Шпаргалка по "Политологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 15:44, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Политология".

Файлы: 1 файл

политология шпоры1.doc

— 756.50 Кб (Скачать файл)

 

Афины — это самая чистая, классическая форма возникновения государства из классовых антагонизмов, развившихся внутри родового строя.

 

В Риме образование государства  было ускорено борьбой бесправных плебеев  против римской родовой аристократии (патрициев).

 

Возникновение древнегерманского  государства в значительной степени связано с завоеванием обширных чужих территорий, для господства над которыми родовая организация не была приспособлена. Ряд ученых придерживаются мнения, что Германия, Россия и некоторые другие'государства возникли не как феодальные (с классическими признаками подобной государственности — закреплением крестьянства и крупной частной собственностью на землю), а как прафеодальные (с соответствующими признаками — знать еще не имела крупной частной собственности на землю, а крестьяне сохраняли как свободу, так и собственность на землю).

 

 

 

37. Понятие и признаки государства

 

Центральным институтом политической системы общества является государство. Термин “государство” в политологии  обычно употребляется в двух значениях: в широком смысле (как страна, общество, народ, расположенные на определенной территории и представляемые органом высшей власти; в этом значении говорят, например, о российском, французском, болгарском и т.п. государствах) и в узком, собственном смысле слова. Последнее понимание — строго научное. В его рамках государство определяется как организация политической власти, содействующая преимущественному осуществлению конкретных интересов (классовых, общечеловеческих, религиозных, национальных и т.п.) в пределах определенной территории.

 

Признаки государства, отличающие его от социальной власти родового строя и других структур политически организованного общества:

 

1) наличие публичной власти, выделенной  из общества и не совпадающей  с населением страны, материализованной  в специфических принудительных учреждениях и распространяющейся на всю территорию страны и на всех находящихся там лиц (государство обязательно обладает аппаратом управления и принуждения, ибо публичная власть — это чиновники, армия, полиция, а также тюрьмы и Другие учреждения);

 

2) система налогов, податей, займов (необходимы для материального обеспечения государственной политики: экономической, социальной, оборонной и т.п., а также для содержания государственного аппарата, людей, не производящих материальные ценности и занятых только управленческой деятельностью);

 

3) территориальное деление населения  (государство объединяет своей  властью и защитой всех людей,  населяющих его территорию, независимо  от принадлежности к какому-либо  роду или племени, вероисповеданию  и т.д.);

 

4) суверенитет (присущее государству верховенство на своей территории и независимость в международных отношениях);

 

5) право (государство не может  существовать без права, так  как последнее юридически оформляет  государственную власть и тем

 

самым делает ее легитимной, определяет юридические рамки и формы осуществления функций государства и т.п.);

 

6) монополия на легальное применение  силы, физического принуждения (возможность  лишить граждан высших ценностей,  каковыми являются жизнь и  свобода, определяет особую действенность государственной власти).

 

 

 

38. Государственный суверенитет

 

Государственный суверенитет —  это присущее государству верховенство на своей территории и независимость  в международных отношениях.

 

В обществе власть может существовать в разных видах: партийная, семейная, религиозная и т.п. Однако высшей властью, решения которой обязательны для всех граждан, организаций и учреждений, обладает лишь государство.

 

Государство обладает высшей властью  в пределах собственных границ, ибо  само определяет, какими будут его отношения с другими государствами, а последние не вправе вмешиваться в его внутренние дела. Государство располагает суверенитетом независимо от величины территории, численности населения, политического режима.

 

Верховенство государственной  власти означает:

 

— ее безусловное распространение  на население и все социальные структуры общества;

 

— монопольную возможность применения таких средств воздействия (принуждения, силовых методов, вплоть до смертной казни), которыми не располагают другие субъекты политики;

 

— осуществление властных полномочий в специфических формах, прежде всего  юридических (правотворческой, правопримени-тельной  и правоохранительной);

 

— прерогативу государства отменять, признавать ничтожными акты других субъектов  политики, если они не соответствуют установлениям государства.

