Сравнительная политология: понятие и место в системе политологических дисциплин

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2014 в 08:10, контрольная работа

Описание работы

Сравнительная политология сформировалась как обособленная часть сложной, предметно и методологически диверсифицированной дисциплины, которую принято называть политической наукой, или политологией. Общепринятая позиция по поводу роли сравнительной политологии в широком комплексе политических знаний так и не сложилось. Некоторые исследователи считают, что сравнительная политология - прежде всего субдисциплина, специфика которой выражается в ее методе. В то же время существует позиция (Г. Алмон, «Международная энциклопедия социальных наук»), согласно которой сравнительная политология - это внутринаучное движение, вызванное к жизни в значительной мере социальным контекстом функционирования политического знания. Основное отличие сравнительной политологии от сравнительной социологии и сравнительной антропологии состоит в том, что она занимает центральное место в политической науке и является на сегодня основным ее разделом.

Файлы: 1 файл

Сравнительная 1ч.docx

— 85.48 Кб (Скачать файл)

 

  1. Понятие политической системы и модели политических систем. Способы типологизации.

Политическая система общества – это целостная, упорядоченная совокупность политических институтов, политических ролей, отношений, процессов, принципов политической организации общества, подчиненных кодексу политических, социальных, юридических, идеологических, культурных норм, историческим традициям и установкам политического режима конкретного общества. Политическая система включает отношения между обществом и государством, организацию политической власти, характеризует протекание политических процессов, институциализацию власти, состояние политической деятельности, уровень политического творчества в обществе. Политическая система представляет собой одну из частей или подсистем совокупной общественной системы. Она взаимодействует с другими ее подсистемами: социальной, экономической, идеологической, этической, правовой, культурной образующими ее общественное окружение, ее общественные ресурсы наряду с ее природным окружением и природными ресурсами (демографическими, пространственно-территориальными), а также внешнеполитическим оружием. Центральное положение политической системы в этой структуре ее внешнего и внутреннего окружения определяется ведущей организационной и регулятивно-контрольной ролью самой политики.

Политическая система имеет собственную структуру, которую можно представить в виде следующих подсистем (элементов): 1) институциональная подсистема: включает разные государственные и общественно-политические институты и неполитические организаций, СМИ; 2) коммуникативная подсистема: совокупность отношений и принципы взаимодействия, складывающиеся как внутри политической системы, так и между ее подсистемами. Отношения по форме могут выступать как принуждение, конфликт, нейтрализация, изоляция или сотрудничество; 3) нормативная подсистема: представляет собой совокупность различных политико-правовых норм и других средств регулирования взаимосвязей между субъектами политической системы (Конституция, законы, нормативные акты, исторические и национальные традиции и обычаи, мораль); 4) культурно-идеологическая подсистема: включает в себя совокупность политических взглядов, теорий и концепций, политическую и правовую культуру; 5) функциональная подсистема объединяет способы реализации власти, которые определяют характер взаимоотношений власти и гражданского общества, способы поддержания его единства и целостности.

Политические системы можно классифицировать, применяя определенную типологию. 1) В зависимости от политического режима: тоталитарные, авторитарные, демократические. 2) По характеру взаимодействия с внешней средой выделяют: открытые системы, закрытые системы. 3) В историческом анализе используется описание систем с позиций формационного подхода: рабовладельческие, феодальные, капиталистические, социалистические.

Весьма распространено выделение традиционных (доиндустриальных) и модернизированных политических систем. Для традиционных характерно неразвитое гражданское общество, подданническая  политическая  культура, диктатура власти. В модернизированных системах существует развитое гражданское общество, рациональный способ обоснования власти, дифференциация политических ролей.

Выделяют политические системы переходного типа. Политическая система современной России носит черты подобной переходности, что проявляется в сочетании либерализма с авторитаризмом, в отсутствии рациональной, т.е. ответственной и компетентной, бюрократии, в слабости институтов гражданского общества.

Одна из типологий политических систем  разработана Д. Алмондом и Д. Пауэллом. В зависимости от степени структурной дифференциации и секулярности выделяются: 1) примитивные (минимум структурной дифференциации); 2) традиционные (слабая дифференциация политических структур и "культурой подчинения"; 3) современные системы (еще более дифференцированными в структурном плане, в них функционирует культура участия, когда человек ориентирован на активное участие в политике).

