Шпаргалка по "Политологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 15:44, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Политология".

Файлы: 1 файл

политология шпоры1.doc

— 756.50 Кб (Скачать файл)

 

Мощное воздействие на методы современной  политологии и весь спектр ее проблем оказали идеи австрийского психиатра и психолога Зигмунда Фрейда (1856—1939) и его последователей. В их трудах было обращено внимание на принципиально новый объект интереса теоретиков политики — роль бессознательного в детерминации политических процессов. В свете этих идей политическое поведение рассматривается в качестве результата неосознаваемых влечений, формирующихся в подсознании человека под воздействием детских впечатлений, воспитания. Политика все чаще оценивается как некий вид патопсихологии, сфера, влекущая людей с неосознаваемыми психическими деструкциями.

11. Сущность политики и ее  роль в обществе

 

Политика  — это объективно обусловленное  и целенаправленное участие больших  масс людей, организованных социальных групп и личностей в делах государства, в решении проблем, относящихся к жизни общества в целом.

 

Характерные черты политики:

 

— связь  частного и общего, интереса личности и интереса социальной целостности (группы, страны, человечества): мы входим в мир политики, когда решаем не только свои частные проблемы, но действуем, исходя из понимания их связи с задачами, далеко выходящими за рамки наших личных интересов, когда этими же проблемами озабочены многие другие люди;

 

— любой  тип политики связан с решением проблем существования и функционирования государства — такого социального института, который как раз и служит для решения проблем, интересующих все общество;

 

— связь  с действиями и интересами больших  масс людей;

 

— целенаправленная деятельность, предполагающая необходимость трезвого анализа, учета многообразия условий и компонентов политических действий, чисто импульсивное реагирование здесь имеет чрезвычайно низкую результативность (хотя сплошь и рядом встречается в реальной политике);

 

— властный характер, способность принуждения, волевого воздействия для придания целенаправленности действиям многих людей.

 

Необходимо  принимать во внимание, что все  вышеназванные качества не изолированы, а взаимно дополняют друг друга: так, властный характер политики предопределяет использование государственного механизма; соединение частных и общих интересов осуществляется в теоретической форме, а реализация теории, программы предполагает обращение к механизмам власти.

 

Роль политики в общественной жизни определяется ее функциями. Среди них можно выделить следующие:

 

— осуществление авторитарного (властного) распределения основных социальных ценностей, в качестве которых могут  выступать самые разнообразные  материальные и нематериальные объекты, социальные блага и преимущества;

 

— интеграцию, объединение всех элементов  общественной жизни, мобилизацию социальных ресурсов для реализации общих целей  и интересов общества;

 

— реализацию общей воли в условиях наличия социальной дифференциации, многообразия интересов и социально-политических ориентации людей.

 

 

 

12. Политическая жизнь

 

С середины 50-х гг. XX в. в политологии активно  используется введенное в научную  терминологию Дэвидом Лэйном понятие  “политическая жизнь”. Оно позволяет  рассматривать политику в неразрывном  единстве институционального и поведенческого аспектов бытия, что выражается в следующих ее признаках:

 

— политика может выступать как в качестве сферы и результата взаимодействия социальных и политических институтов, организаций, структурированных политических отношений, так и в качестве действий субъектов политических отношений;

 

— политическая жизнь служит сферой действия публичного интереса и управления, а главным  их инструментом выступают власть, принуждение, авторитетное влияние, использующие практически всегда силу организации, в качестве которой могут выступать и государства, и партии, и союзы, и движения, и социальные институты;

 

— деятельный, активный характер политики позволяет людям с ее помощью  влиять на многие стороны жизни: экономику, культуру, науку, мораль;

 

— в политическую жизнь всегда вовлечены большие массы людей: классы, этнические и профессиональные общности, от активности которых зависят  направленность, облик, результативность политических событий;

 

— центр, узел политической жизни  — многообразные взаимосвязи между личностью и государством.

 

Рассмотрение политики именно в  таком аспекте принципиально  важно для демократического общества и становления его институтов. Ведь демократия невозможна без человеческого  участия, а оно, чтобы быть полезным демократическому обществу, должно быть квалифицированным и активным.

