Федеральное государственное
бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Московский
государственный открытый университет
имени В.С. Черномырдина»
ФГБОУ ВПО им.
В.С.ЧЕРНОМЫРДИНА
Факультет
Химическая технология и промышленная
экология
Реферат
по дисциплине : Политология
на тему:
Сущность государства,
общие признаки, причины возникновения
Выполнила: студентка 1курса
Факультета ХТ и ПЭ
Специальности 240100-с
Шифр: 412119
Дегтярева М.С.
Москва 2013 год
Содержание
Введение…………………………………………………………………………3
1 Сущность государства……………………………………………………….4
2 Основные признаки и функции государства
……………………………….7
3 Причины возникновения
государства ………………………..…………….11
Список использованных
источников………………………………………….13
Введение
С развитием
общества идет развитие и политической
системы и государства, как составной
ее части. Центральным институтом политической
системы является государство. В
его деятельности концентрируется
основное содержание политики. Термин
«государство» обычно употребляется
в двух значениях. В широком смысле государство
понимается как страна, общество, народ,
расположенные на определенной территории
и представляемые органом высшей власти.
В этом значении говорят, например, о российском,
американском, немецком и др. государствах.
Однако данное определение не раскрывает
всего многообразия свойств и признаков,
вкладываемых в понятие «государства».
В данной работе
будет рассмотрены сущность, основные
признаки и функции государства;
причины и условия его возникновения. А также,
формы государственного правления и формы
государственного устройства.
Признание государства
органом всего общества - характерный
мотив любого идеалистического учения
о государстве, т.е. учения, исходящего
из идеи, а не из эмпирически установленных
фактов. Если государственная власть -
от Бога, значит, она должна быть равной
по отношению ко всем и не иметь классового
уклона. Так, по крайней мере, следует из
христианской религии. Патриархальная
теория происхождения государства, выдвинутая
еще Аристотелем, видит в государстве
разросшуюся семью, опекающую подданных,
как отец своих детей.
1 Сущность государства
Центральным
институтом политической системы является
государство. В его деятельности
концентрируется основное содержание
политики. Сам термин «государство» обычно
употребляется в двух значениях. В широком
смысле государство понимается как общность
людей, представляемая и организуемая
органом высшей власти и проживающая на
определенной территории. Оно тождественно
стране и политически организованному
народу. В этом значении говорят, например,
о российском, американском, немецком
государстве, имея в виду все представляемое
им общество.
Примерно
до XVII в. государство обычно трактовалось
широко и не отделялось от общества. Для
обозначения государства использовались
многие конкретные термины: «полития»,
«княжество», «королевство», «империя»,
«республика», «деспотия», «правление»
и др. Одним из первых от традиции широкого
значения государства отошел Макиавелли.
Он ввел для обозначения любой верховной
власти над человеком, будь то монархия
или республика, специальный термин «stati»
и занялся исследованием реальной организации
государства[1, c251].
Четкое разграничение государства и общества
было обосновано в контрактных (договорных)
теориях государства Гоббсом, Локком,
Руссо и другими представителями либерализма.
В них эти понятия разделяются не только
содержательно, но и исторически, поскольку
утверждается, что существовавшие первоначально в
свободном и неорганизованном состоянии
индивиды в результате хозяйственного и
иного взаимодействия вначале образовали
общество, а затем для защиты своей безопасности
и естественных прав договорным путем
создали специальный орган – государство.
В современной науке государство в узком
смысле понимается как организация, система
учреждений, обладающие верховной властью
на определенной территории. Оно существует
наряду с другими политическими организациями:
партиями, профсоюзами и т.п.
1.1 Основные теории происхождения
государства.
В научной
литературе существует несколько концепций
происхождениягосударства. Теократическая
концепция связывает возникновение
государства с божьим установлением. В
древних мифах народов Востока, Египта, Греции — персона
верховного правителя— божественного
происхождения. Согласно воззрениям древних
евреев, Бог находится в договорном отношении
со всеми людьми. Современный католицизм
предполагает божественный генезис идеи
государства и принципов власти при преходящем
характере и временем происхождения конкретных
актов ее осуществления.
Патриархальная
теория рассматривает государственную
власть как опекунскую, отеческую, возникающую в результате
соединения родов в племена, племен в общности. Еще Конфуций изложил патриархально-патерналистскую
концепцию государства, согласно которой
государство является большой семьей.Он
призывал правителей строить отношения с подданными на началах
добродетели. Государство — это развитая
форма патриархальной власти, осуществляемая
от имени всех и к общей пользе.
Договорная
концепция выводит государство из соглашения
между правителями и подданными, заключаемого в целях
организации общественной жизни. Государство
здесь выступает как орган всеобщего примирения
людей, которые в естественном состоянии
постоянно конфликтуют.
В XIX в. возникла
«теория завоевания», основателем
которой был Л. Гумплович. Он считал,
что государство возникло как
результат порабощения слабых групп более
организованными и более сильными. Психологическая теория выводит образование
государства из идеи, рожденной человеческим
гением. Широко распространена социально-экономическая
теория. Один из ее ранних представителей
Платон выводит истоки государства из
разделения труда обособления деятельности
по руководству обществом. Марксизм объясняет
возникновение государства развитием
производства, имущественной и классовой
дифференциацией, стремлением экономически
господствующего класса закрепить свое
положение и политически. Переходной формой
к государству признается выделение прослойки
вождей.
Современная
теория государства является юридической,
ибо основание государства она
видит в правах народов и связывает
власть с правами человека, т. е. основными
требованиями определенной меры свободы
человека по отношению к власти. Эти требования
и права народов признаны и зафиксированы
в принципах и нормах международного права.