Политологи обратили внимание на то, что политическая культура США по характеру ценностей отличается от культуры, сложившейся в Европе.Это позволило Д. Алмонду и С. Вербе выделить следующие типы политических систем: 1) англо-американская система с секулярной, гомогенной и  плюралистической культурой (большинство граждан разделяют общие базовые ценности и нормы); 2) континентально-европейская политическая система, которая характеризуется фрагментарной политической культурой; 3) доиндустриальные или частично индустриальные с дифференцированной политической культурой; 4) тоталитарная политическая система с гомогенной политической культурой, причем сама гомогенность определяется отсутствием плюрализма и возможности реализации частного интереса.

 

  1. Понятие политического режима, типологии политических режимов.

Политический режим (лат. геgimеп – управление) – совокупность средств и методов осуществления власти, способ функционирования политической системы. Понятие политического режима раскрывает функциональный характер политической системы. Характер политического режима определяется по совокупности таких параметров, как: 1) объем и уровень свобод в обществе; 2) методы осуществления государственной власти; 3) характер взаимоотношений между государством и обществом; 4) характер борьбы за политическое лидерство (открытый, закрытый, промежуточный); 5) степень вовлеченности народа в политическую жизнь (вытеснение масс из политики или обеспечение им возможности влиять на политические решения); 6) ценности, на которые ориентируется политическое руководство (консерватизм, реформизм, революционизм); 7) способы формирования политических институтов; 8) методы выработки политических решений.

Согласно марксистскому толкованию классовой сущности власти, режимы подразделяются на социалистические (протосоциалистические) и капиталистические (протокапиталистические). М. Дюверже классифицирует режимы на: 1) явные и авторитарные; 2) демократические; 3) автократические; 4) монократические (диктаторские); 5) директорией (коллективное правление); 6) комбинированные. Часто разделяют режимы на диктатуры и демократии. В типологии Ж. Блонделя основанием разделения режимов на группы служит соотношение трех переменных: политическая конкуренция, структура элиты и политическое участие населения:

Режимы (системы)

Закрытые с монолитной элитой

Закрытые с дифференцированной элитой

Открытые

Исключающие

Традиционный

Авторитарно-бюрократический

Конкурирующая олигархия

Включающие

Эгалитарно-авторитарный

Авторитарно-неэгалитарный

Либеральная демократия

       

 

В современной литературе предложено великое множество классификаций политических режимов. Например, Джеймс Коулмэн выделяет среди них соревновательные, полусоревновательные и авторитарные; Дэвид Аптер — диктаторские, олигархические, непрямо представительные и прямо представительные; Эдуард Шилз — политические демократии, опекающие демократии, модернизирующиеся олигархии, тоталитарные олигархии и традиционные олигархии; Жан Блондель — либерально-демократические, эгалитарно-авторитарные, традиционно-эгалитарные, популистские и ав-торитарно-инэгалитарные режимы.

классификацию политических систем, разработанную одним из лидеров «движения за сравнительную политологию» — Гэбриэлом Алмондом. Ученый выделяет англо-американские, кон-тинентально-европейские, тоталитарные и доиндустриальные системы. Признаком, по которому образуются «семьи» политических режимов, здесь выступает культурно-историческая общность, а роль теоретического конструирования невелика: каждая из выделенных Алмондом категорий просто фиксирует определенный круг феноменов.

 

Одной из наиболее широко распространенных классификаций является

деление политических режимов на тоталитарные, авторитарные и демократические, построенное на анализе характера и способов взаимоотношения власти, общества и личности. Данная классификация отражает идеальные, т.е. теоретически выделенные типы политических режимов. В реальности ни один из них в чистом виде не существует. Политический режим обладает способностью эволюционировать вследствие распада или преобразования: демократия может трансформироваться в авторитаризм или тоталитаризм, поставторитаризм – в демократию.

 

 

  1. Виды авторитарных режимов

Авторитарным называют любой политический режим, в число базовых характеристик которого входят понятия «закрытый» или «исключающий». Авторитаризм гораздо шире представлен в истории человечества, чем демократия. И хотя сегодня общество переживает подъем «демократической волны», около половины населения планеты и по сей день живет в условиях авторитарных режимов.

Традиционный режим: закрытый, с монолитной элитой, исключающий

Через традиционные режимы прошли все страны мира, и не приходится удивляться, что они были очень разнообразны. Известный исследователь политических систем прошлого С. Эйзенштадт выделяет следующие основные их виды: родовые империи, империи кочевников или завоевателей, города-государства, феодальные системы и централизованные бюрократические империи. Хронологически эта классификация охватывает государства, существовавшие с глубокой древности до наших дней. К числу традиционных режимов, сохраняющихся в современном мире, можно отнести Саудовскую Аравию, большинство княжеств Персидского залива, Бутан, Бруней, Свазиленд. Их закрытый характер проявляется в том, что власть чаще всего передается по наследству, а иногда приобретается силой. Экономическая (землевладельческая, реже — торговая) элита совпадает с властвующей, что позволяет некоторым исследователям говорить о существовании в таких обществах единого феномена «власти-собственности». Специализированная бюрократия либо отсутствует, либо сама представляет собой экономически привилегированный класс населения. Профессия однозначно определяет социальный статус и доступ его носителя к процессу принятия решений. Источником легитимности режима служит религиозная санкция, приписывающая существующему порядку «богоданный» характер. А значит, вопрос о реформах не только не обсуждается, но и редко формулируется.

