Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2013 в 07:17, дипломная работа
Цель данной работы состоит в том, чтобы на основе многопланового и хронологически последовательного анализа внутренней политики правительств Э. Блэра и Г. Брауна выявить её характерные черты, механизмы реализации, способы корректировки и достигнутые результаты. Задачи: 1) дать характеристику состоянию британской экономики в период правления кабинетов Э. Блэра и Г. Брауна, рассматривая полученные результаты в контексте долгосрочных тенденций развития британской экономической системы; 2) проанализировать действия правительства ЛПВ в сфере макроэкономического регулирования (бюджетная и фискальная политика и т. д.); 3) рассмотреть участие кабинетов Э. Блэра и Г. Брауна в решении вопросов на мезо- и микроэкономическом уровне;
Введение …………………………………………………………………………………………….2
Глава I. Модернизация системы государственного управления и конституционная реформа11
1. Децентрализация управления государством ………………………………………………….11
2. Ирландский вопрос …………………………………………………………………………….17
3. Модернизация парламента и другие составляющие конституционной реформы …………22
Глава II. Экономическая политика ………………………………………………………………29
1. Экономическая политика первого и второго правительств Энтони Блэра …………………29
2. Антикризисная политика правительства Гордона Брауна и действия кабинета Кэмерона – Клегга …46
Глава III. Отдельные аспекты социальной политики …………………………………………..60
1. Гендерная политика ……………………………………………………………………………60
2. Сфера образования ……………………………………………………………………………..69
3. Проблема иммиграции …………………………………………………………………………77
Заключение ………………………………………………………………………………………...84
Список источников и литературы ………………………………………………………………..87
– увеличение возможностей работать по гибкому графику для родителей с детьми до 6 лет, детьми-инвалидами, а также для тех, кто ухаживает за больными на дому.
В 2008 г. в Великобритании доля занятых вне дома женщин работоспособного возраста достигла 70 %192. Это объясняет, почему трудящиеся женщины и семьи с детьми, в которых работают и муж, и жена, по-прежнему находились в центре внимания основных политических сил страны. Правительство Г. Брауна продолжало в этом отношении политику правительства Т. Блэра. В октябре 2007 г., вскоре после выхода Т. Блэра в отставку, минимальная заработная плата была увеличена до 5,52 фунтов стерлингов за час. Две трети работников, которые выиграли от увеличения минимальной заработной платы, были женщины193. Эта мера рассматривалась как один из способов преодолеть бедность женщин и зависимых от них детей, а также гендерный разрыв в заработной плате. В то же время 71 % опрошенных высказался за то, чтобы правительство делало больше для сокращения гендерного разрыва в заработной плате194.
Предоставляемые правительством Г. Брауна налоговые кредиты обеспечивали помощь в воспитании детей размером до 300 фунтов стерлингов в неделю. С апреля 2009 г. правительство ввело дополнительную поддержку семьям посредством гранта «Здоровая беременность», который предоставлял каждой женщине, начиная с 25-й недели беременности, свободное от уплаты налога пособие в 190 фунтов стерлингов в неделю195.
При лейбористах произошёл прогресс по решению проблемы насилия в семье. После принятия в 2004 г. Закона о насилии в семье были введены новые правила, которые усилили позицию жертв в суде, было увеличено количество специальных судов, рассматривающих дела по домашнему насилию196. Тем не менее, эта проблема всё ещё сохраняет свою остроту для британских женщин и детей.
Новый момент в деятельности лейбористских правительств – преимущественное внимание к проблемам детей. В 1999 г. в Великобритании насчитывалось 4,4 млн. малообеспеченных детей, и Блэр пообещал к 2010 г. вдвое сократить это число, а за 20 лет и вовсе ликвидировать проблему бедности детей. К 2005 г. в результате различных мер 700 тыс. детей из категории относительно бедных и 2 млн. из категории абсолютно бедных перешли в более благополучные категории197.
Программы «Sure Start» («Уверенный старт») и «Neighbourhood Childcare Initiative» к 2004 г. затронули 400 тыс. детей, проживающих в неблагополучных районах и составляющих третью часть всех детей из бедных семей. В их рамках за три года действия к 2004 г. было инвестировано 300 млн. фунтов стерлингов в наиболее неблагополучные, с точки зрения обеспечения детей условиями для роста и развития, районы. Программа «Уверенный старт» объединила целый ряд проектов в интересах детей и семей с детьми. В неё были включены предоставление бесплатного обучения для трёх- и четырёхлетних детей в течение неполного дня, а также услуг по уходу за детьми (детские сады, приходящие няни, кружки, работающие после окончания школьных занятий, детские центры). Эти услуги существуют за счёт государства, частного сектора и добровольных пожертвований. О внимании правительства к программе «Уверенный старт» говорит увеличение её бюджетного финансирования в 2004/2005 – 2007/2008 финансовых годах198.
В июне 2003 г. в Англии, в соответствии с программой «Уверенный старт», была создана сеть детских центров в неблагополучных районах. Они предоставляют семьям широкий набор услуг. Аналогичным образом в Шотландии через программу «Уверенный старт» осуществлено финансирование местных властей с тем, чтобы они совместно с органами здравоохранения и добровольными организациями занимались выявлением наиболее уязвимых семей с маленькими детьми и оказывали им необходимую помощь. В Уэльсе работу по повышению благосостояния детей и молодёжи из неблагополучных семей проводит Фонд поддержки детей и молодёжи199. В марте 2004 г. в парламент был внесён Билль о детях, предусматривающий целый ряд мер, направленных на обеспечение достойного уровня жизни детей и поддержку в развитии их способностей, в частности создание базы данных, включающих информацию о каждом ребёнке в Великобритании200.
