Шпаргалка по "Политологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 15:44, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Политология".

Файлы: 1 файл

политология шпоры1.doc

— 756.50 Кб (Скачать файл)

 

2) расширения доступа к власти  на основе политического плюрализма, что характерно прежде всего  для демократических режимов.

 

В связи с тем, что власть объективно не в состоянии удовлетворить одновременно и наиболее полно все интересы сразу, возникает проблема очередности, приоритета в их осуществлении. Отсюда закономерно стремление различных групп и слоев общества воздействовать на поведение государства с целью переориентации политики в свою пользу, стимулировать его принимать выгодные для этих групп и слоев управленческие решения.

 

 

 

72. Виды лоббизма

 

Лоббизм может проявляться в  разных сферах и соответственно имеет  различные виды, которые классифицируются по следующим основаниям:

 

1) в зависимости от того, в  какой ветви власти “решается  вопрос”, лоббизм различают законодательный,  исполнительный и судебный, (условно  тут можно говорить и о лоббизме  в средствах массовой информации, которые в связи с их мощным  воздействием на сознание и поведение людей, в том числе и в сфере политики, обоснованно считают “четвертой властью”);

 

2) в зависимости от того, в  каком управленческом решении  достигаются цели лоббирования: правотворческий (в законодательных  органах через нормативные акты), правоприменительный (через акты применения права) и правоинтерпретационный (через акты толкования права);

 

3) в зависимости от характера  интереса, который “продавливается”: политический, социальный, экономический,  экологический, военный, аграрный, промышленный, финансовый и т.п.;

 

4) в зависимости от времени  действия: “одноразовый” и постоянный;

 

5) в зависимости от того, на  каком уровне власти происходит  лоббирование: федеральный (осуществляется  в системе высших органов государственной  власти и управления) и местный (осуществляется в республиканских, краевых, областных органах);

 

6) в зависимости от того, в  чью пользу “решается вопрос”,  говорят о лоббизме различных  социальных структур: общественных  организаций, движений, партий, групп,  слоев (профсоюзов, антивоеннных и экологических движений, предпринимательских союзов и т.п.), ведомственном лоббизме (министерств, ведомств, государственных комитетов, отраслевом “продавливании” тех или иных интересов), региональном лоббизме (воздействии на власть со стороны представителей республик, краев, областей, районов Крайнего Севера, Сибири, Урала, Дальнего Востока, Поволжья и прочих мест, “выбивающих” определенные льготы и преимущества для регионов), иностранном лоббизме (влиянии зарубежных “групп давления” либо национальных общин на те или иные государственные органы с целью решения определенных вопросов);

 

7) в зависимости от взаимоотношений  объекта и субъекта лоббирования: плюралистский (давление на государственные  органы снизу вверх со стороны  определенных групп населения) и корпоративный (своего рода скрытое соглашение властей с какой-либо группой в расчете получить лояльность и гарантию содействия государственным органам в обмен на предоставленные привилегии) и т.п.

 

 

 

73. Достоинства лоббизма

 

Лоббизм, как и всякое иное социальное явление, вносит в жизнедеятельность общества не только позитивные начала, но и негативные. Поэтому необходимо знать, какие стороны лоббизма нуждаются в поддержке, правовом стимулировании, а какие — в правовом ограничении, сдерживании.

 

Достоинства лоббизма:

 

1) влияя на управленческие решения,  он заставляет “держаться в  форме” органы государственной  власти и управления, в определенном  смысле конкурирует, соревнуется  с ними, придает им большую  динамику и гибкость;

 

2) выступает инструментом самоорганизации гражданского общества, с помощью которого мобилизуется общественная поддержка или оппозиция какому-либо законопроекту, оказывается влияние на политику (лоббизм в этой ситуации — своего рода соперник бюрократии; в условиях становления рыночных отношений, когда государство часто устраняется от защиты интересов различных социальных групп и слоев, этот вакуум должен быть заполнен соответствующими структурами гражданского общества);

 

3) создает возможности для обеспечения  интересов меньшинства, ибо выступает в качестве специфической формы проявления политического плюрализма;

 

4) воплощает собой принцип свободы  социальных негосударственных структур: ассоциаций, общественных организаций,  слоев и т.п.

