Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 05:10, курсовая работа
Актуальность темы обусловлена тем, что на современном этапе Индия является одной из ведущих мировых держав. В последние десятилетия демонстрирует устойчивый экономический рост, влияющий на текущие тенденции на мировых рынках сырья и готовых изделий, в том числе в области высоких технологий. Индивидуальная особенность Индии состоит в том, что это страна контрастов. Крупные города и промышленные центры живут в веке информационных технологий, а отдаленные места и деревни на уровне средневековья. На протяжении длительного времени Индия представляла интерес только как страна с богатым культурным наследием.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….……3
1 ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ В ИНДИИ……………………………6
1.1 Образование республики Индии. Конституция 1949 г…………………………….6
1.2 Организация государственного управления в Индии..….………………………...9
2 СОВРЕМЕННАЯ ИНДИЯ. ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РЕШЕНИЯ…………….15
2.1 Внутренняя ситуация современной Индии………………………………………...15
2.2 Внешние проблемы современной Индии…………………………………………17
2.3 Индия: путь к глобальной державе……………………………………………….19
3 ФЕДЕРАЦИЯ ИНДИИ И ФЕДЕРАЦИЯ РОССИИ…………………………...23
3.1 Разграничение компетенций и полномочий между федерацией и субъектами в
Индии и России………………………………………………..……………………..23
3.2 Государственное управление в субъектах федераций Индии и России………..27
3.3 Индия – Россия: возможности расширения сотрудничества…………………….33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…..…………………………………………………………………….38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ………....37
Нерешенными остаются пограничные вопросы. Китай продолжает удерживать «уступленную» ему Пакистаном часть территории Кашмира. Неясность для Дели намерений Пекина вызывает его дружба с Пакистаном. Особую озабоченность у Индии вызывает наращивание военной мощи КНР, особенно ядерного оружия, и модернизация ее вооруженных сил. Ведущие политики Индии склонны считать, что страны сделают максимум усилий для развития добрососедства и преодоления тяжелого наследия времен холодной войны.
Индия и Пакистан. Индии
с момента получения
Военные столкновения начались с начала образования двух доминионов. Под эгидой ООН в 1949 году была установлена линия прекращения огня, которая фактически разделила Кашмир на две части — индийскую и пакистанскую. К кашмирской проблеме в отношениях между двумя странами добавилась еще одна. Начались состязания в борьбе за приобретение ядерного оружия. Индо-пакистанская война 1965 года из-за Кашмира сыграла существенную роль в решении правительства Бахадур Шастри о начале военной ядерной программы. После взрыва Индией ядерного устройства в 1974-м году Пакистан приступил к форсированному созданию ядерного оружия. Разными способами Пакистан получил от европейских и американских фирм технологию и оборудование для производства высокообогащенного урана. Значительная помощь в развитии ядерной программы была оказана Китаем.
Индия и США. Стратегия многополярного мира, провозглашенная Индией, Китаем и Россией, по существу была направлена на ограничение мирового лидерства Соединенных Штатов. Поэтому США пытались поддержать устойчивое соотношение сил в главных странах азиатского континента и были намерены укреплять экономические и политические связи, прежде всего с теми азиатскими странами, которые менее всего были склонны к тому, чтобы бросить вызов американским интересам.
Путь к сближению Индии и США был и остался очень непростым.
Важным шагом на пути сближения двух стран стало изменение позиции Вашингтона по вопросу о ядерном статусе Индии.
Индия и Россия. Российская федерация всегда придавала большое значение отношениям с Индией. После получения Индией политической независимости у России установились с ней дружеские взаимоотношения. Первое советско-индийское соглашение о торговле было подписано в декабре 1953 года. Затем последовало подписание ряда других договоров и соглашений, которые не ограничивались торговлей. Советско-индийское сотрудничество осуществлялось в самых различных формах — от обмена товарами до подготовки запуска в космос первого индийского спутника с помощью советской ракеты-носителя. [13]
В 1994 году был подписан большой
комплекс документов экономического и
научно-технического сотрудничества.
Среди них — Программа военно-
Индия и Россия оказались перед лицом
глобальных вызовов со стороны международного
терроризма. Индия в течение длительного
времени борется с этим злом в Кашмире,
а Россия в Чечне. Обе страны подтвердили
на практике стремление выкорчевать это
зло, обеспечить мир и стабильность. В
этой борьбе обе страны действуют на основании
общего документа — Московской декларации
о борьбе с международным терроризмом.
Таким образом, Индия, самая большая страна в Южной Азии, уже занимает достойное место в ряду великих держав и вполне реально претендует на статус нового полюса силы в мировом пространстве.
