Тибетская проблема как фактор внутренней дестабилизации Китая

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2013 в 08:03, курсовая работа

Описание работы

Китайская Народная Республика это унитарное многонациональное государство. Здесь сложились и продолжают укрепляться социалистические национальные отношения равенства, единства и взаимопомощи. В райoнах, компактного проживания национальных меньшинств создана система районной национальной автономии. В этническом Тибете, территория которого составляет практически четверть территории КНР, созданы Тибетский автономный район и 10 автономных округов в составе четырех китайских провинций.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………….
Глава 1. Генезис развития «Тибетской проблемы»…………………………………………………………………………
1.1 Рассмотрение вопроса о «тибетской проблеме» в историографии
1.2 Рассмотрение вопроса о тибетской проблеме на современном этапе…………………………………………………………………………
Глава 2. Тибетский вопрос как фактор нестабильности в современных американо-китайских отношениях…………………………………………..
Заключение………………………………………………………………..
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

kursovaya_rabota.docx

— 81.42 Кб (Скачать файл)

Появилось множество организаций, выступающих за независимость или  полную автономию Тибета, среди которых наиболее известны Free Tibet Campaign (1987), International Campaign for Tibet (1988), Students for a Free Tibet (1994). Еще больший размах движение приобрело после событий 2008 года и последовавших вслед за ним самосожжений.

Генеральная Ассамблея ООН  еще в 1959, 1961 и 1965 годах приняла  резолюции, осуждающие «нарушение основных прав человека» в Тибете. В 1960 году Международная комиссия юристов  заявила в своем докладе, что  «акты геноцида были совершены в  Тибете в попытке уничтожить тибетцев как религиозную группу». В резолюции  конгресса США от 22 декабря 1987 года говорилось, что «более 1 миллиона тибетцев погибло с 1959 по 1979 год, что явилось  прямым следствием политической нестабильности, казней, тюремных заключений и крупномасштабного  голода, порожденных политикой КНР  в Тибете».

Вместе с тем Далай-лама неоднократно заявлял, что пока не решил, продолжится ли институт далай-лам  после его смерти. По его словам, он собирается обсудить этот вопрос с  единоверцами, когда его возраст  приблизится к 90 годам. Тогда тибетцев будет возглавлять лишь правительство  в изгнании. Тибетское население  стремительно молодеет. Среди тибетской  молодежи все нарастающей популярностью  пользуется Тибетский молодежный конгресс, созданный в 1970 году. Опять же беженцами  из Тибета. Конгресс тоже выступает  за ненасильственную борьбу, но за полную независимость. (По мнению китайских  властей, деятельность Конгресса вообще носит террористический характер).

 

ТИБЕТСКИЙ ВОПРОС КАК ФАКТОР НЕСТАБИЛЬНОСТИ В СОВРЕМЕННЫХ АМЕРИКАНО-КИТАЙСКИХ  ОТНОШЕНИЯХ

Задача второй главы  охарактеризовать роль, которую тибетский вопрос играет в современных американо-китайских отношениях. В статье прослеживается динамика политики США по тибетскому вопросу с середины 1980-х годов, когда в результате активности американского Конгресса тибетский вопрос впервые обозначился в американо-китайских отношениях, привнеся в них деструктивный элемент. В статье анализируются осуществляемые Соединенными Штатами по инициативе американского Конгресса и исполнительной власти различные действия в поддержку Тибета и контрмеры, которые китайское правительство вынуждено предпринимать в защиту своих интересов в Тибете.

Официальная политика Соединенных  Штатов относительно статуса Тибета состоит в безусловном признании Тибета частью Китая. Для Соединенных Штатов тибетский вопрос — это вопрос надлежащего соблюдения прав человека и свободы вероисповедания, необходимости сохранения уникальной тибетской культуры. Для Китая тибетский вопрос —вопрос государственного суверенитета и территориальной целостности, связанный с коренными интересами Китая. Соответственно, если для Соединенных Штатов тибетский вопрос представляет возможность в очередной раз упрекнуть Китай в недемократичности политического режима, то для КНР тибетский вопрос является одним из ряда «чувствительных», по которому Китай никогда не сдаст свои позиции и не допустит участия третьих сторон. Вовлеченность Соединенных Штатов в тибетский вопрос Пекин квалифицирует как вмешательство во внутренние дела Китая, любые действия американской стороны в этом направлении вызывают немедленную ответную реакцию официального Пекина.

