Структура института Президента РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2013 в 13:55, курсовая работа

Описание работы

Актуальность представленной работы заключается в том, что по сей день институт президента является чем-то закрытым, неизвестным для обычного обывателя, и до конца неопределенным органом государственной власти. Данный аппарат начинает свое укрепление только в начале 2000-ых годов, время когда реформируются законодательная и исполнительная власти. Сложности реализации политических и социально-экономических преобразований в стране, экономическая неравноценность регионов России и ряд других факторов обуславливают сочетание первостепенной задачи по выработке согласованных мер, обеспечивающих поступательное развитие государства, с проведением жесткой исполнительной дисциплины.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Развитие института президента РФ
1.1 Общая характеристика и развитие института президента РФ
1.2 Порядок избирания президента РФ
1.3 Конституционно-правовой статус Президента РФ как главы государства
1.4 Функции и полномочия Президента Российской Федерации
Глава 2. Структура института Президента РФ
2.1 Администрация Президента Российской Федерации
2.2 Структура Администрации Президента Российской Федерации
2.3 Совещательные и Консультативные органы при Президенте РФ
Заключение
Список используемых источников и литературы.

Файлы: 1 файл

Курсовая по КПРФ.doc

— 231.50 Кб (Скачать файл)

В начале 2000-х  годов были внесены соответствующие изменения и в другие законодательские акты, появились новые учреждения и должностные лица в системе института президентства, отражающие динамику его развития.

1.2 Порядок избирания  Президента Российской Федерации

Выборы второго в истории России президента состоялись на основе закона от 31 декабря 1999 г. Его нововведения касались главным образом норм, гарантий прав избирателей, равного статуса кандидатов. В частности, вводится запрет на использование кандидатами, замещающими государственные и муниципальные должности, преимуществ должностного или служебного положения. Был установлен широкий перечень документов и сведений, представляемых кандидатом, в том числе о размере и источниках доходов, об имуществе не только собственном, но и ближайших родственников.

Активное развитие федерального законодательства в начале 2000-х годов предопределило разработку нового закона о выборах, который  было необходимо привести в соответствие с положениями Федерального закона от 12 июня 2002 г. «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Заметное влияние на избирательный прогресс оказал также закон от 11 июля 2001 г. «О политических партиях », предполагающих создание законодательной базы участия партий в избирательных компаниях.

Четвертый со времени  учреждения поста президента России закон о выборах был принят 10 января 2003 г.

В соответствии со ст. 81 Конституции Российской Федерации  Президент Российской Федерации  избирается гражданами РФ на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Порядок выборов Президента Российской Федерации установлен Федеральным законом от 10 января 2003 г. «О выборах Президента Российской Федерации» (в ред. от 21 июля 2005 г.).

На конституционном уровне определяются те требования, которым должно отвечать лицо, могущее быть избранным Президентом РФ.

Для осуществления  в высокой мере ответственных  функций главы государства кандидат в Президенты может быть избран гражданин  РФ не моложе 35 лет, постоянно проживающий в Российской Федерации не менее 10 лет.

Согласно Конституции, одно и то же лицо не может занимать пост Президента РФ более двух сроков подряд. Срок, на который избирается Президент РФ, - 4 года (ч. 1 ст. 81).Внесены  в Конституцию Российской Федерации, принятую всенародным голосованием 12 декабря 1993 года следующие изменения.

Выборы Президента по Конституции назначает Совет  Федерации. Днем выборов является первое воскресенье месяца после истечения  конституционного срока, на который был избран Президент РФ. Законодательством предусмотрено, что решение о назначении выборов должно быть принято не ранее чем за 150 дней и не позднее чем за 120 дней до дня назначения выборов. Если Совет Федерации по каким-либо причинам не назначает выборы Президента РФ, то в соответствии с Законом «О выборах Президента РФ» выборы проводятся Центральной избирательной комиссией во второе или третье воскресенье месяца, в котором проводилось голосование на предыдущих общих выборах Президента РФ. Выборы Президента проводятся по единому федеральному избирательному округу включающему всю территорию России. Избиратели, проживающие за пределами территории Российской Федерации, считают приписанными к федеральному избирательному округу. Подготовку и проведение выборов осуществляют Центральная избирательная комиссия, избирательные комиссии субъектов РФ. Финансовые расходы на подготовку и проведение выборов Президента выделяются из средств федерального бюджета.

Выдвижение  кандидатов на должность Президента осуществляется политическими партиями, а так же в порядке самовыдвижения. В этом случае политическая партия должна иметь государственную регистрацию не менее чем за один год до выборов, а гражданин Российской Федерации, выдвигающий свою кандидатуру, должен иметь поддержку такого самовыдвижения группой избирателей в количестве не менее 500 граждан, обладающих активным избирательным правом. При этом избиратель может входить только в одну группу.

