Сотрудничество России со странами СНГ и мировыми экономическими организациями

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июня 2013 в 10:56, реферат

Описание работы

Цель работы - охарактеризовать основные направления взаимодействия и сотрудничества России в области таможенного дела.
Для выполнения поставленной цели мною были решены следующие задачи: описать нормативно-правовые акты, регламентирующие сотрудничество таможенных органов РФ и стран СНГ, охарактеризовать основные направления сотрудничества таможенных органов в рамках СНГ и с мировыми экономическими организациями, описать проблемы вхождения России в ВТО.

Файлы: 1 файл

Сотрудничество России со странами СНГ и мировыми экономическими организациями.docx

— 57.98 Кб (Скачать файл)

В ходе подготовки к заседанию  специальной рабочей группы, а  также к совещанию руководителей таможенных служб государств-членов ЧЭС, предусмотренному программой Украинского председательства, ФТС России была проведена работа по согласованию проекта Меморандума об обмене данными о товарах и транспортных средствах, пересекающих границы государств - членов ЧЭС. 18 марта 2008 года на заседании в Киеве главы таможенных служб стран-участниц ЧЭС обсуждали возможность установления механизма обмена предварительной информацией основанного на Меморандуме. По результатам заседания было подписано заявление глав таможенных служб стран-участниц ЧЭС, в котором нашли отражение и инициативы таможенной службы России.

2-3 октября 2008 года в  городе Ялта (Украина) состоялось  заседание рабочей группы ЧЭС  по таможенным вопросам. В ходе  заседания был доработан и  одобрен проект плана действий  стран ЧЭС на период с 2008 по 2010 годы, представленный украинской  стороной (страна-координатор рабочей  группы). На сегодняшний день основным  открытым вопросом на 2009 год остается  создание и реализация механизмов  обмена предварительной информацией  между таможенными службами стран-участниц  ЧЭС.

В 2008 году ФТС России проведены  два заседания Рабочей группы Совета Баренцева/Евроарктического региона (СБЕР) по таможенному сотрудничеству. Продолжено традиционное сотрудничество ФТС России в региональных международных  организациях: Совет государств Балтийского моря (СГБМ) и Совет Баренцева/Евроарктического региона (СБЕР).

ФТС России возглавляет рабочую  группу по таможенному сотрудничеству в рамках российского председательства в Совете Баренцева-Евроарктического региона. 5 июня 2008 года в ФТС России прошло первое заседание рабочей группы Совета Баренцева-Евроарктического региона, по вопросам преодоления торговых барьеров, в котором приняли участие, в том числе, высшие должностные лица СБЕР. Руководством СБЕР данная Рабочая группа признана одной из лучших, занимающая место в первом ряду партнерства в Баренцевом регионе.

Среди международных экономических  организаций, сотрудничество с которыми является важным для внешнеэкономических  связей государств, видное место занимает Всемирная таможенная организация, до октября 1994 г. - Совет таможенного  сотрудничества (СТС). Совет - международная  межправительственная организация - начал  свою деятельность в ноябре 1952 г. в  составе 17 стран-членов. Высшим органом  СТС/ВТО является Сессия, созываемая, как правило, один раз в год. Делегации  стран-членов обычно бывают представлены главами национальных таможенных служб. Постоянно действующим исполнительным органом ВТО является Секретариат. Штаб-квартира организации находится  в Брюсселе (Бельгия). Бюджет формируется  из ежегодных взносов стран-членов. Его размер определяется четвертым  по величине.

Совет таможенного сотрудничества был создан с целью обеспечения  согласованности и единообразия таможенных систем, совершенствования  таможенных процедур и таможенного  законодательства. Необходимо было решить задачу унификации номенклатуры для  классификации товаров в таможенных тарифах. Эта задача решалась в 50-80 гг. XX в. путем создания Брюссельской таможенной номенклатуры (БТН), Номенклатуры СТС, Гармонизированной системы описания и кодирования товаров (ГС).

В настоящее время Всемирная  таможенная организация проводит большую  методическую и консультативную  работу по модернизации национальных таможенных служб с целью их подготовки к условиям работы в XXI столетии. Российская таможенная служба поддерживает с ВТО  тесные связи и опирается на ее поддержку.

В 2008 году на 111 сессии Совета ВТО таможенная служба России была признана лучшей таможенной службой в мире по показателям в области борьбы с нарушением прав интеллектуальной собственности.

В 2008 году Федеральная таможенная служба обеспечила присоединение Российской Федерации к Рекомендациям ВТО:

- «О необходимости развития и укрепления роли таможенных администраций в сфере борьбы с отмыванием денег и легализацией доходов, полученных преступным путём»;

- «О противодействии трансграничным правонарушениям в сфере экологии».

