Шпаргалка по "Политологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 15:44, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Политология".

Файлы: 1 файл

политология шпоры1.doc

— 756.50 Кб (Скачать файл)

 

Принцип разделения властей не исключает, а предполагает единство и взаимодействие властей, а также определенное верховенство

 

законодательной власти, конституционные  решения которой обязательны  для всех.

 

Система “сдержек и противовесов”, установленная в конституции, законах, представляет собой совокупность правовых ограничений в отношении конкретной государственной власти: законодательной, исполнительной, судебной.

 

Так, применительно к законодательной  власти используется довольно жесткая  юридическая процедура законодательного процесса, которая регламентирует основные его стадии. В системе противовесов важную роль призван играть президент, который имеет право применить отлагательное вето при поспешных решениях законодателя. Деятельность конституционного суда также можно рассматривать в качестве правосдерживающей, ибо он имеет право блокировать все антиконституционные акты.

 

В отношении исполнительной власти используются ограничения ведомственного нормотворчества и делегированного  законодательства, запреты на принятие ею актов, затрагивающих такие отношения, которые должны быть урегулированы только законом. Сюда можно отнести сроки президентской власти, импичмент, вотум недоверия правительству, запрет ответственным работникам исполнительных органов избираться в состав законодательных структур, заниматься коммерческой деятельностью.

 

Для судебной власти тоже есть правоограничивающие  средства, закрепленные в конституции, процессуальном законодательстве:

 

презумпция невиновности, право  на защиту, равенство граждан перед  законом и судом, гласность и состязательность процесса, отвод судей и т.п.

 

Кроме всего прочего, фиксируются  правоограничения, которые запрещают  осуществлять функции, принадлежащие  по закону другому органу. Деятельность государственных структур должна ограничиваться их компетенцией, которая основывается на принципе “дозволено только то, что прямо разрешено законом”.

 

Принцип разделения властей должен иметь своим следствием не просто распределение функций между  различными звеньями государственного аппарата, а создание трех относительно независимых сфер властвования с действующими в каждой из этих сфер особыми структурами. Рациональность данной теории заключается прежде всего в попытке предотвратить бесконтрольную концентрацию властных полномочий в каком-либо одном политическом учреждении. Последняя неминуемо оборачивается созданием деспотической власти и нарушением прав и свобод человека и гражданина. Принцип разделения властей в различных модификациях

 

присутствует ныне в конституциях и политических системах демократических обществ.

 

 

 

52. Государство и личность: взаимная  ответственность

 

Взаимная ответственность государства  и личности — самостоятельный  принцип правового государства. Еще И. Кант сформулировал эту  идею так: каждый гражданин должен обладать той же возможностью принуждения в отношении властвующего к точному и безусловному исполнению закона, что и властвующий в его отношении к гражданину.

 

Это своеобразный способ ограничения  политической власти, который выражает нравственно-юридические начала в  отношениях между государством как носителем политической власти и гражданином как участником ее осуществления. Устанавливая в законодательной форме свободу общества и личности, само государство не свободно от ограничений в собственных решениях и действиях. Посредством закона оно должно брать на себя обязательства, обеспечивающие справедливость и равенство в своих отношениях с гражданином, общественными организациями, другими государствами.

 

“Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина —  обязанность государства”, — закреплено в ст. 2 Конституции Российской Федерации.

 

Подчиняясь праву, государственные  органы не могут нарушать его предписания  и несут ответственность за нарушения  или невыполнение этих обязанностей. Обязательность закона для государственной власти обеспечивается системой гарантий, которые исключают административный произвол. К ним относятся:

 

1) ответственность правительства  перед представительными органами;

 

2) дисциплинарная, гражданско-правовая  или уголовная ответственность  должностных лиц государства любого уровня за нарушение прав и свобод конкретных лиц, за превышение власти, злоупотребление служебным положением и пр.;

 

3) импичмент (процедура привлечения  к ответственности высших должностных  лиц) и т.п.

 

Формами контроля со стороны общественности за выполнением обязательств государственных структур могут быть референдумы, опросы, отчеты депутатов перед избирателями и т.д.

