1)Б1Политология (в англоязычных
странах утвердился другой термин
- "политическая наука") - это
наука о политике. Ее возникновение
связывают с рубежом XIX-ХХ вв.,
когда она встала на путь
активного теоретического и методологического
размежевания с историей, юриспруденцией,
социологией и философией. Задачи
политологии – формирование знания
о политике, политической деятельности;
объяснение и предсказание политических
процессов и явлений, политического
развития; разработка концептуального
аппарата политологии, методологии
и методов политического исследования.
Для выявления истоков политической
науки многие исследователи обращались
к истории античной мысли. Так,
к миру политического пристальный
интерес проявляли такие выдающиеся
философы как Платон, Аристотель,
Цицерон. Ими были созданы фундаментальные
трактаты: «Политика», «Государство»,
«Законы», «Республика», «Государь», популярные
у современных политологов. Американский
политический философ Л.Страусс
пытался обосновать мысль о том, что античные
мыслители подняли политическую науку
до уровня самостоятельной дисциплины
и таким образом «стали основателями политической
науки в точном и окончательном смысле
слова». Можно выделить три крупных этапа
в истории формирования и развития политологии.
Первый период – предыстория от античности
до Нового времени. Его главное значение
состоит в накоплении и передаче от поколения
к поколению политического и политико-философского
знания. Этот период представлен Аристотелем,
Платоном, Цицероном, Ф.Аквинским и другими
мыслителями древности и Средневековья.
Второй период – с начала Нового времени
до середины ХIХ в. – характеризуется формированием
важнейших представлений о мире политического,
о политике, политической деятельности,
государстве, власти, политических институтах
в современном понимании и, соответственно,
истока их научного анализа.В третий период,
охватывающий 1880-1890-е гг. и первые десятилетия
ХХ в., политическая наука уже окончательно
сформировалась и утвердилась в качестве
самостоятельной дисциплины с собственным
предметом исследования, методологией,
методами, заняв подобающее ей место в
исследовательских и учебных программах
вузов и научно-исследовательских институтов.
2)б1 Правовое и социальное государство.
Развитие демократии непосредственным
образом связано с утверждением правового
государства. основные принципы правового
государства:
- Верховенство закона, его господство над всеми сферами жизни.
- Правовой характер самих законов, т.е. их соответствие международным правовым стандартам.
- Приоритет прав и свобод личности и ее свободное развитие. Государство признает за личностью определенную сферу свободы, куда вмешательство государства недопустимо.
- Взаимоответственность государства и личности. Разделение власти на законодательную, исполнительную и судебную ветви, что исключает монополию какого-либо органа на власть.
Социальное государство
- это государство, стремящееся
к обеспечению каждому гражданину
достойных условий существования,
прав на социальную защиту, на
участие в управлении производством.
Компетенция современного социального
государства гораздо шире и распространяется
на образование, здравоохранение, рынок
труда, систему социального страхования
от таких классических рисков, как болезнь,
безработица, возраст и др. В разных странах
приняты программы, призванные гарантировать
общедоступность и бесплатность здравоохранения,
основного общего и среднего профессионального
образования, помощь инвалидам, пенсионерам
и другим социально уязвимым группам;
программы по созданию новых рабочих мест
и развитию системы переобучения безработных
и по трудоустройству молодежи. Подобным
образом государство гарантирует право
своих граждан на "достойную жизнь",
право на минимальный стандарт благополучия,
а в идеале - примерно одинаковые для всех
социальных групп стартовые возможности
для реализации жизненных целей.
3)б1 Китайский философ Конфуций
- один из самых известных представителей
политической мысли Древнего Востока.
