Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июня 2013 в 10:56, реферат
Цель работы - охарактеризовать основные направления взаимодействия и сотрудничества России в области таможенного дела.
Для выполнения поставленной цели мною были решены следующие задачи: описать нормативно-правовые акты, регламентирующие сотрудничество таможенных органов РФ и стран СНГ, охарактеризовать основные направления сотрудничества таможенных органов в рамках СНГ и с мировыми экономическими организациями, описать проблемы вхождения России в ВТО.
В ходе подготовки к заседанию специальной рабочей группы, а также к совещанию руководителей таможенных служб государств-членов ЧЭС, предусмотренному программой Украинского председательства, ФТС России была проведена работа по согласованию проекта Меморандума об обмене данными о товарах и транспортных средствах, пересекающих границы государств - членов ЧЭС. 18 марта 2008 года на заседании в Киеве главы таможенных служб стран-участниц ЧЭС обсуждали возможность установления механизма обмена предварительной информацией основанного на Меморандуме. По результатам заседания было подписано заявление глав таможенных служб стран-участниц ЧЭС, в котором нашли отражение и инициативы таможенной службы России.
2-3 октября 2008 года в
городе Ялта (Украина) состоялось
заседание рабочей группы ЧЭС
по таможенным вопросам. В ходе
заседания был доработан и
одобрен проект плана действий
стран ЧЭС на период с 2008
по 2010 годы, представленный украинской
стороной (страна-координатор рабочей
группы). На сегодняшний день основным
открытым вопросом на 2009 год остается
создание и реализация
В 2008 году ФТС России проведены два заседания Рабочей группы Совета Баренцева/Евроарктического региона (СБЕР) по таможенному сотрудничеству. Продолжено традиционное сотрудничество ФТС России в региональных международных организациях: Совет государств Балтийского моря (СГБМ) и Совет Баренцева/Евроарктического региона (СБЕР).
ФТС России возглавляет рабочую группу по таможенному сотрудничеству в рамках российского председательства в Совете Баренцева-Евроарктического региона. 5 июня 2008 года в ФТС России прошло первое заседание рабочей группы Совета Баренцева-Евроарктического региона, по вопросам преодоления торговых барьеров, в котором приняли участие, в том числе, высшие должностные лица СБЕР. Руководством СБЕР данная Рабочая группа признана одной из лучших, занимающая место в первом ряду партнерства в Баренцевом регионе.
Среди международных экономических
организаций, сотрудничество с которыми
является важным для внешнеэкономических
связей государств, видное место занимает
Всемирная таможенная организация,
до октября 1994 г. - Совет таможенного
сотрудничества (СТС). Совет - международная
межправительственная организация - начал
свою деятельность в ноябре 1952 г. в
составе 17 стран-членов. Высшим органом
СТС/ВТО является Сессия, созываемая,
как правило, один раз в год. Делегации
стран-членов обычно бывают представлены
главами национальных таможенных служб.
Постоянно действующим
Совет таможенного сотрудничества
был создан с целью обеспечения
согласованности и единообразия
таможенных систем, совершенствования
таможенных процедур и таможенного
законодательства. Необходимо было решить
задачу унификации номенклатуры для
классификации товаров в
В настоящее время Всемирная таможенная организация проводит большую методическую и консультативную работу по модернизации национальных таможенных служб с целью их подготовки к условиям работы в XXI столетии. Российская таможенная служба поддерживает с ВТО тесные связи и опирается на ее поддержку.
В 2008 году на 111 сессии Совета ВТО таможенная служба России была признана лучшей таможенной службой в мире по показателям в области борьбы с нарушением прав интеллектуальной собственности.
В 2008 году Федеральная таможенная служба обеспечила присоединение Российской Федерации к Рекомендациям ВТО:
- «О необходимости развития и укрепления роли таможенных администраций в сфере борьбы с отмыванием денег и легализацией доходов, полученных преступным путём»;
- «О противодействии трансграничным правонарушениям в сфере экологии».
В 2011 году международная деятельность Службы будет направлена на дальнейшее укрепление таможенного сотрудничества ФТС России с ВТО, обеспечение участия ее представителей в работе Всемирной таможенной организации.
