Структура института Президента РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2013 в 13:55, курсовая работа

Описание работы

Актуальность представленной работы заключается в том, что по сей день институт президента является чем-то закрытым, неизвестным для обычного обывателя, и до конца неопределенным органом государственной власти. Данный аппарат начинает свое укрепление только в начале 2000-ых годов, время когда реформируются законодательная и исполнительная власти. Сложности реализации политических и социально-экономических преобразований в стране, экономическая неравноценность регионов России и ряд других факторов обуславливают сочетание первостепенной задачи по выработке согласованных мер, обеспечивающих поступательное развитие государства, с проведением жесткой исполнительной дисциплины.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Развитие института президента РФ
1.1 Общая характеристика и развитие института президента РФ
1.2 Порядок избирания президента РФ
1.3 Конституционно-правовой статус Президента РФ как главы государства
1.4 Функции и полномочия Президента Российской Федерации
Глава 2. Структура института Президента РФ
2.1 Администрация Президента Российской Федерации
2.2 Структура Администрации Президента Российской Федерации
2.3 Совещательные и Консультативные органы при Президенте РФ
Заключение
Список используемых источников и литературы.

Файлы: 1 файл

Курсовая по КПРФ.doc

— 231.50 Кб (Скачать файл)

5) Полномочия в области  обороны и безопасности страны.. На Президента возложены обязанности по охране суверенитета, независимости и государственной целостности страны, т.е. обеспечение ее безопасности. По Конституции РФ Президент является Верховным главнокомандующим Вооруженных Сил РФ; Утверждает военную доктрину - документ, в котором зафиксированы военные, военно-политические, военно-технические и экономические основы официально принятых в государстве взглядов на предотвращение войны, конфликтов военного характера, защиту его жизненно важных интересов; назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил РФ; формирует и возглавляет Совет Безопасности; в необходимых случаях и в порядке, предусмотренном Конституцией, вводит на территории РФ или отдельных ее местностях военное или чрезвычайное положение (ст. 87, 88 Конституции РФ). Более конкретно полномочия главы государства в качестве Верховного Главнокомандующего отражены в Федеральном законе от 24 апреля 1996 г. «Об обороне».

В соответствии с Законом глава государства, кроме уже названных полномочий: осуществляет руководство Вооруженными Силами РФ, другими войсками, воинскими формированиями и органами; при необходимости вводит в действие нормативные правовые акты военного времени и прекращает их действие, формирует и упраздняет органы исполнительной власти на период военного времени; утверждает федеральные государственные программы вооружения и развития оборонного промышленного комплекса; утверждает программы ядерных испытаний и других специальных испытаний и санкционирует проведение указанных мероприятий; утверждает единый перечень воинских должностей, подлежащих замещению высшими офицерами в Вооруженных Силах; утверждает структуру, состав Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и органов, а также штатную численность военнослужащих Вооруженных Сил и др.

6) Полномочия  в сфере внешней политики. Президент осуществляет руководство внешней политикой, определяет ее основные направления, ведет переговоры и подписывает международные договоры РФ, назначает и отзывает после консультаций с соответствующими комитетами или комиссиями палат Федерального Собрания дипломатических представителей РФ в иностранных государствах и международных организациях, в качестве главы государства принимает верительные и отзывные грамоты аккредитуемых при нем дипломатических представителей.

Как глава государства  он определяет его интересы внутри страны и за рубежом. Формы такого представительства разнообразны. Это  официальные и неофициальные  визиты, переговоры на высшем уровне, встречи  и совещания глав государств и  т.д. Президент в праве от имени государства подписывать тексты международных договоров. Он принимает отзывы и верительные грамоты дипломатических представителей других государств, аккредитованных в России, а также назначает и отзывает дипломатических представителей России в зарубежных странах. При заключении договоров между федеральными органами власти и органами власти субъектов Федерации он выступает от имени федерального центра.

Так, за Президентом  закреплена обязанность внесения в  Государственною Думу проектов федеральных конституционных законов об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта.

Соответствующие положения содержатся и в Федеральном  законе «О международных договорах  Российской Федерации» и регламентируются: п.1 ст. 16 «Порядок внесения на ратификацию международных договоров»; п. 2 ст. 20 «Утверждение, принятие международных договоров»; п. 2 ст. 21 «Присоединение Российской Федерации к международным договорам»; п. 2 ст. 36 «Предложения о прекращении или приостановлении действия международных договоров Российской Федерации».Президент определяет субъекта, которому поручается представлять внесенный им проект федерального закона в Государственную Думу.