Впервые тибетский вопрос обозначился в американо-китайских  отношениях сравнительно недавно —  во второй половине 1980-х годов. Его  возникновению в повестке дня  американо-китайских отношений способствовали две группы факторов: изменение архитектоники  всей системы международных отношений  и деятельность Далай-ламы XIV на мировой  арене. К середине 1980-х годов стали  обнаруживаться значимые системные  расхождения и противоречия, присущие американо-китайским двусторонним отношениям. На протяжении 1970-х и  в первой половине 1980-х годов энтузиазм  нормализации двусторонних отношений, обусловленный наличием общего врага  — Советского Союза, во многом сглаживал  и скрывал эти противоречия. Политическое руководство Соединенных Штатов, преследуя свои глобальные стратегические интересы, старалось по возможности  минимизировать потенциальные сферы  напряженности в отношениях с  Пекином. Декларируя принципы демократии и свободы, оно в то же время  не желало акцентировать внимание общественности на существующей в Китае недемократической  системе, на многочисленных и известных миру случаях нарушения прав человека как в Китае, так и в Тибете. С исчезновением общего врага в лице СССР и по мере развития разноплановых контактов с Китаем противоречия, проистекающие из разницы политических систем двух стран, стали все более отчетливыми.

Примерно в это же время  Далай-лама XIV разворачивает активную политическую деятельность по «интернационализации»  тибетского вопроса, включающую публичные  выступления и встречи с влиятельными политическими лидерами различных  государств, с членами национальных конгрессов и представителями СМИ. Во всех влиятельных странах Запада были созданы группы тибетского лобби. Так, в Соединенных Штатах с июля 1985 г. в интересах тибетского «правительства в изгнании» стала осуществлять лоббистскую деятельность влиятельная  фирма «Wilmer, Cutter and Pickering» (см.: Tian Ying, 2000, p. 94). Важным результатом активной политической деятельности Далай-ламы XIV и тибетской общины в США  стало появление в инициативах  американского Конгресса первых положений о необходимости соблюдения прав человека в Тибете, датируемых 1987 г.1 В сентябре 1987 г. Далай-ламе XIV представилась возможность по приглашению Комиссии по правам человека Конгресса США произнести свою первую политическую речь в американском конгрессе. В своем выступлении он представил «Мирный план по Тибету из пяти пунктов», включавший следующие требования, адресованные Пекину:

превращение всего Тибета в зону мира;

 отказ Китая от политики  перемещения населения, угрожающей  самому существованию тибетцев  как нации;

 уважение основных  прав человека и демократиче­ских свобод тибетского народа;

восстановление и охрана естественной окружающей среды, отказ  Китая от использования Тибета для производства ядерного оружия и в качестве свалки ядерных отходов;

проведение открытых переговоров о будущем статусе Тибета и о связях между тибетским и китайским народами (см.: Address…, 1987).

Китайские власти раскритиковали предложенный Далай-ламой план урегулирования тибетского вопроса и обвинили его  в провоцировании последовавших  вслед за этим выступлением беспорядков  в административном центре Тибетского автономного района Лхасе 27 сентября 1987 г.

Речь Далай-ламы XIV была хорошо принята в Конгрессе США и имела значимые последствия для формирования его положительного имиджа в глазах американских законодателей.

С 1987 г. члены Конгресса  инициировали целый ряд законопроектов, включавших статьи в пользу поддержки  деятельности Далай-ламы XIV. В частности, в Уполномочивающий закон по внешней  политике 1990 г., известный содержащимися  в нем так называемыми «санкциями Тяньаньмэнь», были включены следующие  положения, касающиеся Тибета:

 политика США в отношении Китая должна быть напрямую сопряжена с ситуацией в Тибете и включать требования об отмене военного положения в Лхасе и других частях Тибета, об открытии Тибета для иностранцев, в том числе для иностранной прессы и международных правозащитных организаций, об освобождении тибетских политических заключенных, о проведении направленных на урегулирование тибетского вопроса переговоров между представителями Далай-ламы XIV и китайским правительством.

По инициативе Конгресса  было открыто вещание на тибетском  языке на радиостанции «Голос Америки», несколько позднее была создана  радиостанция «Радио Свободная Азия», вещающая и на тибетском языке. В списке ежегодных докладов госдепартамента по правам человека в рамках изложения ситуации с правами человека в КНР Тибет был вынесен в виде отдельного раздела, что свидетельствовало о намерении Вашингтона пристально следить за ситуацией с правами человека в Тибете.

Одной из составляющих поддержки  тибетцев со стороны Соединенных  Штатов была инициированная американским Конгрессом финансовая помощь тибетцам. В 1990 г. были предоставлены 30 стипендий для тибетских студентов и специалистов, проживающих за пределами Тибета. В 1996 г. была учреждена программа образовательного и культурного обмена с Тибетом, переименованная в 1999 г. в программу обменов «Ngawang Choephel». С 2001 по 2003 г. тибетским беженцам в Индии и Непале предоставлялась гуманитарная помощь в виде продовольствия, медикаментов, одежды и прочей помощи на сумму 2 млн долларов США ежегодно.