 

На тех же правовых началах строится и ответственность личности перед  государством. Личность соглашается  на определенные ограничения и обязуется подчиняться общим установлениям государства. Применение государственного принуждения должно носить правовой характер, не нарушать меру свободы личности, соответствовать тяжести совершенного правонарушения.

 

Виды юридической ответственности по отношению к личности, нарушившей правовые нормы:

 

— уголовная (применяется только за преступления; никто не может быть признан виновным в совершении преступления, а также подвергнут уголовному наказанию  иначе, как по приговору суда и  в соответствии с уголовным, уголовно-процессуальным и уголовно-исполнительным законодательством; меры уголовного наказания — наиболее жесткие формы государственного принуждения, направленные преимущественно на личность виновного, — лишение свободы и т.д.);

 

—административная (наступает за совершение административного проступка на основе законодательства об административных

 

правонарушениях и выражается, в  частности, в таких мерах, как  штраф, лишение специального права  и т.п.);

 

— гражданская (наступает за нарушение договорных обязательств имущественного характера или за причинение имущественного внедоговорного вреда. Полное возмещение вреда — основной принцип гражданско-правовой ответственности; возмещение убытков в некоторых случаях дополняется штрафными санкциями, например выплатой неустойки);

 

— дисциплинарная (применяется за нарушение трудовой, учебной, служебной, воинской дисциплины; для наложения  взыскания должны быть затребованы  объяснения от нарушителя трудовой дисциплины; налагается администрацией предприятия, учреждения, организации; в отношении же отдельных категорий — дисциплинарными коллегиями; меры дисциплинарной ответственности — выговор, строгий выговор, увольнение и т.д.);

 

— материальная (наступает за ущерб, причиненный предприятию, учреждению, организации рабочими и служащими при исполнении ими своих трудовых обязанностей).

 

Таким образом, отношения между  государством и личностью должны быть партнерскими и осуществляться на основе взаимной ответственности.

53. Понятие, функции и структура  политических партий

 

 

 

Термин “партия” в переводе с  латинского означает “часть”, “группа”. Он получил распространение еще  в Древнем мире. Однако собственно политические партии появляются в процессе становления парламентаризма (XVIII—XIX вв.).

 

Политическая партия — это наиболее активная и организованная часть социальной группы или класса, выражающая их интересы, связанная идеологической общностью и борющаяся за политическую власть.

 

Партии преследуют определенные цели, добиваясь решающих позиций в  осуществлении государственной власти, влияния на политическую жизнь и организацию общества. В политической системе, как правило, действуют несколько партий, что связано с противоречиями между классами и социальными слоями, борьбой за преимущества в осуществлении собственной политики.

 

Партии занимают особое место в  политической системе общества. В  отличие от других ее институтов (профсоюзов, крестьянских объединений и других общественных организаций), которые, хотя и занимаются политической деятельностью, но ориентируются прежде всего на защиту социально-экономических и иных интересов их членов, главным призванием политических партий является нацеленность на завоевание и осуществление власти, борьба за руководство государственными делами.

 

Политическая партия, будучи наиболее последовательным выразителем устремлений определенного класса, слоев общества представляет собой добровольную общность людей, объединенных идеологически и организационно, имеющих целью завоевать, удержать и использовать государственную власть для реализации своих основных интересов.

 

Функции политических партий:

 

— выявление, формулирование и удовлетворение интересов больших социальных групп;

 

— активизация и интеграция определенной части людей;

 

— борьба за политическую власть и  за ее использование, определение форм, средств и методов этой борьбы в зависимости от меняющейся обстановки (легальные и нелегальные, революционные и эволюционно-реформистские, вооруженные и ненасильственные и т.д.);

 

— подготовка и проведение избирательных  кампаний по формированию высших и местных органов власти, выдвижение в них своих сторонников, организация контроля за их парламентской деятельностью;

 

— разработка партийной идеологии, создание и реализация политической программы развития общества, ведение  пропаганды и формирование общественного мнения;

 

— политическое воспитание общества в целом или его части;

 

— подготовка и выдвижение кадров для партии, государственного аппарата и различных общественных организаций, формирование правящей элиты.

