Шпаргалка по "Политологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 15:44, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Политология".

Файлы: 1 файл

политология шпоры1.doc

— 756.50 Кб (Скачать файл)

 

— власть явно связана с дифференциацией, структурированностью человеческих сообществ, выражается в отношениях асимметрии, иерархии, в арсенале ее действий могут быть жестокость, подавление, эксплуатация. Существует очевидная опасность бесконтрольной власти, порождающая большое значение ее регулирования и контроля.

 

Необходимость власти порождена по крайней мере двумя следующими обстоятельствами: потребностью управления, осуществления  общих целей при наличии многообразия интересов, ценностей, потребностей; невозможностью достижения полноты информационного  обеспечения управленческого решения. Власть в этом случае служит средством преодоления информационного дефицита через силовое, принудительное решение.

 

Две основные характеристики власти делают ее важнейшим инструментом политики, предопределяют взаимное тяготение  друг к другу этих явлений.

 

Во-первых, это мощный управленческий ресурс, выражающийся в способности  власти ограничивать роль случайности  в социальной жизни, т.е. осуществлять управление.

 

Во-вторых, это ресурс влияния, воздействия  на других людей со стороны тех, кто властью обладает, наделяющий их способностью осуществления своей роли вопреки сопротивлению других людей. Поскольку в сфере политики происходит постоянная борьба различных интересов, появляется потребность преодоления сопротивления других людей и сил и как следствие — необходимость реализации политики во властной форме.

 

 

 

 

22. Сущность и особенности политическойы  власти

 

Политическая власть — это особый тип власти в обществе. Она осуществляется в условиях разделения труда и  при наличии высокого уровня социальной дифференциации членов общества.

 

Признаки политической власти:

 

— делегирование властных полномочий одних людей другим через специально уполномоченный государственный аппарат;

 

— использование механизма организованного  принуждения с опорой на систему разнообразных санкций, применяемых за нарушение установленных ею норм;

 

— наличие специального аппарата людей, обладающих более высоким  уровнем компетенции и образования  по сравнению с другими властными  аппаратами, чтобы следить за исполнением  законов.

 

Необходимый компонент политической власти — государство с такими его атрибутами, как наличие подданных, территории, на которую распространяется его власть, и сам механизм принуждения, люди, которые это принуждение  осуществляют в организованной форме. Государство — это инструмент организованного насилия, обладающий монопольным правом на издание законов в обществе. Его значение не следует ни преуменьшать, ни преувеличивать. Как сказал русский философ B.C. Соловьев, “государство существует для того, чтобы превратить земную жизнь в рай, а не для того, чтобы помешать ей окончательно превратиться в ад”.

 

Политическая, государственная жизнь  действительно постоянно колеблется между двумя противоположными полюсами: невмешательством государства в  общественную жизнь и полным контролем над нею. Видя во власти мощный социальный фактор социальной упорядоченности, а в безвластии — очевидную опасность дезорганизации и саморазрушения социальной системы, необходимо понимать и то, что отнюдь не всякая власть — управленческое и социальное благо. Эффект использования власти в значительной степени определяется ее социальным содержанием — способностью действовать в согласии или вопреки интересам как управляющих, так и управляемых, а управленческая эффективность оказывается таким образом сопряженной с ее социальной сущностью.

 

 

 

23. Природа  и функции политической власти

 

Политическая  власть возникает, формируется в  ходе реализации потребностей управления, регулирования общественных отношений. Она действует как принудительная форма снятия порождаемых различием интересов противоречий и конфликтов, структурирования и укрепления человеческих сообществ. В сфере политики происходит постоянная борьба различных интересов, поэтому существует необходимость преодоления сопротивления других людей и сил, и политическая власть реализуется в принудительной форме.