7) Полномочия Президента по вопросам гражданства, помилования и наград. К ним Конституцией отнесены те полномочия, которые традиционны для главы государства: решение вопросов гражданства (приобретение гражданства РФ, выход из гражданства РФ, приобретение двойного, почетного гражданства); предоставление политического убежища; награждение государственными наградами; присвоение почетных званий РФ (заслуженного учителя, юриста и т.д.); помилование лиц, осужденных за совершенные ими преступления (право амнистии принадлежит Государственной Думе).

Основным способом реализации полномочий в области  защиты прав и свобод человека и гражданина является издание указов и внесение в Государственную Думу в порядке законодательной инициативы законопроектов, которые могут как затрагивать правовое положение личности в целом, так и регулировать статус отдельных категорий граждан: военнослужащих, пенсионеров и т.д. К компетенции Президента относится решение гражданства, политического убежища, помилования и награждения государственными наградами Российской Федерации. Правда, по своей воле он не в праве лишить гражданства или выслать гражданина из страны, поскольку конституционный принцип гласит: гражданин Российской Федерации не может быть лишен своего гражданства.

По данным на конец 2005 г., всего было издано около 500 указов. Помилование - это акт верховной  власти, полностью или частично освобождающий осужденного от наказания либо заменяющий его более мягким, снимающий судимость с лиц, ранее отбывших наказание.

Президент решает вопросы о награждении государственными наградами Российской Федерации, Утверждает статусы орденов и положения о медалях, издает указы об учреждении государственных наград и награждении ими.

Глава 2. Структура института Президента Российской Федерации

2.1 Администрация  президента Российской Федерации

Она является конституционным  органом. С момента создания ее статус и структура неоднократно менялись, серьезно обновлялся и кадровый состав, что свидетельствует о политическом характере этого органа, несмотря на то что ее главная цель и назначение были неизменны - обеспечение деятельности главы государства. Организация и деятельность регламентируется положениями об администрации и всех ее структурных подразделениях, которые утверждаются указами Президента.

Задачи Администрации  Президента России были сформулированы исходя из функций главы государства - создание условий для реализации функций гаранта Конституции, принятия мер по охране суверенитета, независимости и целостности государства, определения основных направлений внутренней и внешней политики и т.д. Кроме того, на нее возлагались задачи прикладного, «обеспечивающего» характера - подготовка и согласование актов Президента; осуществление информационно-аналитической деятельности и т.д. Такой подход к определению основных направлений деятельности администрации сохранится и в дальнейшем.

В структуре  администрации произошли некоторые изменения: ее подразделения были укрупнены. Существовавшие до этого управления объединялись по направлениям деятельности в главные управления. Однако это не исключало, а даже способствовало дальнейшему росту ее численности, поскольку каждое из подразделений дробилось на соответствующие управления и отделы.

В Администрацию  Президента Российской Федерации, таким  образом, входили руководитель, первый помощник и помощники Президента, руководитель протокола, пресс-секретарь  и полномочные представители Президента, а также главные управления и аппарат Совета Безопасности.

 

После вступления в должность Президента Российской Федерации В.В. Путин сформировал  новую администрацию, которая структурно фактически не отличалась от прежних.

25 марта 2004 г. был подписан указ «Об Администрации Президента Российской Федерации» (см. приложение, рис. 1), а 6 апреля 2004 г. утверждено новое положение о ней. Объясняя причины столь быстрой и кардинальной реорганизации, Президент отметил: «Администрация рождалась как штаб революции… теперь нам нужен не штаб, а эффективный инструмент управления». В администрации упразднили должность первого заместителя руководителя, два оставшихся уравнены в статусе. Вместе с тем сокращенные заместители были оставлены в администрации и назначены на посты помощников главы государства. Еще одно изменение заключалось в упразднении Экономического управления, что свидетельствовало о снижении роли администрации в решении экономических вопросов.

Структура администрации  Президента Российской Федерации стала более четкой. В нее входят должностные лица и подразделения. К должностным лицам относятся: руководитель администрации и его заместители, помощники и советники Президента, пресс-секретарь, руководитель протокола, полномочные представители Президента в федеральных округах, в конституционном Суде, и Федеральном Собрании.

Самостоятельными  подразделениями администрации  являются управления, некоторые из которых представлены аппаратами действующих  при Президенте России совещательных  органов и должностных лиц. К последним, имеющим обособленную структуру, относятся, например, аппараты Совета Безопасности, полномочных представителей Президента в федеральных округах, советников, а также Секретариат руководителя администрации. Деятельность всех остальных совещательных органов при Президенте обеспечивается соответствующими управлениями. Все управления администрации можно разделить на две группы:

· по обеспечению  полномочий Президента в конкретной области;

· по функциональному  обеспечению деятельности Президента и самой администрации.