Гражданин выдвинувший  свою кандидатуру, обращается с ходатайством в письменной форме в Центральную избирательскую комиссию Российской Федерации о регистрации группы избирателей. Условия регистрации подробно определены в Законе.

Политическая  партия вправе выдвинуть кандидатом на пост Президента гражданина Российской Федерации, не являющийся членом данной политической партии. Как партии, так и кандидат, выдвинутый в порядке самовыдвижения, должны собрать для поддержки кандидата не менее 2 млн. подписей избирателей. При этом на один субъект Федерации должно приходится не более 50 тыс. подписей избирателей, место жительства которых находится на территории данного субъекта.

Политические  партии, представленные в Государственной  Думе по результатам последних предшествующих выборов депутатов, при выдвижении ими кандидатов в Президенты не собирают подписи избирателей в поддержку своего кандидата.

При выборах  Президента не предусматривается внесение избирательного залога вместо сбора  подписей. Закон детально определяет порядок и условия представления  в Центральную избирательную  комиссию списков для проверки; документов, необходимых для регистрации кандидатов; их статус как кандидатов и зарегистрированных кандидатов; порядок проведения предвыборной агитации.

С момента регистрации  кандидата разрешается проведение предвыборной агитации. Не позднее чем через 10 дней после дня голосования Центральная избирательная комиссия РФ определяет результаты выборов Президента. Избранным считается кандидат, который получил более половины голосов избирателей, принявших участие в голосовании. Если ни один из баллотировавшихся на пост Президента кандидатов не был избран, проводится повторное голосование. По итогам повторного голосования избранным на должность Президента считается кандидат, получивший при голосовании большее число голосов избирателей, принявших участие в голосовании.

Выборы признаются не действительными:

1) Если допущенные  при голосовании и установлении  его итогов нарушения не позволяют  с достоверностью определить  результаты волеизъявления избирателей;

2) Если итоги  голосования признаны недействительными на части избирательных участках, охватывающих не менее чем одну четвертую часть общего числа избирателей;

3) По решению  суда. В таких случаях проводятся  повторные выборы.

После избирания  Президента осуществляется предусмотренная  Конституцией процедура его вступления в должность.

Это предусмотренная  Конституцией процедура сложения полномочий действующим Президентом и возложение (передача) этих полномочий вновь избранному Президенту. Вступлению Президента в  должность предшествует приведение его к присяге.

Присяга есть обязывающая Президента клятва перед народом, произнесенная в присутствии депутатов Государственной Думы, членов Совета Федерации и судей Конституционного Суда РФ и являющаяся юридическим основанием для вступления Президента в должность.

При вступлении в должность Президент приносит народу присягу (клятву). Текст присяги и процедуры приведения к ней содержатся в Конституции РФ. В соответствии со ст. 82 Конституции Президент клянется уважать и защищать Конституцию, права и свободы человека и гражданина, суверенитет и целостность государства, верно служить народу. Приведение к присяге носит светский характер. Присяга приносится Президентом на Конституции. Предусмотрено, что присяга приносится в торжественной обстановке в присутствии членов Совета Федерации, депутатов Государственной Думы и судей Конституционного Суда. Юридические последствия приведения Президента к присяге таковы: с момента приведения к присяге вновь избранный Президент приступает к исполнению своих обязанностей, а действующий Президент обязан сложить свои полномочия.

Согласно ст. 78 Федерального закона от 31 декабря 1999 г. «О выборах Президента РФ» избранный  Президент РФ вступает в должность  по истечении 4 лет со дня вступления в должность Президента, избранного на предыдущих выборах, а при проведении досрочных выборов, а также в случае, если ко дню истечения 4 лет со дня вступления в должность Президента, избранного на предыдущих выборах, назначены повторные выборы, - на 30-й день со дня официального опубликования Центральной избирательной комиссией РФ общих результатов выборов Президента РФ.

1.3 Конституционно-правовой  статус Президента Российской  Федерации как главы государства

В статье 80 Конституции  Российской Федерации определена основная сущностная характеристика статуса Президента РФ: он является главой государства.

Статус Президента Российской Федерации как главы  государства проявляется во всех его конституционно и законодательно определенных полномочиях. Однако в  обобщенной форме функции главы  государства сформированы в ст.80 Конституции, установившей его дефиницию как главы государства: Президент является гарантом Конституции, прав и свобод человека и гражданина. Он должен принимать меры к тому, чтобы не допускалось нарушение Конституции, конституционный механизм защиты прав и свобод работал бесперебойно. Конкретные полномочия Президента, закрепленные в Конституции, обеспечивают возможности эффективно реализовать эту функцию. Среди них - право вето, право законодательной инициативы, обращение с запросом в Конституционный Суд РФ, роспуска Государственной Думы и др.

