Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 13:49, шпаргалка
1)Б1Политология (в англоязычных странах утвердился другой термин - "политическая наука") - это наука о политике. Ее возникновение связывают с рубежом XIX-ХХ вв., когда она встала на путь активного теоретического и методологического размежевания с историей, юриспруденцией, социологией и философией. Задачи политологии – формирование знания о политике, политической деятельн
3) монопольный государственный
контроль над экономикой, средствами
массовой информации, культурой,
религией и т. д. вплоть до
личной жизни, до мотивов
4) абсолютная «правовая», а точнее, антиправовая, регламентация общественных отношений, которая базируется на принципе «дозволено только то, что прямо разрешено законом»;
5) государственная власть
формируется бюрократическим
6) доминирующими методами
управления становятся насилие,
Авторитарный режим – государственно-политическое устройство общества, в котором политическая власть осуществляется конкретным лицом (классом, партией, элитной группой и т. д.) при минимальном участии народа.
В основе данного режима – авторитаризм как метод властвования и управления, как разновидность общественных отношений. Три признака или свойства авторитаризма отличают его от других типов правления и власти и обычно сочетаются: 1) централизация власти; 2)безапелляционный командный метод руководства; 3) безусловное повиновение.
Признаки авторитарного политического режима:
1) в центре и на местах
происходит концентрация
2) игнорируется принцип
разделения властей на
3) роль представительных
органов власти ограничена
4) суд выступает, по
сути, вспомогательным органом,
5) сужена или сведена
на нет сфера действия
2)б23Политическая элита
– это большая социальная
Корни концепции элит уходят
в глубокую древность, когда общество
уже делили на высших и низших, благородных
и чернь, аристократию и простой
люд. Тогда считалось, что править
обществом может лишь избранный
в силу ряда качеств определенный
слой людей. Платон считал, что править
древнегреческим обществом
Современное истолкование термина «политическая элита» было введено в политологию в начале XX в. Первые классические теории элит были разработаны в конце XIX – начале XX вв. итальянскими политологами Г. Моской и В. Парето, а также австрийским политологом Р. Михельсом.
В. Парето (1848–1923) в труде
«Трактат всеобщей социологии» дал
понятия «элиты» и «контрэлиты»
Г. Моска (1858–1941) в работе «Элементы научной политики» характеризовал политическую элиту как особый, более или менее закрытый «господствующий политический класс». Он отмечал, что политическое руководство всегда эффективно в руках меньшинства, так как только элита способна выполнять в обществе значимые функции. Г. Моска выделил три идеальные модели развития политической элиты: а) увековечивание «политического класса»; б) слабое обновление «политического класса»; в) радикальное обновление «политического класса» в результате революции или политического переворота.
Р. Михельс (1876–1936) в книге «Социология партий в современной демократии» анализирует проблемы взаимодействия партийной элиты и партийных масс. Он показал, что партийным системам (партиям) по мере их развития свойственна тенденция олигархического перерождения – захвата власти меньшинством и подчинения себе большинства (партийного).
3)б23 Видным идеологом
Опираясь на
античную традицию, Татищев делит
формы правления на монархию,
аристократию и демократию. Целесообразность
какой-либо формы правления
1)б24 В отличие от авторитаризма, примеры которого можно найти в тиранических режимах прошлого, тоталитаризм появился в ХХ в. Ряд исследователей рассматривает тоталитаризм как победу тоталитарных идеологий, которые оказались востребованными массами. Тоталитаризм можно рассматривать также как реакцию "массового человека" на политические и социально-экономические кризисы первой половины ХХ в.: революции, мировые и гражданские войны, затяжные экономические кризисы. Эти явления сопровождались массовой маргинализацией населения, т.е. появлением огромной массы людей, "выбитых" из своих социальных групп (классовых, профессиональных, семейных, национальных и др.). Авторитаризм может стать реакцией на социальное напряжение в обществе и политическую нестабильность, которые могут быть вызваны экономическими кризисами, резкой имущественной дифференциацией населения в сочетании с проблемами бедности и голода. Правящие элиты, пытаясь сохранить общественную стабильность, делают ставку на недемократические механизмы ее обеспечения. Другими причинами могут стать:обострение противоречий в этнорелигиозной сфере;
фрагментарная политическая культура, когда население ориентируется на разные идеологии и модели развития при одновременном отсутствии единых общенациональных ценностей;
неразвитость политических институтов, позволяющих выразить интересы различных слоев населения.
