Структура института Президента РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2013 в 13:55, курсовая работа

Описание работы

Актуальность представленной работы заключается в том, что по сей день институт президента является чем-то закрытым, неизвестным для обычного обывателя, и до конца неопределенным органом государственной власти. Данный аппарат начинает свое укрепление только в начале 2000-ых годов, время когда реформируются законодательная и исполнительная власти. Сложности реализации политических и социально-экономических преобразований в стране, экономическая неравноценность регионов России и ряд других факторов обуславливают сочетание первостепенной задачи по выработке согласованных мер, обеспечивающих поступательное развитие государства, с проведением жесткой исполнительной дисциплины.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Развитие института президента РФ
1.1 Общая характеристика и развитие института президента РФ
1.2 Порядок избирания президента РФ
1.3 Конституционно-правовой статус Президента РФ как главы государства
1.4 Функции и полномочия Президента Российской Федерации
Глава 2. Структура института Президента РФ
2.1 Администрация Президента Российской Федерации
2.2 Структура Администрации Президента Российской Федерации
2.3 Совещательные и Консультативные органы при Президенте РФ
Заключение
Список используемых источников и литературы.

Файлы: 1 файл

Курсовая по КПРФ.doc

— 231.50 Кб (Скачать файл)

Другим символом президентской власти является Знак Президента. Он состоит из Знака  и цепи Знака.

Как штандарт, так  и Знак Президента Российской Федерации  передаются каждому вновь избранному Президенту.

Президент как  глава государства обладает неприкосновенностью. Статья 91 Конституции, закрепляющая неприкосновенность Президента, не конкретизирует, в чем она выражается. Такая краткая без пояснений формула означает, что отсутствуют какие- либо основания. Допускающие возможность применение к нему уголовной, административной и иных форм ответственности до тех пор, пока он сохраняет статус главы государства. Этой формулой подчеркивается и то обстоятельство, что никакой государственный орган не может лишить его неприкосновенности, дать согласие на привлечение к ответственности, пока он Президент.

В связи с  возникшим вопросом о возможности  досрочного освобождения Президента без  его согласия от должности в связи  со стойкой неспособностью по состоянию здоровья осуществлять свои полномочия по запросу Государственной Думы Конституционный Суд отменил, что при соблюдении определенных условий такая возможность не вступает в противоречие с неприкосновенностью Президента (постановление Конституционного Суда РФ от 11 июля 2000 г.).

Президент не может  быть депутатом, заниматься какой-либо иной оплачиваемой деятельностью.

Вопрос о  партийной принадлежности Президента в Конституции РФ не урегулирован. В Федеральном законе «О политических партиях» (ч.4 ст. 10) достаточно неопределенно сказано, что «Президент Российской Федерации вправе приостановить свое членство в политической партии на срок осуществления своих полномочий».

Такая формула  свидетельствует о том, что закон, не запрещает Президенту быть членом политической партии. Но нет и законодательно установленной обязанности Президента быть членом партии.

1.4 Функции и  полномочия Президента

Полномочия  Президента - это совокупность конституционно закрепленных прав и обязанностей Президента, объем и характер которых обусловлен его статусом, местом и ролью в системе разделения властей.

Президент Российской Федерации в соответствии с конституцией обладает широким кругом полномочий, необходимых для реализации его  функций как глава государства. Эти полномочия затрагивают, по сути дела, все стороны государственной деятельности, и Президент в конечном счете ответственен за слаженную и сбалансированную работу всех государственных структур.

Кроме того, следует  учесть, что все полномочия Президента Российской Федерации основаны на Конституции, должны осуществляться в рамках Конституции и федеральных законов, не могут выходить за их пределы.

Полномочия  Президента Российской Федерации в  соответствии с Конституцией и федеральным  законодательством и иными нормативными правовыми актами обобщить по следующим сферам. Полномочия, связанные:

1) с формированием  и участием в деятельности  федеральных органов государственной  власти;

2) с обеспечением  осуществления полномочий федеральной  государственной власти на всей  территории Российской Федерации;

3) с руководством  внешней политикой;

4) с руководством  в военной сфере;

5) с иными,  возложенными Конституцией на  Президента функциями.

Каждая из названных  сфер включает в себя широкий круг полномочий Президента, которые реализуют  им как непосредственно, так и  в тесном взаимодействии с другими  федеральными органами государственной  власти и различными методами: в  правовых формах посредством издания указов и распоряжений; определения приоритетных направлений деятельности всех государственных структур; разработки федеральных программ; проведение различного рода организационных мероприятий; встреч руководителями различных органов, как федеральных, так и региональных, с представителями партий, иных общественных объединений и др.

