1)б14Политика и мораль:
Мораль возникла раньше
политики. Политика и Мораль управляют
людьми. Но в определенный момент морали
не хватает.
Разница:
- Политика – конфликтна, в морали конфликт – частный случай.
- Источник политики – насущная потребность людей, а мораль – общечеловеческие ценности.
- Требования Политики носят форму законов конкретных, в морали – абстрактно-нормативных.
- Мораль – индивидуальна, Политика носит групповой характер.
- Политика опирается на силу, мораль отчуждает насилие.
- Политика ситуативная (меняется), мораль – универсальна.
Политика и Культура:
- Политика может прибегать к силовым, репрессивным методам по отношению к культуре, и загоняет в определенные рамки деятелей культуры.
- Культура влияет на Политику через критику, традиции, непосредственно через систему образования.
Политика и Экономика: Уровень
экономического развития определяет характер
политических режимов.
2)б14 Выборы - сложная совокупность
общественных отношений, которую
можно представить в виде чередующихся
во времени стадий единого
процесса. Политическая борьба в
этот период времени строго
регламентирована, чтобы не допустить
злоупотреблений со стороны стремящихся
к власти лиц. Выделяют несколько
стадий избирательного процесса:
1. Назначение даты выборов.
Дата выборов назначается уполномоченным
органом в соответствии с законодательством
страны.
2. Регистрация избирателей.
3. Установление избирательных
округов и избирательных участков.
4. Создание избирательных
органов. Для организационного
руководства избирательным процессом
обычно создают центральный избирательный
орган, территориальные (окружные)
избирательные органы, участковые
комиссии.
5. Выдвижение кандидатов,
формирование партийных списков.
На данной стадии определяется
круг лиц, из которых будут
избраны президент, сенаторы, депутаты.
Выдвижение кандидата возможно
несколькими способами:
самовыдвижение;
выдвижение группами избирателей.
выдвижение политическими
партиями и иными общественными
объединениями.
7. Предвыборная кампания
зарегистрированных кандидатов
включает в себя работу кандидатов
(партий) и групп для убеждения
избирателей в необходимости
проголосовать за этого кандидата
или активно поддерживающих их
партийный список.
8. Проведение процедуры
голосования.
9. Подсчет голосов и
установление итогов голосования.
10. Разбор жалоб и разрешение
споров.
11. Окончательное определение
и опубликование результатов
выборов.
12. Введение в должность
победивших кандидатов.
3)б14 Томмазо Кампанелла. Гуманизм
эпохи Возрождения нашел выражение в формировании
нового течения общественной мысли, ставящего
вопрос о несправедливости сложившегося
социального неравенства и защищающего
интересы самых бесправных слоев населения,
- утопического социализма. Идеи нового
учения в художественно-романтической
форме выразили. Томмазо Кампанелла в
"Городе солнца". Утверждение отношений
социального равенства Кампанелла связывали
с уничтожением частной собственности,
всеобщей обязательностью труда, с равным
распределением общественных благ.
Его проект идеального общественного
устройства, как и проект греческого философа
Платона, имели черты грубой уравнительности
и аскетизма, непоследовательности. Но
если целью Платона было сохранение социальной
иерархии и неравенства, аристократическое
или монархическое правление, то для Кампанеллы
- достижение социального равенства и
улучшение жизни простого народа. Платон
же, описывая идеальную организацию общественной
жизни, оставляет без внимания сословие
"производителей". Отличаются и их
представления об организация политической
жизни. Так, в городе Солнца функционирует
народное собрание (Большой совет), который
избирает и контролирует должностных
лиц. В то же время верховный правитель
и три его советника не могут быть смещены
по воле народа.
1)б15 Власть – возможность
и способность осуществлять свою
волю, воздействовать на деятельность
и поведение других людей, даже
вопреки их сопротивлению. Субъект
власти – лицо или коллегиальный
орган, которые оказывают воздействие
на деятельность и поведение
индивидов, групп, на социальные
и политические институты и
отношения с помощью различных
средств.
Объект власти – то, на
что направлена деятельность субъекта
власти.
Психологические трактовки
выводят власть из психологии человека,
из воли к власти. Большой популярностью
в объяснении природы власти пользуется
психоаналитическая традиция, которая
выводит стремление к власти из подсознательных
импульсов.
Антропологический подход исходит
из природы человека. Источник власти
- страх каждого отдельного индивида,
который порождается угрозой
насильственного лишения жизни.
Этот страх заставляет людей объединяться
в массу. Власть воздействует на индивида
и массу приказом и угрозой
смерти.
Структурно-организационный
и системный подходы выводят
власть за рамки психологии и связывают
ее с природой организации, со статусом
индивида в организации.
