Шпаргалка по "Политологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 15:44, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Политология".

Файлы: 1 файл

политология шпоры1.doc

— 756.50 Кб (Скачать файл)

 

функций между ее субъектами и центром, зафиксированного в союзной конституции, которая может быть изменена только с согласия субъектов федерации. При этом одна часть полномочий является исключительной компетенцией союзных  органов, другая — субъектов федерации, третья — совместной компетенцией союза и его членов);

 

3) конфедерация (временный союз  государств, образуемый для достижения  политических, военных, экономических  и прочих целей). Конфедерация  не обладает суверенитетом, ибо  отсутствуют общий для объединившихся субъектов центральный государственный аппарат и единая система законодательства. В рамках конфедерации могут создаваться союзные органы, но лишь по тем проблемам, ради решения которых они объединились, и лишь координирующего свойства. Конфедерация представляет собой непрочные государственные образования и существует сравнительно недолго: они либо распадаются (как это произошло с Сенегамбией — объединением Сенегала и Гамбии в 1982—1989 гг.), либо преобразуются в федеративные государства (как это, например, произошло со Швейцарией, которая из конфедерации Швейцарский союз (1815—1848) трансформировалась в федерацию.

 

Появилась новая форма ассоциированного государственного объединения, названная  содружеством государств. Примером является СНГ (Содружество Независимых Государств). Эта форма еще более аморфная и неопределенная, чем конфедерация.

 

Кроме названных форм государственного устройства в истории имели место  и некоторые другие специфические  формы — империи, протектораты и  прочее. Так, империи выступают государственными образованиями, отличительными особенностями которых являются обширная территориальная основа, сильная централизованная власть, асимметричные отношения господства и подчинения между центром и периферией, разнородный этнический и культурный состав населения. Империи (например, Римская, Британская, Российская) существовали в различные исторические эпохи.

 

Протекторат — формальная опека слабого государства  более сильным, что, как правило, ведет к потере суверенитета первого  и может сопровождаться его оккупацией. Так, Великобритания оккупировала Египет в 1882 г., а в 1914 г. установила над ним протекторат.

 

 

 

47. Соотношение  общества и государства

 

Прежде чем отвечать на данный вопрос, необходимо дать определения понятиям “общество” и “государство”.

 

Общество в широком понимании  — совокупность исторически сложившихся  форм совместной деятельности людей, в  узком смысле слова — исторически  конкретный тип социальной системы, определенная форма общественных отношений.

 

Государство — это организация  политической власти, содействующая преимущественному осуществлению конкретных интересов (классовых, общечеловеческих, религиозных, национальных и т.п.) в пределах определенной территории.

 

Общество и государство —  понятия несовпадающие. Первое шире второго, ибо в обществе, кроме государства, есть и негосударственные структуры (политические партии, политические движения, общественные организации и объединения, трудовые коллективы и т.д.). Государство есть лишь политическая часть общества, его элемент.

 

Государство занимает в обществе центральное положение и играет в нем главную роль. По характеру государства можно судить о характере всего общества, его сущности.

 

Государство по отношению ко всему  обществу выступает как средство управления, ведения общих дел (обеспечивая порядок и общественную безопасность), а по отношению к противникам господствующего класса — нередко как орудие подавления и насилия.

 

Хронологически рамки общества и государства тоже не совпадают: первое возникло раньше и имеет более  богатую историю развития, нежели второе. Рожденное развивающимся обществом государство приобретает по отношению к нему относительную самостоятельность. Степень этой самостоятельности постоянно изменяется, зависит от внутренних и внешних условий их взаимодействия.

 

 

 

48. Гражданское общество: понятие, структура, признаки

 

Теория гражданского общества создавалась  такими мыслителями, как Аристотель, Цицерон, Гроций, Гоббс, Локк, Гегель, Маркс, и многими другими.

 

Основной идеей гражданского общества практически все ученые считают проблему человека. Гражданское общество — это совокупность нравственных, религиозных, национальных, социально-экономических, семейных отношений и институтов, с помощью которых удовлетворяются интересы индивидов и их групп.