К важнейшим  основам конституционного строя  относятся суверенитет Российской Федерации, ее независимость и государственная  целостность. На главу государства  возлагается принятие мер по охране этих основ жизненности государства. Признание этих свойств государства является основополагающим для Президента в осуществлении его полномочий в сфере международных отношений, равно как и в аспектах внутренних ситуаций, могущих представлять угрозу для суверенитета и целостности государства. Президент, в частности, уполномочен вводить военное или чрезвычайное положение; как Верховный Главнокомандующий Президент несет ответственность за надлежащий уровень безопасности страны, за состояние Вооруженных сил РФ, их способность обеспечить охрану суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности.

К функциям Президента относится обеспечение целостности  государства не только по причинам внешнего, но и внутреннего порядка.

Он несет  ответственность за надлежащий уровень регулирования отношений между Российской Федерацией в целом и ее субъектами, которые исключали бы нарушение единства государства, препятствовали проявлению сепаратистских устремлений.

Одним из принципов  федеративного устройства Российской Федерации является единство системы государственной власти (ст.5 Конституции). Наличие сложной системы органов государственной власти - федеральных, региональных, законодательных и исполнительных при действии принципа разделения властей обуславливает необходимость обеспечивать согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти. Такого рода функция и возложена на Президента.

Президент как  глава государства определяет основные направления внутренней и внешней  политики государства.

При характеристике этой функции надо учитывать следующие факторы:

1) Президент  идет на выборы с определенной  программой, в которой намечаются  стратегические направления развития  государства и общества, и избрание  того или иного кандидата означает  одобрение содержащих в ней установок большинством избирателей, и обязанность Президента претворять ее в жизнь;

2) Основные направления  внутренней и внешней политики  определяются Президентом в соответствии  с Конституцией РФ и федеральными  законами, принимаемые Федеральным Собранием с учетом позиций политических партий, общественных институтов

Наиболее важной формой реализации функции Президента, заключающейся в определении  основных направлений внутренней и  внешней политики Российской Федерации, являются ежегодные послания Президента Федеральному Собранию. В них дается взвешенная, объективная оценка состояния всех сфер жизни общества, основанная на всеохватывающей базе данных, которыми в силу своего статуса как главы государства владеет Президент, обязанный держать в поле своего зрения все сферы государственного руководства.

В посланиях  Президента подводится итог достигнутому, а также намечаются текущие и  долгосрочные перспективы развития государства, т. е. цели, на достижение которых должна быть направлена деятельность соответствующих государственных и обобщенно-политических структур.

Ежегодные послания Президента имеют важное значение и  в доведении до сведения всего  населения страны основных направлений  развития государства и общества.

Как глава государства  Президента Российской Федерации представляет Россию внутри страны и в международных отношениях.

Внутренний  аспект представительства государства  в лице Президента реализуется при  осуществлении им полномочий, непосредственно  исходящих от государства. Представительство  государства в лице Президента осуществляется и в тех ситуациях, обусловленных федеративным устройством России, когда в отношениях с субъектами Федерации требуется представительство всей Федерации в целом. В частности, это имеет место при подписании договоров федеральных органов и органов субъектов Федерации о разграничении полномочий.

Представительство государства в лице Президента в  международном плане проявляется  во всех сферах, где требуется уровень  отношений в лице глав государств.

При характеристике статуса Президента следует отметить, что в Конституции РФ глава 4 о Президенте открывает перечень глав, посвященных органам государственной власти Российской Федерации.

С целью обозначить высокий статус главы государства  устанавливают особые символы президентской власти.

Статус Президента, как и всех других органов государственной  власти Российской Федерации, символизируется  прежде всего общим символом государства - государственным флагом Российской Федерации. Он поднимается над зданием  официального пребывания Президента, над его резиденцией, находящейся в столице России - в г. Москве, в Кремле.

Государственный флаг символизирует статус Президента как главы Российского государства  и в соответствующих случаях  его официальных поездок за рубеж.

Специальные символы президентской власти установлены в указах Президента, а не на конституционном уровне и не законодательною

Символ президентской  власти в Российской Федерации является штандарт Президента Российской Федерации, установленный Указом Президента от 15 февраля 1994 г. (в ред. от 5 мая 2000 г.). Место нахождением оригинала штандарта является служебный кабинет в резиденции Президента в столице России - г. Москве. Дубликат штандарта поднимается над резиденцией Президента в г. Москве, над другими резиденциями во время пребывания в них Президента, устанавливается на транспортных средствах Президента.

Информация о работе Структура института Президента РФ