Сотрудничество России со странами СНГ и мировыми экономическими организациями

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июня 2013 в 10:56, реферат

Описание работы

Цель работы - охарактеризовать основные направления взаимодействия и сотрудничества России в области таможенного дела.
Для выполнения поставленной цели мною были решены следующие задачи: описать нормативно-правовые акты, регламентирующие сотрудничество таможенных органов РФ и стран СНГ, охарактеризовать основные направления сотрудничества таможенных органов в рамках СНГ и с мировыми экономическими организациями, описать проблемы вхождения России в ВТО.

Файлы: 1 файл

Сотрудничество России со странами СНГ и мировыми экономическими организациями.docx

— 57.98 Кб (Скачать файл)

Современная практика осуществления  таможенного сотрудничества в нашей  стране идет по нескольким направлениям:

1). Международно-правовое  сотрудничество в рамках СНГ,  развитие экономики стран которого  идет в довольно схожих по  своему характеру направлениях;

2). Международно-правовое  сотрудничество со странами -- членами  Всемирной торговой организации  (ВТО), заменившей с 1 января 1995 г.  Генеральную ассамблею (соглашение) по тарифам и торговле (ГАТТ), основной  принцип деятельности которой  -- предоставление странами-участниками  друг другу режима наибольшего  благоприятствования во взаимной  торговле (что означает -- предоставление  одним государством другому государству  таких же преференций в отношении  таможенных пошлин, иных таможенных  платежей и эквивалентных им  по значению налогов и сборов, какие им предоставлены любому  другому государству-участнику ВТО).

В то же время, несмотря на кажущееся  многообразие интеграционных группировок, закономерность этапов их экономической  интеграции приблизительно одинакова  и выглядит следующим образом:

1). Создание зон свободной  торговли, в рамках которой государства  -- их участники ограничиваются  отменой таможенных барьеров  во взаимной торговле;

2). Создание таможенных  союзов, обязательным условием которого  является отмена таможенных пошлин  и всевозможных количественных  ограничений во взаимной торговле  стран -- их участников, установление  единого таможенного тарифа и  проведение единой таможенной  политики по отношению к третьим  странам;

3). Создание общего рынка,  при котором убираются не только  барьеры во взаимной торговле  между государствами, но и барьеры  для свободного перемещения услуг,  капиталов и граждан;

4). Создание экономических  союзов, для которых характерно  образование единого рынка без  границ и в дополнение ко  всему вышеперечисленному также  проведение государствами -- его  участниками скоординированной  макроэкономической политики и  создание системы коллективного  регулирования социально-экономических  процессов, протекающих в регионах  таковых союзов.

Последним этапом служит создание политических союзов, для государств-участников которых характерно проведение согласованной  внешней политики, а также согласование действий в сфере безопасности, внутренних дел и юстиции.

Приоритетность с Содружеством независимых государств во внешней  политике Российской Федерации определяет то значительное место, которое занимает в международном сотрудничестве ФТС России взаимодействие с таможенными  службами государств ближнего зарубежья.

Результаты экономического сотрудничества и интеграции в рамках государств-участников СНГ во многом зависят в том числе и от практического использования этими  государствами уже накопленного международного опыта.

Сегодня таможенное сотрудничество ФТС России в формате СНГ строится с учетом Концепции дальнейшего  развития Содружества независимых  государств и Плана основных мероприятий  по ее реализации, одобренных решением Совета глав государств СНГ в Душанбе 5 октября 2007 года.

В соответствии с Планом основных мероприятий разрабатывается  Стратегия экономического развития СНГ, в рамках которой таможенное сотрудничество предполагается развивать  по целому ряду направлений.

Одно из этих направлений - инвентаризация международной правовой базы СНГ в таможенной сфере. Основной целью инвентаризации является анализ эффективности действующих соглашений, выявление пробелов в правовом регулировании, а также устранение существующих коллизий.

Важным для достижения целей экономического сотрудничества стран СНГ будет оставаться комплекс вопросов, связанных с тарифным и  нетарифным регулированием. По этому  направлению взаимодействие таможенных служб развивается достаточно эффективно. Практически на каждом заседании  Совета рассматриваются вопросы  внесения изменений в товарную номенклатуру внешнеэкономической деятельности СНГ, а также практика ее применения. На основании разработанных таможенными  службами документов Экономическим  советом СНГ внесены изменения  в Перечень условий, производственных и технологических операций, при  выполнении которых товар считается  произведенным в стране, в которой  они имели место. Четкие критерии определения страны происхождения  товара помогают таможенным службам  пресекать случаи представления  фальсифицированных документов.

Одним из важнейших направлений  деятельности таможенных органов государств - участников СНГ является упрощение  процедур таможенного оформления, где  центральное место занимают использование  современных информационных технологий и доступ к ним всех участников процесса международной торговли. В  рамках решения данной проблемы на 48-м заседании СРТС СНГ 21 ноября 2008 года в городе Санкт-Петербурге был  подписан Протокол об организации обмена предварительной информацией о  товарах и транспортных средствах, перемещаемых через таможенные границы государств - участников СНГ, который служит основой для развития "информационного" направления сотрудничества.

