3)б17 Джон Локк. Соотечественник
Гоббса Джон Локк дал иную
трактовку естественному состоянию
и отношениям людей с государственной
властью после заключения договора.
Он считал, что большинство людей
следуют естественным правам
в силу своей разумности и
доброты, хотя и могут стремиться
к собственной выгоде. Поэтому
они нуждаются в беспристрастном
судье. Создав государство (своеобразного
опекуна), народ выступает как
его подопечный и как его
учредитель. Последнее дает право
народу отменять законы, которые
противоречат его интересам. Более
того, народ имеет право отнять
власть у правителей, которые
нарушают их естественные права.
Локка называют отцом либерализма.
Именно его представление о
естественных правах человека
легло в основу формирования
либеральной идеологии.
К естественным, неотчуждаемым
правам человека он отнес:
- право на жизнь, защищающее безопасность человека;
- право на свободу, устраняющее угнетение человека и дающее возможность определять свою жизнь в соответствии со своими желаниями;
- право на собственность - право работать и обладать результатами своего труда. Локк оправдывал частную собственность, так как считал, что она создается индивидуальными усилиями и инициативой.
- 1)б18Политическая легитимность – это признание обществом данной власти и ее права на управление. Власть легитимна, когда общество добровольно принимает конкретные формы правления того или иного класса. Легитимность власти может иметь закрепление в различных источниках:
- – в древних традициях, обычаях (например, наследование власти в монархии);
- – действующем законодательстве (конституция, нормативные правовые акты и т. д.);
- – революционной харизме (греч. charisma – божественный дар) (власть как результат радикальных преобразований) и т. д.
- Легитимность является понятием относительным, так как имеет свои степени, границы и не выражает единодушия граждан в одобрении той или иной власти.
- Типологию легитимности разработал М. Вебер. Он выделил три основных типа легитимности.
- 1. Традиционная легитимность, основанная на вере, обычаях и традициях. Примером являются абсолютные монархии, где механизм управления ясен и понятен: один управляет, остальные подчиняются. Патриархальные устои рассматриваются как нерушимые, несоблюдение их ведет к применению карательных санкций.
- 2. Рационально-легальная легитимность, опирающаяся на признаваемые народом законы, в рамках которых избираются и действуют представители власти. Примером являются современные конституционные государства, где власть основана на народном волеизъявлении, выраженном в законодательстве.
- 3. Харизматическая легитимность, основанная на признании авторитета и популярности политического деятеля. Авторитет может быть приобретен в результате проведения политических реформ или революционного преобразования общества. История человечества знает множество подобных лидеров: Магомет, Наполеон, Ленин, Сталин, Гитлер. Образ лидера создается не только за счет выдающихся личностных данных, но и формируется целенаправленно аппаратом управления (при помощи СМИ, различных акций и т. д.).
- Выделяют три уровня легитимности власти:
- – легитимность народная – признание обществом права власти правящих кругов;
- – легитимность внешняя – признание власти со стороны других государств, международных организаций и влиятельных кругов, формирующих общественное мнение;
- – легитимность индивидуальная – представления правящих кругов о своих властных полномочиях и действия по их удержанию.
- Делегитимность – утрата доверия к власти, лишение ее поддержки общества. Возможна в результате ее неэффективности, коррумпированности, неспособности оградить от криминальных проявлений, бюрократизации и т. д.
2)б18 Этноконфессиональный конфликт
— одна из форм этнических конфликтов,
в которых конфессиональное различие
усугубляет этническое. Особо выраженные
формы проявляет в регионах, населенных
народами, сложившимися в разных цивилизациях
(Кавказ, Балканы). Ярко выраженными примерами
этноконфессиональных конфликтов являются
конфликты в Косово, в Чечне и в Нагорном
Карабахе. Пример: Косовский узел: этнический
фактор. Балканский регион в 90-е годы ХХ
в. стал ареной жесткой радикализации
этнонациональных проектов, заставивших
весь мир по-новому взглянуть на проблемы
национализма, сепаратизма, экстремизма,
терроризма, обеспечения прав меньшинств.
События, происходящие здесь в последние
два десятилетия, – едва ли не центральная
тема средств массовой информации всего
мира, популярный объект исследования
ученых разного профиля на многие годы.