Индия выдвинула амбициозную задачу войти в число ведущих держав мира. Достаточно высокие темпы социально-экономического развития, обеспечившие улучшение жизни значительной части более чем миллиардного населения, стали фундаментальными достижениями индийского общества и государства. Интенсивный рост наукоемких отраслей заложил основу конкурентных преимуществ и в других сферах. Тем не менее, Индии предстоит решить непростые проблемы, чтобы обратить демографический вес в экономический дивиденд. В начале ХХI века число бедных составляло в этой стране около 300 миллионов, а около четверти населения оставалось неграмотным.
Людские ресурсы являются одним из важнейших факторов развития в мире. Выход на мировую арену в начале ХХI в. таких гигантов, как Китай и Индия, и других быстрорастущих крупных стран с формирующимся рынком неизбежно ведет к переоценке устаревших стереотипов и представлений о мировом устройстве и характере отношений между развитым и остальным миром.
Подобная постановка вопроса – о необходимости смены парадигмы мирового развития – достаточно давно выдвигается и индийскими учеными. Об этом, например, пишет Джагджиш Капур в работе «Наше будущее. Потребительство или гуманизм». По его мнению, нынешняя модель развития стала заложницей собственных излишеств. Настоятельно необходимы перемены, которые потребуют всеобщей реорганизации дел на планете.
Одной из причин того, что нынешние развитые страны утрачивают динамизм, является старение населения, которое происходит невиданными ранее темпами.
При среднесрочном планировании до 2020 г. Дели исходит из того, что стареющие Европа, Япония, а также Америка будут нуждаться как в квалифицированных кадрах, так и в аутсорсинге своих производств. Индия готовится заполнить эту нишу. Тем более что она обладает таким преимуществом, как знание английского языка практически всеми квалифицированными специалистами (например, по сравнению с Китаем или Россией). [12]
Демографический фактор оказывает огромное влияние как на экономику и социальное благополучие индийского общества, так и на военную мощь.
С учетом имеющегося наличия квалифицированных работников, и особенно увеличения их численности в последующие годы и десятилетия, Дели ставит цель совершить «революцию знаний» и стать «супердержавой знаний».
В начале XXI в. Индия выдвинула амбициозную задачу войти в число ведущих держав мира. Ничего удивительного в этом нет. Страна с населением более миллиарда человек не может думать о себе иначе, как крупномасштабно. За годы независимости для реализации этих идей были созданы достаточно весомые предпосылки. Многомиллионный средний класс и огромное число людей интеллектуального труда, получивших качественное образование, стали оказывать растущее влияние на политический и экономический курс страны. Нынешняя Индия – это молодая энергичная страна, и в этом ее преимущество перед многими «стареющими» странами Запада и Востока.
Сфера услуг в Индии заняла доминирующее место в структуре ВВП. Ее опережающее развитие может стать предпосылкой для создания экономики, базирующейся преимущественно на знании.
Достаточно высокие темпы
К решающим факторам, которые оказывали и будут оказывать влияние на формирование внутренней и внешней политики Индии, рост ее экономики, можно отнести то, что страна развивается по демократическому пути. В ней отработан механизм коалиционных правительств, при которых, во-первых, обеспечивается широкое представительство – социальное и региональное – в руководящих органах исполнительной и законодательной ветвей власти, вне зависимости от того, какая политическая группировка добивается победы на выборах. Во-вторых, происходит мирная передача власти, не вызывавшая политических и социальных потрясений. В-третьих, правительство Индии следит за изменениями в социальной ситуации в стране и корректирует социально-экономические процессы, в том числе связанные с реформами. Существенную роль в обеспечении социальной и политической стабильности играет средний класс.
Достижению цели становления Индии в качестве одной из ведущих мировых держав служит укрепление ее экономического и политического потенциала на основе достаточно быстрого развития экономики, а также создание мощных вооруженных сил, располагающих ядерным оружием и другой современной военной техникой. Страна упорно добивается включения ее в Совет Безопасности ООН в качестве постоянного члена.[17]
Дели исходит из целесообразности создания многополярного мира, а также из того, что мировое экономическое и военно-политическое развитие будет определяться главными центрами силы.
По мнению индийских политиков, важнейшим из них остается Америка как самая мощная держава, которой удается использовать свое влияние для сохранения старых и создания новых военно-политических альянсов. Однако возможности США сокращаются, в т.ч. и потому, что в последние годы усиливаются другие крупные государства. Происходят заметные перемены в глобальном соотношении сил. По существу, лидерству Запада брошен вызов азиатскими странами, что связано с усилением их экономического и политического влияния и ростом их национального самосознания.