 

Структура гражданского общества:

 

— негосударственные социально-экономические  отношения и институты (собственность, труд, предпринимательство);

 

— совокупность не зависимых от государства  производителей (частные фирмы и  т.п.);

 

— общественные объединения и организации;

 

— политические партии и движения;

 

— сфера воспитания и негосударственного образования;

 

— система негосударственных средств  массовой информации;

 

— семья;

 

— церковь и т.п.

 

Признаки гражданского общества:

 

— наиболее полное обеспечение прав и свобод человека и гражданина;

 

— самоуправляемость;

 

— конкуренция образующих его структур и различных групп

 

людей;

 

— свободно формирующееся общественное мнение и плюрализм;

 

— всеобщая информированность и прежде всего  реальное осуществление права человека на информацию;

 

— жизнедеятельность в нем базируется на принципе координации (в отличие от государственного аппарата, который построен на основе принципа субординации);

 

— многоукладность  экономики;

 

— легитимность и демократический характер власти;

 

— правовое государство;

 

— сильная социальная политика государства, обеспечивающая достойный уровень  жизни людей, и другие.

 

 

 

49. Соотношение и взаимосвязь  государства и права

 

Прежде чем характеризовать  единство, различия и взаимосвязь  государства и права, необходимо определить данные понятия, а также хотя бы кратко рассмотреть признаки и основные подходы к сущности права.

 

Государство — это организация  политической власти, содействующая  преимущественному осуществлению  конкретных интересов (классовых, общечеловеческих, религиозных, национальных и т.п.) в пределах определенной территории.

 

Право — это система общеобязательных, формально определенных юридических  норм, выражающих общественную, классовую  волю (конкретные интересы общества, классов  и т.п.), устанавливаемых и обеспечиваемых государством и направленных на урегулирование общественных отношений.

 

Признаки права:

 

— волевой характер;

 

— общеобязательность;

 

— нормативность;

 

— связь с государством;

 

— формальная определенность;

 

— системность.

 

При рассмотрении сущности права, так же как и сущности государства, необходимо учитывать, во-первых, что любое право есть прежде всего регулятор общественных отношений (формальная сторона), и, во-вторых, чьи интересы обслуживает данный регулятор (содержательная сторона).

 

В изучении сущности права можно выделить несколько подходов:

 

— классовый, в его рамках право  определяется как система гарантированных  государством юридических норм, выражающих возведенную в закон государственную  волю экономически господствующего  класса (здесь право используется в узких целях, как средство для обеспечения главным образом интересов господствующего класса);

 

— общесоциальный, в его рамках право рассматривается как выражение  компромисса между классами, группами, различными социальными слоями общества (здесь право используется в более широких целях, как средство закрепления и реального обеспечения прав человека и гражданина, экономической свободы, демократии и т.п.).

 

Наряду с этим сущность права  можно рассматривать с религиозной, национальной, расовой и иных позиций. В таких случаях соответственно религиозные, национальные и расовые интересы будут доминировать в законах и подзаконных актах, правовых обычаях и

 

нормативных договорах.

 

Иначе говоря, сущность права многоаспектна. Она не сводится только к классовым и общесоциальным началам. Поэтому в сущности права в зависимости от исторических условий на первый план может выходить любое из вышеперечисленных начал.

 

Единство между государством и  правом:

 

1) возникают и развиваются совместно;

 

2) имеют аналогичные подходы к сущности и типологии;

 

3) выступают средствами управления, инструментами власти;

 

4) призваны сочетать и обеспечивать  личные, групповые и общественные  интересы;

 

5) основаны на едином базисе, определяются социально-экономическими  и духовными факторами и т.п. Различия между государством и правом:

 

1) если государство есть особая  организация политической власти, то право есть социальный регулятор;

 

2) если государство выражает  силу, то право — волю;

 

3) если первичным элементом государства  является государственный орган, то первичным элементом права — норма, и т.д. Взаимодействие государства и права:

 

1) государство формирует, изменяет, отменяет право (правотвор-чество), а также реализует и охраняет  его (правоприменение);

 

2) право воздействует на государство, упорядочивая деятельность государственного аппарата, устанавливая компетенцию его

 

органов;

 

Типы взаимоотношений между  государством и правом:

 

1) государство стоит над правом, выступая определяющим фактором (характерно для антидемократических государств);

 

2) право стоит над государством, выступая его ограничителем (характерно  для правовых государств).