К настоящему времени создана  договорно-правовая база в отношении  обмена предварительной информацией. В частности, Российской Федерацией подписаны двусторонние протоколы  с Республикой Узбекистан, Украиной и Республикой Молдова, с таможенными  службами которых разработаны и  подписаны необходимые технические  условия обмена предварительной  информацией. Соответствующая работа проводится и с таможенными службами государств - участников СНГ, включая  Армению, Таджикистан и другими. В то же время российская делегация  отметила, что в связи с созданием  Таможенного союза информационный обмен предварительной информацией  между Беларусью, Казахстаном и  Россией будет осуществляться в  рамках статьи 42 Таможенного кодекса  Таможенного союза и Соглашения о представлении и об обмене предварительной  информацией о товарах и транспортных средствах, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза, подписанного главами правительств Таможенного  союза 21 мая 2010 года.

Следует отметить, что положительной  динамике таможенного сотрудничества способствуют инициативы таможенных служб  по расширению взаимодействия с другими  структурами СНГ, в частности  в правоохранительной сфере. В 2004 году подписано Соглашение об информационном взаимодействии между Советом руководителей  таможенных служб государств - участников СНГ и Советом руководителей  органов безопасности и специальных  служб государств - участников СНГ. С учетом рекомендаций Экономического совета СНГ заключены рамочные меморандумы  и протоколы об информационном обмене с координационными правоохранительными  органами СНГ, такими как Бюро по координации  борьбы с организованной преступностью  и иными опасными видами преступлений, Антитеррористический центр стран  СНГ, Координационная служба Совета командующих пограничными войсками стран СНГ.

С целью углубления таможенного  сотрудничества в правоохранительной сфере при поддержке Экономического совета и Совета глав правительств СНГ при Совете руководителей  таможенных служб в 2008 году создан Комитет  глав правоохранительных подразделений  таможенных служб СНГ, призванный коллегиально заниматься выработкой тактики борьбы с правонарушениями на всем пространстве Содружества.

В сентябре 2010 г. в Москве на базе ФТС России состоялась рабочая  встреча руководителей правоохранительных подразделений таможенных служб  государств-членов Таможенного союза. В совещании приняли участие  заместители руководителей таможенных служб Российской Федерации, Республики Беларусь и Республики Казахстан.

По итогам совещания одобрен  план основных организационных и  практических мероприятий таможенных служб государств-членов Таможенного  союза в рамках ЕврАзЭС на 2010-2011 годы, разработан порядок взаимодействия правоохранительных подразделений  таможенных служб, намечены конкретные практические мероприятия на границах Таможенного союза по выявлению, предупреждению и пресечению каналов  контрабанды. Участники встречи  были едины во мнении, что выработанные в ходе заседания меры и принятые решения придадут импульс развитию правоохранительного сотрудничества и создадут дополнительные возможности  для интенсификации межведомственных контактов в сфере борьбы с  таможенными правонарушениями на пространстве Таможенного союза.

Лидирующая роль Российской Таможенной службы сохраняется в  профильной подготовке кадров для таможенных служб на пространстве СНГ на базе Российской таможенной академии, которая  осуществляется на основании Соглашения о сотрудничестве в области подготовки и повышения квалификации таможенных работников от 23 ноября 1994 года. Российская таможенная академия (РТА) является региональным базовым центром по подготовке кадров для таможенных служб государств - участников СНГ. В РТА в 2010 году было зачислено на очное обучение 72 студента из стран СНГ, на заочное  обучение - 69. Однако цифры отражают только количество. Подготовка квалифицированных  кадров - это будущее таможенной системы СНГ и поэтому вырабатываются новые подходы к процессу обучения специалистов для таможенных органов. В июне 2010 года Советом руководителей  таможенных служб государств-участников СНГ был утвержден Развернутый  план реализации положений Концепции  профильной подготовки кадров, для  таможенных служб государств - участников СНГ на базе Российской таможенной академии на период до 2011 года. В настоящее  время ведется работа по подготовке новой редакции Концепции на период до 2015 года.

Кроме многостороннего формата  сотрудничество между таможенными  службами государств - участников СНГ  строится на двусторонней основе в  рамках 11 межправительственных комиссий по торгово-экономическому сотрудничеству. Наиболее активно двусторонние связи  развиваются с таможенными службами Белоруссии, Казахстана, Украины. В  свете благоприятных тенденций, проявившихся в последнее время  в отношениях между Россией и  Туркменистаном, ФТС России предпринимает  активные шаги по развитию сотрудничества с Государственной таможенной службой  Туркменистана, с которой не было контактов с 2003 года, а представители  службы фактически не принимали участие  в работе Совета и других форматах встреч таможенных служб государств - участников СНГ.

Интеграционные процессы на пространстве СНГ имеют разноскоростной  и разноуровневый характер.

