Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июня 2013 в 10:56, реферат
Цель работы - охарактеризовать основные направления взаимодействия и сотрудничества России в области таможенного дела.
Для выполнения поставленной цели мною были решены следующие задачи: описать нормативно-правовые акты, регламентирующие сотрудничество таможенных органов РФ и стран СНГ, охарактеризовать основные направления сотрудничества таможенных органов в рамках СНГ и с мировыми экономическими организациями, описать проблемы вхождения России в ВТО.
В силу политических, экономических и географических причин приоритетным направлением таможенного сотрудничества на пространстве СНГ остается сотрудничество в формате Союзного государства России и Белоруссии.
Совместным органом, вырабатывающим политику и принимающим решения, направленные на углубление интеграционных процессов в таможенной сфере, является коллегия Таможенного комитета Союзного государства. ФТС России выполняет функции Секретариата Таможенного комитета Коноваленко С. Федеральная таможенная служба на пространстве СНГ // Международная жизнь. - 2008. - № 8 - 9. - С. 21..
Основными направлениями деятельности Таможенного комитета Союзного государства является унификация таможенного законодательства в условиях отсутствия таможенного контроля на российско-белорусской границе в отношении товаров, происходящих из Российской Федерации или из Республики Беларусь, обеспечение эффективного таможенного контроля в отношении товаров из третьих стран.
Таможенными службами Союзного государства ведется совместная работа по обеспечению свободного перемещения товаров и транспортных средств через территорию государств - участников Договора о создании Союзного государства при соблюдении их таможенных законодательств.
Следует отметить тесное взаимодействие таможенных служб двух государств при разработке и реализации союзных программ по первоочередному развитию таможенной инфраструктуры пограничных пунктов таможенного оформления (пунктов пропуска) на территории Республики Беларусь и по созданию Единой автоматизированной информационной системы Таможенного комитета Союзного государства.
Хотелось бы отметить, что
в условиях быстро развивающейся
мировой торговли возрастает роль международного
сотрудничества в таможенной сфере
на пространстве СНГ. Оно должно быть
прежде всего направлено на ускорение
товарооборота во внешней торговле
в интересах экономического развития
государств - участников СНГ и одновременно
обеспечивать взаимодействие таможенных
служб в решении вопросов, связанных
с предотвращением и
На этой платформе ФТС
России предстоит и в дальнейшем
развивать международное
3. Сотрудничество России с мировыми экономическими организациями
Огромную роль в международных
таможенных правоотношениях играют
международные экономические
Среди таких специализированных таможенных межгосударственных объединений можно выделить международные универсальные таможенные организации, ареной деятельности которых является весь мир, и международные региональные таможенные организации, распространяющие свое действие на определенный локальный регион земного шара.
К универсальным международным
таможенным организациям можно отнести
Совет таможенного
1). Конвенция о создании
Совета таможенного
2). Конвенция об оценке таможенных пошлин;
3). Конвенция о таможенной номенклатуре.
Конвенции вступили в силу, соответственно, 4 ноября 1952 г., 28 июля 1953 г. и 11 сентября 1959 г.
Учредительная сессия Совета таможенного сотрудничества, в которой приняли участие таможенные службы 17 стран Европы, состоялась 26 января 1953 г. В настоящее время ВТАО объединяет 171 государство. Россия, правопреемница СССР, является членом ВТАО с 1992 г.
Главными задачами организации с момента ее создания являются гармонизация и унификация таможенных систем, совершенствование таможенного законодательства, развитие международного сотрудничества. ВТАО поддерживает тесные контакты с Интерполом, комитетом ООН по контролю над наркотиками, контртеррористическим комитетом Совета безопасности ООН.
После распада СССР ставшая его правоприемницей Российская Федерация подтвердила свои намерения об участии в более чем 300 международных торговых и таможенных организациях. Российская Федерация, осуществляя преобразования во внешнеэкономической сфере, направленные на переход к открытой экономике, предпринимает большие усилия для интеграции в мирохозяйственные связи.
Растущее значение приобретают связи с Европейским Союзом: на долю стран Западной Европы приходится около 50% внешнеторгового оборота России. 24 июня 1994 года на острове Корфу (Греция) было заключено Соглашение о партнерстве и сотрудничестве между Российской Федерацией и ЕС. Оно содействует углублению и расширению ранее принятых обеими сторонами соглашений - между СССР и ЕЭС (1988 г.) и СССР и Европейским сообществом по атомной энергии - о торговле, коммерческом и экономическом сотрудничестве (1989 г.).
Россия и ЕС договорились о сотрудничестве во всех сферах экономических отношений. После 1998 г. предусматривается создание с ЕС зоны свободной торговли товарами, охватывающей также свободу учреждения компаний, свободу трансграничной торговли услугами и движения капиталов. Целью партнерства является также обеспечение основы экономического и других видов сотрудничества на базе взаимной выгоды, взаимной ответственности и поддержки.