Новая концепция  организации власти наделяет Президента обширными функциями. Конституция  России закрепила их в обобщенной форме. Президент как глава государства:

является гарантом Конституции. Прав и свобод человека и гражданина;

принимает меры по охране суверенитета государства, его  независимости и целостности;

обеспечивает  согласованное функционирование и  взаимодействие органов государственной  власти;

представляет  Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях.

Все функции  находят свою конкретизацию в  полномочиях, которые также определены Конституцией. Их реализация, в свою очередь, может осуществляться разными  способами: издание правовых актов, использование права законодательной инициативы, создание совещательных и консультативных органов, выступление с обращениями и заявлениями и т.д.

Полномочия, для  осуществления которых Президент  в соответствии с принципом разделения властей взаимодействует с другими  органами государственной власти. К первым относятся, к примеру, прерогативы Президента в законодательном процессе. Это исключительные права главы государства использовать конституционно-правовые средства в законодательной деятельности. К числу таких прерогатив Конституцией РФ отнесены: право законодательной инициативы, в том числе право Президента РФ вносить в Государственную Думу «срочные» (первоочередные) законопроекты (такие законопроекты могут также включаться палатой в Примерную программу законопроектной работы Государственной Думы на период сессии в качестве первоочередных); право Президента вносить поправки в обсуждаемые Государственной Думой законопроекты; право Президента через своих полномочных (в некоторых случаях - официальных) представителей в палатах Федерального Собрания оказывать влияние на ход обсуждения законопроекта (федерального закона); право негативного контроля или право вето; полномочия, связанные с подписанием принятых федеральных законов и их обнародованием.

Полномочия  Президента, связанные с его участием в формировании и деятельности федеральных органов государственной власти, вытекают из конституционно закрепленной функции обеспечивать согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти; из конституционно закрепленного принципа разделения властей, с присущей ему системой «сдержек и противовесов», проявляющейся, в частности, во взаимодействии различных ветвей власти и формирования федеральных органов государственной власти.

Поэтому в соответствии с Конституцией в формировании федеральных органов государственной власти задействованы и Президент, и Федеральное Собрание - парламент. Это достигается двумя путями: либо Президент назначает определенных должностных лиц, а парламент одобряет, либо парламент назначает, а кандидатуры предлагает Президент.

По характеру  компетенции, взаимодействию с другими  органами государственной власти полномочия Президента подразделяются на следующие  группы:

1) Полномочия по взаимодействию с Федеральным Собранием

На Президента возложен Конституцией ряд полномочий в отношении Государственной Думы: он назначает выборы Государственной Думы в соответствии с конституцией и федеральным законом; может досрочно (ранее установленных 30 дней после выборов) создавать заседание Государственной Думы.

Президент обладает полномочиями распустить Государственную  Думу в случаях и порядке, предусмотренных  Конституцией (ст.111 и 117). Эти случаи касаются тех экстремальных ситуаций, когда между Президентом и  Государственной Думой возникают  неразрешимые коллизии в отношении Правительства.

Участие Президента в законотворческой деятельности выражается также в закреплении его статуса  как субъекта законодательной инициативы.Президент  обладает правом законодательной инициативы по всем вопросам, могущим возникнуть в правотворческой деятельности.

2) Полномочия  по формированию Правительства  РФ и влиянию на деятельность  исполнительных органов государственной  власти.

Наибольший  объем полномочий закреплен за Президентом  в сфере, связанной с формированием  и с деятельностью федеральных органов исполнительной власти. К числу этих полномочий отнесены: назначение с согласия Государственной Думы Председателя Правительства, назначение на должность и освобождение от должности заместителей Председателя Правительства, федеральных министров; принятие решения об отставке Правительства; отмена постановлений и распоряжений Правительства, противоречащих Конституции, федеральным законам и указам Президента, и др.

Президент принимает  участие и в формировании некоторых  других федеральных органов государства. Президент назначает пять членов (одну третью часть) Центральной избирательной комиссии, предлагает Государственной Думе и Совету Федерации кандидатуры для назначения соответственно Председателя и заместителя Председателя Счетной палаты.

Кроме участия  в формировании федеральных государственных  органов Президент широко задействован в создании различного рода общественных структур.