Локомотивом интеграции является Евразийское экономическое сообщество (Россия, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Таджикистан, Узбекистан), в рамках которого формируется Таможенный союз государств - членов ЕврАзЭС в составе  России, Белоруссии и Казахстана.

Обеспечение консолидации таможенных служб государств - членов ЕврАзЭС  на пути формирования общего таможенного  пространства является одной из задач  международного таможенного сотрудничества ФТС России.

Взаимодействие таможенных служб, необходимое для практической реализации таможенной составляющей интеграционных процессов, осуществляется в рамках созданного в 1996 году Совета руководителей  таможенных служб при Интеграционном комитете ЕврАзЭС (СРТС при ИК ЕврАзЭС).

На заседаниях СРТС при  ИК ЕврАзЭС, которые проводятся ежеквартально, рассматриваются вопросы, связанные  с подготовкой, принятием и реализацией  нормативных документов, направленных на решение обширного комплекса  задач по формированию единой таможенной территории.

Приоритеты определены с  учетом реализации стратегических задач, поставленных перед таможенными  органами главами государств - членов ЕврАзЭС, в частности Коноваленко  С. Федеральная таможенная служба на пространстве СНГ // Международная жизнь. - 2008. - № 8 - 9. - С. 20.:

- создание общей унифицированной  системы таможенного регулирования,  в рамках которой действуют  унифицированные правила таможенного  оформления и таможенного контроля, применяются единые таможенные  режимы;

- обеспечение экономической  безопасности на внешних границах  государств - членов ЕврАзЭС, борьба  с контрабандой и другими видами  таможенных правонарушений;

- укрепление и обустройство  внешних границ ЕврАзЭС.

Одна из важнейших задач  таможенных служб государств - членов ЕврАзЭС - обеспечение свободного перемещения  товаров по их территориям. В целях  облегчения и ускорения процедур, связанных с перемещением товаров, таможенными службами было разработано  Соглашение об обеспечении уплаты таможенных платежей путем внесения на счет таможенного  органа денежных средств или путем  использования гарантий банков при  перемещении товаров под таможенным контролем между таможенными  органами государств - членов Евразийского экономического сообщества, которое  было принято главами правительств государств - членов ЕврАзЭС 19 мая 2006 года.

Для информационного обеспечения  перемещения товаров готовится  целевая межгосударственная программа  по созданию единой автоматизированной системы контроля таможенного транзита государств - членов ЕврАзЭС. В настоящее  время принята ее концепция.

Другой важной задачей  СРТС при ИК ЕврАзЭС является координация  деятельности при подготовке национальных проектов модернизации информационно-технического оснащения таможенных служб государств - членов ЕврАзЭС. Для реализации указанной  задачи была создана постоянно действующая  рабочая группа и как результат  ее работы - подготовка типовых требований по информационно-техническому оснащению  пунктов пропуска таможенных служб  государств - членов ЕврАзЭС. Следующими шагами в этом направлении явились  одобренные предложения по разработке Межгосударственной целевой программы  по оснащению границ государств - членов ЕврАзЭС инспекционно-досмотровыми комплексами для таможенного  контроля крупногабаритных автомобилей  и контейнеров.

Как и Совет руководителей  таможенных служб государств - участников СНГ, СРТС при ИК ЕврАзЭС на регулярной основе проводит инвентаризацию заключенных  договоров и соглашений на предмет  их переработки или отмены. Одновременно с этим разрабатывается проект Таможенного  кодекса таможенного союза и  проект Основ таможенного законодательства государств - членов ЕврАзЭС.

Оценивая результаты таможенного  сотрудничества государств - членов ЕврАзЭС, можно признать, что благодаря  совместным усилиям экспертов и  руководителей таможенных служб  этих государств при координирующей роли ФТС России, бессменно возглавляющей  СРТС при ИК ЕврАзЭС, за прошедшие  годы проведена значительная работа по унификации таможенно-тарифного  регулирования в рамках ЕврАзЭС  и созданию договорно-правовой базы таможенного союза.

Новым этапом в развитии сотрудничества ФТС России в рамках ЕврАзЭС послужило присоединение  в 2006 году к Договору об учреждении Евразийского экономического сообщества Республики Узбекистан. Возникла необходимость  оказания всемерного содействия таможенной службе Узбекистана в скорейшей  интеграции в существующую систему  таможенных правоотношений государств - членов ЕврАзЭС, что потребовало  разработки, согласования и проведения внутригосударственных процедур по целому ряду международных правовых актов. С 2007 года таможенная служба Республики Узбекистан является членом СРТС при  ИК ЕврАзЭС.

Перспективным направлением практической деятельности ФТС России в Евразийском регионе является содействие в развитии Евразийских  транспортных коридоров, в первую очередь  в рамках пилотного проекта ЕврАзЭС  по ускоренному пропуску контейнерных поездов по маршрутам Урумчи - Брест  и Урумчи - Москва на основе современных  информационных технологий.

Информация о работе Сотрудничество России со странами СНГ и мировыми экономическими организациями