Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 15:44, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Политология".
1. Предмет, объект и структура политологии
Предметом политологии является политическая жизнь в целом, выявление ее основных компонентов, тенденций изменения и связей с другими сферами общественной жизни.
Объекты данной науки определяются конкретными задачами, стоящими перед исследователем политики. Ими являются те области политической жизни, которые непосредственно изучаются, например политические отношения, политическая система, политическая культура, политические процессы и т.д.
Следует иметь в виду, что политология представляет собой целую совокупность наук, отличающихся друг от друга методами, подходами, способами исследования политической жизни, но объединяемых предметом, которым является или политика в целом, или отдельные ее стороны.
В структуру политологии как достаточно разветвленной системы знаний о политике входят следующие науки:
— история политической мысли (история политических учений). Она изучает этапы эволюции представлений о политической жизни и ее компонентах (в первую очередь о государстве и праве), которые существовали в различные исторические эпохи;
—политическая философия (философия политики). Часть политологии, определяющая принципы исследования и представления о месте политики в системе социальных отношений; она осуществляет формирование категориального, понятийного аппарата политической науки;
— политическая социология. Наиболее
разветвленная отрасль
— политическая психология. Она изучает политическое поведение и его мотивацию, особенно в массовых формах;
— политическая антропология. Ее объект — человек, в той или иной форме занимающийся политической деятельностью. Она исследует предпосылки, условия вхождения людей в эту сферу социальной жизни, ее интересует личностное измерение политических отношений, она стремится установить “следы присутствия” человека в политике.
2. Методы политологии
Методами называются конкретные способы,
средства приобретения знаний о политике.
В политологии активно использу
познания.
Среди методов теоретического познания, т.е. приемов обобщения полученных в ходе эмпирического исследования данных, создания систем знания, обычно выделяют следующие:
— диалектику, которая предполагает рассмотрение явлений политической действительности с учетом факта их постоянного качественного изменения, умение видеть взаимосвязи частей и компонентов политической жизни, противоречивость политических процессов;
— системный метод, в рамках которого политика рассматривается как целостность, формируемая взаимодействием частей, находящихся в многообразных связях с внешней средой. В качестве фрагментов последней выступают природа, экономика, культура, психика люд ей и т.д.;
— формализацию, которая дает возможность сравнивать, сопоставлять политические явления и целые политические системы по сходным параметрам их существования для выявления различия и сходства, использовать математический аппарат, позволяющий выявить многообразие компонентов, связей, тенденций политической жизни.
Методы эмпирического познания — это средства и способы получения новых знаний о конкретных политических явлениях. К ним относятся:
— описание — наблюдение и фиксация в терминах, принятых в политической науке, наиболее значимых черт, проявлений политической жизни;
— разнообразные формы
— статистические методы, с помощью которых производится накопление и систематизированное обобщение разнообразных эмпирических данных, сведений, отражающих различные стороны и состояния объекта. Использование математического аппарата создает возможность машинной обработки больших массивов данных для их обобщения, сравнения, выявления и сопоставления тенденций изменения, а также для их наглядного отображения в виде таблиц, схем, графиков;
— математические методы сбора и обобщения политической информации. Они открывают возможность моделирования политических процессов — составления схематических образов изучаемых объектов, отражающих их сущностные качества;
— методы семиотики — науки о знаковых системах, которые весьма продуктивны в изучении политики, так как политика во многих своих проявлениях (процедуры, традиции, церемонии, ритуалы, стиль политических документов) представляет собой именно знаковую, символическую систему, состоит из предметов и действий, имеющих условный смысл;
—методы герменевтики, целью которых служит не столько фиксация объективной стороны существования политических явлений, сколько понимание, выявление того смысла, который они в себе несут для действующих в политике субъектов.
3. Сравнительная политология
Сравнительная политология — одно из направлений политической мысли, сформировавшееся как обособленная часть политической науки, являющееся специальной отраслью политических знаний и исследований.
В самом общем смысле сравнительную
политологию можно рассматриват
Данный метод (использовался уже в античном мире Платоном, Аристотелем и другими мыслителями) предполагает сопоставление однотипных политических явлений, к примеру, политических систем, политических режимов, политических партий и движений, заинтересованных групп и элит, избирательных систем, различных способов реализации одних и тех же политических функций и т.д. с целью выявления их общих и специфических свойств, черт, признаков, нахождения наиболее эффективных форм политической организации или оптимальных путей решения задач.