 

5) применяется как своеобразное  социально-политическое стимулирование, направленное на ускорение претворения в жизнь тех или иных целей и интересов, на побуждение к конкретным действиям;

 

6) позволяет расширить информационную  и организационную базу принимаемых  решений и обратить внимание  на “кричащие” проблемы (лоббирование выступает в виде системы аргументации, механизма подготовки и принятия соответствующих актов);

 

7) лоббизм можно рассматривать  как инструмент взаимодействия  представительной и исполнительной  власти;

 

8) лоббизм можно оценивать и  как более широкое средство достижения компромисса, способ взаимного уравновешивания и примирения интересов, взаимовыгодного сотрудничества.

 

 

 

74. Недостатки лоббизма

 

К недостаткам лоббизма можно отнести  следующие явления:

 

1) лоббизм может стать инструментом приоритетного удовлетворения иностранных интересов в ущерб интересам государственным, т.е. реализоваться подчас как “непатриотическое” средство;

 

2) он выступает иногда проводником  неправового воздействия (давления) на государственные органы, здесь  уже надо говорить о преступных видах лоббизма (взяточничестве, коррупции и т.п.), которые “подтачивают” фундамент власти;

 

3) может служить фактором развития  и защиты ведомственности, местничества, национализма и т.п., усиливать  крайние формы удовлетворения  “специальных интересов”;

 

4) лоббизм таит в себе немалую  опасность “размывания” народовластных  устоев общества, превращения демократических  институтов в мощный инструмент  отдельных властных групп;

 

5) лоббистские мероприятия в  определенных условиях могут  проявляться в форме социальной несправедливости (как показывает социальная практика некоторых западных государств, результативность лоббизма большого бизнеса, благодаря финансово-материальным возможностям, гораздо выше, чем других субъектов, что может дестабилизировать обстановку, дисбалансировать интересы социальных групп, содействовать росту напряженности в обществе);

 

6) лоббизм зачастую блокирует  действительно нужные управленческие  решения, препятствует удовлетворению  общественно ценных интересов,  сопутствуя осуществлению интересов чиновничьих;

 

7) лоббизм иногда существенно  мешает стабильной и оперативной  государственной политике, ибо может  быть направлен, например, на постоянное  перераспределение бюджета (“перетягивание  одеяла на себя”), на частую  смену приоритетов, на усиление позиций одной ветви власти при одновременном ослаблении другой и т.п.;

 

8) лоббизм может использоваться  и в более “прозаичных” целях  — как инструмент обогащения  отдельных слоев, элит.

 

Лоббизм, как и всякое иное социально-политическое явление, может, быть употреблен как на благо всего общества, так и в узкопартийных, узкогрупповых интересах. Все зависит от социально-экономического, политического и культурного фона, от обстоятельств, которые могут “наделить” лоббизм и “плюсами”, и “минусами”.

 

Для того чтобы лоббизм приносил пользу всему обществу, необходимы соответствующие условия: реальное действие демократических институтов и норм, экономическая и политическая стабильность, свобода средств массовой информации, устойчивое гражданское общество, четкое и непротиворечивое правовое регулирование и т.д.

 

 

75. Политическое лидерство

 

Политическое лидерство — это  вид политической деятельности, имеющий  огромное значение для определения  успеха и направленности политических процессов. Он соединяет в себе важнейшие, сущностные черты политики: власть, авторитет, руководство, выражение и представительство социальных интересов. Смысл этого явления заключается в осуществлении авторитетного руководства в сфере политики.

 

Авторитетной является власть, добровольно принимающаяся людьми, на которых она распространяется. Они подчиняются ей, т.е. соглашаются, видят для себя выгоду в передаче части своих политических полномочий, прав другому лицу или институту. Лидер же берет на себя обязательство эти права и полномочия использовать во благо тех, кто ими его наделяет.

