Шпаргалка по "Политологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 15:44, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Политология".

Файлы: 1 файл

политология шпоры1.doc

— 756.50 Кб (Скачать файл)

 

— миф о “пограничной миссии”  данной нации “между Востоком и  Западом”, “Севером и Югом”, “двумя мирами”;

 

— антагонистом, врагом такой нации  обязательно является какая-то “темная  сила”, которая ее гнетет, строит козни, подрывает, изничтожает, разлагает, в  качестве таковой могут выступать  самые разные этнические группы и  организации (масоны, евреи, москали, “недочеловеки”);

 

— рассмотрение нынешнего состояния  как критического для ее будущего, поворотного момента: “смертный  час”, “безвыходное положение”, падение, вымирание, отставание и т.д.;

 

— проповедь чистоты уникальной нации, ее безусловная ценность и наличие угрозы со стороны неверных, нечистых, пришельцев, иноверцев;

 

— решительность, радикальность предлагаемых средств для решения национальных проблем: выселение, подавление, завоевание, уничтожение;

 

— очень слабое представление о характере будущего течения событий (главное — устранить препятствие или угрозу, а дальше все пойдет на лад), что открывает широкую возможность победившего вождя, партии, движения действовать по своему усмотрению.

 

Благодаря живучести, возможности  распространения влияния на огромные массы людей национализм серьезно искажает политические процессы, направляет энергию людей на достижение целей, никак реально не связанных ни с благополучием, ни с процветанием, ни с выживанием нации. Наоборот, поддавшиеся этой проповеди народы очень быстро теряют благополучие, забывают о процветании, оказываются на грани вымирания.

 

 

 

87. Технократизм

 

Технократическими называют совокупность теорий и основанных на них способов истолкования и решения политических проблем, исходящих из уверенности, что именно техника и ее эволюция оказывают решающее воздействие на определение конкретного облика политических систем. При таком подходе происходит отождествление политической и технической компетенции, а людям, занятым созданием и управлением техническими системами, приписывается ведущая роль в обеспечении социальных и политических инноваций.

 

Действительно, технократизм отражает возросшую роль инженеров, управленцев  в общественной жизни, значительную степень их влияния на характер, способы решения социальных и политических проблем в современном обществе, однако он игнорирует, пренебрегает другими важными факторами, оказывающими мощное влияние на политические процессы: спецификой социальной структуры и психологии, национальными интересами и культурными особенностями, традициями и религиозными чувствами людей.

 

Как политическое направление технократизм в ходе своей эволюции прошел ряд  этапов.

 

Первый этап связан с именем американского  экономиста и социолога Т. Веблена. В 20-е годы нашего века, исходя из понимания решающей роли инженеров в управлении производством и обеспечении Технического и социального прогресса общества, он выдвинул идею “революции инженеров” — перехода к ним власти не только в производстве, но в целом в обществе, превращения политики в техновластие.

 

В 60-е годы широкое распространение  получили теории “единого

 

индустриального общества” (Р. Арон) и “конвергенции”. По этим теориям, наличие сходства индустриальных технологий, систем управления производством, многих черт-социальной структуры и культуры современных развитых стран доказывало нарастание сходства и в способах осуществления политической власти, т.е. отсутствие принципиальных различий между социалистической и капиталистической политическими системами, направленность их эволюции в

 

сторону формирования общих качеств.

 

Возникшая в 70-е годы теория “технотронного”, “постиндустриального общества” (Д. Белл, 3. Бжезинский) акцентирует внимание на таких новых для экономики  и культуры развитых стран Запада и Японии явлениях, как внедрение компьютерных систем и технологий, активное использование электронной техники в производстве, быту, управлении, связи и образовании. Переход этих обществ в новое состояние — “постиндустриальное”, где решаются традиционные социальные и политические проблемы индустриального общества (противоречия между трудом и капиталом, классовые конфликты, борьба с нищетой, болезнями), выдвигает и новый комплекс социальных проблем: в сфере занятости, экологии, психологии, образования и культуры. Делается вывод о том, что социалистическая система, скованная тисками идеологического монополизма и бюрократизма, не в состоянии перейти на постиндустриальную стадию развития, и уже в 70-е годы предсказывалась неизбежность серьезных политических преобразований в этих странах.

