Сотрудничество России со странами СНГ и мировыми экономическими организациями

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июня 2013 в 10:56, реферат

Описание работы

Цель работы - охарактеризовать основные направления взаимодействия и сотрудничества России в области таможенного дела.
Для выполнения поставленной цели мною были решены следующие задачи: описать нормативно-правовые акты, регламентирующие сотрудничество таможенных органов РФ и стран СНГ, охарактеризовать основные направления сотрудничества таможенных органов в рамках СНГ и с мировыми экономическими организациями, описать проблемы вхождения России в ВТО.

Файлы: 1 файл

Сотрудничество России со странами СНГ и мировыми экономическими организациями.docx

— 57.98 Кб (Скачать файл)

В силу политических, экономических  и географических причин приоритетным направлением таможенного сотрудничества на пространстве СНГ остается сотрудничество в формате Союзного государства  России и Белоруссии.

Совместным органом, вырабатывающим политику и принимающим решения, направленные на углубление интеграционных процессов в таможенной сфере, является коллегия Таможенного комитета Союзного государства. ФТС России выполняет  функции Секретариата Таможенного  комитета Коноваленко С. Федеральная  таможенная служба на пространстве СНГ // Международная жизнь. - 2008. - № 8 - 9. - С. 21..

Основными направлениями  деятельности Таможенного комитета Союзного государства является унификация таможенного законодательства в  условиях отсутствия таможенного контроля на российско-белорусской границе  в отношении товаров, происходящих из Российской Федерации или из Республики Беларусь, обеспечение эффективного таможенного контроля в отношении  товаров из третьих стран.

Таможенными службами Союзного государства ведется совместная работа по обеспечению свободного перемещения  товаров и транспортных средств  через территорию государств - участников Договора о создании Союзного государства  при соблюдении их таможенных законодательств.

Следует отметить тесное взаимодействие таможенных служб двух государств при  разработке и реализации союзных  программ по первоочередному развитию таможенной инфраструктуры пограничных  пунктов таможенного оформления (пунктов пропуска) на территории Республики Беларусь и по созданию Единой автоматизированной информационной системы Таможенного  комитета Союзного государства.

Хотелось бы отметить, что  в условиях быстро развивающейся  мировой торговли возрастает роль международного сотрудничества в таможенной сфере  на пространстве СНГ. Оно должно быть прежде всего направлено на ускорение  товарооборота во внешней торговле в интересах экономического развития государств - участников СНГ и одновременно обеспечивать взаимодействие таможенных служб в решении вопросов, связанных  с предотвращением и пресечением  таможенных правонарушений при перемещении  товаров и транспортных средств  через границы.

На этой платформе ФТС  России предстоит и в дальнейшем развивать международное таможенное сотрудничество со странами СНГ, внося  свою лепту в решение стратегических задач, которые поставлены руководством государства во внешнеэкономической  сфере и по вопросам экономической  безопасности России.

3. Сотрудничество России с мировыми экономическими организациями

Огромную роль в международных  таможенных правоотношениях играют международные экономические организации, создаваемые государствами и  иными субъектами международных  отношений. Целью сотрудничества Федеральной  таможенной службы с международными организациями является модернизация таможенной службы России, а также продвижение ее интересов в мировом таможенном сообществе.

Среди таких специализированных таможенных межгосударственных объединений  можно выделить международные универсальные  таможенные организации, ареной деятельности которых является весь мир, и международные  региональные таможенные организации, распространяющие свое действие на определенный локальный регион земного шара.

К универсальным международным  таможенным организациям можно отнести  Совет таможенного сотрудничества или Всемирную таможенную организацию. Среди региональных таможенных организаций  можно назвать Европейский Союз, Содружество Независимых Государств (объединяющее страны Центральной и  Южной Африки), Организацию стран  Магриба (объединяющую государства  Северной и Северо-Западной Африки), Всемирную торговую организацию, Североамериканское соглашение о свободной торговле (НАФТА), некоторые другие организации. Основной международной организацией в области таможенного дела является Всемирная таможенная организация (ВТАО), от англ. World Customs Organization (WCO). ВТАО основана 15 декабря 1950 г. в Брюсселе, где были подписаны три конвенции:

1). Конвенция о создании  Совета таможенного сотрудничества;

2). Конвенция об оценке  таможенных пошлин;

3). Конвенция о таможенной  номенклатуре.

Конвенции вступили в силу, соответственно, 4 ноября 1952 г., 28 июля 1953 г. и 11 сентября 1959 г.

Учредительная сессия Совета таможенного сотрудничества, в которой  приняли участие таможенные службы 17 стран Европы, состоялась 26 января 1953 г. В настоящее время ВТАО объединяет 171 государство. Россия, правопреемница СССР, является членом ВТАО с 1992 г.

