Шпаргалка по "Политология"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 13:49, шпаргалка

Описание работы

1)Б1Политология (в англоязычных странах утвердился другой термин - "политическая наука") - это наука о политике. Ее возникновение связывают с рубежом XIX-ХХ вв., когда она встала на путь активного теоретического и методологического размежевания с историей, юриспруденцией, социологией и философией. Задачи политологии – формирование знания о политике, политической деятельн

Файлы: 1 файл

Политология.docx

— 128.70 Кб (Скачать файл)

3) монопольный государственный  контроль над экономикой, средствами  массовой информации, культурой,  религией и т. д. вплоть до  личной жизни, до мотивов поступков  людей;

4) абсолютная «правовая», а точнее, антиправовая, регламентация общественных отношений, которая базируется на принципе «дозволено только то, что прямо разрешено законом»;

5) государственная власть  формируется бюрократическим способом, по закрытым от общества каналам,  окружена «ореолом тайны» и  недоступна для контроля со  стороны народа;

6) доминирующими методами  управления становятся насилие,  принуждение, террор;

Авторитарный режим –  государственно-политическое устройство общества, в котором политическая власть осуществляется конкретным лицом (классом, партией, элитной группой  и т. д.) при минимальном участии  народа.

В основе данного режима –  авторитаризм как метод властвования и управления, как разновидность  общественных отношений. Три признака или свойства авторитаризма отличают его от других типов правления  и власти и обычно сочетаются: 1) централизация  власти; 2)безапелляционный командный  метод руководства; 3) безусловное  повиновение.

Признаки авторитарного  политического режима:

1) в центре и на местах  происходит концентрация власти  в руках одного или нескольких  тесно взаимосвязанных органов  при одновременном отчуждении  народа от реальных рычагов  государственной власти;

2) игнорируется принцип  разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную (зачастую президент, исполнительно-распорядительные органы подчиняют себе все остальные органы, наделяются законодательными и судебными полномочиями);

3) роль представительных  органов власти ограничена властным  субъектом, хотя они и могут  существовать;

4) суд выступает, по  сути, вспомогательным органом, вместе  с которым могут использоваться  и внесудебные органы;

5) сужена или сведена  на нет сфера действия принципов  выборности государственных органов  и должностных лиц, подотчетности  и подконтрольности их населению;

 

2)б23Политическая элита  – это большая социальная группа, обладающая определенным уровнем  политического влияния и являющаяся  основным источником руководящих  кадров для института кадров  того или иного сообщества.

Корни концепции элит уходят в глубокую древность, когда общество уже делили на высших и низших, благородных  и чернь, аристократию и простой  люд. Тогда считалось, что править  обществом может лишь избранный  в силу ряда качеств определенный слой людей. Платон считал, что править  древнегреческим обществом должны аристократы духа – философы. В древневосточной традиции правитель должен использовать рекомендации мудрых советников. В Древнем Египте управлять могли высшие жрецы и т. д.

Современное истолкование термина  «политическая элита» было введено  в политологию в начале XX в. Первые классические теории элит были разработаны  в конце XIX – начале XX вв. итальянскими политологами Г. Моской и В. Парето, а также австрийским политологом Р. Михельсом.

В. Парето (1848–1923) в труде  «Трактат всеобщей социологии» дал  понятия «элиты» и «контрэлиты». Он понимал под элитой «сообщество людей, которые свойствами ума, характера, ловкости, самыми разнообразными способностями обладают в высшей степени». Элита, по Парето, делится на правящую, прямо или опосредованно участвующую в управлении, и неправящую – контрэлиту. Контрэлита – это группа людей, обладающих характерными для элиты психологическими и квалификационными качествами, но в данном обществе не имеющих доступа к руководящим функциям в силу своего специального статуса и различных иных барьеров. В. Парето рассмотрел проблемы «круговорота элит» и показал, что при определенных обстоятельствах представители элиты и контрэлиты могут поменяться местами. Он также выделил идеальные, психологические типы элит (и их представителей) как «львов» или «лис» соответственно методам их политического поведения и деятельности.