Социологический подход выводит
природу власти из контекста общественных
отношений.
2)б15 выборы – это участие
граждан в осуществлении государственной
власти и местного самоуправления
путем свободного, тайного, альтернативного
голосования для формирования
органов власти в соответствии
с волей и интересами избирателей.
Обязательность выборов.
Обязательность выборов предполагает
также, что компетентные государственные
и муниципальные органы не вправе
уклоняться от их назначения и проведения
в установленные законодательством
сроки, а также отменять уже назначенные
выборы или переносить их на более
поздние сроки.
Периодичность выборов. Данный
принцип связан с временными рамками
полномочий представительных и исполнительных
органов государственной власти
и органов местного самоуправления
и означает, что очередные выборы
должны проводиться через определенные
интервалы времени.
Свобода выборов. Свобода
выборов означает, что при их организации
и проведении абсолютно исключается
какое-либо принуждение относительно
как участия в выборах, так и непосредственно
голосования.
Альтернативность выборов.
Допустимость различных
избирательных систем.
Независимость органов, осуществляющих
организацию и проведение выборов
(избирательных комиссий). Это означает,
что для обеспечения реализации
и защиты, избирательных прав граждан
образуются специальные органы - избирательные
комиссии.
3)б15 Основными политическими
доктринами эпохи Просвещения
стали теории "естественного права"
и "общественного договора".
Основателем концепций считается
голландский юрист и дипломат
Гуго Гроций. Идеи, истоки которых лежат
еще в Античности, приняли классическую
форму в эпоху, когда стал актуален принцип
личной свободы. По Гроцию, естественные
права предопределены самой природой
человека и по содержанию представляют
собой свободу всякого человека использовать
свои силы для сохранения собственной
жизни. Он выделил естественное право
и воле установленное, которое, в свою
очередь, разделил на божественное право
и человеческое право. Хотя содержание
естественного права не расходится с божественной
волей, оно не может быть изменено даже
Богом. Человеческое право, хотя и является
изменчивым, в конечном счете не должно
противоречить человеческой природе и
естественному праву
1)б16 Многозначность власти
проявляется и в другом аспекте:
власть может выступать как
социальная, т.е. присутствовать
в отношениях между большими
социальными группами, и как межличностная
(в отношениях между друзьями,
между супругами и т.д.). Социальная
власть проявляется в политической
и неполитических формах. Политическая
власть взаимосвязана с другими
видами социальной власти, причем
все они могут быть использованы
в политических целях. Другие
виды социальной власти выделяются
в зависимости от сферы распространения
и приемов властвования.
Экономическая
власть означает контроль над
имеющими стоимостное выражение
ресурсами, собственностью, над материальными
ценностями.
Административно-принудительная
власть (политическая власть в
узком значении) предполагает опору
на силовые ресурсы и означает
контроль за людьми с помощью применения
или угрозы применения физической силы.
Духовно-информационная
власть - культурная, религиозная, СМИ.
Особое значение в современном
обществе приобрели СМИ, поскольку
выступают основным каналом влияния
на массовую аудиторию.
2)б16 Лидерство - это особый
механизм взаимосвязи политика
с последователями. имидж - это сконструированный
образ, который может обладать любыми
характеристиками, востребованными последователями.
С помощью имиджа создается запоминаемый
яркий образ политика. На психологическом
уровне общественный деятель может ассоциироваться
с одним из образов: "мудрец", "герой-защитник",
"верный последователь". Имидж политика
складывается из целого ряда компонентов,
которые, в идеале, должны "работать"
на создание единого образа: программы,
заявлений, поведения, внешности, биографии
и т.д. Имидж включает в себя дополнительные
составляющие, которые призваны приблизить
политика к рядовому гражданину, делающие
его образ более близким и знакомым: это
характеристики, раскрывающие взаимоотношения
с членами семьи, а также хобби, увлечение
спортом, домашние животные.
3)б16. Томас Гоббс.
Согласно английскому мыслителю
Томасу Гоббсу, естественное состояние
людей представляет собой постоянный
конфликт, войну всех против всех.
Подобная война вытекает из
эгоистической природы людей,
их склонности причинять друг
другу вред, так и есть следствие
своеобразного равенства людей,
предполагающего права делать
все, что угодно, и против кого
угодно. Инстинкт самосохранения
подталкивает людей к заключению
договора. Жертвуя своей свободой,
они приобретают защиту со
стороны суверена - государства.
Само государство Гоббс сравнивал
то с искусственным человеком, то с рукотворным
богом, то с Левиафаном, библейским персонажем,
представляющим собой огромное морское
чудовище. Только внушая страх своим подданным,
государство способно прекратить постоянную
войну людей. Заключив договор, люди уже
не имеют права от него отказаться, не
имеют права сопротивляться действиям
суверена. Лишь в том случае, если власть
не способна гарантировать самосохранение
подданным, она перестает быть законной.
