5) по месту в политическом
спектре: левые, центристские
и правые;
6) по представительству
в высших органах государственной
власти и отношению к официальной
политике: правящие и оппозиционные
(которые в силу своего юридического
статуса могут разделяться на
легальные, полулегальные и нелегальные);
7) по стилю общения между
партийными лидерами и рядовыми
членами – демократические и
антидемократические;
2)б28 Важнейшей сферой проявления
политики являются международные
отношения. Именно здесь закладываются
основы стабильности или противоречия,
определяющие судьбы целых государств
и миллионов людей. В период
между двумя мировыми войнами
в США окончательно оформляется
подход исследования международной
политики, обозначенный как либерализм.
Другое название этой школы
- идеализм. Исходной идеей этого
направления является убеждение
в том, что все международные
отношения можно регулировать
с помощью морально-этических
и правовых норм. Целью международной
политики государств должно стать
достижение мира. Основным оппонентом
"либерализма" выступает школа
политического реализма. Она стала
доминирующим подходом в годы
холодной войны и не потеряла
значения и сегодня. Соединение
двух подходов наблюдается и
в концепции внешней политики
России: признание необходимости
перехода к многополярному миру
в ХХI в. сочетается с идеями
интеграции и регулируемой системы
безопасности, миротворчества и
разоружения на региональном и глобальном
уровнях.
3)б28 Центральное
положение философской доктрины
Владимира Соловьева о всеединстве
- объединении всего мира с
Богом и становления богочеловечества
- включало в себя и идею
утверждения новой формы власти
- "свободной теократии", путь
к которой лежал через слияние
Всемирной монархии и Вселенской
церкви. По мысли философа, именно
Россия должна была возглавить
движение на соединение народов
Запада и Востока и мировых
религий.
В 90-х гг. политический
идеал Соловьева претерпел изменения
и эволюционировал в сторону
концепции правового ("правомерного")
государства. Сущность правового
государства рассматривалась философом
через взаимосвязь таких категорий,
как нравственность, равенство, свобода,
справедливость, право, власть. Выдвинув
концепцию "права на достойное
существование", В.С. Соловьев
близко подошел к идее социального
государства.
1)б29Центральным элементом
политической системы выступает
государство. В политологии Государство
понимается как организация политической
власти, которая распространяется
на всю территорию страны и
ее население и располагает
для этого специальным аппаратом
управления, издает обязательные
для всех веления и обладает
самостоятельностью при решении
внутренних и внешних проблем.
Существует несколько
концепций происхождения государства.
Теологическая концепция объясняет
возникновение государства, а также
все его решения действиями и
санкциями божественной воли. На государя
возложены основные обязанности
по распространению учения Божьего,
по наказанию врагов, творящих зло,
и по созданию условий для благочестивой
жизни людей. Патриархальная концепция
рассматривает государство как
продукт разросшейся до размеров
государства семьи, при этом власть
правителя трактуется как власть
отца в семье, а отношения между
подданными и властителями - как
семейные отношения. Отражением подобных
взглядов стала, например, русская традиция
называть правителя "царь-батюшка",
"отец народа". Договорная концепция
основывается на том, что возникновению
государства предшествует естественное
состояние общества и человека, характеризующееся
неограниченной свободой. Только после
заключения общественного договора
безграничная свобода была введена
в разумные рамки путем создания
государства как организации, призванной
обеспечить баланс различных общественных
интересов, права и свободы личности.
Психологическая концепция исходит
из того, что государство существует
в силу наличия у человека психологических
потребностей жить в рамках организованного
сообщества, в чувстве необходимости
коллективного взаимодействия либо
в силу склонности большинства к
подчинению. Классовая (марксистская)
концепция. Теория завоевания
(насилия). Расовая концепция.
2)б29 Формирование правового
государства возможно лишь на
основе развитого гражданского
общества. Гражданское общество - это
сфера социальной жизни, в которой
люди взаимодействуют самостоятельно
и автономно по отношению к
государству. В государстве преобладают
вертикальные отношения и иерархичные
связи, для гражданского общества
характерно преобладание горизонтальных
связей - отношений конкуренции и
солидарности между юридически
свободными и равноправными партнерами.
К важнейшим условиям существования
гражданского общества можно
отнести следующие: автономность
по отношению к государству,
что предполагает наличие правового
механизма, наличие свободных
и самостоятельных граждан; многообразие
структурных элементов, в том числе
организаций и институтов, посредством
которых различные группы выражают свои
интересы; способность к коллективным
действиям и самоорганизации: активность
граждан не ограничивается только периодическим
голосованием на выборах, а проявляется
в инициативных движениях, в создании
разнообразных негосударственных ассоциаций
и др. отношения
солидарности, которые уравновешивают
конкуренцию и потенциальную конфликтность
групп интересов самого общества. Это
проявляется в создании негосударственных
благотворительных организаций, в участии
граждан в общественно-полезных видах
деятельности. Своеобразной формой выражения
солидарности с будущими поколениями
выступают действия экологических движений
в защиту окружающей среды;
3)б29 Славянофилы стояли
на позициях консерватизма, выступая
за сохранение самодержавия и
крестьянской общины. В то же
время славянофилы высказали
передовые для своего времени
идеи: отмена крепостничества, историческое
право крестьян на землю, свобода
печати и слова, свобода совести.
Противоречивость идей славянофильства
прослеживается и в аргументации
в пользу гражданских свобод.