Г. Моска (1858–1941) в работе «Элементы научной политики» характеризовал политическую элиту как особый, более или менее закрытый «господствующий политический класс». Он отмечал, что политическое руководство всегда эффективно в руках меньшинства, так как только элита способна выполнять в обществе значимые функции. Г. Моска выделил три идеальные модели развития политической элиты: а) увековечивание «политического класса»; б) слабое обновление «политического класса»; в) радикальное обновление «политического класса» в результате революции или политического переворота.

Р. Михельс (1876–1936) в книге «Социология партий в современной демократии» анализирует проблемы взаимодействия партийной элиты и партийных масс. Он показал, что партийным системам (партиям) по мере их развития свойственна тенденция олигархического перерождения – захвата власти меньшинством и подчинения себе большинства (партийного).

 

3)б23 Видным идеологом просвещенного  абсолютизма был первый русский  ученый историк и географ Василий  Никитич Татищев. Его взгляды  на происхождение государства  имели в своей основе идеи  общественного договора. Он считал, что первой формой сообщества  была семья, где простейшей  формой договора был договор  между мужем и женой, который  поставил мужчину во главе  семьи. Подобные патриархальные  отношения лежат в основе монархии, где монарх - отец, а подданные  - его чада. Патриархальные и договорные  аргументы приводились и в  защиту института крепостного  права. Власть господина над  его холопом уподоблялась родительской  власти.

     Опираясь на  античную традицию, Татищев делит  формы правления на монархию, аристократию и демократию. Целесообразность  какой-либо формы правления зависит  от целого ряда факторов: географического  положения, от наличия "опасного" для государственной независимости  соседства других народов. Спокойствие  и безопасность России, по его  мнению, может обеспечить только  монархия. Понятие "общего блага", которым руководствуется просвещенный  монарх, используется Татищевым  для обоснования необходимости  преобразований, поощряющих рост  российской промышленности.

 

1)б24 В отличие от авторитаризма, примеры которого можно найти в тиранических режимах прошлого, тоталитаризм появился в ХХ в. Ряд исследователей рассматривает тоталитаризм как победу тоталитарных идеологий, которые оказались востребованными массами. Тоталитаризм можно рассматривать также как реакцию "массового человека" на политические и социально-экономические кризисы первой половины ХХ в.: революции, мировые и гражданские войны, затяжные экономические кризисы. Эти явления сопровождались массовой маргинализацией населения, т.е. появлением огромной массы людей, "выбитых" из своих социальных групп (классовых, профессиональных, семейных, национальных и др.). Авторитаризм может стать реакцией на социальное напряжение в обществе и политическую нестабильность, которые могут быть вызваны экономическими кризисами, резкой имущественной дифференциацией населения в сочетании с проблемами бедности и голода. Правящие элиты, пытаясь сохранить общественную стабильность, делают ставку на недемократические механизмы ее обеспечения. Другими причинами могут стать:обострение противоречий в этнорелигиозной сфере;

фрагментарная политическая культура, когда население ориентируется  на разные идеологии и модели развития при одновременном отсутствии единых общенациональных ценностей;

неразвитость политических институтов, позволяющих выразить интересы различных слоев населения.

Наряду с внутренним напряжением, авторитаризм может утвердиться  как ответ на внешнюю (реальную или  мнимую) угрозу: возможность военных  конфликтов, потери независимости.

 

2)б24Общественно-политические  организации и движения – это  добровольные объединения людей  для выражения и реализации  общественных интересов путем  «давления» на публичную власть. Они представляют собой разнообразные  группы людей, имеющих определенные  цели и требования к политической  власти, которые становятся причиной  их коллективных действий (профсоюзы,  молодежные и женские движения, этнические и религиозные группы, ассоциации и т. д.). Общественные  организации – это инструмент  для реализации потребностей, социальных  и политических интересов людей.  Они имеют широкий, массовый  и подвижный состав участников, большую территориальную и национальную представленность. Признаками общественно-политической организации являются: широкая социальная основа, массовость, самостоятельность, действенность, непосредственное выражение интересов народа, признание власти и противостояние ей.

Общественно-политические движения, не стремясь к власти, пытаются воздействовать на нее, обращая внимание данной власти на решение своих проблем. Центром политической активности в общественно-политическом движении выступает его ядро (авангард) – инициативные группы, клубы, союзы и т. д. В отличие от политической партии, в общественно-политическом движении отсутствуют формальная внутренняя иерархия, четко выраженное постоянное членство и соответствующие документы (программа, устав и пр.).

