Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2014 в 16:13, контрольная работа
Социальное государство – понятие, призванное подчеркнуть, что социальные проблемы входят в состав приоритетных для данного государства.
Социальное государство выполняет ряд управляющих функций по развитию экономики и социальной сферы, формирует институты доходов населения с учетом выравнивания, создает предпосылки для высокого качества жизни работающего населения.
Введение
Социальное государство – понятие, призванное подчеркнуть, что социальные проблемы входят в состав приоритетных для данного государства.
Социальное
государство выполняет ряд
Важно заметить,
что социальная политика тесно связана
с уровнем развития общества, с
целями и задачами которые ставит
общество перед собой в своём
социальном развитии. Главная цель
социальной политики в экономическом
ракурсе – это распределение
и перераспределение
Основной
же задачей социальной политики является
создание в обществе благоприятного
социального климата и
В работе будут рассмотрены приоритеты социального государства и механизм его функционирования.
политика государство проект
Социальное государство – понятие, призванное подчеркнуть, что социальные проблемы входят в состав приоритетных для данного государства.
Задача
социального государства
Конституция определила Российскую Федерацию как социальное государство. Характеристики социального государства:
а) развитая система страховых социальных отчислений и высокий уровень налогов, формирующих бюджет, высокие размеры отчислений на социальную сферу;
б) развитая система услуг и социальных служб для всех групп населения;
в) развитая правовая система, при которой осуществлено разделение властей, чёткая реализация функций каждой ветви власти, отработана нормативно-правовая система социальной жизни.
В современном понимании целью социального государства является обеспечение общественных благ, призванных обеспечивать потребности населения в защите от внешних и внутренних угроз, поддержании правопорядка, организации повседневной жизнедеятельности.
Главный
признак социального
МОТ определяет достаточную меру социально-экономической защищенности населения исходя из совокупности следующих условий:
1. сохранения
достоинства и самоуважения
2. возможности
планировать свою
3. наличие
базовых институтов
Важнейшей предпосылкой обеспечения достойной жизни человека является оптимальное сочетание и функционирование таких базовых институтов:
– частная собственность
– достойная заработная плата
– социальное страхование
– общественные блага
Институт общественных благ, создаваемый социальным государством с помощью бюджетных механизмов, позволяет каждому гражданину страны получить доступ к услугам, обеспечиваемым федеральными, региональными и муниципальным органами.
Право на частную собственность, достойную заработную плату и пенсию, доступ к качественным системам здравоохранения и образования образуют фундамент реализации основополагающих принципов устройства общества: свобода и личная ответственность граждан, личная ответственность и солидарная взаимопомощь, социальная справедливость и субсидиарность.
Данные институты образуют «ядро» социального государства, регулирующее его механизмы, функционирование которых сопряжено с соблюдением важного условия – должного развития каждого в их неразрывном единстве.
2. Российская
модель социальной политики
Функционирование
социального государства
Радикальные
экономические преобразования, как
известно, повлекли за собой существенное
снижение уровня дохода и жизненных
стандартов значительной части населения
нашей страны: по существу, происходило
обесценение трудового
Значительный ущерб, нанесенный национальному человеческому капиталу, связан с сужением возможностей самореализации личности, упрощением мотивационных механизмов в сфере труда, подрывом принципа равенства стартовых возможностей в связи с сокращением масштабов и снижением качества бесплатного образования, ухудшением здоровья населения, утратой доверия к власти.
В сложившейся ситуации основные усилия государства должны быть направлены на сохранение и восстановление нематериальных составляющих общественного богатства. Для этого необходимо пересмотреть как место социальной политики в системе государственных приоритетов, так и ее концепцию, следовательно, формы и методы реализации.
Даже при увеличении в ВВП доли государственных расходов на социальную политику до уровня, характерного для развитых экономик, обеспечить сопоставимые масштабы социальных трансфертов не удастся, поскольку количество нуждающихся в помощи государства в нашей стране слишком велико.
Кроме того, не оправдывает себя и стратегия выявления «самых бедных», поскольку затраты на трансакционные издержки, связанные с идентификацией «адресатов», значительно превышают сумму реальной помощи. Не следует забывать и то, что получение дополнительного дохода через систему социальной помощи и благотворительные фонды снижает самооценку людей, сводит их до унизительного положения объектов благотворительности, не способных существовать самостоятельно и быть полезными обществу.