 

Теория постиндустриального общества отходит от многих традиционных постулатов технократизма, очевидна ее эволюция в  сторону признания роли в детерминации политических процессов таких факторов, как культура, образование, информация, право. С большим реализмом оцениваются последствия научно-технического прогресса, обращается внимание на сопутствующие ему явления: экологические проблемы, нарастание напряженности жизни, неспособность адаптации к быстро меняющимся условиям производства и управления значительной доли населения

 

 

 

88. Политическая психология

 

Особое место в политическом сознании занимает политическая психология, под которой обычно понимается совокупность чувств, эмоций, переживаний, настроений, связанных с политическими явлениями.

 

Психологические моменты характеризуют важнейшие стороны политики: механизмы политической активности, направленность политического поведения, иррациональность политического выбора, настроения масс и т.п. Более того, политическая идеология оказывает активное влияние на политические поступки субъектов, только соединяясь с психологией людей. Политическая психология, следовательно, представляет собой практическое сознание, ту совокупность духовных образований, которые способствуют выработке у человека непосредственных мотивов и установок политического поведения. Если идеология является продуктом специализированного сознания, теоретической деятельности группы, то психология формируется в процессе непосредственной активности граждан, на основании их практического взаимодействия между собой и с институтами власти. Поэтому в содержании политической психологии доминирующую роль играют чувственные и эмоциональные элементы сознания, которые ориентируют ее, как правило, на отражение не столько перспективных, сколько насущных интересов людей.

 

Однако политическая психология —  не просто важная и влиятельная форма  политического сознания, она своеобразный универсальный измеритель всей политики в целом.

 

Политическая психология может  выражаться как в более устойчивых формах (здравый смысл, психологический склад нации, нравы), так и в более подвижных, динамичных (переживания, настроения).

 

Элементы политической психологии:

 

— чувства и эмоции людей, создающие  определенные мотивы их политической деятельности;

 

— индивидуально-психические свойства (воля, память и т.п.);

 

— физиологические механизмы, обусловленные  врожденными качествами человека (наследственностью) и проявляющиеся в психофизических  свойствах, регулирующих темперамент, демографические и половозрастные черты и т.д.

 

Таким образом, политическую психологию составляют и рациональные, и иррациональные духовные элементы, т.е. в ней соединяется логика социального взаимодействия и логика инстинктов. При таком сочетании человек может ориентироваться в политической жизни, используя не только приобретенные социально-психологические свойства, но и могучие иррациональные механизмы, первичные чувственные реакции (В.П. Пугачев, А.И. Соловьев).

89. Политическая культура: понятие  и структура

 

 

Политическая культура — это  система исторически сложившихся, относительно устойчивых ценностей, установок, убеждений, представлений, моделей поведения, проявляющихся в непосредственной деятельности субъектов политического процесса и обеспечивающих воспроизводство политической жизни общества на основе преемственности.

 

Политическая культура — составная  часть общей культуры человечества, включающая в себя те элементы духовной сферы, которые связаны с уровнем  и характером общезначимых политических знаний, оценок и действий граждан, обусловленных политическим опытом предшествующих поколений и воспроизводством их в ходе текущей политической жизни. Вот почему на основании уровня политической культуры общества можно судить об уровне его политической зрелости.

