3) мобилизация средств
и ресурсов, необходимых для достижения
этих целей и задач (включает
организаторскую работу, людские,
материальные и духовные ресурсы
для решения многих поставленных
целей и задач);
4) выявление и представительство
интересов различных субъектов
политических отношений (селекция,
четкое определение и выражение
на политическом уровне данных
интересов);
5) удовлетворение интересов
различных субъектов политических
отношений посредством распределения
материальных и духовных ценностей
в соответствии с теми или
иными идеалами конкретного общества;
6) интеграция общества, создание
необходимых условий для взаимодействия
различных элементов его структуры;
7) политическая социализация,
посредством которой формируется
политическое сознание индивида;
8) легитимация политической
власти (т. е. обоснование ее
существования).
2)б20 Последнее десятилетие
ХХ в. в России явилось периодом становления
новой постсоветской элиты. Главная особенность
данного процесса - внутренняя содержательная
противоречивость
Специалисты делают вывод, что,
начиная со второй половины 90-х гг.,
обозначилась тенденция к обособлению
элиты от общества и стремление к
самозамыканию.
* Определенным
показателем этого является факт:
инициации главами регионов и
городов борьбы за снятие ограничений
на повторное (третье и далее)
занятие одних и тех же постов;
вхождение 1/3 депутатского корпуса
нынешней Государственной Думы
в составы Думы 1-го и 2-го
созывов;
крепнущие связи политической
и экономической элиты и ее
фактическое слияние на местном
уровне.
3)б20
1)б21Политические системы
можно классифицировать, применяя
определенную типологию.
1. В зависимости от политического
режима различают следующие политические
системы:
* тоталитарные;
* авторитарные;
* демократические.
2. По характеру
взаимодействия с внешней средой
выделяют:
* открытые системы;
* закрытые системы.
3. В историческом анализе
используется описание систем
с позиций формационного подхода.
* Соответственно
выделяются системы:
рабовладельческие;
феодальные;
капиталистические;
социалистические.
4. Весьма распространено
выделение традиционных (доиндустриальных)
и модернизированных политических систем.
5. Выделяют политические
системы переходного типа, которые
включают в себя элементы нарождающейся
модернизированной системы и
элементы старой системы.
6. Существуют
разные типологии политических
систем, выделенные по типу политической
культуры, доминирующей в обществе,
и состоянию политической структуры.
В зависимости от степени структурной
дифференциации и секулярности выделяются
примитивные, традиционные и современные
системы.
2)б21 Под рекрутированием в политологии
понимается процесс отбора и продвижение
людей в активную политическую жизнь.
Существенное место среди различных уровней
процесса рекрутирования занимает рекрутирование
элиты. Универсальными для всех стран
являются каналы рекрутирования элиты
- те социальные институты, включенность
в которые дает людям возможность достичь
власти.
* К таковым относят
:
1.
Политические партии. Особенно велика
их роль в западноевропейских
государствах, где претендент на
вхождение в элиту должен пройти
по всем ступеням партийной
иерархии. 2.
2.Бюрократический аппарат. Значительная
доля чиновников прослеживается
в элите всех развивающихся
стран, а также таких высокоразвитых
государств, как Япония и Швеция.
3. Церковь и околоцерковные
религиозные организации. Этот канал рекрутирования
более характерен для исламских стран
и стран с сильным влиянием католицизма.
4.
Профсоюзы. Профсоюзные лидеры
играют заметную роль в политических
элитах многих стран.
5.Экономические институты,
сфера бизнеса.
6.
Армия. Влияние этого фактора
особенно велико в странах
Латинской Америки, Африки и
Азии.
7.
Система образования играет существенную
роль во всех странах. По
отзывам британских политологов,
этой страной управляют исключительно
люди, окончившие Оксфорд или
Кембридж, имеющие одно или два
высших образования, чаще всего
юридическое и экономическое.
Система рекрутирования - это
механизм формирования и воспроизводства
элиты, включающий в себя критерии, порядок
и круг лиц, осуществляющих отбор.
3)б21 Традиция Просвещения
была продолжена знаменитым немецким
мыслителем Иммануилом Кантом. Он заложил
философскую основу теории правового
государства. По Канту, государство - это
объединение множества людей, подчиняющихся
праву. Но и сама власть должна быть ограничена
правом, иначе она рискует перерасти в
произвол и тиранию. Идея всеобязательности
права в учении Канта соединяется с идеей
народного суверенитета, что выразилось
в следующей формуле: "Чего народ не
может решить относительно самого себя,
того и правитель не может решить относительно
народа". В правовом государстве сами
граждане в своих действиях руководствуются
велениями разума и моральными нормами,
т.е. требованиями категорического императива.
Он дает два определения
категорического императива:
"действуй так, как
если бы твои действия принимались
за образец всеобщего закона
поведения";
"всегда относись ко
всему человеческому в себе
и в других как к самоцели
и никогда не относись к
нему только как к средству".
Иными словами, нельзя использовать другого
человека как средства для достижения
чужого благополучия.