 

Структуру политических партий составляют партийный аппарат, рядовые члены (партийная масса). Социальную базу составляют сторонники партии.

 

 

 

54. Виды политических партий

 

Политические партии призваны выражать различные интересы разных категорий  людей, слоев, групп, классов общества. Естественно, они весьма многообразны.

 

Классифицикацию политических партий обычно проводят по следующим критериям:

 

1) по социальной направленности  программы и деятельности:

 

социал-демократические, либерально-демократические, коммунистические, классовые, националистические, расовые, фашистские, религиозные, государственно-патриотические, народные и т.п.

 

2) по идейным основаниям их  деятельности: доктринальные (сориентированные  прежде всего на защиту своей  идеологии), прагматические (ориентирующиеся  на практическую целесообразность действий) и харизматические (объединяющиеся вокруг конкретного политического лидера);

 

3) по методам выполнения программы:  революционные (стремящиеся к  радикальному качественному преобразованию  общества) и реформаторские (стремящиеся к улучшению общественной жизни без структурных принципиальных изменений);

 

4) по характеру политических  действий: реакционные, консервативные, умеренные, радикальные, экстремистские;

 

5) по представительству в высших  органах государственной власти  и отношению к официальной политике: правящие и оппозиционные (последние по юридическому статусу могут разделяться на легальные, полулегальные и нелегальные);

 

6) по месту в политическом  спектре: левые, центристские  и правые;

 

7) по стилю  общения между партийными лидерами и рядовыми членами; демократические и антидемократические;

 

8) по характеру  членства: кадровые (отличающиеся немногочисленностью,  свободным членством, организационной  рыхлостью) и массовые (стремящиеся  вовлечь в свои ряды как  можно большее число членов, упрочить связи, укрепить структуру);

 

9) по организационной  структуре: парламентские (где  в качестве первичных образований  выступают территориальные комитеты), лейбористские (представляющие собой  разновидность парламентских партий, допускающих коллективное членство, в том числе и трудовых коллективов) и авангардные (построенные на принципах демократического централизма и территориально-производственного объединения своих членов) и т.п.

 

Данная  классификация, как, впрочем, и любая  иная, далеко не завершена и довольно условна. Можно перечислить еще немало критериев, в зависимости от которых партии подразделяются на те или иные виды. К тому же одна и та же партия может быть рассмотрена с различных позиций, классифицирована по разным основаниям.

 

 

55. Партийные системы

 

В настоящее  время в разных странах действует  различное количество партий, участвующих  в борьбе за политическую власть.

 

В зависимости от положения политических партий в политической системе общества, взаимодействия между ними, типа самих политических партий складывается партийная система, под которой понимается совокупность всех политических партий, действующих в данной стране, их взаимоотношения друг с другом. Данные взаимоотношения раскрывают степень влияния партий на принятие решений и характер их участия в управлении государством.

 

Природа и особенности партийной  системы той или иной страны обусловлены  множеством факторов — уровнем политической зрелости общества, его политического  сознания и культуры, историческими  традициями, национальным составом, религиозной ситуацией, расстановкой социально-классовых сил и т.п. Существенное воздействие на формирование партийной системы оказывает действующее законодательство и прежде всего конституция и избирательные законы.

 

Типы партийных систем:

 

1) в зависимости от характера  политического режима выделяют  демократические, авторитарные и  тоталитарные партийные системы;

 

2) в зависимости от количества  партий, борющихся за власть или  влияющих на нее: однопартийные  (в которых обеспечивается  исключительное право одной партии на фактическое осуществление политической власти в обществе), двухпартийные (в которых обеспечивается одной из двух партий в случае ее победы на выборах большинство мест в законодательном органе или назначение ее кандидатов на посты президента и вице-президента) и многопартийные (в которых ни одна из партий, как правило, не способна завоевать поддержку абсолютного большинства избирателей, поэтому правительства чаще всего бывают здесь коалиционными, т.е. состоящими из представителей двух или нескольких партий);

Информация о работе Шпаргалка по "Политологии"