Шпаргалка по "Политологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 15:44, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Политология".

Файлы: 1 файл

политология шпоры1.doc

— 756.50 Кб (Скачать файл)

 

5) популизм — это уход от  действительно имеющихся проблем,  объективно данных интересов  и потребностей людей. И в  этом смысле популизм выступает  в виде специфической имитации, напоминает своеобразный социально-политический  наркотик, уводящий массы от реальности, не удовлетворяющей их, в мир несбыточных ожиданий и чуда;

 

6) популизм ориентируется в основном  на обыденное сознание, “разыгрывая  излюбленные карты” доверчивого  обывателя: стремление к справедливости, ликвидацию привилегий, поиск универсальных  и простых средств для решения практически всех задач и т.д. Он особенно распространен в условиях неопределенности, незнания, отсутствия налаженной и доступной системы информирования граждан;

 

7) популизм — разновидность  демагогии. Типичные для демагогии  средства — ложные клятвы в верности народу, выдвижение безответственных программ и обещаний и одновременно клевета на тех, кто на деле действует во имя подлинных интересов общества — употребляются в полной мере и в популистской практике. Вместе с тем популизм — лишь составная часть демагогии. Если всякий популизм — демагогия, то не всякая демагогия — популизм. Демагогия имеет более широкую сферу применения: и в политике, и в науке, и в искусстве, и в быту;

 

8) популизм, в отличие от популярности, оценивается с позиции нравственности как отрицательное явление, которое не приближает, а отдаляет истинное народовластие;

 

9) учитывая, что выборы — это  своеобразная “продажа” конкретного  политика избирателям, популизм  выступает в качестве специфической  недобросовестной политической рекламы, приукрашивающей реальные способности и возможности кандидата в депутаты, президенты и т.п. Как и всякая иная реклама в большом бизнесе (а политика зачастую именно так и понимается), популизм не считает денег, связан с раздачей легковесных обещаний, льгот, наград и т.п.

 

Сами по себе обещания не содержат ничего предосудительного. Подобные приемы используют практически все политические силы и политики, тем более те, кто находится у реальных рычагов  власти. Главным же здесь является то, насколько объявленные предвыборные обещания будут фактически выполнены, насколько искренен был конкретный лидер в своих предвыборных планах изменить жизнь к лучшему. То есть важно, чтобы обещания не превратились в популизм, ибо не всякое обещание выступает в качестве популизма.

 

 

 

67. Прямое действие в политике

 

Существуют два основных типа политических процессов: когда воздействие на политическую власть осуществляется через  представительные органы, которые функционируют  в рамках самой политической системы, и прямое влияние граждан на органы политической системы. Непосредственное участие в политике может быть институциональным, регулируемым путем прямой демократии через механизм выборов, референдумов, плебисцитов, по определенным нормам действия этой системы (избирательные законы комиссии по проведению выборов и подведению их итогов, уставы политических организаций). Но участие в политике может осуществляться и иным образом: через “прямое действие” — непосредственное влияние граждан на органы политической власти в разнообразных формах политической активности: митингах, демонстрациях, забастовках.

 

Рассмотрим некоторые специфические  формы основных проявлений прямого  действия в политике.

 

Митинг — собрание людей с  неограниченным составом участников, посвященное обсуждению той или иной проблемы. Несомненно, это мощное средство развития интереса, единовременного вовлечения в политику больших масс людей, служащее зримым проявлением сложившегося в обществе отношения к той или иной проблеме, способу ее решения, политическому лидеру и действиям органов политической власти. Митинг — это и демонстрация, выявление политической позиции, занятой отдельным человеком или группой, средство определения поддержки или неодобрения ею того или иного акта политической власти или политического лидера.

 

Демонстрация — массовое шествие  сторонников определенной идеи, требование, выражение поддержки или протеста какой-либо акции политической власти. Как правило, участники демонстрации выделяют себя из массы, показывают свою осознанную готовность к определенным действиям, понимают свою ответственность. Демонстрация — мощный фактор политической мобилизации и агитации, который при хорошей организации и проведении позволяет веско заявить о своих требованиях, подкрепив их массовой поддержкой, завоевывать сторонников из колеблющихся.