Задача общественных организаций  – выражение, защита и реализация интересов различных социальных, профессиональных, возрастных и других групп общества.

Основные типы общественно-политических организаций: союзы и объединения, собрания и ассоциации, палаты и  комитеты, вооруженные группы и группы давления.

Виды общественно-политических движений:

– в зависимости от сферы  деятельности: социально-политические, этнополитические, конфессиональные, экономические, экологические, антивоенные, научные и т. д.;

– в зависимости от целей: революционные и контрреволюционные, реформаторские и консервативные, национал-демократические  и общедемократические;

– в зависимости от количества участников: массовые либо элитарные;

– в зависимости от места  в политическом спектре: левые, центристские и правые;

– в зависимости от масштаба деятельности: местные, региональные, общефедеральные, межгосударственные и т. п.;

– в зависимости от социального  состава: профессиональные, женские, молодежные;

– в зависимости от характера  возникновения: сознательно организуемые и стихийные;

– в зависимости от методов  действий: насильственные и ненасильственные

 

3)б24Радикальное течение  русского Просвещения XVIII в. представлено Александром Николаевичем Радищевым - первым революционным мыслителем России. Свой протест против крепостничества он аргументировал ссылками на естественное право, согласно которому все рождаются равными и свободными. Естественные права включают в себя защиту жизни и собственности, вольность. К числу естественных прав относится и "мщенное право", т.е. право народа на восстание. Народ вправе расторгнуть общественный договор и даже казнить государя, который не исполняет своих обязанностей. Самодержавие ("самодержавство"), в оценке Радищева, - наихудшая форма правления. Сторонник демократии, он выдвинул идею "народного правления", примеры которого ему виделись в организации власти в средневековых республиках Новгорода и Пскова. Будущее России мыслитель связывал с народной республикой - объединением самоуправляющихся общин и вольных городов, в которых решения принимаются на вечевых собраниях. Высшим государственным органом должен стать Собор, состоящий из выдвинутых народом "великих мужей".

 

1)б25 В зависимости от особенностей набора методов и средств государственного властвования различают два полярных режима – демократический и антидемократический.

Демократический режим –  форма государственного устройства, при которой осуществляется правление  народа. Признаки демократического режима:

– население участвует  в формировании и осуществлении  государственной власти посредством  прямой (референдум) и представительной демократии (через выбираемые им представительные органы);

– решения принимаются  большинством с учетом интересов  меньшинства;

– существование гражданского общества с его развитой структурой;

– реальное осуществление  правового государства;

– выборность и сменяемость  центральных и местных органов  государственной власти, их подотчетность  избирателям;

– легитимность государственной  власти;

– «силовые» структуры (вооруженные  силы, полиция, органы безопасности и  т. п.) находятся под демократическим  контролем общества, используются только по прямому предназначению, их деятельность регламентируется законами;

– доминируют методы убеждения, согласования, компромисса, сужены методы насилия, принуждения, пресечения;

– во всех сферах общественной жизни господствует закон;

– провозглашаются и реально  обеспечиваются права и свободы  человека и гражданина;

Демократические режимы определяют и различают не только структуры  высших институтов – макроуровней власти, но и политические структуры среднего уровня. На этом основании различают три типа демократии:

1) с высокой степенью  независимости подсистем – партий, профсоюзов, групп давления и  т. п. (Англия, США);

2) с ограниченной автономией  подсистем (Франция, Италия);

3) с малой автономией  подсистем (например, Мексика).

Демократический режим является показателем творчества народных масс, передовых представителей общества и его руководства, степень прогрессивности  и новаторства которого оценивается  в зависимости от участия в  демократических преобразованиях  основной части населения.

 

2)б25 Проблема становления  многопартийности в России.

Процесс формирования многопартийной системы в России проходит сложно и сопровождается внезапным появлением и исчезновением большого числа  партий, расколами и размежеваниями партийных рядов.

Взрывной характер формирования многопартийности: за несколько лет  образовалось большое количество партий, однако деятельность многих не затрагивает  глубинные слои общества. По возможностям и способам влияния большинство  партий ближе к группам интересов,  характеризующиеся малочисленностью, аморфностью программ.

Информация о работе Шпаргалка по "Политология"