В 2011 году международная  деятельность Службы будет направлена на дальнейшее укрепление таможенного сотрудничества ФТС России с ВТО, обеспечение участия ее представителей в работе Всемирной таможенной организации.

4. Проблема вхождения России в ВТО

Взаимодействие России с  Всемирной торговой организацией играет важную роль в международных таможенных отношениях. В отношениях со странами «дальнего зарубежья» приоритет  отдается развитию сотрудничества с  таможенными службами стран, граничащих с Россией, являющихся основными  торгово-экономическими партнерами, а  также представляющих зону «риска»  в правоохранительном плане.

В соответствии с Уругвайским  раундом, проходившим с 1986 г. по 1993 г., Генеральное соглашение по торговле и тарифам (ГАТТ) с 1 января 1995 г. была переименована во Всемирную торговую организацию (ВТО). Деятельность организации  базируется на трех соглашениях: о торговле и тарифах, о торговле услугами, о  торговых аспектах прав интеллектуальной собственности. Главной целью ВТО  является дальнейшая либерализация  торговли товарами и услугами посредством  совершенствования торговых правил. Первостепенной задачей в области  регулирования инвестиций является разработка многосторонних правил, подобно  существующим многосторонним правилам в торговле. При этом единственным средством защиты отечественного производителя  признается таможенно-тарифная политика. Только в ситуации отрицательного сальдо торгового баланса страна может  вводить количественные ограничения  на импорт, то есть устанавливать, сколько  тех или иных товаров можно  ввезти из-за границы Шумилов М. М. Международное торговое и таможенное сотрудничество России со странами "дальнего зарубежья" - М., 2001..

Важнейшими принципами формирования торговой системы в XXI в. также являются:

- недопущение дискриминации  в межгосударственных торговых  отношениях (принцип наибольшего  благоприятствования);

- дальнейшее внедрение  правил свободной торговли;

- открытость национальных  рынков и их либерализация;

- снятие законодательных  ограничений по использованию  импортных продуктов и материалов, кроме сфер, связанных с выполнением  государственных заказов;

- ограничение права национальных  властей в части льготирования  местных производителей и необоснованных  обвинений иностранных фирм в  демпинге;

- равное отношение к  услугам и их производителям  вне зависимости от страны  происхождения;

- свободный доступ на  внешний рынок товаров и услуг  из наименее развитых стран;

- равенство налогов, налагаемых  на импортные и отечественные  товары;

- возможность присоединения  к ВТО России, Китая и других  стран (принцип универсальности);

- обеспечение условий,  препятствующих центробежным тенденциям  и разрушению многосторонней  системы торговли (при том, что  ВТО не запрещает создавать  региональные таможенные союзы  и зоны свободной торговли);

- ограничение прав национальной  таможни определять таможенную  стоимость перемещаемых товаров  (по правилам ВТО, цену товара  определяет производитель) и др.

Сегодня в ВТО входит 153 государств; еще 2 страны, включая Белоруссию и Россию, ведут переговоры о присоединении. Россия стремится к вступлению в  ВТО. В июне 1993 г. на имя Генерального директора ГАТТ было направлено официальное заявление России с просьбой о принятии ее в эту международную организацию.

По словам помощника президента РФ Аркадия Дворковича Россия рассчитывает завершить процесс вступления во Всемирную торговую организацию, продолжающийся уже более 15 лет, в 2011 году. Вступление России в ВТО на правах его члена  позволит ей без заключения двусторонних и многосторонних договоров и  соглашений участвовать в торговле в рамках многостороннего Соглашения, преодолевать дискриминационные ограничения, сохраняющиеся в мировой торговле, прежде всего в экспорте товаров, пользоваться льготами, а также получать доступ к регулярной информации о  внешнеэкономической политике.

Основные выгоды, которые  Россия может получить от присоединения  к ВТО, заключаются в следующем:

1). Россия станет полноправным  участником новых раундов переговоров  и сможет отстаивать приемлемые  для себя позиции на мировом  рынке товаров и услуг. В  противном случае нам предстоит  подстраивать своё законодательство  под решения ВТО, не имея  рычагов давления на эти решения;

2). Присоединение к ВТО  станет для России мощным фактором  стабилизации законодательства, что  будет способствовать развитию  внешней торговли и конкурентной  среды;

3). Благодаря вступлению  в ВТО российские экспортёры  быстро освоят общепринятые правила  рыночного поведения, что будет  способствовать развитию цивилизованных  форм участия во внешнеэкономической  деятельности и, в конечном  счете, уменьшит утечку капитала, а также позволит государственным  органам лучше реагировать на  запросы отечественных производителей  и потребителей;