В первую группу входят управления по внешней политике, по внутренней политике, по кадровым вопросам и государственным наградам, по вопросам государственной службы, по обеспечению  конституционных прав граждан, по межрегиональным культурным связям с зарубежными странами.

К «обеспечивающим» управлениям относятся канцелярия, референтура, управления по работе с  обращениями граждан, пресс-службы и информации, протокольно-организационное, информационного и документационного обеспечения и др.

Именно в  Администрации Президента России сосредоточена  работа по подготовке и документационному  оформлению всех президентских решений: законопроектов в порядке законодательной  инициативы, проектов указов, распоряжений, поручений, обращений и иных документов. Администрация обеспечивает взаимодействие главы государства с политическими партиями, общественными объединениями, профессиональными и творческими союзами, а также государственными органами и должностными лицами Российской Федерации и иностранных государств. Кроме того, в структурных подразделениях анализируется и обобщается информация о социально-экономических, политических и иных процессах в мире, стране, обществе, которая затем ложится в основу президентских решений.

Администрация Президента России - государственный орган, юридическое лицо, имеет печать с изображением Государственного герба РФ, наименованием «Администрация Президента РФ», расчетные и текущие счета в банках и других кредитных организациях, но не хозяйствующий субъект. По этому материально-техническим и финансовым обеспечением деятельности Президента и его администрации занимается Управление делами Президента Российской Федерации, которое является самостоятельным федеральным органом исполнительной власти и поэтому не входит в состав администрации.

2.2 Структура  Администрации Президента Российской  Федерации

Для выполнения своих полномочий Президент формирует  администрацию Президента Российской Федерации, что закреплено на конституционном  уровне (п. «и» ст.83). Ее статус, структура, задачи и организация деятельности урегулированы в Положении об Администрации Президента Российской Федерации, утвержденном Указом Президента от 6 апреля 2004 г.

Для обеспечения  деятельности Президента Администрация  создает все необходимые организационные, информационные, консультативно-правовые, материально-технические и другие условия, без которых невозможно осуществление полномочий главы государства, связь Президента с другими федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Федерации.

В положение  об Администрации Президента Российской Федерации определены основные задачи и функции всех входящих в состав Администрации структурных подразделений.

В состав Администрации  входят Руководитель Администрации, его заместители, иные должностные лица, а также самостоятельные подразделения. В числе последних - четыре главных управления, аппарат Совета Безопасности, Секретариат Руководителя Администрации, 13 управлений, Канцелярия Президента, референтура Президента; аппараты полномочных представителей Президента в федеральных округах.

Руководитель  Администрации имеет десять заместителей, в том числе двух первых.

Руководитель  Администрации:

· представляет Администрацию в федеральных  органах государственной власти, органах государственной власти субъектов Российской Федерации, органах местного самоуправления, а также в российских, международных и иностранных организациях;

· осуществляет общее руководство деятельностью  начальников управлений Президента Российской Федерации, руководителей иных самостоятельных подразделений Администрации;

· распределяет обязанности между заместителями  Руководителя Администрации;

· координирует деятельность полномочных представителей Президента Российской Федерации в  федеральных округах;

· по поручению Президента Российской Федерации и при реализации функций, возложенных на Администрацию, вносит в Правительство Российской Федерации предложения о подготовке проектов федеральных законов, указов и распоряжений Президента Российской Федерации, а также о принятии постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации;

· представляет Президенту Российской Федерации кандидатуры  для назначения на должность и  вносит Президенту Российской Федерации  предложения об освобождении от должности  должностных лиц в соответствии с настоящим Положением;

· утверждает по представлению полномочных представителей Президента Российской Федерации в  федеральных округах структуру  и штатную численность их аппаратов;

· определяет полномочия заместителей Руководителя Администрации по назначению на должность и освобождению от должности иных должностных лиц, их поощрению и применению к ним мер дисциплинарного взыскания;

· организует исполнение поручений Президента Российской Федерации;

· распоряжается  бюджетными средствами в соответствии со сметой Администрации;

· имеет право  по поручению Президента Российской Федерации вносить в смету  Администрации отдельные изменения, которые не должны приводить к  превышению расходования средств, выделяемых из федерального бюджета на соответствующий год, а также поручить одному из заместителей Руководителя Администрации распоряжаться бюджетными средствами в соответствии со сметой Администрации.

Информация о работе Структура института Президента РФ