 

Государственный суверенитет включает такие основополагающие принципы, как  единство и неделимость территории, неприкосновенность территориальных  границ и невмешательство во внутренние дела. Если какое бы то ни было иностранное государство или внешняя сила нарушают границы данного государства или заставляют его принять то или иное решение, не отвечающее национальным интересам его народа, то говорят о нарушении его суверенитета. А это явный признак слабости данного государства и его неспособности обеспечить собственный суверенитет и национально-государственные интересы.

 

Понятие “суверенитет” имеет для  государства такой же смысл, что  и понятие “права и свободы” для человека. Суверенитет государства  включает экономические, политические и правовые аспекты.

 

Экономической основой государственного суверенитета служит владение территорией, определенной собственностью, культурным достоянием и т.п.

 

Политическая основа суверенитета заключается в существовании  стабильного, сложившегося государства, наличии достаточно развитой политической организации власти.

 

Правовой основой суверенитета являются конституции, законодательство, декларации, общепризнанные принципы международного права, фиксирующие  равенство государств, их территориаль

 

ную целостность, невмешательство  во внутренние и внешние дела, право  наций на самоопределение.

 

Выступая признаком государства, суверенитет характеризует его  как особый субъект политических отношений, как главный компонент  политической системы общества.

 

 

 

39. Государственная власть как  особая разновидность социальной  власти 

 

Прежде чем характеризовать  власть государственную, необходимо дать определение социальной власти, под  которой понимают присущее всякой общности людей отношение господства и  подчинения между субъектами, опирающееся на принуждение. Социальная власть неотъемлема от любой организованной, более или менее устойчивой и целенаправленной общности людей (рода, племени, семьи, общественной организации, партии, государства, общества и т.п.); она важнейшее средство функционирования социальных структур и институтов.

 

Государственная же власть представляет собой особую разновидность социальной власти. Согласно одной точке зрения, государственная власть — более  узкая категория, чем политическая власть, ибо последняя осуществляется не только государством, но и другими звеньями политической системы общества: партиями, общественными организациями и т.п. Согласно другой точке зрения, понятие

 

“политическая власть” тождественно понятию “государственная власть”, так как первая исходит от государства и реализуется не иначе как при его (прямом или косвенном) участии.

 

Государственная власть — это публично-политическое отношение господства и подчинения между субъектами, опирающееся на государственное принуждение.

 

Характерные черты государственной  власти:

 

— распространяется на все общество;

 

— носит публично-политический характер;

 

— опирается на государственное  принуждение;

 

— осуществляется специальными лицами (чиновниками, политиками и т.п.);

 

— имеет систему налогов;

 

— делит население по территориальному признаку.

 

 

 

40. Сущность государства

 

Определение природы и сущности государства представляет собой  весьма трудную задачу политической науки ввиду многогранности и  сложности данного социального  образования.

 

Государство — это организация  политической власти, содействующая  преимущественному осуществлению  конкретных интересов (классовых, общечеловеческих, религиозных, национальных и т.п.) в  пределах определенной территории.

 

При рассмотрении сущности государства важно учитывать, во-первых, что любое государство есть организация политической власти (формальная сторона); и, во-вторых, чьим интересам служит данная организация (содержательная сторона).

 

В изучении сущности государства можно  выделить несколько подходов:

 

1) классовый, в рамках которого  государство определяется как  организация политической власти  экономически господствующего класса. В таком понимании функции  государства ограничиваются весьма  узкими целями: главным образом  как средство для обеспечения интересов господствующего класса. Первоочередное удовлетворение интересов каких-либо классов не может не вызывать сопротивления у других слоев населения. Отсюда проблема в постоянном “снятии” напряженности в обществе с помощью насилия, диктатуры. Общечеловеческие интересы, как правило, отходят на второй план;

 

2) общесоциальный, в рамках которого  государство определяется как  организация политической власти, создающая условия для компромисса  интересов различных классов  и социальных групп. При таком  подходе роль государства уже используется в более широких целях, как средство для обеспечения главным образом общественных интересов, концентрирующих интересы различных классов и слоев, большинства населения страны, при преимущественном применении такого метода, как компромисс.