 

Характерные черты политической культуры;

 

1) является продуктом естественно-исторического развития общества, результатом коллективного политического творчества;

 

2) фиксирует устойчивые, повторяющиеся  связи между элементами политического  процесса, закрепляет стабильные  стороны политического опыта;

 

3) имеет всеобъемлющий характер, пронизывая собой политическую жизнь конкретной страны;

 

4) обеспечивает целостность и  интегрированность политической  сферы;

 

5) координирует политическими методами  жизнедеятельность общества в  целом, сочетает интересы различных  социальных групп, классов, государства и личности;

 

6) предлагает определенные образцы  поведения, нормы взаимоотношений  власти и граждан;

 

7) характеризует политическое сознание  и политическое поведение основной  массы населения.

 

Элементы структуры политической культуры:

 

— политическое сознание, включающее в себя как идеологические компоненты (политические знания, ценности, убеждения, способы политического мышления), так и психологические (политические чувства, эмоции, переживания, ориентации, настроения);

 

— политическое поведение (политические установки, типы, формы, стили, образцы общественно-политической деятельности);

 

— политический опыт (политические традиции, обычаи, политическая память общества и т.д.). Функции политической культуры:

 

1) познавательная (формирует у граждан необходимые общественно-политические знания, взгляды, повышает политическую образованность);

 

2) интегративная (помогает достигать  согласия в рамках существующей  политической системы и избранного  обществом политаческого строя,  объединяет усилия для достижения определенных социально значимых целей);

 

3) коммуникативная (позволяет установить  связь между участниками политического  процесса, а также передавать  элементы политической культуры  от поколения к поколению и  накапливать политический опыт);

 

4) регулятивная (закрепляет в общественном  сознании необходимые политические  ценности, установки, мотивы, цели  и нормы поведения);

 

5) воспитательная (дает возможность  сформировать гражданина, личность  как полноценного субъекта политики, содействует политической социализации).

 

 

 

99. Типы политической культуры

 

Политическая культура формируется  под воздействием многочисленных факторов, что предопределяет и многообразие ее видов, моделей.

 

Тип политической культуры определяется по следующим основаниям:

 

1) в зависимости от уровня  общности: общая (наиболее устойчивые, типичные признаки, характеризующие  политическое сознание и политическое  поведение основной массы населения)  и субкультура (совокупность политических  ориентации и моделей политического  поведения, присущая определенным социальным группам и регионам);

 

2) в зависимости от степени  согласованности во взаимодействии  политических субкультур в той  или иной стране: интегрированная  (характеризуемая тенденцией к  единству в представлениях граждан  относительно функционирования и возможностей политической системы, низким уровнем конфликтности и политического насилия, преобладанием юридических процедур в разрешении политических коллизий, высоким уровнем материального благосостояния, развитой системой социальной защиты населения, многочисленным средним классом) и фрагментарная (характеризуемая отсутствием согласия граждан относительно политического устройства общества, расхождениями в вопросах понимания власти, социальной разобщенностью, отсутствием доверия между различными группами, высокой степенью социальной напряженности ц конфликтности, нестабильностью правительств, применением насилия как главного метода осуществления государственной власти);

 

3) в зависимости от отношения  к, власти: господствующая и контркультура;

 

4) в зависимости от отношения  к прогрессу: замкнутая (нацеленная  на восстановление по образцу,  установленному традициями) и открытая (ориентированная на изменения,  легко усваивающая новые ценности);

 

5) в зависимости от степени  ориентации людей на участие в политической жизни, в обеспечении функционирования политической системы: патриархальная (для которой характерно отсутствие интереса граждан к политической жизни), подданническая (где сильна ориентация на политические институты и невысок уровень индивидуальной активности граждан) и активистская (свидетельствующая о заинтересованности граждан в политическом участии и о проявлении ими активности в этом);

 

6) в зависимости от стилей  политического поведения: рыночная (где политика понимается как разновидность бизнеса и рассматривается в качестве акта свободного обмена деятельностью граждан) и этатистская (которая демонстрирует главенствующую роль государственных институтов в организации политической жизни и определении условий политического участия индивида);

Информация о работе Шпаргалка по "Политологии"