Таким образом, современная общая теория
государства рассматривает его как правовую
форму организации и функционирования
политической власти с точки зрения международного
права [4,c103-104].
2 Основные признаки и функции государства
Государства
в разные исторические эпохи и
у народов так же мало похожи друг
на друга, как и соответствующие
им культуры. Тем не менее какие-то
общие признаки государства имеются. К ним
относятся:
1) Территория. Государство
представляет собой единую территориальную
организацию политической власти в масштабе
всей страны. Государственная власть распространяется
на все население в пределах определенной
территории, что влечет за собой административно-территориальное
деление государства. Эти территориальные
единицы называются в разных странах по-разному:
районы, области, края, округа, провинции,
дистрикты, муниципии, графства, губернии
и т.д. Осуществление власти по территориальному
принципу ведет к установлению его пространственных
пределов - государственной границы, которая
отделяет одно государство от другого;
2) Население. Этот признак
характеризует принадлежность людей к
данному обществу и государству, состав,
гражданство, порядок его приобретения
и утраты и т.д. Именно "через население"
в рамках государства происходит объединение
людей и они выступают в качестве целостного
организма – общества;
3) Публичная власть. Государство
- особая организация политической власти,
которая располагает специальным аппаратом
(механизмом) управления обществом для
обеспечения его нормальной жизнедеятельности.
Первичной ячейкой этого аппарата является
государственный орган. Наряду с аппаратом
власти и управления государство имеет
особый аппарат принуждения, состоящий
из армии, полиции, жандармерии, разведки,
а тж. в виде различных принудительных
учреждений (тюрем, лагерей, каторги и
т.п.). Через систему своих органов и учреждений
государство непосредственно осуществляет
руководство обществом, защищает неприкосновенность
своих границ. К важнейшим государственным
органам, которые в той или иной мере были
присущи всем историческим типам и разновидностям
государства, относятся законодательные,
исполнительные и судебные. На различных
этапах общественного развития органы
государства изменяются структурно и
решают различные по своему конкретному
содержание задачи;
4) Суверенитет. Государство
представляет собой суверенную организацию
власти. Государственный суверенитет
- это такое свойство государственной
власти, которое выражается в верховенстве
и независимости данного государства
по отношению к любым другим властям внутри
страны, а тж. ее независимость на международной
арене при условии ненарушения суверенитета
других государств. Независимость и верховенство
государственной власти выражаются в
следующем:
а) универсальности
- только решения государственной
власти распространяются на все население и общественные
организации данной страны;
б) прерогативе
- возможности отмены и признания
недействительным любого незаконного
деяния другой общественной
власти;
в) наличии
специальных средств воздействия
(принуждения), которыми не располагает
никакая другая общественная
организация. При известных условиях суверенитет
государства совпадает с суверенитетом
народа. Суверенитет народа означает верховенство,
его право самому решать свою судьбу, формировать
направление политики своего государства,
состав его органов, контролировать деятельность
государственной власти. Понятие государственного
суверенитета тесно связано с понятием
национального суверенитета. Национальный
суверенитет означает право наций на самоопределение
вплоть до отделения и образования самостоятельных
государств. Суверенитет может быть формальным,
когда он провозглашается юридически
и политически, а фактически не осуществляется
в силу зависимости от другого государства,
диктующего свою волю. Принудительное
ограничение суверенитета имеет место,
например, по отношению к побежденному
в войне со стороны государств-победителей,
по решению международного сообщества
(ООН). Добровольное ограничение суверенитета
может допускаться самим государством
по взаимной договоренности для достижения
общих целей, при объединении в федерацию
и т.п.;
5) Издание правовых норм. Государство
организует общественную жизнь на правовых
началах. Без права, законодательства
государство не в состоянии эффективно
руководить обществом, обеспечивать безусловную
реализацию принимаемых им решений. Среди
множества политических организаций только
государство в лице своих компетентных
органов издает веления, которые имеют
обязательную силу для всего населения
страны в отличие от иных норм общественной
жизни (норм морали, обычаев, традиций).
Правовые нормы обеспечиваются мерами
государственного принуждения с помощью
специальных органов (судов, администрации
и др.);
6) Обязательные сборы с граждан
- налоги, подати, займы. Государство устанавливает
их для содержания публичной власти. Обязательные
сборы используются государством на содержание
армии, полиции и других принудительных
органов, государственного аппарата, а
тж. на другие государственные программы
(образование, здравоохранение, культура,
спорт и т.п.);
7) Государственные символы.
Каждое государство имеет официальное
название, гимн, герб, флаг, памятные даты,
государственные праздники, отличающиеся
от таких же атрибутов других государств.
Государство устанавливает правила официального
поведения, формы обращения людей друг
к другу, приветствия и т. п.
Государство
выступает субъектом международных
отношений. В международном праве
выделяются три минимальных признака
государства:
· территория;
· объединенный
правовым союзом народ (граждане, гражданство);
· суверенная
власть, распространяющаяся на всю или
большую часть территории страны [2,184].
Отмеченные
выше признаки отличают государство
от других организаций и объединений,
например мэрии города или губернаторской
власти, политической партии или профессиональных
союзов. Они обладают некоторыми признаками,
общими с государством, но у них отсутствуют
другие его черты и функции.
Из приведенных
выше признаков государства, которые
можно считать полным перечнем, выделяются
основные, представляющие собой как бы
краткий вариант этого перечня. Государство считается
существующим, если у него есть:
· особая система
органов и учреждений, выполняющих функции
государственной власти;