Он отказался от идеи божественного происхождения
государства и развил концепцию патриархального
аристократического государства. Согласно
его учению, государство возникает из
объединения семей и уподобляется семье,
где император - отец, заботящийся о своих
подданных - детях. Конечная цель государственной
власти - достижение общего блага. Хотя
Конфуций отрицательно относился к крайностям
имущественной дифференциации (к делению
общества на богатых и бедных), он оправдывает
моральную иерархию: деление людей на
"благородных мужей" и "темных
людей" - простолюдинов. Первых от простолюдинов
отличают такие качества, как знания, справедливость,
чувство долга, уважение к старшим, следование
моральным нормам. Политический идеал
древнекитайского мыслителя - власть,
осуществляемая аристократами, добродетели,
строгое соблюдение каждым человеком
своих обязанностей и следование сложившимся
ритуалам. Конфуция отличало недоверие
к законам, он считал, что общественный
порядок должен поддерживаться ритуалами
и моралью.
1)б2 Предмет политологии:
1. Социально-философские и идейно-теоретические
основания политики, теория политики,
политическое мировоззрение того
или иного исторического периода,
история политических учений
и традиций.
2. Политические системы,
политическая культура, политические
режимы.
3. Политические институты,
политический процесс, политические
отношения, политическое поведение.
Объект политологии –
политическая сфера жизни общества
(совокупность свойств, связей и отношений
общества). Основополагающие объекты
политологии – государство, власть
и властные отношения. Политология
исследует их как институты политической
организации общества, реализующие
всеобщий интерес.
Предназначение политологии
в обществе выражается в ее функциях.
Выделяют следующие функции политологии.
* Познавательная
функция заключается в исследовании
многообразия политических явлений
с целью получения знания об
их сущности, содержании и закономерностях
развития.
* Аналитическая функция
- всесторонний анализ политических
процессов, оценка деятельности
институтов политической системы.
* Прогностическая
функция - выработка научных прогнозов
дальнейших изменений в политической
сфере, выявление тенденции развития
общественных процессов.
* Инструментально-практическая
функция - разработка рекомендаций
для совершенствования каких-либо
сторон политической практики. Политическая
социализация - формирование гражданской
культуры. Политическое знание помогает
понять человеку свою роль
в мире политики, вооружает его
политическим опытом и осознанием
своих прав и возможностей.
2)б2 Формы государства
Форма государства – это
способ организации политической власти,
охватывающий форму правления, форму
государственного устройства и политический
режим.
Форма государства определяет,
кто и как правит в обществе,
как устроены и действуют в
нем государственно-властные структуры,
как объединено население на данной
территории, каким образом оно
связано через различные территориальные
и политические образования с
государством в целом, как осуществляется
политическая власть, с помощью каких
методов.
Формы государства
1. По форме правления
государства подразделяются:
– на монархические;
– республиканские.
Монархии различают абсолютные,
конституционные (парламентские), дуалистические.
В абсолютных монархиях (ОАЭ, Катар)
монарху принадлежит вся полнота
законодательной, исполнительной, судебной
власти. В конституционных монархиях
(Великобритания, Испания, Япония, Швеция)
власть монарха ограничена представительным
органом власти – парламентом, выполняющим
законодательные функции. В дуалистических
монархиях имеются как бы две
независимые высшие власти: монарх
и парламент. Республики существуют
парламентские (Италия, Германия, Финляндия,
Индия), президентские (США, Мексика, Бразилия,
Аргентина) и смешанные (Франция).
2. По форме государственного
устройства государства делятся:
– на унитарные;– федеративные;–
конфедеративные.
Унитарное государство характеризуется
отношениями «правительство – территориальная
администрация». Полномочия местных
руководителей определяются центральными
органами, их деятельность подконтрольна
центру. В унитарном государстве
имеется единая конституция, единое
гражданство, единое право (Греция, Ирландия,
Люксембург).
Федеративное государство
– это союз государственных образований,
обладающих юридической и определенной
политической самостоятельностью. Эти
образования называются субъектами
федерации и имеют собственное
административно-территориальное деление
(штаты, края, области и т. д.). Федеративными
государствами являются США, Германия,
Мексика, Россия и др. Конфедерации
– это государственно-правовые объединения
юридически независимых государств.
