Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 15:44, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Политология".
2) расширения доступа к власти
на основе политического
В связи с тем, что власть объективно не в состоянии удовлетворить одновременно и наиболее полно все интересы сразу, возникает проблема очередности, приоритета в их осуществлении. Отсюда закономерно стремление различных групп и слоев общества воздействовать на поведение государства с целью переориентации политики в свою пользу, стимулировать его принимать выгодные для этих групп и слоев управленческие решения.
72. Виды лоббизма
Лоббизм может проявляться в разных сферах и соответственно имеет различные виды, которые классифицируются по следующим основаниям:
1) в зависимости от того, в
какой ветви власти “решается
вопрос”, лоббизм различают
2) в зависимости от того, в
каком управленческом решении
достигаются цели лоббирования:
правотворческий (в
3) в зависимости от характера
интереса, который “продавливается”:
политический, социальный, экономический,
экологический, военный,
4) в зависимости от времени действия: “одноразовый” и постоянный;
5) в зависимости от того, на
каком уровне власти
6) в зависимости от того, в чью пользу “решается вопрос”, говорят о лоббизме различных социальных структур: общественных организаций, движений, партий, групп, слоев (профсоюзов, антивоеннных и экологических движений, предпринимательских союзов и т.п.), ведомственном лоббизме (министерств, ведомств, государственных комитетов, отраслевом “продавливании” тех или иных интересов), региональном лоббизме (воздействии на власть со стороны представителей республик, краев, областей, районов Крайнего Севера, Сибири, Урала, Дальнего Востока, Поволжья и прочих мест, “выбивающих” определенные льготы и преимущества для регионов), иностранном лоббизме (влиянии зарубежных “групп давления” либо национальных общин на те или иные государственные органы с целью решения определенных вопросов);
7) в зависимости от
73. Достоинства лоббизма
Лоббизм, как и всякое иное социальное явление, вносит в жизнедеятельность общества не только позитивные начала, но и негативные. Поэтому необходимо знать, какие стороны лоббизма нуждаются в поддержке, правовом стимулировании, а какие — в правовом ограничении, сдерживании.
Достоинства лоббизма:
1) влияя на управленческие
2) выступает инструментом самоорганизации гражданского общества, с помощью которого мобилизуется общественная поддержка или оппозиция какому-либо законопроекту, оказывается влияние на политику (лоббизм в этой ситуации — своего рода соперник бюрократии; в условиях становления рыночных отношений, когда государство часто устраняется от защиты интересов различных социальных групп и слоев, этот вакуум должен быть заполнен соответствующими структурами гражданского общества);
3) создает возможности для
4) воплощает собой принцип
5) применяется как своеобразное социально-политическое стимулирование, направленное на ускорение претворения в жизнь тех или иных целей и интересов, на побуждение к конкретным действиям;
6) позволяет расширить
7) лоббизм можно рассматривать
как инструмент взаимодействия
представительной и
8) лоббизм можно оценивать и как более широкое средство достижения компромисса, способ взаимного уравновешивания и примирения интересов, взаимовыгодного сотрудничества.
74. Недостатки лоббизма
К недостаткам лоббизма можно отнести следующие явления:
1) лоббизм может стать инструмент
2) он выступает иногда
3) может служить фактором
4) лоббизм таит в себе немалую
опасность “размывания”
5) лоббистские мероприятия в определенных условиях могут проявляться в форме социальной несправедливости (как показывает социальная практика некоторых западных государств, результативность лоббизма большого бизнеса, благодаря финансово-материальным возможностям, гораздо выше, чем других субъектов, что может дестабилизировать обстановку, дисбалансировать интересы социальных групп, содействовать росту напряженности в обществе);
6) лоббизм зачастую блокирует
действительно нужные
7) лоббизм иногда существенно
мешает стабильной и
8) лоббизм может использоваться и в более “прозаичных” целях — как инструмент обогащения отдельных слоев, элит.
Лоббизм, как и всякое иное социально-политическое явление, может, быть употреблен как на благо всего общества, так и в узкопартийных, узкогрупповых интересах. Все зависит от социально-экономического, политического и культурного фона, от обстоятельств, которые могут “наделить” лоббизм и “плюсами”, и “минусами”.