 

Внешние факторы, влияющие на течение  политической жизни:

 

— элементы природной среды (территория, ресурсы, климат и т.д.). Оказывают  воздействие на политические процессы, формируют политические проблемы и влияют на выбор путей и возможностей их решения;

 

— экономические отношения, господствующие в обществе, влияющие на политическую жизнь (а сама она активно воздействует на их формирование);

 

— развитие техники (ее воздействие  проявляется в таких феноменах, как война, увеличение скорости распространения информации и т.д.);

 

— статусные характеристики социальной структуры общества, сочетающие в  себе фиксацию объективного состояния  участников политических отношений (доход, вид занятий, уровень образования) и их собственных представлений о своем месте в обществе;

 

— характер этнонациональных общностей, ибо устойчивые государственные  системы формируются на основе нации, нации стремятся к суверенизации, образованию отдельных, самостоятельных  государственных структур;

 

— религия, которая часто выступает  в качестве основного фактора  консолидации больших масс людей;

 

— идеология — средство духовного  сплочения и руководства, направляющего  поведение людей в сфере политических отношений, формирующее волю, стремление к политическому действию;

 

— средства массовой информации, сведения, которые они поставляют и интерпретируют;

 

— общественное мнение, в рамках которого осуществляется активное и непосредственное отражение жизненных потребностей, объективных тенденций общественного развития;

 

— политическая психология общества, проявляющаяся в настроении участвующих  в политической жизни людей, темпераменте народа, особенностях характера лидера.

 

 

 

13. Типы отношений человека к  политике

 

Важнейшим источником политики, ее решающим компонентом является активность конкретного человека или социальной группы, принимающих решения, действующих последовательно или хаотично, вяло или энергично. Ее сила подпитывается именно человеческой энергией, и выявление основных линий взаимодействия человека и политических структур представляет собой важную задачу политологии, решению которой она уделяет немало внимания.

 

Можно выделить три основных типа отношений человека к политике:

 

1) состояние приобщения человека  к политике, выражающееся в разнообразных формах политически активного поведения и характеризующееся стремлением решить те или иные жизненно важные для него и его общности проблемы через воздействие на систему политической власти;

 

2) отчуждение, или аномию, характеризующуюся  разрывом связей между человеком и политической властью, сосредоточением усилий на реализации частных интересов. Нормы, регулирующие общественную жизнь, по тем или иным причинам здесь теряют свое влияние на человека, не рассматриваются им в качестве авторитетных инстанций, регулирующих его поведение. В аномии необходимо различать разные состояния. Она может быть вызвана как неспособностью повлиять на ход политических событий, так и несогласием с ними, может наступать вследствие добровольного выбора или быть вынужденным состоянием;

 

3) полное слияние человека и  политической структуры, подчинение  личной жизни ее потребностям  и ритму изменения, растворение  индивидуальной жизни в жизни  политической. Именно тогда формируется  специфический тип авторитарной  личности.

 

Характерные черты личности при авторитарном режиме:

 

— конвенционализм — отзывчивость на внешнее давление, принятие внешних  ценностей;

 

— перенос ответственности и  враждебности с индивида на внешние  силы, находящиеся вне контроля;

 

— желание власти и боязнь ее носителей;

 

— оправдание своего поведения поведением других;

 

— вера в наличие и вмешательство  в политику дьявольских сил,

 

заговоров и т.д.

 

Ныне становится ясно, что формирование у человека ответственного отношения  к политике возможно только при введении его в ситуацию социального и жизненного выбора. Поэтому демократизация политических отношений, расширяющая границы этого выбора и не перекладывающая ответственности с личности на структуры, служит важнейшим путем повышения влияния человека на властные отношения, позволяет отразить в них многообразие интересов, которые они должны учитывать, и потребности, которые они должны удовлетворять.

 

 

 

14. Политическое поведение и  его виды

 

Понятие политического поведения  помогает при анализе политической деятельности уяснить ее механизм, структуру, способ достижения целей. Оно позволяет разнообразные проявления политической деятельности свести к системе отдельных действий, элементов.