1)б22Политический режим
- это совокупность методов и
средств осуществления политической
власти. Исследование политического
режима позволяет составить реальное
представление о реализации политической
власти, степени свобод и правовом
положении личности в конкретной
стране в определенный исторический
период времени. В политологии
существует несколько трактовок
политического режима. 1. Институциональный
(политико-правовой) подход отождествляет
политический режим с формами
правления и государственного
устройства и акцентирует внимание
на формально-юридических характеристиках:
особенностях разделения государственной
власти и соотношении между
ветвями власти, на типах правительственных
структур. 2. Социологический
подход ставит акцент на характере
отношений между государством и обществом,
"которые сложились реально и не обязательно
в соответствии с предписанными конституцией
и иными правовыми актами нормами политического
поведения". 3. Широкая
трактовка политического режима выходит
за рамки только политико-правового или
только социологического анализа и рассматривает
его через соотношение ряда компонентов,
что позволяет отличать одни типы политических
режимов от других. Политический режим
включает в себя: политические структуры
власти, их реальный статус и роль в обществе;
методы осуществления государственной
власти: каким методам управления и господства
отдается предпочтение - прямым или косвенным,
насильственным или методам убеждения;
реальный уровень свобод человека, объем
его прав; методы выработки политических
решений; способы урегулирования конфликтов;
плюрализм, в том числе наличие или отсутствие
легальной (нелегальной) оппозиции; конфигурацию
партийной системы: однопартийные или
многопартийные системы; формы отношения
населения к политическому участию (политическая
пассивность, мобилизованное или автономное
участие).
2)Б22 Существенные различия
в понимании сущности элиты
компенсируются общим для всех
направлений и школ взглядом
на нее как на неотъемлемый
атрибут любой (вне зависимости
от исторической эпохи) политической
системы. В качестве наиболее
общих причин, всегда и с неизбежностью
воспроизводящих элитные группы
в сфере политики, в литературе
чаще всего выделяют:
1. Биологическое,
психологическое и социальное
неравенство людей: различия в
способностях и возможности участвовать
в политической жизни.
2. Негативное
отношение части населения к
политике.
3. Закон разделения
труда, требующий наличия определенных
профессиональных качеств и навыков
в любом виде деятельности, в
том числе и в управлении.
4. Престижность
управленческого труда, возможность
получения высокого морального (награды,
звания) и материального (деньги,
подарки) вознаграждения за свою
деятельность.
5. Отсутствие
эффективных способов контроля,
идущего "снизу", за деятельностью
руководителей, влекущее за собой
стремление последних обособиться
от общества.
6. Психологическая притягательность
власти как способа самореализации
Основные функции политической
элиты – руководство и управление
обществом, выработка ценностных ориентаций
и задач его генезиса, программ
развития государства, мобилизации
общества на решение актуальных задач,
его стабилизация и интеграция. Типология
политической элиты по вертикали:
– высшая – принимающая значимые
для всего государства решения;
– средняя – губернаторы, депутаты
парламента, лидеры политических партий
и движений;
– низшая – политические деятели
местного масштаба.
Типология политической элиты
по горизонтали:
– федеральная – на уровне всего
государства;
– провинциальная – на уровне
округов, областей.
По своей структуре
властная элита может быть подразделена:
– на государственно-управленческую;
– общественно-политическую;
– военно-политическую;
– научно-консультационную;
Политическая элита делится
также:
– на правящую, которая непосредственно
обладает государственной властью;
– оппозиционную, которая к
получению данной власти стремится, находясь
в состоянии конфронтации с правящей.
3)б22 Оппозицию либерализму
и идее народного суверенитета
составила политико-правовая теория
Георга Вильгельма Фридриха Гегеля.
Восторженное отношение к Французской
революции и Наполеону к концу
жизни сменилось на критику
демократии и защиту прусского
полицейского государства, которое
казалось ему реализацией политической
разумности. Он поставил государство
выше общества и личности. Личность
приобретает свободу, выполняя
свой долг перед государством.
Само государство вправе защищать
себя от людей, чьи убеждения
нарушают общественный порядок.
Вместе с тем Гегель внес
большой вклад в развитие последующей
философской и политической мысли,
создав теорию диалектики и
обосновав идею закономерного
хода истории. Представляют интерес
и взгляды Гегеля на гражданское
общество. Сторонники теории общественного
договора фактически отождествляли
гражданское общество с государством.
У Гегеля, хотя гражданское общество
взаимосвязано с государством, оно
представляет собой иное социальное
образование, нежели государство.
В его учении гражданское общество
неустойчиво и конфликтно. Противоречивость
общества определяется имущественным
неравенством людей и наличием
в его структуре сословий, преследующих
частные интересы. Напротив, государство
- это единый организм, так как
все его части существуют ради
целого. Соотношение гражданского
общества с государством - это
соотношение рассудка с разумом.
Отсюда следует, что государство
призвано доминировать над обществом.
Только ограничивая гражданское
общество, государство может обеспечить
его свободу.
1)б23 Тоталитарный режим
– это система насильственного
политического господства, характеризующаяся
полным подчинением общества (его
экономической, социальной, идеологической,
духовной и даже бытовой жизни)
власти господствующей элиты,
организованной в целостный военно-бюрократический
аппарат и возглавляемой лидером.
Тоталитарный режим характеризуется
абсолютным контролем государства
над всеми областями общественной
жизни, полным подчинением человека
политической власти и господствующей
идеологии.
Признаки тоталитарного
политического режима:
1) государство стремится
к глобальному господству над
всеми сферами общественной жизни,
к всеохватывающей власти;
2) общество практически
полностью отчуждено от политической
власти, но оно не осознает
этого, ибо в политическом сознании
формируется представление о
«единстве», «слиянии» власти и
народа;