Сторонник абсолютной монархии, Гоббс
настаивал на неделимом характере государственной
власти и был противником принципа разделения
властей.
1)б17 Специфика политической
власти связана со способностью
индивидов, групп и их организаций
реализовать свои интересы и
волю с помощью средств политико-государственного
управления и контроля. Политическая
власть подразделяется на государственную
и общественную, носителями которой являются
партии, общественные движения, СМИ.
Структура власти - это те
компоненты, без которых она не
состоится. Таковыми являются её субъект,
объект, подчинение объекта, источники
и ресурсы власти. Источником власти
субъекта (властное первоначало) может
выступать его сила, красота, богатство,
авторитет. Наконец, власть может порождаться
традицией (власть родителей над детьми,
власть старейшин) и законом, который предоставляет
субъекту власти право требовать и использовать
различные ресурсы. Специфическим источником
власти выступают знания, обладание какой-либо
информацией. Субъекты политической власти
имеют многоуровневый характер: ее первичный
уровень представлен индивидами, вторичный
- политическими организациями, субъекты
более высокого уровня - политические
элиты и лидеры. Ресурсы власти представляют
собой все то, что может быть использовано
для влияния на других, что повышает потенциал
и силу воздействия субъекта власти.
2)б17Общепризнанной и сохраняющей
свою актуальность является типология
М.Вебера. Он понимал под лидерством
вид авторитетного, властного
руководства, смысл которого заключается
в способности отдавать приказы
и вызывать повиновение. М.Вебер
выделил три типа лидерства:
традиционное, харизматическое и
рационально-легальное, которым
соответствуют три идеальных
типа легитимности политической
власти. Традиционное лидерство
опирается на механизм традиций,
ритуалов, силу привычки. Привычка
подчиняться основана на вере
в святость традиции и передачи
власти по наследству. Право же
на господство лидер приобретает
благодаря своему происхождению.
Такой тип лидерства характерен
для традиционного общества. Харизматическое
лидерство основано на вере
в богоизбранность или в исключительные
качества конкретной личности. Харизма
– это способность увлекать за собой массы
без помощи инструментов власти. Особенность
харизматической власти состоит в том,
что она лишена каких-либо объективных
оснований, т.е. не опирается, например,
на закон или традицию, а существует благодаря
исключительным личным качествам харизматического
лидера, веры в него. Рационально-легальное
лидерство опирается на представление
о разумности, законности порядка избрания
лидера, передачи ему определенных властных
полномочий. Его власть основывается на
своде правовых норм, признанных всем
обществом. Политический стиль отражает
не только индивидуальность лидера, но
и характер взаимодействия лидера с окружением,
степень влияния на массы, способы реагирования
на возникающие проблемы и потребности
населения, методы поддержания и осуществления
политического курса. Стили политики бывают
эффективными и неэффективными, авторитарными
и демократическими. Лидерство характеризуется
использованием различных политических
стилей. Параноидальный политический
стиль. Ему соответствует тип лидера, которого
можно обозначить термином “Хозяин”.
Такой личности свойственны подозрительность,
недоверие к другим, сверхчувствительность
к скрытым угрозам и мотивам, постоянная
жажда власти, контроля над другими людьми.
Демонстративный политический стиль.
Для него характерен тип лидера, которого
можно назвать “Артист”. Он всегда играет
на публику. Его отличают любовь к внешним
эффектам и демонстрациям, страстное желание
нравиться, постоянно привлекать к себе
внимание. Во многом его поведение, политические
действия зависят от того, нравится ли
он другим, любим ли он ими. Компульсивный
политический стиль характеризует лидера,
собирательный образ которого можно обозначить
термином “Отличник”. Ему свойственно
почти навязчивое желание все сделать
наилучшим образом, независимо от возможностей.
Стиль его поведения характеризует напряженность,
отсутствие легкости, гибкости, маневра.
Депрессивный политический стиль олицетворяет
“Соратник”. Лидер этого типа не способен
играть ведущую роль и поэтому пытается
объединиться с теми, кто реально может
“делать политику”. “Соратник” часто
идеализирует других политиков и политические
движения, а сам плетется в хвосте событий.
Он не имеет четкого политического курса,
устойчивых подходов к решению возникающих
проблем. Шизоидальный политический стиль
тесно связан с депрессивным. Его представляет
лидер “Одиночка”. Самоизоляция и самоустранение
от участия в конкретных событиях у него
имеют более отчетливый характер. “Одиночка”
не желает присоединяться ни к какому
конкретному движению и предпочитает
позицию стороннего наблюдателя.