реализация гарантий обеспечивается через принцип невмешательства государства в дела гражданского общества и обязанностью государства создавать условия для реализации прав личности;
• взаимная ответственность государства и личности. Она взаимна благодаря тому, что государство и индивид в равной мере ответственны за свои действия перед законом. Правовой характер взаимной ответственности государства и личности связан с тем, что, подчиняясь праву, государство и граждане не могут нарушать его предписаний и несут ответственность за нарушение взятых на себя обязанностей;
• принцип разделения власти на законодательную, исполнительную и судебную;
14. Современные представления о гражданском обществе. Условия существования гражданского общества.
Гражданское общество – это формирующаяся и развивающаяся в демократических государствах человеческая общность, представленная сетью добровольно образованных негосударственных структур (объединения, организации, ассоциации, союзы, центры, клубы, фонды) во всех сферах жизнедеятельности общества и совокупностью негосударственных отношений – экономических, политических, социальных, духовных, религиозных и других.
2 Структура гражданского общества:
− негосударственные социально-экономические отношения и институты (собственность, труд, предпринимательство);
− совокупность независимых от государства производителей и предпринимателей (частных фирм), частных собственников;
− общественные объединения и организации;
− политические партии и движения;
− сфера воспитания и негосударственного образования;
− система негосударственных средств массовой информации;
− семья;
− церковь.
3 Признаки гражданского общества:
• полное обеспечение прав и свобод человека и гражданина;
• самоуправляемость;
• конкуренция образующих его структур и различных групп людей;
• свободно формирующееся общественное мнение и плюрализм;
• всеобщая информированность и реальное осуществление права человека на информацию;
• жизнедеятельность в нем базируется на принципе координации;
• многоукладность экономики;
• легитимность и демократический характер власти;
• правовое государство;
• сильная социальная политика государства, обеспечивающая достойный уровень жизни людей.
Причины возникновения гражданского общества.
Частная собственность является первой из главных причин возникновения и функционирования гражданского общества, превращения его в мощнейшую самоорганизующуюся общественную структуру. Частная собственность во всем разнообразии ее конкретных форм делает существование гражданского общества необходимым. Частные предприятия, земля, недвижимость (в том числе сдаваемая в аренду); ценные бумаги, приносящие доход; денежные средства, приносящие и проценты; интеллектуальная собственность, обладателями которой являются писатели, композиторы, изобретатели, научные работники, – все это частная собственность.
Свободная рыночная экономика. Демократическое общество наряду с другими свободами предполагает хозяйственную систему, развивающуюся по своим законам. Соблюдая эти законы, можно успешно вести предпринимательскую деятельность. Однако противостоять законам рынка в одиночку очень трудно. Эту задачу призваны облегчить разного рода объединения предпринимателей.
Государство призвано максимально удовлетворять интересы и потребности своих граждан. Необходима система информирования государства о конкретных интересах граждан, удовлетворение которых возможно лишь силами и средствами самого государства. Причина такой необходимости заключена в исключительном многообразии интересов граждан демократического общества. Это связано с теми свободами, которые гражданское общество предоставляет своим членам.
Условия возникновения и развития гражданского общества:
• социальная свобода, демократическое государственное управление, существование общественной сферы политической деятельности и политических дискуссий;
• гласность и связанная с ней высокая информированность граждан, позволяющая реально оценивать хозяйственную конъюнктуру, видеть социальные проблемы и предпринимать шаги по их разрешению;
• наличие соответствующего законодательства и конституционных гарантий.
Исторические типы:
− община;
− социальные образования (сословие, социальная группа, класс);
− общество как совокупность граждан страны;
− мировое сообщество граждан.
15. Понятие политической партии, сущность и генезис политических партий.
Партия - специализированная, организационно упорядоченная группа, объединяющая наиболее активных приверженцев тех или иных целей (идеологий, лидеров) и служащая для борьбы за завоевание и использование высшей политической власти.
Сегодня, по прошествии нескольких столетий политической истории партий, можно выделить три его наиболее крупных исторических этапа. 1-ая политическая партия зародилась в Др. Риме (I в. до н.э.) – партия Ю. Цезаря.
Начальный этап партогенеза уходит корнями в конец XVII – начало XVIII в. Это был период, когда зарождались политические системы раннебуржуазных государств Западной Европы и Америки. Политические процессы того времени, сопровождавшиеся Гражданской войной в США, буржуазными революциями во Франции и Англии. Знаменуя собой определенный этап в усложнении политической системы индустриального типа, партии возникли как инструмент ограничения абсолютной монархии, включения в политическую жизнь «третьего сословия», утверждения в обществе всеобщего избирательного права, развития представительной системы.
Определяющую роль в возникновении партий играли классовые, социальные, национальные и прочие конфликты. Однако свое влияние оказывали и социокультурные особенности развития отдельных стран, демографические процессы и даже религиозные мотивы (например, возникновение католических партий в Германии и Бельгии в XVIII в.).