При этом авторы подавляющего большинства
публикаций сосредотачиваются на макропроцессах,
протекающих в этом регионе, на их общих
закономерностях и возможных последствиях
для мирового сообщества в целом. Мало
обращается внимания на то, как отдельные
люди переживают драматичные политические,
экономические и социокультурные перемены,
соучастниками и очевидцами которых они
являются. Человеческий фактор, жизнь
немногочисленных сообществ можно считать
лишь малозначащим «частным случаем».
Между тем, именно из судеб индивидов складывается
история человечества, локальное измерение
масштабных процессов позволяет увидеть
их малоприметные, но важные грани.
3)б18 Жан-Жак Руссо. Самую
радикальную концепцию общественного
договора создал французский
мыслитель Жан-Жак Руссо. Идеализируя
естественное состояние, своеобразный
"золотой век", он считал, что
гражданское состояние должно
гарантировать человеку возмещение
естественного равенства в виде
договорно установленных свобод. Руссо
считается отцом классической теории
демократии, так как именно ему принадлежит
идея народного суверенитета. Создав государство,
люди не отдают себя под власть суверена,
а являются носителями верховной власти.
Считая суверенитет народа неделимым,
он выступал против разделения верховной
власти между какими-либо органами. Законодательная
власть не может быть передана парламенту,
а должна осуществляться непосредственно
народом. Все законы создаются общей волей
народа.
Политические
идеалы Руссо противоречивы. Убежденный
сторонник свободы, которому принадлежит
известное восклицание: "Человек
рождается свободным, но повсюду
он в оковах", - в своем политическом
трактате "Общественный договор"
он конструирует модель политической
ассоциации, которая гарантирует
личности ее права и свободы.
Но его модель создает новые
оковы. Общая воля народа, которая
формируется при заключении договора,
исключает те интересы, которые
нельзя обобщить. Индивид превращается
в нераздельную часть коллективного
Целого. Никто из граждан не
может выразить своего частного
интереса. Руссо выступает против
общественного и политического
плюрализма, считая, что партии и
частные ассоциации усложняют
процесс формирования общей воли.
Он декларирует, что тех граждан,
которые не осознали своего
права на свободу и отказываются
подчиняться общей воле, можно
заставить быть свободными.
1)б19 Политическая система
- это целостная совокупность
государственных и негосударственных
общественных институтов, правовых
и политических норм, взаимоотношений
политических субъектов, посредством
которых осуществляется власть
и управление в обществе. В
политологии разработано несколько
теоретических моделей функционирования
политических систем: системная;
структурно-функциональная; информационно-кибернетическая.
1. Системная модель впервые была
разработана Д. Истоном. Сущность
политической системы, в трактовке ученого,
раскрывается в ее функции - авторитарном
распределении ценностей в обществе. Процесс
функционирования системы описывается
через отношения обмена с внешней средой.
2. Структурно-функциональную
модель политической системы
разработал Г. Алмонд. Политическая
система, по его мнению, представляет собой
типы действий, имеющих отношение к принятию
политических решений. Главная функция
системы - обеспечение легитимного принуждения,
что позволяет сохранить общественную
стабильность.
3. Информационно-кибернетическую
модель. К. Дойч предложил информационно-кибернетическую
модель политической системы. Используя
положения и терминологию, разработанные
в кибернетике, автор рассматривает политическую
систему через потоки информации. Функция
системы заключается в координации усилий
людей для достижения поставленных целей.
2)б19 Лидерство – это
способность влиять на отдельные
личности и группы людей, направляя
их усилия на достижение целей
организации или индивида. Лидер
(от англ. leader – ведущий) – это авторитетный
член организации или социальной группы,
личностное влияние которого позволяет
ему играть существенную роль в социально-политических
процессах и ситуациях, в регулировании
взаимоотношений в коллективе, группе,
обществе.