Для того чтобы лоббизм приносил пользу всему обществу, необходимы соответствующие условия: реальное действие демократических институтов и норм, экономическая и политическая стабильность, свобода средств массовой информации, устойчивое гражданское общество, четкое и непротиворечивое правовое регулирование и т.д.
75. Политическое лидерство
Политическое лидерство — это вид политической деятельности, имеющий огромное значение для определения успеха и направленности политических процессов. Он соединяет в себе важнейшие, сущностные черты политики: власть, авторитет, руководство, выражение и представительство социальных интересов. Смысл этого явления заключается в осуществлении авторитетного руководства в сфере политики.
Авторитетной является власть, добровольно принимающаяся людьми, на которых она распространяется. Они подчиняются ей, т.е. соглашаются, видят для себя выгоду в передаче части своих политических полномочий, прав другому лицу или институту. Лидер же берет на себя обязательство эти права и полномочия использовать во благо тех, кто ими его наделяет.
В основе феномена политического лидерства — способность руководителя, а в этом качестве могут выступать как личности, так и организации, которые отражают и удовлетворяют интересы своих последователей. Этим лидер отличается от иного типа руководителя — манипулятора, который действует вопреки интересам своих последователей.
Еще одна важная функция политического
лидера — осуществление
Политическое лидерство — это процесс взаимодействия между людьми, в ходе которого одни выражают и знают потребности и интересы последователей и в силу этого обладают авторитетом и влиянием, а другие — отдают им добровольно часть своих политических, властных полномочий и прав для осуществления их целенаправленного представительства и реализации.
В результате слияния в политическом лидерстве этих двух взаимонаправленных потоков наступает чрезвычайно важное для политики и политической деятельности состояние взаимной мобилизации всех участников политического процесса: и руководителей, так как они знают, что их действия опираются на поддержку и одобрение масс и уверены в своих силах; и рядовых участников политического процесса или движения, ибо они чувствуют, что их интересы поняты, а цели сформулированы. В силу этого наступает значительная интенсификация политической жизни, она становится полнее и результативнее.
76. Типология политического
В политологии предлагаются различные типологии (специфические классификации) политических лидеров. Многообразие подобных классификаций определяется многоплановостью самого феномена лидерства (как властеотношения) и возможностью применять разные подходы для выделения типов лидеров.
Виды политического лидерства определяются по следующим основаниям:
1) в зависимости от идеальных типов господства (М. Вебер):
традиционное (основанное на вере в святость традиций, устоявшихся обычаев, на привычке), легальное (основанное на убеждении в законности и рациональности существующего порядка, в правомерности существующих норм общежития) и харизматическое (основанное на вере в сверхъестественные способности вождя, в наличие у конкретного лидера одаренности, Божьего дара, других исключительных качеств);
2) в зависимости от склонности лидеров к определенной модели поведения (Г. Лассуэлл): агитационное (воздействующее силой слова, ораторским искусством, личным примером), организационное (влияющее на политический процесс через работу с кадрами, посредством использования возможностей структуры, организации) и теоретическое (воздействующее силой интеллекта, логики);
3) в зависимости от целей, поставленных лидерами, и от воздействия, оказываемого ими на общество (Р. Такер): консервативное (базирующееся на обосновании необходимости сохранения общества в его имеющемся, современном виде), реформаторское (стремящееся к радикальному преобразованию общественного устройства посредством проведения широкомасштабного изменения, прежде всего властных структур) и революционное (ставящее целью переход к принципиально иной общественной системе, к качественно новой ситуации);
4) в зависимости от вида
5) в зависимости от характера
деятельности лидера: универсальное
(постоянно проявляющее
6) в зависимости от используемых лидерами методов управления обществом: демократическое (выражается в учете руководителем интересов и мнений всех членов группы или организации, в их привлечении к управлению), авторитарное (предполагает единоличное направляющее воздействие, основанное на жестком централизме, властных и силовых методах) и невмешивающееся (стремящееся уйти от решения имеющихся проблем, переложить свои функции на ближайших помощников);
7) в зависимости от содержания: творческое (в данном случае лидер разрабатывает и предлагает программу поведения) и исполнительное (когда лидер — лишь организатор выполнения уже заданной программы);
8) в зависимости от субъектов: индивидуальное и групповое;
9) в зависимости от объекта: общенациональное, партийное, территориальное и т.п.;