 

Специфика политического поведения  определяется самой природой политики — установлением политических отношений между субъектами не только с совместимыми, но и с противоположными интересами, суждениями и направлением активности.

 

В ходе развития любого политического  процесса возникает ощутимая потребность  в закреплении черт, норм, регуляторов политического поведения в принципах политической организации, в при-

 

дании духовным ориентирам политического  действия институциональной формы (например, разработка четких процедур выборов, или принятия решений, или  замещения должностей в государственном аппарате и т.п.)

 

Очевидно, что в политике, как  и во всякой другой сфере, люди ведут  себя по-разному. В зависимости от политического поведения участники  политики подразделяются на следующие  категории:

 

— лидеры, возглавляющие политическое движение, своим авторитетом, влиянием способствующие его сплочению и достижению намеченных целей;

 

— активисты — посредники между  лидерами и последователями. Они  организуют участников движения, постоянно  снабжая лидеров информацией  о достигнутых результатах и  трудностях, вносят существенные коррективы в стратегию и тактику поведения масс;

 

— последователи. Их поведение характеризуется  разной степенью активности и участия  в организациях, они поддерживают цели, выдвинутые лидерами, считают  их соответствующими своим интересам, которые они представляют достаточно четко, что и стимулирует их участие в политической деятельности;

 

— лидеры мнения, не влияя на поведение  участников с точки зрения его  организации, своей интеллектуальной деятельностью, прежде всего в публицистике, создают “поля” эмоционального и интеллектуального напряжения вокруг тех или иных проблем, делают их объектом всеобщего внимания; к ним обращаются за советом, но не за директивой для действия.

 

 

 

15. Регуляция  политического поведения

 

Важнейшим стимулом политической деятельности служит интерес, в его основе лежит та или иная проблема в жизни политической общности, понимание острой необходимости ее решения. Но для

 

того чтобы  факт понимания перерос в политическое действие, требуется новое звено  — психологический импульс готовности к действию, который складывается из желания принять участие в действии и уверенности в возможности его успеха. Двигателями этой цепочки — от проблемы к действию по ее решению — могут быть различные мотивы: гражданский долг, информация, недовольство или стремление к реализации цели. В зависимости от доминирования основного мотива и формируется характер политического поведения: оно может быть чисто эмоциональным откликом на то или иное событие, являться продуманной, прагматичной акцией по последовательной реализации принятой программы или рассматриваться исполнителями как свершение определенной миссии по “освобождению”, “завоеванию”, “восстановлению”.

 

На характер политического поведения оказывают  влияние не только интерес и мотивация, которые возникают на его основе, но и внешние факторы:

 

— роль —  форма поведения, которую выбирает участник политического действия или  которая ему отводится обстоятельствами или другими участниками;

 

— статус или  совокупность предполагаемых, возможных  для данного субъекта моделей, типов политического поведения, функций, которые он готов на себя принять в политике;

 

— принадлежность к группе, социальной или политической общности, возникающей на основе установления между ее членами определенного  вида социальных отношений;

 

— участие  в организации — группе, созданной  для осуществления определенных ролей в политике.

 

Регуляция политического поведения должна носить властный характер, использовать механизмы принуждения и авторитета, но она не может быть уподоблена технологической операции слежения и постоянного контроля, жесткого доминирования при минимизации инициативы и самостоятельности осуществляющих поведение субъектов.

 

Как только контроль за политическим поведением становится тотальным, инициатива, а вслед за ней участие и активность уходят, уступая место вялому исполнению указаний, или вообще замещаются политическим отчуждением. Поэтому регуляция обязательно должна оставлять место для инициативы и самостоятельности, ни в коем случае не сводиться к жестким предписаниям и давлению. При этом в полной мере должна учитываться коллективная природа политического поведения, его массовость, взаимодействие рациональных и иррациональных моментов, значительная зависимость от состояния и динамики коллективной психологии.

Информация о работе Шпаргалка по "Политологии"