Наряду с внутренним напряжением, авторитаризм может утвердиться как ответ на внешнюю (реальную или мнимую) угрозу: возможность военных конфликтов, потери независимости.
2)б24Общественно-политические
организации и движения – это
добровольные объединения
Общественно-политические движения, не стремясь к власти, пытаются воздействовать на нее, обращая внимание данной власти на решение своих проблем. Центром политической активности в общественно-политическом движении выступает его ядро (авангард) – инициативные группы, клубы, союзы и т. д. В отличие от политической партии, в общественно-политическом движении отсутствуют формальная внутренняя иерархия, четко выраженное постоянное членство и соответствующие документы (программа, устав и пр.).
Задача общественных организаций
– выражение, защита и реализация
интересов различных
Основные типы общественно-политических организаций: союзы и объединения, собрания и ассоциации, палаты и комитеты, вооруженные группы и группы давления.
Виды общественно-политических движений:
– в зависимости от сферы деятельности: социально-политические, этнополитические, конфессиональные, экономические, экологические, антивоенные, научные и т. д.;
– в зависимости от целей:
революционные и
– в зависимости от количества участников: массовые либо элитарные;
– в зависимости от места в политическом спектре: левые, центристские и правые;
– в зависимости от масштаба деятельности: местные, региональные, общефедеральные, межгосударственные и т. п.;
– в зависимости от социального состава: профессиональные, женские, молодежные;
– в зависимости от характера возникновения: сознательно организуемые и стихийные;
– в зависимости от методов действий: насильственные и ненасильственные
3)б24Радикальное течение русского Просвещения XVIII в. представлено Александром Николаевичем Радищевым - первым революционным мыслителем России. Свой протест против крепостничества он аргументировал ссылками на естественное право, согласно которому все рождаются равными и свободными. Естественные права включают в себя защиту жизни и собственности, вольность. К числу естественных прав относится и "мщенное право", т.е. право народа на восстание. Народ вправе расторгнуть общественный договор и даже казнить государя, который не исполняет своих обязанностей. Самодержавие ("самодержавство"), в оценке Радищева, - наихудшая форма правления. Сторонник демократии, он выдвинул идею "народного правления", примеры которого ему виделись в организации власти в средневековых республиках Новгорода и Пскова. Будущее России мыслитель связывал с народной республикой - объединением самоуправляющихся общин и вольных городов, в которых решения принимаются на вечевых собраниях. Высшим государственным органом должен стать Собор, состоящий из выдвинутых народом "великих мужей".
1)б25 В зависимости от особенностей набора методов и средств государственного властвования различают два полярных режима – демократический и антидемократический.
Демократический режим – форма государственного устройства, при которой осуществляется правление народа. Признаки демократического режима:
– население участвует в формировании и осуществлении государственной власти посредством прямой (референдум) и представительной демократии (через выбираемые им представительные органы);
– решения принимаются большинством с учетом интересов меньшинства;
– существование гражданского общества с его развитой структурой;
– реальное осуществление правового государства;
– выборность и сменяемость центральных и местных органов государственной власти, их подотчетность избирателям;
– легитимность государственной власти;
– «силовые» структуры (вооруженные силы, полиция, органы безопасности и т. п.) находятся под демократическим контролем общества, используются только по прямому предназначению, их деятельность регламентируется законами;
– доминируют методы убеждения, согласования, компромисса, сужены методы насилия, принуждения, пресечения;
– во всех сферах общественной жизни господствует закон;
– провозглашаются и реально обеспечиваются права и свободы человека и гражданина;
Демократические режимы определяют и различают не только структуры высших институтов – макроуровней власти, но и политические структуры среднего уровня. На этом основании различают три типа демократии:
1) с высокой степенью
независимости подсистем –
2) с ограниченной автономией подсистем (Франция, Италия);
3) с малой автономией подсистем (например, Мексика).
Демократический режим является
показателем творчества народных масс,
передовых представителей общества
и его руководства, степень прогрессивности
и новаторства которого оценивается
в зависимости от участия в
демократических
2)б25 Проблема становления многопартийности в России.
Процесс формирования многопартийной системы в России проходит сложно и сопровождается внезапным появлением и исчезновением большого числа партий, расколами и размежеваниями партийных рядов.
Взрывной характер формирования
многопартийности: за несколько лет
образовалось большое количество партий,
однако деятельность многих не затрагивает
глубинные слои общества. По возможностям
и способам влияния большинство
партий ближе к группам интересов,
характеризующиеся