 

Функции политической власти как инструмента социального  управления:

 

— сохранение социальной целостности;

 

— реализация потребностей и интересов осуществляющих властные функции социальных групп;

 

— регулирование  социальных отношений, поддержание  стабильности в функционировании социального  организма. Политическая власть должна обеспечить сочетание разных сторон, отраслей социальной жизни таким  образом, чтобы они действительно  дополняли, а не подрывали существование друг друга;

 

— поддержание  необходимых для общества пропорций  между производством и потреблением в таком соответствии, чтобы они  не препятствовали, а стимулировали  развитие друг друга.

 

Разрыв  и противопоставление функций политической власти может существенно ослабить и дестабилизировать всю систему социальных отношений, привести общество к социальному кризису. Условием обеспечения оптимальности в сочетании функций политической власти служит некоторая степень автономии государства от взаимодействующих в обществе интересов, возвышения над ними. Политическая власть достигается при условии, если интересы государства преобладают, доминируют в случае конфликта с интересами политически и экономически господствующих социальных групп.

 

 

 

24. Типы истолкования власти

 

В истолковании власти и причин ее возникновения в обществе существует несколько традиций, сохраняющихся  в литературе с древних времен. Уже сам этот факт указывает на то обстоятельство, что каждая из них  фиксирует лишь один из многочисленных аспектов власти, которые в реальных процессах ее генезиса и функционирования взаимодействуют друг с другом.

 

Основные типы истолкования власти:

 

1) биологический (К. Лоренц, Дж. Уилсон). В его рамках власть рассматривается  в качестве механизма обуздания, связывания человеческой агрессивности, укорененной в наиболее глубоких инстинктах человека как биосоциального существа, сама же агрессия рассматривается как инстинкт борьбы, направленный против собратьев по виду и существующий как у животных, так и у человека;

 

2) социально-экономический (К. Маркс,  Ф. Энгельс, В.И. Ленин). Причина  и сущность власти видится  в неравенстве и расколе общества  на враждебные классы, в необходимости  обеспечения управления делами  социальной целостности в условиях  нарастающей социальной дифференциации и борьбы. Генезис власти связывается со спецификой экономической дифференциации общества, в рамках которой “комбинированная деятельность, усложнение процессов, зависящих друг от друга, становятся на место независимой деятельности отдельных лиц. Но комбинированная деятельность означает организацию, а возможна ли организация без авторитета?”. (Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 18. С. 303);

 

3) философско-рационалистический. При  таком подходе власть рассматривается  в качестве следствия, порождения самой специфики рационального человеческого сознания, заложенной в ней неискоренимой тенденции к доминированию, подчинению как окружающего мира, так и себе подобных. Власть — это способ мышления, связанный со стремлением к обеспечению господства над природой и над другими людьми;

 

4) философско-иррационалиспшческий. Для Ф. Ницше власть — это  воля и способность к самоутверждению. 3. Фрейд и его последователи  делают акцент на инстинктивной,  психологической природе стремления  к власти и к повиновению, находя его источники в самой структуре человеческого бессознательного, формирующейся под воздействием социальных условий, связанных с ранним детством,

 

сексуальным подавлением, образованием, культивирующим страх, услужливость и  повиновение.

 

 

 

25. Легитимность политической власти  и ее типы

 

Легитимностъ означает качество взаимоотношений  власти и подвластных, которое выражается в добровольном признании ценности власти, в ее праве управлять.

 

Легитимная власть воспринимается населением как правомерная и справедливая. И, напротив, если правящая группа не пользуется общественным доверием и вынуждена постоянно прибегать к средствам принуждения, то власть такой группы принято считать нелегитимной.

 

 

Легитимная власть порождает у  руководителей право на управление и соответственно обязанность у населения подчиняться им.

 

Легитимность и легальность (законность) власти не совпадающие понятия. Если легальность означает юридическое  обоснование власти, ее соответствие правовым нормам (юридическая характеристика), то Легитимность — это доверие и оправдание власти (характеристика нравственная). Любая власть, издающая законы, даже непопулярные, но обеспечивающая их выполнение,— легальна. В то же время она может быть нелегитимна, не приниматься народом.