4. Проблема вхождения России в ВТО
Взаимодействие России с Всемирной торговой организацией играет важную роль в международных таможенных отношениях. В отношениях со странами «дальнего зарубежья» приоритет отдается развитию сотрудничества с таможенными службами стран, граничащих с Россией, являющихся основными торгово-экономическими партнерами, а также представляющих зону «риска» в правоохранительном плане.
В соответствии с Уругвайским раундом, проходившим с 1986 г. по 1993 г., Генеральное соглашение по торговле и тарифам (ГАТТ) с 1 января 1995 г. была переименована во Всемирную торговую организацию (ВТО). Деятельность организации базируется на трех соглашениях: о торговле и тарифах, о торговле услугами, о торговых аспектах прав интеллектуальной собственности. Главной целью ВТО является дальнейшая либерализация торговли товарами и услугами посредством совершенствования торговых правил. Первостепенной задачей в области регулирования инвестиций является разработка многосторонних правил, подобно существующим многосторонним правилам в торговле. При этом единственным средством защиты отечественного производителя признается таможенно-тарифная политика. Только в ситуации отрицательного сальдо торгового баланса страна может вводить количественные ограничения на импорт, то есть устанавливать, сколько тех или иных товаров можно ввезти из-за границы Шумилов М. М. Международное торговое и таможенное сотрудничество России со странами "дальнего зарубежья" - М., 2001..
Важнейшими принципами формирования торговой системы в XXI в. также являются:
- недопущение дискриминации в межгосударственных торговых отношениях (принцип наибольшего благоприятствования);
- дальнейшее внедрение правил свободной торговли;
- открытость национальных рынков и их либерализация;
- снятие законодательных
ограничений по использованию
импортных продуктов и
- ограничение права
- равное отношение к услугам и их производителям вне зависимости от страны происхождения;
- свободный доступ на внешний рынок товаров и услуг из наименее развитых стран;
- равенство налогов, налагаемых на импортные и отечественные товары;
- возможность присоединения
к ВТО России, Китая и других
стран (принцип
- обеспечение условий,
препятствующих центробежным
- ограничение прав национальной
таможни определять таможенную
стоимость перемещаемых
Сегодня в ВТО входит 153 государств; еще 2 страны, включая Белоруссию и Россию, ведут переговоры о присоединении. Россия стремится к вступлению в ВТО. В июне 1993 г. на имя Генерального директора ГАТТ было направлено официальное заявление России с просьбой о принятии ее в эту международную организацию.
По словам помощника президента
РФ Аркадия Дворковича Россия рассчитывает
завершить процесс вступления во
Всемирную торговую организацию, продолжающийся
уже более 15 лет, в 2011 году. Вступление
России в ВТО на правах его члена
позволит ей без заключения двусторонних
и многосторонних договоров и
соглашений участвовать в торговле
в рамках многостороннего Соглашения,
преодолевать дискриминационные ограничения,
сохраняющиеся в мировой
Основные выгоды, которые Россия может получить от присоединения к ВТО, заключаются в следующем:
1). Россия станет полноправным
участником новых раундов
2). Присоединение к ВТО
станет для России мощным
3). Благодаря вступлению
в ВТО российские экспортёры
быстро освоят общепринятые
4). Жесткое временное ограничение
переходного периода заставит
отрасли промышленности и
5). Вступление России в
ВТО приведёт к увеличению
экспортных доходов и
6). Внедрение иностранных
банков в банковскую сферу
России может способствовать
более активной мобилизации
7). Правила ВТО содержат
ряд положений, следование
Однако существуют и отрицательные
моменты, которые связаны с
1). Из-за усилившейся иностранной
конкуренции в проигрыше
2). Возможно ограничение
свободы проведения
3). Неизбежное радикальное
сокращение прямого и
4). Действующий в ВТО
механизм разрешения споров
5). В связи со снижением
ввозного таможенного тарифа
и расширением возможностей
6). Минимизация масштабов
прямого государственного
7). Крутое изменение всей
системы взаимных преференций
стран может серьёзным
8). Резкое снижение импортных
пошлин приведёт к сокращению
доходной базы
Задачи модернизации и
подъёма промышленного
Информация о работе Сотрудничество России со странами СНГ и мировыми экономическими организациями