 

 

 

50. Правовое государство: понятие  и принципы 

 

Правовое государство — это  организация политической власти, создающая  условия для наиболее полного обеспечения прав и свобод человека и гражданина, а также для наиболее последовательного “связывания” государственной власти с помощью права в целях недопущения злоупотреблений.

 

Прообраз идеи правового государства  возник как противоядие от произвола, как реакция на деспотизм, тиранию.

 

Для правового государства характерны два основных принципа (две стороны  сущности):

 

1) наиболее полное обеспечение  прав и свобод человека и  гражданина, создание для личности  режима правового стимулирования (социальная, содержательная сторона);

 

2) наиболее последовательное “связывание”  государственной власти правом, формирование для государственных  структур правового режима ограничения  (формально-юридическая сторона).

 

Первый принцип нашел свое закрепление  в ст. 2 Конституции Российской Федерации, где установлено, что “человек, его права и свободы являются высшей ценностью”. Правовое государство должно последовательно исполнять свое главное предназначение — гарантировать каждому гражданину возможность всестороннего развития личности. Речь идёт о такой системе социальных действий, при которой права человека и гражданина являются первичными, естественными, в то время как возможность осуществления функций государственной власти выступает вторичной, производной.

 

Правовой наукой ныне в виде естественных признается система гражданских (личных), политических, экономических, социальных и культурных прав личности, которые содержатся во Всеобщей Декларации прав человека 1948 г. и других международных актах.

 

Второй основной принцип правового государства воплощается в жизнь с использованием следующих способов, выступающих в качестве самостоятельных, более конкретных принципов:

 

— разделения власти на законодательную, исполнительную и судебную с целью  исключения злоупотреблений ею;

 

— федерализма, который дополняет горизонтальное разделение власти еще и разделением ее по вертикали;

 

— верховенства закона (закон, принятый верховным органом власти при  строгом соблюдении всех конституционных  процедур, не может быть отменен, изменен  или приостановлен актами исполнительной власти);

 

— взаимной ответственности государства  и личности и т.д.

 

Можно выделить и другие принципы правового государства, которые  в той или иной мере вытекают из вышеприведенных и создают для  них обеспечивающий фон: высокий уровень правосознания и правовой культуры в обществе; наличие гражданского общества и осуществление контроля с его стороны за выполнением законов всеми субъектами права.

 

Идея правового государства  есть идея взаимоуправления граж-данского общества и государства, предполагающая разрушение монополии государства на власть с одновременным изменением соотношения свободы государства и общества в пользу последнего и отдельной личности.

 

При всем многообразии принципов правового  государства два из них все  равно остаются главными, определяющими, и их необходимо рассматривать во взаимосвязи. Если анализировать первый (социальный, показывающий привлекательность, ценность идеи правовой государственности, ее самоцель) без второго (формально-юридического, олицетворяющего собой средства достижения названных привлекательных идеалов), то не ясно, как добиться наиболее полного обеспечения прав и свобод человека и гражданина. Если же, напротив, брать за основу только формально-юридический аспект, тогда становится не совсем понятно, во имя чего и ради кого необходимо ограничивать государственную власть посредством права. Ведь такое ограничение не самоцель. Можно его так ограничить, что государство вообще не выполнит ни одной из своих функций. И тогда то же гражданское общество от этого ничего не выиграет, а наоборот, только проиграет.

 

 

 

51. Разделение властей как принцип  правового государства

 

Главное требование принципа разделения властей, сформулированное еще Дж. Локком, Ш.Л. Монтескье, Ж.Ж. Руссо, заключается  в том, что для утверждения политической свободы, обеспечения законности и устранения злоупотреблений властью со стороны какой-либо социальной группы, учреждения или отдельного лица необходимо разделить государственную власть на законодательную (избранную народом и призванную вырабатывать стратегию развития общества путем принятия законов), исполнительную (назначаемую представительным органом власти и занимающуюся реализацией данных законов и оперативно-хозяйственной деятельностью) и судебную (выступающую гарантом восстановления нарушенных прав, справедливого наказания виновных). Причем каждая из этих властей, являясь самостоятельной и сдерживающей друг друга, должна осуществлять свои функции посредством особой системы органов и в специфических формах.

Информация о работе Шпаргалка по "Политологии"