Политическое лидерство
соединяет в себе важнейшие, сущностные
черты политики: власть, авторитет,
руководство, выражение и представительство
социальных интересов. Политическое лидерство
– это процесс взаимодействия
между людьми, в ходе которого они
выражают и знают потребности
и интересы последователей и в
силу этого обладают авторитетом
и влиянием, а другие отдают им добровольно
часть своих политических, властных
полномочий и прав для осуществления
их целенаправленного представительства
и реализации. Характеристики политического
лидерства:
1) наличие собственной
политической программы или новаторской
стратегии и тактики, которые
разработаны лидером или выдвигаются
от его имени;
2) умение выражать и
отстаивать взгляды и интересы
той или иной группы;
3) определенные черты характера,
проявляющиеся в деятельности
по реализации программы и
объединению своих сторонников
(настойчивость, воля, гибкость и
т. д.);
4) необходимый уровень
политической культуры;
5) имидж руководителя, отвечающий
нормам морали, принятым в данном
обществе, группе;
6) популярность, умение завоевывать
сторонников и влиять на людей,
коммуникабельность, ораторские способности
или иные качества, как-то заменяющие
их;
7) наличие «команды» помощников
и исполнителей, способных организовать
действия своих сторонников;
8) умение добиться определенного
уровня поддержки со стороны
широких народных масс
9) умение быть подобным
своим сторонникам или избирателям,
вести себя так, чтобы каждый
член группы мог приблизиться
к лидеру, но в то же время
быть «недоступным», «особенным»
в глазах общественного мнения;
10) выступление от имени
общества или той группы, интересы
которой представляет лидер, демонстративное
подчеркивание приоритета общественного
над личным.
В политике по характеру и
масштабу деятельности различают лидеров
трех уровней.
1. Лидеры малых групп,
обладающие властью в данном
коллективе лиц, имеющих общие
интересы.
2. Лидер общественного
движения (организации, партии) –
лицо, с которым конкретные социальные
слои (группы) ассоциируют возможность
удовлетворения своих интересов.
3. Лидер третьего уровня
– политик, действующий в системе
властных отношений, в которой
политическое лидерство представлено
в виде социального института.
3)б19 Классический вариант
теории разделения властей был
создан французским просветителем
Шарлем Луи де Монтескье. Он
восхищался Римской республикой
и конституционной монархией
Англии, видя в них воплощение
смешанного правления. Сторонник
уравновешенных конституций и
разделения властей, он идеализировал
форму правления Англии, считая,
что в ней сочетаются лучшие
черты монархии в исполнительной
власти, аристократии в палате
лордов как верховном суде
и демократии в законодательной
власти палаты общин. В подобном
разделении полномочий он увидел
гарантии против произвола. Монтескье
сформулировал базовые положения
доктрины разделения властей:
1. Каждая ветвь власти
отвечает за выполнение определенных
функций:
законодательная власть принимает
законы, обязательные для всех граждан;
исполнительная власть ответственна
за практическое воплощение законов;
судебная власть обеспечивает
безопасность граждан и разрешает
споры частных лиц.
2. Взаимоконтроль ветвей
власти, что позволяет достичь
баланса сил. Сторонник народовластия,
он понимал, что сам народ
в силу организационных сложностей
не сможет постоянно выполнять
функцию контроля над властью,
поэтому предположил, что более
эффективным будет взаимоконтроль
ветвей власти по горизонтали.
Монтескье разработал теорию
народного представительства, обосновав
право каждого гражданина избирать
своих представителей в органы
власти. Собрание представителей, обладая
законодательной властью, выражает
народную (общую) волю.
1)б20 Политическая система
общества представляет собой
упорядоченную на основе права
и иных социальных норм совокупность
институтов (государственных органов,
политических партий, движений, общественных
организаций и т. п.), в рамках
которой проходит политическая
жизнь общества и осуществляется
политическая власть.
Структура политической системы:
– политическая организация
общества, включающая в себя государство;
– политические партии и
движения, общественные организации
и объединения, трудовые коллективы
и т. п.;
– политическое сознание, характеризующее
психологические и идеологические
стороны политической власти и политической
системы;
– социально-политические и
правовые нормы, регулирующие политическую
жизнь общества и процесс осуществления
политической власти;
– политические отношения, складывающиеся
между элементами системы по поводу
политической власти;
– политическая практика, состоящая
из политической деятельности и совокупного
политического опыта.
Функции политической системы:
1) обеспечение власти определенной
социальной группы или большинства
членов данного общества (конкретные
формы и методы властвования
– демократические и антидемократические,
насильственные и ненасильственные
и т. п.);
2) управление различными
сферами жизнедеятельности людей
в интересах отдельных социальных
групп или большинства населения
(управляющая политическая система
включает постановку целей, задач,
путей развития общества, конкретных
программ деятельности политических
институтов);