Так, Президент  утверждает 42 члена Общественной палаты Российской Федерации (одна треть ее состава); им создаются многие общественные формирования, состав которых и положения об их деятельности утверждается указами Президента.

3) Полномочия  по взаимодействию с судебной  властью

Президент участвует  в формировании судебных органов  и органов прокуратуры. Президент  представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должности судей Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда; право Президента предлагать к назначению на должность и отстранению от должности Генерального прокурора РФ

4) Полномочия по взаимодействию с органами государственной власти субъектов РФ (назначение полномочных представителей Президента в субъектах РФ, право приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов РФ в случае их противоречия обязательствам РФ или нарушения прав и свобод человека и гражданина; использование Президентом согласительных процедур при возникновении спора между органами государственной власти Федерации и ее субъектов либо между самими субъектами РФ; назначение на должность и освобождение от должности глав администрации субъектов РФ, если они не заняли эту должность в результате выборов)

Важной конституционной  функцией Президента является обеспечение  осуществления полномочий федеральной  государственной власти на всей территории Российской Федерации (ч.4 ст. 78). Эта функция осуществляется совместно с Правительством

Важной предпосылкой успешной реализации этой задачи является конституционное установление о  том, что в пределах ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов федеральные органы исполнительной власти субъектов Федерации образуют единую систему исполнительной власти в Российской Федерации (ч. 2 ст. 77 Конституции РФ).

Деятельность  Президента, Правительства, других федеральных органов исполнительной власти строится на строгом учете принципов федерализма, обеспечения конституционно закрепленной сферы их самостоятельности.

К полномочиям  Президента относятся подписание и  обнародование федеральных законов (ст.84 Конституции). Данная акция не является технической процедурой. Президент в течении 14 дней с момента поступления федерального закона может отклонить его. Такое отклонение принято именовать как наложение на закон вето (veto).(

Являясь гарантом Конституции, Президент контролирует различными способами соблюдение конституционных норм всеми органами государственной власти и местного самоуправления. Он, например, может наложить вето на законы, не соответствующие Конституции, или своим указом приостановить действие актов региональных органов исполнительной власти.

Обеспечить  конституционные гарантии глава  государства может не только лично, но и через Конституционный Суд  Российской Федерации, обращаясь к  нему с запросами о конституционности  федерального и регионального законодательства и по вопросам толкования российской Конституции. Кроме того, президент имеет право присутствовать на его заседаниях.

В соответствии с Конституцией РФ (п.3 ст. 107) вето может  быть преодолено путем повторного принятия федерального закона палатами Федерального Собрания.

В этом случае Государственная  Дума и Совет Федерации в установленном  Конституцией порядке вновь рассматривают  данный закон. Если при повторном  рассмотрении закона будет одобрен  в ранее принятой редакции большинством не менее двух третий голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, он подлежит подписанию Президентом в течении 7 дней и обнародованию.

Право Президента отклонить закон не распространяется на федеральный конституционный закон.

Вето Президентом  используется достаточно часто. Главными основаниями для этого являются следующие дефекты в принятых федеральных законах:

· они противоречат Конституции;

· не согласуются  с общепризнанными нормами международного права или противоречат международным обязательствам Российской Федерации;

· не соответствуют  правилам законодательной техники (не имеют собственного предмета регулирования);

· имеют внутренние противоречия, неясные и декларированные  положения;

· недостаточно полно регулируют соответствующие отношения;

· применяемые  термины не соответствуют терминам, содержащимся в других законах;

· отсутствует  необходимое в установленных  Конституцией случаях заключение Правительства  и др.;

Содержат иные правовые дефекты. Значительное число отклоненных законов вызвано низким качеством подготовки проектов федеральных законов и проработки их в Государственной Думе.

Президент дает письменное обоснование отклонения каждого  конкретного закона.

Значительному расширению президентских  полномочий способствует возложение на него задач по обеспечению согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти.

Образование согласительных комиссий и переговоры могут проводиться  не только при личном участии главы  государства, но и его представителей.

Если на стадии согласительных процедур взаимоприемлемое решение  не достигнуто, то Президент может  передать рассмотрение спора в Верховный  Суд Российской Федерации или  иной, в чьем ведении находятся  такие дела. Причем ряд споров о  компетенции рассматривается, например, Конституционным Судом Российской Федерации только после неудачной попытки использования согласительных процедур.

Информация о работе Структура института Президента РФ