 

Забастовка — прекращение работы с целью политического давления, предъявления и настаивания на принятии определенных требований. Этой форме  массового политического действия присуща способность в короткое время приобщить к выражению активной политической позиции огромную массу людей, к тому же находящихся в разных регионах. В некоторых политических течениях, прежде всего в анархосиндикализме, всеобщая забастовка, охватывающая всю страну или даже несколько стран и выдвигающая требования, направленные непосредственно государству или государствам, считается наиболее действенным, решающим средством политической борьбы.

 

Несомненно, забастовка — крайнее  средство, к которому вынуждены прибегать  борющиеся за свои права люди, ибо в результате его использования наступают весьма тяжелые для всего общества результаты, прежде всего связанные со значительным нарушением экономической деятельности.

 

 

 

68. Политическое решение

 

Политическое решение — это  осуществляемый в коллективной или индивидуальной форме процесс определения задач политического действия, этапов, способов их достижения, связь с реализацией власти. Для эффективности политического решения как элемента политического руководства необходима реализация следующих функций:

 

1) координации — согласования усилий разнородной массы людей, действующих к тому же в постоянно изменяющихся обстоятельствах;

 

2) корреляции — внесения изменений  в тактику движения, особенно  при появлении новых обстоятельств,  условий деятельности, затрудняющих или, наоборот, облегчающих реализацию поставленной задачи;

 

3) программирования — осуществления  выбора эффективного способа  сочетания целей и средств,  что в политическом процессе  заключается в поиске наиболее  рационального варианта деятельности. Благодаря программе цели приобретают качество реалистичности, осуществляется учет и оценка возможностей, а ресурсы не растрачиваются попусту.

 

Принятое решение закрепляется, конкретизируется в акте планирования политического процесса, состоящего из следующих компонентов:

 

— согласования целей и этапов деятельности политических институтов и движений, вовлеченных в данный политический процесс;

 

— доведения до возможно большего числа участников действия его программы;

 

— оценки обстановки, в которой  будет разворачиваться политическое действие с целью выявления ее основных доминант, а также узлов взаимодействия противоречий и интересов, от воздействия на которые зависит успех намечаемого политического действия;

 

— принятия мер по созданию соответствующего психологического настроя у участников политического процесса, который бы способствовал, стимулировал их действия в направлении реализации выбранной цели.

 

После принятия политического решения  и выработки действий по его реализации ситуация обычно изменяется, возникают  новые обстоятельства и требуется внесение необходимых изменений как в самое решение, так и в механизм его выполнения, что предполагает модификацию целей и коррекцию времени их достижения, уточнение средств и способов решения стратегических задач. Процедура коррекции решения и тактики должна существовать на постоянной основе и осуществляться институтами политической системы, обладающими для этого специфическими полномочиями.

 

 

 

69. Политический порядок

 

Политический порядок - это комплекс условий создающих благоприятные условия для эффективного и целесообразного функционирования и развития политической системы общества, это состояние урегулированности политических процессов.

 

Политическая система, соответствующая  критериям оптимальности (наивысшей  эффективности), достигшая в своей структуре равновесия политических сил и стабильности, способна обеспечивать политический порядок.

 

Политический порядок предполагает:

 

1) определенный алгоритм действия  политической системы, т.е. последовательность  реализации ее основных задач и ценностей;

 

2) согласованность “работы” элементов  системы управления;

 

3) наличие эффективных гарантий  и средств поддержания всех  аспектов безопасности (военных,  правовых, экологических, технологических,  экономических);

 

4) обеспечение высокой степени независимости общества от случайных и деструктивных обстоятельств, облегчение жизни личности.

 

Значимость упорядочения политических процессов определяется самой природой политики, направленной как вид деятельности на реализацию противоречивых, но взаимосвязанных целей: обновления, необходимого с точки зрения учета и приспособления к изменяющимся условиям, и стабилизации — фактора сохранения социальной целостности. Этим определяется естественность присутствия в политических процессах двух противоположных тенденций — к порядку и беспорядку. Эффективно действующая политическая власть должна обеспечить как развитие, так и стабильность социальной системы. Отсутствие такого сочетания вызывает состояние xaоса (неупорядоченности) в политических отношениях.