 

В основе феномена политического лидерства  — способность руководителя, а  в этом качестве могут выступать  как личности, так и организации, которые отражают и удовлетворяют  интересы своих последователей. Этим лидер отличается от иного типа руководителя — манипулятора, который действует вопреки интересам своих последователей.

 

Еще одна важная функция политического  лидера — осуществление целенаправленного  и успешного руководства. Она  предполагает способность правильной оценки и соотнесения целей и наличных возможностей и ресурсов политического действия. Если это качество отсутствует у лидера, то руководство не может быть успешным, а защита интересов последователей превращается в пустую. декларацию.

 

Политическое лидерство — это процесс взаимодействия между людьми, в ходе которого одни выражают и знают потребности и интересы последователей и в силу этого обладают авторитетом и влиянием, а другие — отдают им добровольно часть своих политических, властных полномочий и прав для осуществления их целенаправленного представительства и реализации.

 

В результате слияния в политическом лидерстве этих двух взаимонаправленных потоков наступает чрезвычайно  важное для политики и политической деятельности состояние взаимной мобилизации всех участников политического процесса: и руководителей, так как они знают, что их действия опираются на поддержку и одобрение масс и уверены в своих силах; и рядовых участников политического процесса или движения, ибо они чувствуют, что их интересы поняты, а цели сформулированы. В силу этого наступает значительная интенсификация политической жизни, она становится полнее и результативнее.

 

 

 

76. Типология политического лидерства

 

В политологии предлагаются различные  типологии (специфические классификации) политических лидеров. Многообразие подобных классификаций определяется многоплановостью самого феномена лидерства (как властеотношения) и возможностью применять разные подходы для выделения типов лидеров.

 

Виды политического лидерства  определяются по следующим основаниям:

 

1) в зависимости от идеальных  типов господства (М. Вебер):

 

традиционное (основанное на вере в  святость традиций, устоявшихся обычаев, на привычке), легальное (основанное на убеждении в законности и рациональности существующего порядка, в правомерности существующих норм общежития) и харизматическое (основанное на вере в сверхъестественные способности вождя, в наличие у конкретного лидера одаренности, Божьего дара, других исключительных качеств);

 

2) в зависимости от склонности лидеров к определенной модели поведения (Г. Лассуэлл): агитационное (воздействующее силой слова, ораторским искусством, личным примером), организационное (влияющее на политический процесс через работу с кадрами, посредством использования возможностей структуры, организации) и теоретическое (воздействующее силой интеллекта, логики);

 

3) в зависимости от целей,  поставленных лидерами, и от воздействия,  оказываемого ими на общество (Р. Такер): консервативное (базирующееся  на обосновании необходимости  сохранения общества в его имеющемся, современном виде), реформаторское (стремящееся к радикальному преобразованию общественного устройства посредством проведения широкомасштабного изменения, прежде всего властных структур) и революционное (ставящее целью переход к принципиально иной общественной системе, к качественно новой ситуации);

 

4) в зависимости от вида институциональности:  формальное (связано с установленными  правилами назначения руководителя  и подразумевает функциональные  отношения) и неформальное (возникает на основе личных отношений участников);

 

5) в зависимости от характера  деятельности лидера: универсальное  (постоянно проявляющее качество  лидера) и ситуационное (проявляющее  качество лидера в определенной  ситуации);

 

6) в зависимости от используемых лидерами методов управления обществом: демократическое (выражается в учете руководителем интересов и мнений всех членов группы или организации, в их привлечении к управлению), авторитарное (предполагает единоличное направляющее воздействие, основанное на жестком централизме, властных и силовых методах) и невмешивающееся (стремящееся уйти от решения имеющихся проблем, переложить свои функции на ближайших помощников);

 

7) в зависимости от содержания: творческое (в данном случае лидер  разрабатывает и предлагает программу поведения) и исполнительное (когда лидер — лишь организатор выполнения уже заданной программы);

 

8) в зависимости от субъектов:  индивидуальное и групповое;

 

9) в зависимости от объекта:  общенациональное, партийное, территориальное  и т.п.;

Информация о работе Шпаргалка по "Политологии"