В настоящее время происходят реформы в основных отраслях социальной сферы – здравоохранении, образовании, ЖКХ, одним из результатов которых становится платность продуктов (услуг), производимых в данных секторах. В этой связи возникает две группы проблем, общих для всего социального блока.
· технологии и организации производства социальных услуг;
· источников финансирования.
Мировая практика свидетельствует, что социальная сфера не обладает достаточными возможностями развиваться только на основе саморегулирования; решающая роль здесь принадлежит государственным институтам.
Практики государственного управления оценивают рассмотренные социальные процессы как изменение российской модели социальной политики.
Во-первых,
провозглашен отказ государства
от жестокого регулирования
Во-вторых,
происходит разгосударствление социальной
сферы и освобождение государства
от функции непосредственного
В-третьих,
формируется рынок социальных услуг
с реально возникающей
В-четвертых, в социальной политике появляется новый субъект – гражданин, который раньше был только ее объектом (когда человек за копейки получал услуги, то он как бы не имел морального права требовать, чтобы они были надлежащего качества и представлены в полном объеме; когда же человек начинает платить реальную цену за такие услуги, он автоматически превращается в субъект, имеющий моральное и юридическое право на получение качественных услуг, свободный выбор их вида и количества).
Необходимость решения серьезных социальных задач побудило правительство к выбору прагматического пути – реализации правительственных программ в форме приоритетных национальных проектов в области образования, здравоохранения, жилья и сельского хозяйства.
Российская власть смогла адекватно спрогнозировать развитие социокультурной мегатенденции в политике и экономике, учтя российскую специфику. Избранные сферы определяют качество жизни людей и социальное самочувствие общества, создают стартовые условия для развития человеческого потенциала.
Главной
целью и базовым национальным
приоритетом в современном
Приоритетные национальные проекты должны органически вписаться в стратегический курс развития человеческого потенциала. С этой точки зрения основные усилия государства должны быть сконцентрированы на решении трех групп первостепенных задач:
– улучшение социально-экономических условий (увеличение подушевого ВВП, продолжительности и качества жизни, качества здравоохранения);
– повышение интеллектуального и культурного потенциала личности (рост числа студентов, школьников, доступ к культурным ценностям, увеличение количества ученых);
– духовное, нравственное совершенствование личности, формирование адекватной ценностной системы общества и государства.
Эти три направления тесно связаны и взаимно усиливают друг друга. Выделение одного из них и отказ от других означает потерю смысла и эффективности всей стратегии.
Переломить этот негативный тренд можно лишь на основе системных мер по радикальной модернизации социальной сферы:
Во-первых,
представляется необходимым создать
систему взаимоувязанных
– работающим – институт достойной заработной платы, гарантирующей работнику и членам его семьи приемлемые уровень и качество жизни (средняя заработная платы по стране должна быть не менее 5 ти ПМ, а доля зарплаты в ВВП – достичь за пять лет 35%);
– пенсионерам – институт пенсионного страхования, который бы гарантировал наемным работникам возможность заработать (за 35–40 лет страхового стажа) пенсию не менее 50–60% их заработной платы;
– всем гражданам страны – гарантированное (бесплатное) оказание медицинской помощи в рамках базовой программы государственного здравоохранения, дополняемой обязательным медицинским страхованием для работающих (совокупные затраты на которые должны составлять не менее 6% ВВП); гарантированное (бесплатное) предоставление возможностей для получения среднего и высшего профессионального образования (государственные затраты на это должны составлять не менее 5% ВВП).
Во-вторых, государственные расходы на социальные цели следовало бы законодательно установить на уровне не ниже минимальных стандартов (не менее 20% ВВП), рекомендованных конвенциями и рекомендациями МОТ, Европейской социальной хартией, подписанной Россией в 2000 г.
В-третьих,
необходимо разработать общенациональную
(структурированную по основным направлениям)
программу развития систем образования,
здравоохранения и жилищно-
Таким образом, российская модель имеет свои особенности и вполне реальные цели и задачи, реализация которых в условиях кризиса усложняется, но необходимость их растёт, так как население больше подвергается социальным рискам.