 

Типы легитимности политической власти:

 

1) рациональный — власть узаконена  установленными демократическим  путем и признанными нормами  права, основана на подчинении  не личности руководителя, а законам,  в рамках которых избираются  и действуют представители власти;

 

2) идеологический — власть признается обоснованной в силу внутренней убежденности или веры в правильности тех идеологических ценностей, которые ею провозглашены;

 

3) традиционный — власть признается  оправданной в силу укорененных  обычаев, традиций, привычки  повиноваться, веры в непоколебимость и священность издревле существующих порядков;

 

4) харизматический (персональный) — власть основывается на вере  масс в исключительные качества, особые способности политического  лидера (вождя от Бога, обладающего  чудесным даром), на личном авторитете правителя и т.д.

 

Рассмотренные (и некоторые иные) типы легитимности власти являются идеальными и не существуют в “чистом виде”. В конкретно-исторических условиях каждой страны эти типы переплетаются  при доминировании одного из них.

 

О степени легитимиости политической власти можно судить по уровню принуждения (насилия), необходимого для проведения той или иной политики в обществе, по количественному и качественному  анализу попыток свержения правителей; по социальной напряженности, силе проявления гражданского неповиновения (бунтов, восстаний и т.п.); по результатам выборов; по массовым демонстрациям, внезапным проявлениям поддержки или, напротив, оппозиции существующему режиму.

 

Во все времена предметом  постоянной озабоченности правящих групп является легитимация своей власти и политики, т.е. обеспечение их признания и одобрения со стороны подвластных. Чтобы добиться усиления поддержки массами, они стремятся воздействовать на сознание людей всеми средствами — идеологическими, научными, правовыми, нравственными, эмоционально-психологическими.

 

 

 

26. Структура политики: объекты,  субъекты, ресурсы

 

Структура политики включает в себя самые разнообразные компоненты: людей, организации, отношения, действия, программы и эмоции, которые  определяют характер и направленность этих действий. Но все многообразие этих компонентов может быть сведено к трем группам.

 

Объекты политики — фрагменты политической реальности, на изменение, преобразование или поддержку которых направлено политическое действие.

 

Субъекты политики — носители политического  действия. Очевидно многообразие субъектов  политических отношений, в качестве которых могут выступать и  отдельные люди, и социальные группы, и институты, и движения. Их общей  чертой служит наличие интересов, сферой реализации которых являются политические отношения. Особенно велика роль таких субъектов политики, как классы (объединяющие людей с одинаковым типом отношения к собственности) и нации (группы людей, объединенные одним языком, культурой, психическим складом, территорией, общностью экономической жизни). Именно во взаимодействии между ними формируется тот круг проблем и интересов, которые, будучи восприняты или отражены отдельными личностями, движениями, партиями, институтами и организациями, требуют для своего решения обязательного вмешательства государственной власти.

 

Следует иметь в виду, что в  политике, как и в любой иной сфере отношений, нет устойчивого  закрепления атрибутов субъекта или объекта за постоянным носителем  — все участники политических отношений обладают сознанием и волей и в зависимости от конкретной ситуации могут выступать в качестве объекта (когда политическое действие направлено на него) и в качестве субъекта (когда он сам служит источником, носителем политического действия). Так, государство служит объектом политики, когда на него, его политические институты направлено воздействие тех или иных политических сил, но оно может быть и субъектом политики, когда само активно вмешивается в регуляцию социальных отношений.

 

Ресурсы политики — элементы материальной и духовной среды, которые, будучи вовлечены в политику, используются субъектами для воздействия на объекты политики с целью их изменения. Можно выделить три группы ресурсов политики:

 

1) материально-технические, включающие  в себя технические и информационные средства, энергетические, продовольственные и иные материалы;

 

2) человеческие — масса людей,  принимающая активное или поддерживающее  участие в политическом действии, уровень их активности, степень  вовлеченности в политические процессы;

 

3) духовные — эмоциональный  настрой участников политического  действия, степень понимания и  поддержки ими основных программных  целей и установок.

Информация о работе Шпаргалка по "Политологии"