Соревновательная олигархия: открытый, исключающий режим

Появление нового, экономически привилегированного класса, в момент своего зарождения в Западной Европе получившего название «горожан» (буржуазии), или средний класс. Ранее монолитная элита стала дифференцированной. Землевладельческая аристократия, составлявшая базу традиционных режимов не могла проигнорировать этот крупный социальный сдвиг. Один из вариантов назревшего передела власти и положил начало системе, которую в литературе часто называют «стабильной ограниченной демократией». Примеры соревновательной олигархии: политическая система Англии с 1688 до 1832 г., когда велась открытая и вполне законная борьба за власть между крупными коалициями имущих слоев города и деревни. В большинстве латиноамериканских стран соревновательная олигархия дожила до XX в., а в некоторых до наших дней. Фасад режима носит демократический характер, так как отсутствуют предусмотренные законом ограничения на избирательное право, в действительности же коалиции крупных землевладельцев и компрадоров идут на выборы, заранее уверенные в преданности арендаторов и рабочих. До абсурда эта система была доведена в Колумбии, главные партии которой - консерваторы и либералы - заключили между собой в 1957 г. договор, согласно которому президентский пост и министерские кресла доставались им по очереди. Соревновательная олигархия может существовать лишь на пассивной социальной базе, когда политический режим представляет собой проекцию конкурирующих между собой экономических элит. По мере изменения социальной структуры становятся неизбежными дальнейшие политические сдвиги.

Авторитарно-бюрократический режим: закрытый, с дифференцированной элитой, исключающий.

Суть такого режима - лавирование между различными фракциями экономической элиты и другими социальными силами. Термин «бюрократический авторитаризм» использовался Г. О'Доннеллом и некоторыми другими учеными для отображения военных режимов, существовавших в Латинской Америке в 70-х годах. Один из ранних экспериментов такого рода, проделанный в середине прошлого века французским императором Наполеоном III Бонапартом, получил классическое описание в работе Карла Маркса «Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта». Основную опору власти Наполеона III составляли вооруженные силы и непомерно разросшийся бюрократический аппарат, проникший буквально во все поры общества. В то же время бонапартистское правительство широко прибегало к социальной демагогии. Обе эти черты были унаследованы более поздними авторитарно-бюрократическими режимами. Среди европейских стран дольше всего такой режим просуществовал в Португалии (1926-1974). Однако особо широкое распространение в XX в. режимы данного типа приобрели в странах «третьего мира», где они существовали в двух основных формах: военного и популистского режимов.

Военный режим — это форма авторитарного правления, где власть либо прямо принадлежит военным, либо они выступают как главная опора формально гражданской администрации. В слаборазвитых странах (особенно в Африке) военные нередко бывают единственным слоем, способным удерживать и использовать власть. Тогда военный режим оказывается не менее, но и не более репрессивным, чем любой возможный гражданский. Там, где уровень социально-экономического развития несколько выше, военный переворот обычно сталкивается с сопротивлением. Это ведет к репрессиям и насилию. Чаще всего военный режим приобретает характер личной диктатуры (Мобуту в Заире, Амин в Уганде, Пиночет в Чили), хотя иногда встречается коллективное руководство (Аргентина во второй половине 70-х-начале 80-х гг.). Иногда военные захватывают власть, чтобы реализовать долгосрочную программу развития или национальной реконструкции. Однако и эти программные режимы редко добиваются успеха в дстижении своих целей. Оказавшись у власти, военные становятся просто-напросто чиновниками в погонах. Они редко сознают самостоятельное значение политики и потому отдают предпочтение административному стилю руководства, преимущества которого весьма сомнительны. Кроме того, некомпетентность военных в делах государственного управления нередко делает их заложниками гражданской бюрократии. Военные режимы ведут к расцвету коррупции и не способны провести в жизнь программы преобразований при опоре на массы: Во-первых, военные режимы не легитимны. Во-вторых, им очень трудно обеспечить политическую мобилизацию масс в свою поддержку. Любая попытка апеллировать к народу ведет к расколу военной верхушки и к контрперевороту.

Информация о работе Сравнительная политология: понятие и место в системе политологических дисциплин