4). Жесткое временное ограничение  переходного периода заставит  отрасли промышленности и отдельные  предприятия активнее заниматься  развитием производства и повышением  конкурентоспособности. Иностранная  конкуренция, в конечном счете,  будет способствовать структурной  перестройке российской экономики  и повышению её конкурентоспособности;

5). Вступление России в  ВТО приведёт к увеличению  экспортных доходов и уменьшению  потерь в результате снижения  таможенных пошлин, прекращения  или сокращения антидемпинговых  процедур, уменьшения других препятствий  для российского экспорта;

6). Внедрение иностранных  банков в банковскую сферу  России может способствовать  более активной мобилизации средств  потенциальных вкладчиков, которые  держат деньги «в чулках», не  доверяя отечественным банкам. Если  мобилизованные банками средства  будут вкладываться в российский  реальный сектор, это будет иметь  несомненное позитивное значение. Кроме того, следует учитывать  огромную массу свободных денег  иностранных банков, предложение  которых позволит снизить среднюю  банковскую ставку, а, следовательно,  повлияет на рост промышленного  производства в стране;

7). Правила ВТО содержат  ряд положений, следование которым  чрезвычайно выгодно для государства,  в том числе положение о  защите иностранных инвесторов  и защите авторских прав в  России, что способствует развитию  внутреннего рынка программного  обеспечения и новых технологий. Открытость экономики способствует  развитию международных отношений  России с мировым сообществом,  торговля и взаимные инвестиции  делают экономики различных стран  зависимыми друг от друга и  тем самым ограничивают враждебность  внешней политики. Вместо абстрактных  враждебных нам стран начинают  появляться конкретные партнёры  по бизнесу, покупатели и поставщики  товаров и услуг.

Однако существуют и отрицательные  моменты, которые связаны с предполагаемым вступлением России в ВТО:

1). Из-за усилившейся иностранной  конкуренции в проигрыше окажутся  большая часть машиностроения, пищевая,  легкая промышленность, сельское  хозяйство, авиастроение, производство  потребительских товаров длительного  пользования, стройматериалов, бытовая  химия, большая часть сферы  услуг. Прогнозируется падение  конкурентоспособности российских  предприятий на внутреннем рынке,  а значит, грядут спад промышленного  производства и ещё большое  усиление сырьевой специализации  отечественной индустрии;

2). Возможно ограничение  свободы проведения самостоятельной  внешнеэкономической политики;

3). Неизбежное радикальное  сокращение прямого и косвенного  субсидирования товаропроизводителей  из федерального бюджета и  из бюджетов субъектов Федерации  может плачевным образом отразится  на промышленности и сельскохозяйственном  комплексе;

4). Действующий в ВТО  механизм разрешения споров вовсе  не гарантирует от принятия  в отношении России ограничительных  процедур. Даже после вступления  Киргизии в ВТО в соответствии  с Торговым актом США 1974 г.  страна подпадает под действие  принципа «условного предоставления»  режима наибольшего благоприятствования,  равно как и другие бывшие  социалистические страны. Это означает, что США могут и не предоставить  режим наибольшего благоприятствования  другим членам ВТО, нарушая  тем самым правила этой организации;

5). В связи со снижением  ввозного таможенного тарифа  и расширением возможностей выхода  на российский рынок иностранной  готовой продукции предполагается  ослабление стимулов иностранных  инвестиций;

6). Минимизация масштабов  прямого государственного регулирования  внутренних цен на энергоносители, сближение таковых с мировыми  ценами явно повлечет за собой  рост затрат в производстве, особенно  в энергоёмких отраслях, следствием  чего станет снижение ценовой  конкурентоспособности отечественной  промышленной продукции;

7). Крутое изменение всей  системы взаимных преференций  стран может серьёзным препятствием  для функционирования существующего  таможенного союза;

8). Резкое снижение импортных  пошлин приведёт к сокращению  доходной базы государственного  бюджета страны, третья часть  которой формируется за счёт  таможенных платежей.

Задачи модернизации и  подъёма промышленного производства, а также перепрофилирования международной  специализации страны в системе  мирохозяйственных связей требует  внесения кардинальных корректив во внешнеэкономическую политику государства. Стратегической задачей России при  вхождении в мировое хозяйство  является либерализация внешнеэкономического режима. Однако возрастающая открытость к внешнему миру не должна входить  в противоречие с интересами национальной безопасности. При этом, как отмечает один из ведущих политологов К. Гаджиев, «главная составляющая национального  интереса - это императив самосохранения государства» http://www.tgrt.ru/analitika/5507114980.

Информация о работе Сотрудничество России со странами СНГ и мировыми экономическими организациями