Цель подобного объединения –
решение совместных задач в области
экономики, обороны, культуры и т. д.
Создаются совместные органы управления.
(Сирия и Египет в 1958–1961 гг. образовали
Объединенную Арабскую Республику).
3)б2Одну из первых попыток
моделирования политической жизни,
создания ряда концепций политической
мысли мы находим в Древней
Греции. Пифагор (580 - 500 гг. до н.э.) и
пифагорейцы первыми начали теоретическую
разработку понятия равенства. Их идеалом
была держава, в которой бы господствовал
справедливый закон. Наихудшим злом пифагорейцы
считали безвластие. Критикуя анархию,
они подчеркивали, что человек по своей
природе, нуждается в управлении и соответствующем
воспитании. Править, по их мнению, должен
не весь народ, а только лучшие люди, добродетелью
которых является мудрость.
1)б3 Методология
политологии.
Метод – это способ получения
нового знания. В политологии методы
– это способы изучения политики.
Методы политологии:
1. Социологический метод
выясняет, как политика зависит
от социальной сферы, т. е.
от общества.
2. Структурно-функциональный
метод рассматривает политику
как целостную систему, где
каждый элемент выполняет определенную
функцию.
3. Функциональный метод
изучает политику через зависимости
между политическими явлениями
(например, политическая культура
– режим власти, наличие политических
партий – избирательная система
и т. д.).
4. Системный метод рассматривает
политику как систему-механизм, взаимодействующий
с окружающим миром. Требования
граждан, их пожелания, претензии, поддержка
или недовольство – это «вход» системы;
реакция на это государства, власти –
это «выход».
5. Антропологический метод
изучает явления политической
жизни на основе иррациональной,
инстинктивной природы человеческого
поведения, рассматривает человека
как родовое существо, имеющее
основные потребности – в пище,
безопасности, свободе и т. д.
6. Сравнительный метод
сопоставляет политические партии,
политические системы, политические
режимы и др., чтобы выявить
наиболее эффективные формы организации
общества и пути решения политических
проблем.
7. Исторический метод изучает
политические явления в их
историческом развитии, что позволяет
проводить параллели между прошлым
и настоящим политическим процессом.
8. Эмпирический метод изучает
политику на основании эмпирических
исследований (статистические данные,
опросы, анкетирование, эксперименты,
наблюдения и т. д.).
2)б3 Политический конфликт
– столкновение, противоборство
различных социально-политических
сил, субъектов политики в их
стремлении реализовать свои
интересы и цели, связанные, прежде
всего с борьбой за обретение
власти, ее перераспределение, изменение
своего политического статуса,
с политическими перспективами
развития общества. Политический конфликт
развивается во времени и пространстве.
Как и у любого другого конфликта, в его
динамике можно выделить универсальные
стадии. Первая стадия - предконфликтная
ситуация, которая представляет собой
процесс возникновения общественных противоречий,
появление взаимоисключающих интересов
и тенденций в каких-либо явлениях. Предконфликт
протекает в латентных и открытых формах.
Латентная фаза характеризуется повышенным
эмоциональным фоном и социальным напряжением.
Социальная напряженность представляет
собой социально-психологическую реакцию
населения на объективные экономические,
социальные и политические условия жизнедеятельности.
Открытая фаза - это пик социальной напряженности,
когда люди осознают свои интересы, происходит
размежевание участников конфликта и
осознание себя единой группой, чьи действия
блокируются другой стороной, появляются
лидеры, формируются программы требований
и стратегия действий, идеология, позволяющая
мобилизовать сторонников каждого лагеря.
Вторая стадия
- непосредственное конфликтное
взаимодействие. Ему, как правило,
предшествует повод (инцидент) - любая
ситуация, которая легализует переход
к действиям. Интенсивность конфликта
определяется и конечными целями его участников.
* Ими могут быть
следующие: