Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2013 в 08:03, курсовая работа
Китайская Народная Республика это унитарное многонациональное государство. Здесь сложились и продолжают укрепляться социалистические национальные отношения равенства, единства и взаимопомощи. В райoнах, компактного проживания национальных меньшинств создана система районной национальной автономии. В этническом Тибете, территория которого составляет практически четверть территории КНР, созданы Тибетский автономный район и 10 автономных округов в составе четырех китайских провинций.
Введение…………………………………………………………………….
Глава 1. Генезис развития «Тибетской проблемы»…………………………………………………………………………
1.1 Рассмотрение вопроса о «тибетской проблеме» в историографии
1.2 Рассмотрение вопроса о тибетской проблеме на современном этапе…………………………………………………………………………
Глава 2. Тибетский вопрос как фактор нестабильности в современных американо-китайских отношениях…………………………………………..
Заключение………………………………………………………………..
Список использованной литературы
В середине 50-х в населенных тибетцами зонах вне собственно Тибета, в так называемом "этнографическом Тибете" (за рубежом Тибетского автономного района живет около половины всех этнических тибетцев КНР) начались экономические преобразования в духе программы коммунистической партии Китая. Собственно, территория Тибетского автономного региона была исключена из программы перераспределения земли, и в 1957 году Мао Цзэдун посулил тибетцам начать аграрную реформу только через шесть лет, но в восточном Кхаме при попытках провести реформу дошло до восстания. В самом Тибете, сперва, сопротивление выражалось в праздновании Нового года, дня рождения Далай-ламы и т.п. Китайское правительство в середине 50-х завело обыкновение проводить мобилизацию тибетцев на строительство шоссейных дорог, где очень велика была смертность. Начались волнения, не уняло их даже заявление, что никого не будут заставлять работать, будут демократические преобразования и выведут армию.
В 1957 последовала первая
вспышка антикитайских
В 1959 г. в день китайского Нового года Далай-лама XIV был приглашен на празднование в китайскую воинскую часть. Заподозрив неладное, жители Лхасы окружили его дворец, чтобы воспрепятствовать «похищению» своего лидера. Началось антикитайское восстание, которое было жестоко подавлено армией Пекина.
10 марта 1959 прошла огромная,
невиданная прежде
Организация объединенных наций в 1959 году проголосовала 45 к 9 (26 воздержалось) за осуждение действий Китая; 20 декабря 1961 56 “за”, 11 “против” при 29 воздержавшихся ГА ООН приняла еще одну резолюцию, с требованиями уважать права и свободы тибетцев, в том числе и право на самоопределение (резолюция 1723).
Буддийская церковь полностью утратила свое политическое, экономическое и социальное положение. Тибет в плане духовного и политического руководства оказался разделенным между центральным правительством КНР, осуществляющим политическое руководство тибетской автономией, и «правительством в изгнании», возглавляемым Его Святейшеством Далай-ламой XIV.
В свете всего этого в рост пошло повстанческое движение, известное как "Чуши Гангдруг". Движение началось в качестве собрания пассионарных личностей под видом религиозных приношений в Лхасе (историческая столица Тибета). Запущенный движением лозунг “все поедатели тсампа должны объединиться” (тсампа это местное традиционное блюдо) мало помалу обретал сторонников. С согласия Далай-Ламы приняли решение о создании "добровольческих сил обороны Чуши Гангдруг" (сам термин значит "земля четырех рек и шести хребтов") 16 июня 1958. Это событие стало едва ли не первым в истории, поставившим по одну сторону баррикад все три крупных субэтноса тибетцев - кхамов, амдо и кхампа. В целом в повстанческих силах соблюдался следующий баланс: 70% кхам, 25% амдо, 5% из центрального Тибета. Силы движения были поделены на группы по 50-100 человек и направлены в разные углы Тибета с задачей нападать на НОАК. Основным препятствием было отсутствие достойного количества оружия, которое участники закупали на свои личные сбережения и пытались изымать со складов тибетской правительственной армии. Кое-что обеспечили индийцы, особенно после Китайско-индийской войны 1962 года. Помощь тибетским повстанцам также взялось оказывать ЦРУ, ставшее основным поставщиком и спонсором движения. В августе 1958 последовал первый груз от американцев, они осуществляли доставку грузов на б-17, которые пилотировали эмигранты из Польши и Чехословакии; б-17 легко было купить на международном рынке, и это, как и задействование пилотов-эмигрантов, позволяло отрицать вмешательство США.
Интересная подробность: был при помощи фирмы "Келлогс" разработан, запущен в серийное производство и доставлен повстанцам походный рацион с их любимой "тсампа". Повстанческие силы обучались в лагере Хейл в Скалистых горах, на западе США и Канады. Всего прошло обучение около 3000 чел. , которых по завершении обучения сбрасывали с самолетов на территорию Тибета.
Прибывшие после обучения в США эмиссары пытались наладить повстанческое движение по инструкциям ЦРУ, создавая малые мобильные группы без конкретной привязки к базе, которые действовали бы вдоль всего хайвэя, однако тибетцы обычно не в состоянии были отречься от семей, стад и всего остального, отчего все повстанческие лагеря быстро становились видны властям и подвергались расправе.
В таких неблагоприятных условиях основной базой операций стала местность под названием Мустанг. На территории Мустанга с индийского и американского ведома и помощи был основан лагерь для подготовки и координирования повстанцев. Предполагалось внедрять повстанцев в Тибет через Мустанг, чтобы те основывали на китайской территории базы, и делать так постепенно и с соблюдением полной тайны, но желающих оказалось намного больше, чем рассчитывали организаторы программы: лагерь рассчитывали на 300 человек, а явилось 6000 человек.
В целом повстанческое движение находилось не в лучшей форме, отчасти и по причине преклонного возраста основной массы кадров – им всем было уже за 40, и повстанцы несли немалые потери за счет погибших от перенапряжения, истощения и т.д. Конфликт в маломасштабной форме продлился до конца 60-х, когда американцы окончательно прекратили поддержку. Непал потом несколько лет пробовал удалить инсургентов из Мустанга, но преуспел только к 1974 году. Кое-кто из обитателей лагеря сумел с боями уйти через китайскую территорию в Индию, несмотря на мощный заслон.
С начала 70-х знамя борьбы за независимый Тибет окончательно перешло к Далай-Ламе, который с согласия индийских властей перебрался северо-западную Индию, в городок Дхарамсала. Далай-Лама объявил о создании демократического правительства с представительством от каждой провинции, и с участием женщин. Каждые 5 лет проводятся выборы в парламент, квартирующий в Дхарамсале, 46 членов выбираются 130 тысячами тибетцев по всему миру.
В 1979 году был открыт для верующих храм Йокханг в Лхасе.
В1980 году в мае в автономный район во главе рабочего комитета ЦК Хю Яобан, тогда генсек КПК, который по возвращении предложил экономические реформы с местным уклоном, замещение административных должностей местными кадрами, реальную культурную автономию. Всего пунктов было шесть и сопровождались они покаянием в ошибках, допущенных в период правления Мао Цзэдуна. Ввели теперь и такие штуки, как обязательный дубляж всех надписей по-тибетски, администраторов наставляли употреблять только тибетский при общении с местным населением, и сам баланс местных и неместных в администрации сместился в пользу первых, самых заядлых консерваторов перевели в другие регионы, сделаны улучшения в образовательной сфере, разрешены поездки к родственникам за рубеж.
Политическая активность тибетцев возросла к концу 80-х.
Далай-ламу пригласили выступить перед комитетом по права человека конгресса США.
27 сентября 1987 года монахи
организовали мероприятие в
1 октября от 30 до 40 монахов
вышли на демонстрацию с теми
же пожеланиями плюс
Всего в 1987-89 годах зафиксирован 21 случай массовых беспорядков. В самый разгар кризиса умер призывавший к умеренности панчен-лама, самый авторитетный сторонник стратегии мира с КНР, и китайским властям не оставалось другого выхода, как в марте 1989 объявить военное положение, которое действовало по 1 мая 1990.
С начала 90-х регион пытались усиленно развивать экономически, 4-5% стабильного прироста во всех отраслях в 1990-х. По непроверенным данным, цвели коррупция и местничество.
В июне 1993 прибыла миссия Евросоюза, состоялись волнения, магазины ханов в даунтауне закиданы камнями, волнения длились четыре дня. Начиная с 1994, когда состоялся “третий форум по работе с Тибетом” и объявлена амбициозная программа экономического развития. Даны конкретные указания, и начался следующий раунд противостояния, когда китайцы указом от 20.3. потребовали не выставлять публично фотографий Далай-ламы иначе как в храмах, ограничить количество монахов, запретить языковые школы.
В сентябре 1995 в связи с приближающимися празднованиями 30-летия создания Тибетского автономного района, состоялись молчаливая манифестация (с кляпами во рту), голодовка, два бомбовых нападения. Во второй половине 90-х большой скандал вызвал вопрос с назначением нового Панчен-ламы (второй по рангу лама); специальная поисковая комиссия Далай-ламы определила такового по знакам в священных озерах и прочим традиционным методам, а руководство КНР настояло на надобности прибегнуть к обычным для сложных случаев жеребьевочным процедурам, в конце концов, объявило "своего" кандидата. Относительно судьбы признанного Далай-ламой мальчика имеются расхождения - по версии КНР, для его же безопасности и приватности правительство обеспечило его и его семью новыми документами и переселило на новое место жительства, а по версии сторонников независимости Тибета и разного рода правозащитников, он стал самым юный политзаключенным планеты.
С 1982 начались визиты тибетских кадров в КНР для предварительных дискуссий, тибетцы полагали, что автономия Тибета должна быть классом выше тайваньской, поскольку они ханьцам не родня. В 1987 году Далай-лама выдвинул "5-пунктовый план урегулирования", но там сплошь и только общие слова и благие пожелания, и очень мало конкретики.
В июне Далай-лама выдвинул Страсбургское предложение, в речи перед европарламентом в Страсбурге: полный контроль Китая над внешней политикой и обороной и полная независимость Тибета во всех внутренних делах.
Тибетцы потребовали Далай-ламе права посетить как минимум один регион Тибета и но дело не пошло, а потом начался политический кризис в Тибете и в целом в КНР.
В 1994, 1998 и в 2001-2003 годах, прошли абсолютно безрезультатные встречи Далай-ламы с представителями КНР.
В 2008 году состоялось новое обострение состоялась конфронтация между монахами монастыря Сера и силовиками, блокировавшими три крупнейших монастыря Лхасы заблаговременно. Демонстрация, состоявшая к тому моменту почти из одних монахов, была остановлена полицией, тогда к делу присоединились местные жители в массовом порядке. В Лхасе разбивали фонари, банкоматы, магазины мобильников, рестораны, громили лавки и вообще все, что свидетельствовало о китайском присутствии, не менее одной полицейской машины сожжено, и местное население закидывало камнями ханьцев и хюй. Сеть мобильной связи в регионе заглушена, и в стране ограничен доступ к вебсайтам газет и страницам с про-тибетским контентом. Ответственность за беспорядки в официальной печати КНР возлагают на Далай-ламу, который всецело все это отрицает.
Реакция мировой общественности на данное событие:
В Индии полиция провела превентивные аресты членов диаспоры, чтобы предотвратить возможные митинги и акции.
В Австралии, перед
китайским консульством в
Момент эстафеты олимпийского огня, был тибетской диаспорой использован в своих целях, в Греции еще на стартовой церемонии, несколько человек ворвались на сцену, откуда член политбюро КПК читал приветствие, один показывал в кадре плакат «бойкот попирателям прав человека».
В Лондоне демонстранты нашлись с обеих сторон – сторонники КНР скандировали "один Китай!", а тибетская диаспора всемерно старалась погасить огонь.
В Сан-Франциско вывесили на мосту "Золотые ворота" два баннера в поддержку тибетского сепаратизма.
Последняя вспышка этно-культурного конфликта, связанная с поднятием восстания против китайских властей, имела место в 2008 г. и была приурочена к началу летних Олимпийских Игр в Китае. Тибетское правительство в изгнании настаивает на том, что это была мирная демонстрация, однако Пекин утверждает, что демонстрация практически сразу переросла в погром, в ходе которого целенаправленно убивали этнических китайцев и уничтожали их имущество. Бунт был подавлен в очень жесткой форме, после чего на несколько месяцев регион был закрыт для посещения иностранными гражданами, в связи с чем возросло давление на КНР со стороны мировой общественности.
Сделаем небольшой вывод по первой главе:
Следует подчеркнуть, что достоверность сведений, приводимых обеими сторонами о ситуации в Тибете, далеко не всегда возможно проверить, поскольку, несмотря на постоянное стремление тибетцев привлечь внимание международного сообщества к проблемам прав человека в Тибете, китайские власти не допускают независимых экспертов на территорию ТАР.
С сентября 1960 г. там же функционирует Тибетский парламент в изгнании (ныне Ассамблея народных депутатов Тибета), разработавший Конституцию тибетских беженцев, получившую название «Хартии тибетцев в изгнании». Важно отметить, что для тибетцев Далай-лама по-прежнему играет роль единственного лидера Тибета – символа идентичности тибетского народа. Согласно верованиям тибетцев, буддийские духовные лидеры, признанные воплощением внеличностного совершенного потенциала ума просветленных существ, постоянно перерождаются с целью продолжить свою духовную работу. В связи с этим в Тибете сложился институт тулку (лам-перерожденцев), не имеющий аналогов в других культурах. Он является альтернативой институту кровно-родственного наследования и выборам при выдвижении политических и религиозных лидеров. Начиная с XVIIв Далай Лама V был возведен на тибетский престол, гелугпинская линия лам-перерожденцев стала играть доминирующую роль в политике Тибета вплоть до середины XX в.
В целом, важно констатировать, что Далай-лама прилагает максимум усилий для налаживания регулярных контактов между всеми четырьмя школами тибетского буддизма. По его инициативе собираются внесектарные конференции лам-перерожденцев тулку, на которых, помимио необходимости несмешения традиций и поддержания чистоты каждой линии передачи учения, обсуждается необходимость сотрудничества и взаимопонимания между всеми ветвями тибетского буддизма, а также древней традицией Бон.
В октябре 2010 г., на прошедшей в университете Эмори (Атланта) Международной конференции по тибетскому буддизму, собравшей около 350 религиозных лидеров и ученых Востока и Запада, Далай-лама отметил, что в течение 51 года тибетское сообщество в изгнании прилагает усилия для сохранения существующих в Тибете линий преемственности буддийского знания, а также традиции Бон. Он констатировал, что на сегодняшний день контакты между представителями палийской и санскритской буддийской традициями сведены к минимуму, а в тибетской традиции порой прослеживается тенденция придавать больше внимания различиям и забывать о сходстве: «мы чересчур увлекаемся «ветвями» и забываем о «несущим их стволе», отметил тибетский лидер.
Информация о работе Тибетская проблема как фактор внутренней дестабилизации Китая