Главными задачами организации  с момента ее создания являются гармонизация и унификация таможенных систем, совершенствование  таможенного законодательства, развитие международного сотрудничества. ВТАО поддерживает тесные контакты с Интерполом, комитетом ООН по контролю над  наркотиками, контртеррористическим  комитетом Совета безопасности ООН.

После распада СССР ставшая  его правоприемницей Российская Федерация подтвердила свои намерения  об участии в более чем 300 международных  торговых и таможенных организациях. Российская Федерация, осуществляя  преобразования во внешнеэкономической  сфере, направленные на переход к  открытой экономике, предпринимает  большие усилия для интеграции в  мирохозяйственные связи.

Растущее значение приобретают  связи с Европейским Союзом: на долю стран Западной Европы приходится около 50% внешнеторгового оборота  России. 24 июня 1994 года на острове Корфу (Греция) было заключено Соглашение о партнерстве и сотрудничестве между Российской Федерацией и ЕС. Оно содействует углублению и  расширению ранее принятых обеими сторонами  соглашений - между СССР и ЕЭС (1988 г.) и СССР и Европейским сообществом  по атомной энергии - о торговле, коммерческом и экономическом сотрудничестве (1989 г.).

Россия и ЕС договорились о сотрудничестве во всех сферах экономических  отношений. После 1998 г. предусматривается  создание с ЕС зоны свободной торговли товарами, охватывающей также свободу  учреждения компаний, свободу трансграничной торговли услугами и движения капиталов. Целью партнерства является также  обеспечение основы экономического и других видов сотрудничества на базе взаимной выгоды, взаимной ответственности  и поддержки.

В июне 1995 г. было подписано  и с февраля 1996 г. вступило в силу Временное соглашение о торговле между ЕС и Российской Федерацией, включающее статьи СПС, которые не требуют  ратификации и не ведут к изменению  законодательства стран - участников Соглашения. Временное соглашение охватывает режим  торговли товарами, ряд областей таможенного  дела, стандартизации, конкуренции, обеспечения  прав интеллектуальной собственности.

В то же время ЕС отказывается признать рыночный характер российской экономики и считает, что необходимые  политические, экономические и правовые предпосылки для вступления России в ЕС еще не созрели. Это позволяет  ЕС применять антидемпинговые процедуры. При этом не учитываются внутренние российские цены при определении  факта и уровня демпинга, а также  форм антидемпинговых мер, что на деле означает нежелание принимать  во внимание показатели коммерческой деятельности отдельных компаний.

В течение 2008 года деятельность ФТС России была направлена на усиление партнерства и интенсификацию сотрудничества с Евросоюзом.

ФТС России поступательно  выстраивает отношения таможенного  сотрудничества с европейскими таможенными  администрациями, сообществами и организациями, учитывая важность участия в формировании общих пространств в экономической и таможенной сферах. На данном направлении не менее важным остается развитие таможенного сотрудничества в области гармонизации и упрощения таможенных процедур, совместимости транзитных систем России и Европейского Сообщества, организации информационного обмена, развития таможенной инфраструктуры, консалтинга и обучения кадров.

19 июня 2008 года в Москве  состоялось 8 заседание Подкомитета  Россия - ЕС по таможенному и  трансграничному сотрудничеству.

Согласованы три приоритетных направления взаимодействия по преодолению существующей проблемы на совместной границе. К их числу относятся:

- содействие взаимной торговле путем выработки и принятия законодательных, административных и практических мер по урегулированию ситуации на границе России - ЕС;

- реализация пилотного проекта по обмену таможенной информацией;

- развитие пунктов пропуска и таможенной инфраструктуры на границе между РФ и ЕС.

Обсуждены вопросы, относящиеся  к транзиту. Так вводится в эксплуатацию российская национальная транзитная система  «Транзит - 2», совместимая с Новой  компьютеризированной транзитной системой ЕС (НКТС).

Особое внимание уделено  вопросу подготовки пилотного проекта  по обмену таможенной информацией между  Россией и ЕС, практическая реализация которого началась с 1 января 2009 года. Согласно проекту, основой обмена информацией  должны стать данные, содержащиеся в книжке МДП.

Помимо широты охвата (проект охватит около 70 процентов всех грузоперевозок из Европейского союза в Россию автомобильным  транспортом), к числу преимуществ проекта можно отнести высокую степень защищенности данных и взаимную стыковку транзитных систем.

Вместе с ФТС России и Комиссией европейских сообществ (КЕС) в проекте на добровольной основе участвуют 12 государств-членов Евросоюза (Австрия, Бельгия, Чехия, Эстония, Финляндия, Германия, Венгрия, Италия, Латвия, Литва, Польша и Швеция). Пилотный проект остается открытым для других стран ЕС, которые  могут присоединиться к нему в  любой момент. Основные документы  для обмена информацией в рамках Пилотного проекта (пользовательские требования и технические спецификации) разработаны и одобрены Рабочей  группой. Тестирование программного продукта проекта начато с 01 октября 2008 года.

В 2008 году ФТС России исходя из задачи построения Общего европейского экономического пространства и учитывая лидирующее положение Европейского союза во внешнеторговом обороте  России провела работу с Комиссией  Европейских сообществ в плане  сближения основных таможенных документов (российской ГТД и ЕАД стран  ЕС) и процедур таможенного транзита.

Одним из важнейших направлений  сотрудничества России и Европейского союза в таможенном деле является развитие российской таможенной инфраструктуры на северо-западном направлении. Так, в  частности, на средства Евросоюза обустроены пункта пропуска: в мае 2008 года введён в эксплуатацию на российско-литовской границе МАПП «Чернышевское», ведётся строительство на российско-польской границе МАПП «Мамоново-Гжехотки», открытие которого планируется к началу 2011 г.

В настоящее время между  ФТС России и КЕС ведётся согласование текста Меморандума между Правительством Российской Федерации и Комиссией  Европейских сообществ (КЕС) о взаимопонимании  по вопросу финансирования в рамках Программы ТАСИС проектирования и строительства многостороннего автомобильного пункта пропуска Советск на российско-литовской границе.

В рамках совершенствования  законодательной базы сотрудничества ФТС России и ЕС в таможенной сфере подготовлены предложения для включения в проект нового Соглашения о стратегическом партнерстве Россия-ЕС, который придет на смену действующему, а также прорабатывается необходимость заключения с ЕС отдельного отраслевого соглашения о сотрудничестве в таможенной сфере.

ФТС России и КЕС продолжают тесное взаимодействие в области  развития таможенной инфраструктуры на общей границе.

В соответствии с Соглашением  о партнерстве и сотрудничестве между Россией и ЕС сотрудничество ФТС России с Комиссией Европейских  сообществ в таможенной сфере  имеет своей целью, достижение совместимости  таможенных систем Сторон.

На протяжении 2008 года ФТС  России осуществляла председательство в Рабочей группе Совета Баренцева/Евроарктического региона по устранению торговых барьеров. В рамках председательства ФТС России активно осуществляла продвижение российских инициатив в области обмена предварительной информацией о перемещаемых в регионе СБЕР товарах, направленных на усиление правоохранительной составляющей сотрудничества и установление более тесного диалога по вектору «таможня-бизнес».

В контексте многовекторной внешней политики Российской Федерации  важное и всевозрастающее значение имеет Азиатско-Тихоокеанский регион, что обусловлено принадлежностью России к этому динамично развивающемуся району мира, заинтересованностью в использовании его возможностей при реализации программ экономического подъема Сибири и Дальнего Востока, необходимостью укрепления регионального сотрудничества. Эта линия определяет и приоритеты таможенного сотрудничества ФТС России в данном регионе, как на двусторонней основе, так и через региональные интеграционные структуры Азиатско-Тихоокеанского региона: форум «Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество» (АТЭС), Шанхайская организация сотрудничества (ШОС).

В 2008 году ФТС России осуществляла работу в Подкомитете по таможенным процедурам Комитета по торговле и инвестициям АТЭС, а также активно взаимодействовала с Секретариатом АТЭС по конкретным направлениям деятельности. В 2009 году ФТС России планируется обновление разделов Индивидуального Плана действия Российской Федерации в АТЭС.

В 2008 году ФТС России развивало  взаимодействие и участие с Организацией Черноморского экономического сотрудничества (ЧЭС).

5-6 февраля 2008 года в  штаб-квартире Организации Черноморского  экономического сотрудничества  состоялось очередное заседание  Экспертной рабочей группы ЧЭС  по таможенному сотрудничеству, посвященное подготовке заседания  Совета руководителей таможенных  служб ЧЭС (СРТС ЧЭС), которое  было проведено в период 17-18 марта  2008 года в городе Киеве. В  повестку заседания были включены  вопросы налаживания взаимодействия  таможенных служб черноморского  региона в решении резолюций  Совета министров иностранных  дел ЧЭС, обсуждение возможности  налаживания системы взаимного  предварительного информирования, подготовки проекта резолюции СРТС ЧЭС, иные вопросы, представляющие интерес для укрепления таможенного сотрудничества в рамках ЧЭС.

Информация о работе Сотрудничество России со странами СНГ и мировыми экономическими организациями