В июне 1995 г. было подписано и с февраля 1996 г. вступило в силу Временное соглашение о торговле между ЕС и Российской Федерацией, включающее статьи СПС, которые не требуют ратификации и не ведут к изменению законодательства стран - участников Соглашения. Временное соглашение охватывает режим торговли товарами, ряд областей таможенного дела, стандартизации, конкуренции, обеспечения прав интеллектуальной собственности.
В то же время ЕС отказывается
признать рыночный характер российской
экономики и считает, что необходимые
политические, экономические и правовые
предпосылки для вступления России
в ЕС еще не созрели. Это позволяет
ЕС применять антидемпинговые
В течение 2008 года деятельность ФТС России была направлена на усиление партнерства и интенсификацию сотрудничества с Евросоюзом.
ФТС России поступательно
выстраивает отношения
19 июня 2008 года в Москве
состоялось 8 заседание Подкомитета
Россия - ЕС по таможенному и
трансграничному
Согласованы три приоритетных направления взаимодействия по преодолению существующей проблемы на совместной границе. К их числу относятся:
- содействие взаимной торговле путем выработки и принятия законодательных, административных и практических мер по урегулированию ситуации на границе России - ЕС;
- реализация пилотного проекта по обмену таможенной информацией;
- развитие пунктов пропуска и таможенной инфраструктуры на границе между РФ и ЕС.
Обсуждены вопросы, относящиеся к транзиту. Так вводится в эксплуатацию российская национальная транзитная система «Транзит - 2», совместимая с Новой компьютеризированной транзитной системой ЕС (НКТС).
Особое внимание уделено вопросу подготовки пилотного проекта по обмену таможенной информацией между Россией и ЕС, практическая реализация которого началась с 1 января 2009 года. Согласно проекту, основой обмена информацией должны стать данные, содержащиеся в книжке МДП.
Помимо широты охвата (проект охватит около 70 процентов всех грузоперевозок из Европейского союза в Россию автомобильным транспортом), к числу преимуществ проекта можно отнести высокую степень защищенности данных и взаимную стыковку транзитных систем.
Вместе с ФТС России
и Комиссией европейских
В 2008 году ФТС России исходя из задачи построения Общего европейского экономического пространства и учитывая лидирующее положение Европейского союза во внешнеторговом обороте России провела работу с Комиссией Европейских сообществ в плане сближения основных таможенных документов (российской ГТД и ЕАД стран ЕС) и процедур таможенного транзита.
Одним из важнейших направлений сотрудничества России и Европейского союза в таможенном деле является развитие российской таможенной инфраструктуры на северо-западном направлении. Так, в частности, на средства Евросоюза обустроены пункта пропуска: в мае 2008 года введён в эксплуатацию на российско-литовской границе МАПП «Чернышевское», ведётся строительство на российско-польской границе МАПП «Мамоново-Гжехотки», открытие которого планируется к началу 2011 г.
В настоящее время между
ФТС России и КЕС ведётся согласование
текста Меморандума между
В рамках совершенствования законодательной базы сотрудничества ФТС России и ЕС в таможенной сфере подготовлены предложения для включения в проект нового Соглашения о стратегическом партнерстве Россия-ЕС, который придет на смену действующему, а также прорабатывается необходимость заключения с ЕС отдельного отраслевого соглашения о сотрудничестве в таможенной сфере.
ФТС России и КЕС продолжают тесное взаимодействие в области развития таможенной инфраструктуры на общей границе.
В соответствии с Соглашением о партнерстве и сотрудничестве между Россией и ЕС сотрудничество ФТС России с Комиссией Европейских сообществ в таможенной сфере имеет своей целью, достижение совместимости таможенных систем Сторон.
На протяжении 2008 года ФТС России осуществляла председательство в Рабочей группе Совета Баренцева/Евроарктического региона по устранению торговых барьеров. В рамках председательства ФТС России активно осуществляла продвижение российских инициатив в области обмена предварительной информацией о перемещаемых в регионе СБЕР товарах, направленных на усиление правоохранительной составляющей сотрудничества и установление более тесного диалога по вектору «таможня-бизнес».
В контексте многовекторной
внешней политики Российской Федерации
важное и всевозрастающее значение
имеет Азиатско-Тихоокеанский
В 2008 году ФТС России осуществляла работу в Подкомитете по таможенным процедурам Комитета по торговле и инвестициям АТЭС, а также активно взаимодействовала с Секретариатом АТЭС по конкретным направлениям деятельности. В 2009 году ФТС России планируется обновление разделов Индивидуального Плана действия Российской Федерации в АТЭС.
В 2008 году ФТС России развивало взаимодействие и участие с Организацией Черноморского экономического сотрудничества (ЧЭС).
5-6 февраля 2008 года в
штаб-квартире Организации
Информация о работе Сотрудничество России со странами СНГ и мировыми экономическими организациями