 

При отсутствии порядка увеличивается  возможность прорыва в сферу  политики чисто случайных факторов и мотивов поведения снижается  уровень защищенности личности, значительно  обесценивается авторитет государства, растет неустроенность и напряженность  в обществе. И как следствие этого политическая система лишается способности упорядочивающего влияния на политические процессы.

 

Итак, политический порядок есть состояние  политической системы, характеризующее  ее способность к политической мобилизации  и осуществлению запланированных акций.

 

 

 

70. Политический интерес

 

В обществе всегда действует совокупность интересов различного уровня общности, выражающих специфику взаимоотношений  и жизненных ориентаций различных  социальных групп, слоев, классов, профессий, этнических образований. Одни интересы выражают долговременные фундаментальные тенденции существования социальных общностей — это интересы классов, наций, общества в целом. Другие, частичные интересы, выражают специфику общественных отношений между социальными группами или частью одной из них с другими.

 

Сфера образования интересов —  объективные отношения между  субъектами деятельности, и политический интерес как раз отражает диалектику всеобщего и особенного, частного. Его своеобразие заключается  в том, что он служит проявлением властного отношения, т.е. опосредование взаимодействия общественного и частного интересов осуществляется с помощью государства, его институтов. Это такое отношение между субъектами, когда для удовлетворения своих потребностей они должны воздействовать на государство.

 

Политический интерес служит основой  вхождения того или иного социального  субъекта в сферу политических отношений  — процесса политизации. Смысл ее — во взаимодействии двух тенденций: одна из них заключается в выходе действий социальной группы на интересы социальной целостности, другая — в рассмотрении государства в качестве основной силы решения социальных проблем.

 

 

 

71. Лоббизм: понятие и условия  существования

 

Само слово “лоббизм” неоднозначно оценивается общественным сознанием, ибо имеет как позитивный, так и негативный смысл. Если говорить о последнем, то, как правило, термин “лоббизм” здесь приобретает сугубо отрицательное звучание, в чем-то напоминающее “блат”, “протекционизм”, “подкуп”, “покупку голосов” в чьих-либо корыстных или узкопартийных интересах в ущерб интересам других, прежде всего общественным. Крайним выражением негативного лоббирования могут выступать незаконное давление на представителей власти, взяточничество, коррупция, с помощью чего принимаются управленческие решения в интересах определенных групп или лиц. Отрицательное отношение к лоббизму формируется именно благодаря подобной практике “влияния” на управленческие решения. Разумеется, это лишь одна сторона медали, показывающая, не только силу и возможности различных социальных структур, но и уязвимые, слабые места власти.

 

Позитивный же смысл характеризует  лоббизм как здоровое, нормальное, жизненно необходимое явление, выступающее  в качество института демократического процесса. Ведь лоббизм как система  организационного оформления, выражения и представительства разнообразных групповых интересов столь же неотъемлемый признак общества, как и наличие в нем самих этих разнообразных групповых интересов, каждый из которых настойчиво стремится пр влечь к себе внимание властей. Лоббизм в этом позитивном смысле есть форма законного влияния “групп давления” на управленческие решения государственных органов с целью удовлетворения интересов определенных социальных структур (организаций, ассоциаций, территориальных образований, слоев граждан и т.п.).

 

Лоббизм весьма жестко связан с политической властью. Наблюдается такая закономерность: лоббизма больше, как правило, там, где  больше реальной власти. То есть лоббизм  — своего рода признак власти, ее специфическая “отметина”. И, наоборот, он не будет проявляться там, где власть отсутствует или где она выступает лишь в качестве номинальной силы.

 

Для становления лоббизма как полноценного института необходимо существование  двух условий:

 

1) большого многообразия интересов  в обществе, возникающих вследствие его социальной дифференциации, расслоения, “специализации”;

Информация о работе Шпаргалка по "Политологии"