Отношения между Индией и Китаем можно охарактеризовать как весьма сложные и противоречивые. Но это не препятствует развитию их двусторонних и многосторонних отношений в тех сферах, где позиции обеих стран близки, в т.ч. по таким крупным вопросам, как создание многополярного мира, укрепление роли ООН в международных делах.
Весьма положительный сдвиг произошел и в двухсторонней торговле, объем которой в 2010 г. достиг $61,76 млрд (прирост на 42,4% по сравнению c 2009 г.), что выдвинуло Индию на позицию 10-го по величине торгового партнера КНР.
субъектами в Индии и России
Поскольку и федерация в целом, и ее субъекты обладают качеством государственности, конституции федеративных государств разделяют предметы ведения федерации и ее субъектов, чего не делается даже при определении полномочий даже политической автономии. В.Е. Чиркин выделяет пять способов такого размежевания, в основе которых лежит различное сочетание четырех элементов:
1) исключительные полномочия федерации;
2) исключительные полномочия субъектов;
3) совместная компетенция федерации и субъектов;
4) остаточные полномочия, не охваченные ни одним из перечисленных элементов.
Первый способ состоит в том, что конституция устанавливает исключительную компетенцию федерации, а все остальные вопросы относит к ведению ее субъектов. Компетенция федерации может быть установлена путем перечня вопросов, относящихся к ее исключительному ведению. В этом случае дается перечень вопросов, по которым федеральные органы могут принимать законы. Компетенция федерации может быть определена и "негативным" способом - путем запрета субъектам федерации принимать законы по указанным в конституции вопросам. При данном способе регулирования тенденция заключается обычно в том, что полномочия федерации расширяются, нередко путем толкований конституции судами.
Второй способ размежевания предметов ведения заключается в том, что устанавливается исключительная компетенция субъектов федерации, в которую федеральные органы не могут вмешиваться. Он дает определенные гарантии субъектам от вмешательства в сферу их ведения со стороны федеральных органов. Однако к ведению субъектов обычно отнесены вопросы, не имеющие принципиального значения.
При третьем способе конституции устанавливают две сферы компетенции: федерации и ее субъектов. Часто в конституции дается перечень вопросов, относящихся к обеим сферам, а иногда четко перечислены только федеральные полномочия, полномочия же субъектов охарактеризованы в "негативном плане" - говорится, какие меры федерация не вправе применять по отношению к ее субъектам.
Четвертый способ размежевания предметов ведения
состоит в том, что указываются три их
сферы: компетенция федерации,
ее субъектов и совместная компетенция
федерации и субъектов. Сфера совместной
компетенции часто называется в конституциях
и теории совпадающей, конкурирующей компетенцией.
Наконец, пятый способ размежевания компетенции
заключается в том, что конституция дает
перечень только двух сфер: федеральной
и совместной компетенции. Перечня же
исключительных полномочий субъектов
не существует. Конституция содержит обычно
формулировку: все вопросы, которые не
вошли в указанные два перечня (остаточные
полномочия), относятся к исключительному
ведению субъектов федерации, и в этой
сфере закон субъекта федерации и: преимущество
по отношению к федеральному закону, т.е.
действует закон субъекта, а не федеральный
закон. Такой подход, порожден отказом
от концепции дуалистического федерализма
и переходом к идее кооперативного федерализма,
имеет преимущества по сравнению охарактеризованной
выше трехчленной классификацией. В новейших
федеральных конституциях все чаще используется
именно этот способ.
Размежевание полномочий
(предметов ведения) между федерацией
Индии и штатами урегулировано
специальным (седьмым) приложением
к Конституции.
При принятии индийской конституцией
законодателями был использован четвертый
из изложенных выше способов. К сфере исключительной
компетенции федерации согласно Конституции
Индии ("союзный перечень") относятся
97 вопросов с многими под вопросами иностранные
дела, оборона, внешняя торговля, банковское
дело, почта и телеграф, железные дороги,
воздушное сообщение и т.д. Совместная
(совпадающая, конкурирующая) компетенция
включает 47 вопросов уголовный и гражданский
процесс, брак и процесс, договорное и
трудовое законодательство, законодательство,
законодательство о профсоюзах, о печати,
о социальном страховании и др. Исключительная
компетенция штата охватывает 66 вопросов:
общественный порядок, полиция, тюрьмы,
просвещение, здравоохранение, промышленность,
сельское хозяйство и др.
Информация о работе Система государственного управления в Индии