Применение сравнительного метода расширяет кругозор исследователя, способствует плодотворному использованию опыта других стран и народов, позволяет учиться на чужих ошибках и избавляет от необходимости “изобретать велосипед” в государственном строительстве. Творческое, с учетом специфики страны, использование этого метода особенно актуально для современной российской политологии в условиях реформирования общества и государства (В.П. Пугачев, А.И. Соловьев).
Сравнительная политология с помощью
своих теоретических средств
и приемов содействует
4. Типы политических методологий
Сложность, многосторонность политической жизни порождает реальное многообразие типов ее осмысления, среди которых выделяют:
— теологическую интерпретацию политики (Августин Аврелий, Фома Аквинский), в рамках которой политическая власть рассматривается как проявление божественной воли, а критерием политических процессов и явлений служит их соответствие этой воле;
—натуралистическую. Политические явления рассматриваются в ее рамках как обусловленные географической средой, климатом (Ш.Л. Монтескье, Ж. Бодэн);
— биополитику, которая изучает общие для человеческих и животных сообществ черты поведения: приспособляемость, альтруизм, самозащиту, агрессию (К. Лоренц, Э. Фромм);
—психологическую
—экономический детерминизм. Смысл его наиболее полно выражен в словах К. Маркса: “В общественном производстве своей жизни люди вступают в определенные, необходимые, от их воли независящие отношения — производственные отношения, которые соответствуют определенной ступени развития их материальных производительных сил. Совокупность этих производственных отношений составляет экономическую структуру общества, реальный базис, на котором возвышается юридическая и политическая надстройка и которому соответствуют определенные формы общественного сознания. Способ производства материальной жизни обусловливает социальный, политический и духовный процессы жизни вообще” (Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 13. С. 6—7);
— институционалистскую версию. В ее рамках политика предстает в виде совокупности структур, организаций, устойчивых отношений и образований, в основе существования которых лежат нормы — фиксированные правила поведения, содержащиеся в уставах, программах, конституциях, а смысл политики видится в правильном определении характера отношений между этими образованиями;
— бихевиоризм (англ. behaviour — поведение), наоборот, сосредоточивает исследовательские усилия на фиксации, описании и объяснении политической деятельности, рассматривает политику как взаимодействие цепей поступков людей, политическое поведение признается единственным фрагментом политической реальности, подлежащим эмпирической фиксации;
— системный подход заключается в исследовании политики как целостности, обладающей внутренней структурой и разнообразными связями с внешней средой, в выявлении фактора изменения и стабилизации политической жизни.
5. Функции политологии как науки и учебной дисциплины
Социальную роль политологии в общественной жизни и образовании реализуют ее функции:
—познавательная, которая осуществляется в ходе создания точного образа политики, выявления основных закономерностей, тенденций изменения, формирования представлений о ее основных
компонентах;
— прогностическая. Обладание знанием о политике и тенденциях ее изменения позволяет осуществить более или менее точное предсказание возможных будущих политических событий, влияющее на поведение людей в этой сфере;
—практическая. Представления о смысле, назначении и возможностях политики влияют на управление, ход реализации поставленных в политике целей;
— идеологическая. Политология служит средством идейного обоснования важнейших целей и идеалов политической деятельности, оказывает воздействие на выработку программ участвующих в политике сил, в значительной степени определяет стратегию и тактику их политического поведения;
— культурная. Политология обогащает
представления людей о
— воспитательная, в ходе реализации которой складываются необходимые в демократическом обществе предпосылки и навыки участия граждан в политическом процессе, что невозможно без знаний о структуре, основных компонентах политической организации общества, основных принципах ее функционирования и изменения, механизма влияния человека на ход политических процессов.
Образование — это наиболее эффективный
и быстродействующий канал пере
6. Политическая мысль античности
Политическая мысль в Древней Греции и Древнем Риме развивалась как форма теоретического обобщения интенсивной политической жизни, характерной для этих обществ. Функционирование институтов полисной демократии невозможно без активного участия граждан в политике, что предполагает выбор оптимальных для этого форм государственного устройства, существование механизма разрешения политических конфликтов, возникающих между гражданами, наличие представлений о путях обеспечения единства общества при наличии очевидных и острых социальных различий. Многие идеи, возникшие в то время, не потеряли своей актуальности по сию пору.
Великий греческий философ Платон (427—347 гг. до н. э.) в своих произведениях (“Государство”, “Политик”, “Законы”) создал интересную версию происхождения государства: оно возникает потому, что каждый из людей не в силах удовлетворить свои потребности в одиночку и нуждаться в помощи.
Он сформулировал
власть здесь принадлежит