С одной стороны, свободное
слово - это способ воздействия
общества на власть (И.С. Аксаков),
с другой стороны, предоставление
свобод не будет опасным для
власти в силу аполитичности
русского народа и его сосредоточенности
на проблемах духовных (К.С. Аксаков).
Славянофилы были сторонниками
монархии, но их представления
о самодержавном строе отличались
от официальной идеологической
доктрины. Это был своеобразный
романтический консерватизм. Они
идеализировали монархические устои
допетровской Руси, видя в них
воплощение соборного начала, и
считали, что монарх получает
власть от народа. Укреплению
же государственной власти должен
служить союз Государства и
Земли (общины, народа). Воплощением
этого союза являются Земские
соборы, на которых народ высказывает
свое мнение. Особые взаимоотношения
власти и народа К.С. Аксаков
заключил в следующую формулу:
"Государству - неограниченное
право действия и закона, земле
- полное право мнения и слова".
1)б30 Государство – это
организация политической власти,
содействующая преимущественному
осуществлению конкретных интересов
(классовых, общечеловеческих, религиозных,
национальных и т. п.) в пределах
определенной территории.
Признаки государства:
1) наличие публичной власти,
распространяющейся на всю территорию
страны и на всех проживающих
там лиц (государство обязательно
обладает аппаратом управления
и принуждения: чиновники, армия,
полиция, а также тюрьмы и
др.);
2) система налогов, податей,
займов (необходимы для материального
обеспечения государственной политики:
экономической, социальной, оборонной
и т. п., а также для содержания
государственного аппарата, людей,
не производящих материальные
ценности и занятых только
управленческой деятельностью);
3) территориальное деление
населения (государство объединяет
своей властью и защитой всех
людей, населяющих его территорию,
независимо от принадлежности
к какому-либо роду или племени,
вероисповеданию и т. д.);
4) суверенитет (присущее
государству верховенство на
своей территории и независимость
в международных отношениях);
5) право (государство не
может существовать без права,
так как последнее юридически
оформляет государственную власть
и тем самым делает ее легитимной,
определяет юридические рамки
и формы осуществления функций
государства и т. п.);
6) монополия на легальное
применение силы, физического принуждения
(возможность лишить граждан высших
ценностей, каковыми являются
жизнь и свобода, определяет
особую действенность государственной
власти).
Функции государства –
это основные направления деятельности
государства по решению стоящих
перед ним задач.
Внутренние функции государства:
социальная, хозяйственно-организаторская,
организационно-правовая, функция социализации
личности.
Внешние функции государства:
защита национальных интересов своего
государства; уважение национальных интересов
других стран; налаживание сотрудничества
с другими странами; обеспечение
безопасности народов страны, поддержание
мира и др.
Функции государства и
его органов в развитых странах
мира сводятся к тому, что государство
не командует, не решает непосредственно
хозяйственных задач, а воздействует
на различные сферы жизни общества
через законы, координирует, контролирует,
помогает, определяет ориентиры общего
движения, приоритеты. Главнейшая задача
государства – выявление потребностей
людей, их приоритетов, после чего в
соответствующую отрасль производства
вкладываются деньги, а результат
деятельности приносит пользу, как
производителям, так и потребителям.
2)б30 Современное политическое
состояние международной среды
определяется процессами глобализации.
* Глобализация определяется несколькими
факторами: процессами интернационализации
экономической жизни: свободным
перемещением капиталов, товаров,
взаимодействием национальных экономик
в хозяйственной деятельности. Основными
проводниками этого процесса
являются ТНК, международные банки
и другие финансовые организации;
экологическими проблемами, которые
вышли за государственные границы.
В то же время истощение
природных ресурсов и экосистем
породило новый феномен "экологических
беженцев" и сделало вполне
возможным столкновение между
государствами и народами за
источники пресной воды, энергетические
и другие ресурсы. Решение этих
проблем требует координации
усилий мирового сообщества;
проблемами безопасности перед
угрозой ядерной войны, международного
терроризма и преступности; революцией
в средствах коммуникаций: созданием
всемирной сети телевидения, Интернета,
доступностью воздушного транспорта
для широких слоев населения,
развитием туризма, информационно-культурных
обменов.
3)б30 На протяжении полутора
веков в мировой политической науке важное
место принадлежало учению Карла Маркса
(1818 — 1883) и Фридриха Энгельса (1820 — 1895).
К тому же это учение составляло теоретическую
основу политической деятельности абсолютного
большинства коммунистических партий.
Марксистское политическое учение возникло
в середине прошлого столетия, в период
перехода от мануфактурного производства
к промышленному, вызвавшему формирование
двух основных классов капиталистического
общества — пролетариата и буржуазии.
В самом начале своего существования марксизм
стал претендовать на выражение и защиту
интересов рабочего класса, которому он
отводил главную роль в процессе перехода
от капитализма к коммунистической формации.
Основным теоретическим положением, на
котором строился марксистский анализ
политики, является учение о классовой
борьбе, суть которого состоит в том, что
разделение труда, возникновение обмена
и производства для обмена. С целью реализации
интересов этих классов между ними идет
борьба за власть, т.е. политическая борьба.
Опираясь на это положение, Маркс и Энгельс
доказывали; что борьба рабочего класса
может быть успешной при условии, что она
примет политический характер. К.Маркс
и Ф.Энгельс предложили и свое видение
происхождения государства, показав, что
оно является продуктом классовых отношений
и возникает из потребности регулирования
отношений между классами. Государство
есть орудие господства классов, владеющих
средствами производства, над неимущими.