С 2000 г. Соединенные Штаты  стали на ежегодной основе выделять финансовые средства неправительственным  организациям для осуществления  деятельности, направленной на сохранение культурных традиций Тибета, обеспечения  его устойчивого развития, охраны окружающей среды Тибета. В первый год был выделен 1 млн долларов США, а в последующие годы — в среднем ежегодно около 4 млн долларов США. Часть этих финансовых средств направлялась американской неправительственной организации «Национальный фонд демократии» (National Endowment for Democracy), которая, в свою очередь, доставляла их «Международной кампании в поддержку Тибета», «Фонду Тибета», «Тибетской информационной сети», радиостанции «Голос Тибета».

Пекин рассматривает деятельность этих организаций как направленную на достижение независимости Тибета от Китая, постольку их финансирование правительством Соединенных Штатов воспринимается как вмешательство  во внутренние дела Китая и содействие движению за независимость Тибета.

В соответствии с принятыми  по инициативе Конгресса положениями  Уполномочивающего закона по внешней  политике 1994–1995 гг. госдепартаменту  вменялось в обязанность на ежегодной  основе готовить доклад о состоянии  отношений между Соединенными Штатами  и «истинными представителями тибетского народа, Далай-ламой, его представителями  и тибетским правительством в  изгнании», а также о ситуации в Тибете. Это положение было призвано стимулировать исполнительную власть США к принятию на себя более активной роли в посредничестве между тибетским «правительством в изгнании» и официальным Пекином и в деле защиты тибетской культуры. В этот закон Конгресс пытался внести положения, предусматривающие введение должности Специального посланника в Тибете в посольском ранге, основной функцией которого должно было стать посредничество в переговорах Далай-ламы XIV с Пекином.

В 1997 г. в качестве компромисса была создана должность Специального координатора по Тибету в структуре госдепартамента. Специальный координатор не был наделен посольским рангом, ему в обязанности вменялось:

координировать политику, программы и проекты Соединенных Штатов по Тибету;

проводить политику, направленную на защиту религиозной, культурной, лингвистической  и национальной идентичности Тибета и оказание давления по вопросу прав человека;

поддерживать тесные контакты с религиозными, культурными и  политическими лидерами тибетцев, включая  регулярные визиты в тибетские районы КНР и поселения тибетских  беженцев в Индии и Непале;

прилагать усилия по установлению контактов с внешнеполитическими  ведомствами других стран для решения тибетского вопроса.

С момента введения должности  Специального координатора по Тибету прошло уже более десяти лет, однако миссия координатора, заключающаяся  в стимулировании переговоров между  представителями Далай-ламы XIV и  китайским правительством, не принесла результатов. Единственным достижением последних лет стал сам факт возобновления в 2002 г. непосредственных переговоров между представителями Далай-ламы XIV и китайскими властями, прерванных Пекином в 1993 г. В ходе встреч в 2008–2009 гг. специальные посланники Далай-ламы XIV (Лоди Гьярки, Калзан Гялцянь) передали китайским представителям Меморандум о подлинной автономии для тибетского народа и объяснения к нему, в которых была детально изложена позиция Далай-ламы XIV и тибетского «правительства в изгнании» по вопросу «подлинной автономии» Тибета. «Подлинную автономию» предлагалось осуществлять в таких вопросах, как язык, культура, религия, образование, защита окружающей среды, использование природных ресурсов, экономическое развитие и торговля, здравоохранение, общественная безопасность, миграционная политика и культурный, образовательный, религиозный обмен с другими странами. В Меморандуме был сделан акцент на том, что основополагающие потребности тибетского народа могут быть удовлетворены путем предоставления ему «подлинной автономии» в составе КНР и в рамках Конституции КНР (Меморандум, 2008).

Положения меморандума о  том, что тибетское «правительство в изгнании» представляет интересы тибетского народа, вызвали бурю негодования  у китайских властей, заявивших  о том, что только центральное  правительство Китая и администрация  ТАР представляют интересы тибетского народа, а представители Далай-ламы XIV имеют право лишь обсуждать  вопросы будущего лично Далай-ламы XIV и его окружения.

В сентябре 2002 г. в Соединенных  Штатах был принят Закон о политике в Тибете, представляющий собой на сегодняшний день наиболее пространный  документ по тибетской политике США. Президент США и госсекретарь должны стимулировать центральное  китайское правительство к проведению переговоров с Далай-ламой XIV или  его представителями в целях  достижения соглашения по Тибету и  ежегодно делать доклад о мерах, предпринятых в этом направлении; политика Соединенных  Штатов включает содействие экономическому развитию и сохранению культуры Тибета путем поддержки отвечающих этой цели проектов, рассматриваемых Экспортно-Импортным  банком США, Агентством по торговле и  развитию, международными финансовыми  институтами, неправительственными организациями; Соединенные Штаты должны требовать  от китайского правительства освобождения заключенных, задержанных за политические и религиозные воззрения в Тибете.

Информация о работе Тибетская проблема как фактор внутренней дестабилизации Китая