 

Наряду с этими основными  можно выделить и религиозный, и  национальный, и расовый, и иные подходы  в понимании сущности государства, в рамках которых, соответственно, религиозные, национальные, расовые интересы будут  доминировать в политике конкретного государства. Указанные подходы не исключают друг друга и в своей совокупности помогают раскрыть сущность и специфику того или иного государства как политического института.

 

Иначе говоря, сущность государства  многоаспектна. Она не сводится только к классовым и общесоциальным началам. Поэтому в сущности государства, в зависимости от исторических условий, на первый план может выходить любое из вышеназванных начал.

 

 

 

41. Функции государства

 

Функции государства — это основные направления деятельности государства по решению стоящих перед ним задач.

 

Понятие функций государства не следует отождествлять с такими понятиями, как цели и задачи государства (если цель общества — то, к чему стремится государство, а задачи — цель и средства ее достижения, то функции — лишь основные направления деятельности государства по решению стоящих перед ним задач; следовательно, цели и задачи определяют функции); функции отдельных его органов (в отличие от функций многочисленных государственных органов, специально предназначенных для определенного вида деятельности, функции государства охватывают его деятельность в целом, в них находит выражение социальная ценность и сущность государства, их осуществлению подчинена работа всего государственного аппарата и каждого органа в отдельности).

 

В зависимости от продолжительности  действия функции государства классифицируются на постоянные (осуществляются на всех этапах развития государства) и временные (прекращают свое действие с решением определенной задачи, как правило, имеющей чрезвычайный характер); в зависимости от значения — на основные и неосновные; в зависимости от того, в какой сфере общественной жизни они осуществляются, — на внутренние и внешние.

 

Внутренние функции современного Российского государства:

 

1) функция охраны прав и свобод человека и гражданина, обеспечения правопорядка (это деятельность государства, направленная на защиту интересов личности и общества, на реальное воплощение в жизнь ст. 2 Конституции Российской Федерации, согласно которой “человек, его права и свободы являются высшей ценностью”);

 

2) экономическая функция (здесь  весьма важны вопросы о пределах  вмешательства государства в  экономическую сферу, о методах  государственного управления экономическими  отношениями; если в условиях  административной системы управления экономика регулируется преимущественно директивами, то в условиях рыночных отношений — прежде всего экономическими методами, т.е. посредством налогов, кредитов, льгот и т.д.);

 

3) функция налогообложения (в  современных условиях налог становится главным методом новой системы управления, универсальным регулятором, который используется не только в экономической сфере, но и в социальной, и в юридической, и во внешнеполитической и т.п.);

 

4) функция социальной защиты (прежде  всего речь идет об обеспечении нормальных условий жизни для тех категорий граждан, кто в силу различных объективных причин не может полноценно трудиться — об инвалидах, пенсионерах, студентах и других; кроме того, государство призвано поддерживать жилищное строительство, здравоохранение, общественный транспорт и т.п.);

 

5) экологическая функция (с помощью  законодательства государство устанавливает  правовой режим природопользования, берет на себя обязательства  перед своими гражданами по  обеспечению нормальной среды  обитания и т.д.);

 

6.) культурная функция (содержание  ее сегодня составляет разносторонняя  государственная поддержка развития  культуры — литературы, искусства,  театра, кино, музыки, средств массовой  информации, науки, образования).

 

Внешние функции современного Российского государства:

 

1) функция обороны страны (базируется  на принципе поддержания достаточного  уровня обороноспособности общества, отвечающего требованиям его  национальной безопасности, предназначается  для защиты суверенитета и  территориальной целостности, пресечения угрожающих жизненно важным интересам России вооруженных конфликтов);

Информация о работе Шпаргалка по "Политологии"