В отношении семей, проживающим с одним родителем, лейбористское правительство продолжило линию консерваторов на повышение финансовой ответственности родителей за своих детей. На Агентство по поддержке детей возложены функции розыска скрывающихся отцов и взыскания с них средства на содержание ребёнка, а также помощь матерям в тех случаях, когда мужчины отказываются от своего отцовства201.
Проблема детства, тесно связанная с проблемами женщин и семей, занимала одно из центральных мест в политике правительства Г. Брауна. 28 июня 2007 г., на следующий день после ухода Т. Блэра в отставку, было создано новое министерство по делам детей, школ и семей. Ответственность министерства распространяется на вопросы, касающиеся граждан Британии в возрасте до 19 лет, включая образование и обеспечение социальной защиты. В ведении министерства находятся государственные школы страны. В его функции входит также защита детей от всех форм насилия – физического, морального, сексуального и психологического – и наблюдение за тем, как семья справляется с выполнением своих обязанностей в отношении детей202. Большая ответственность за обеспечение благосостояния детей возложена на местные органы власти, которые обязаны предоставлять семьям с детьми, особенно неблагополучным семьям, необходимую помощь либо непосредственно, либо через добровольные организации.
Особо чувствительна для общественности оказалась проблема, которая перешла от правительства Блэра к правительству Брауна, – проблема борьбы с бедностью детей. В период пребывания у власти Блэру удалось добиться определённых успехов в этом отношении. Однако в связи с. экономическими трудностями этот процесс затормозился. В 2006 - 2007 гг. численность детей, живущих в бедности, ежегодно увеличивалась на 100 000 человек, достигнув 2,9 млн. человек203, что вызвало широкое недовольство среди британцев. В стране развернулась кампания под лозунгом «Сдержать обещание», которая провела демонстрацию в Лондоне 4 октября 2008 г. Правительства отреагировало внесением в парламент законопроекта «Бедность детей»204. Его первое чтение в Палате общин прошло 19 ноября 2009 г., второе – 5 января 2010 г.205
Экономический кризис, который переживает Британия с 2007 г., оказал воздействие на социальную политику правительства Г. Брауна, заставив его отложить выполнение некоторых ранее данных обещаний в отношении семьи и детства. Это вызвало недовольство женской части электората. На женской конференции Британского Конгресса тред-юнионов, проходившей в Скарборо в марте 2009 г., был подвергнут критике ряд действий правительства по сокращению обязательств, связанных с женщинами и детьми. Они указывали, что намерение правительства Г. Брауна отложить увеличение пособия по материнству и расширение прав на гибкую занятость подорвёт обещание правительства ликвидировать гендерный разрыв в оплате труда и покончить с бедностью детей206.
Продолжая курс на поддержку семьи, в которой оба родителя работают, правительство Г. Брауна дало обещание, помимо введённого Т. Блэром двухнедельного отцовского отпуска, к концу парламентского срока предоставить отцам новое право – брать дополнительный отпуск продолжительностью в 26 недель до достижения ребенком 1 года, чтобы дать возможность матери вернуться на работу в более ранние сроки207. Под нажимом критики снизу лейбористское правительство усилило свою законодательную активность по проблемам семьи и детей. Наряду с законопроектом «Бедность детей» 19 ноября 2009 г. в Палату общин были внесены для первого обсуждения ещё два законопроекта – «Дети, школы и семьи» и «О правах детей»208.
В преддверии всеобщих выборов 2010 г. обострилась
публичная дискуссия между
– ввести новую систему гибкого родительского отпуска, который предоставляет отцам и матерям право использовать вторую часть отпуска, который лейбористы предполагают увеличить до 12 месяцев в 2010 г., по своему собственному выбору;
– расширить право требовать гибкий рабочий график на всех родителей с детьми до 18 лет и превратить государственный сектор в мирового лидера по предоставлению возможностей гибкого найма;
– ввести универсальное медицинское обслуживание на дому, чтобы помочь семьям справиться с проблемами, связанными с рождением ребёнка. Увеличить численность приходящих на дом медицинских работников на 4200 человек, чтобы матери были обеспечены гарантированным уровнем поддержки в течение первых пяти лет после рождения ребенка;
– перестроить систему налогов и пособий так, чтобы она «признавала» брак и не «наказывала» женатые пары. В документе приводятся цифры, которые показывают, что при системе налогов и пособий, действующей в период правления лейбористов, супружеской паре с двумя детьми необходимо зарабатывать 240 фунтов стерлингов в неделю, чтобы иметь чистый доход в 295 фунтов стерлингов, тогда как родитель-одиночка с двумя детьми должен зарабатывать 76 фунтов стерлингов в неделю, чтобы иметь чистый доход в 230 фунтов стерлингов, на 5 фунтов стерлингов превышающий черту бедности;
– пересмотреть систему финансирования детских дошкольных учреждений таким образом, чтобы все их типы могли конкурировать друг с другом. Консерваторы утверждают, что при лейбористах многие частные, добровольные и независимые детские учреждения для дошкольников, которые обеспечивают 88 % всех мест, сталкиваются с кризисом финансирования. Они пообещали создать разнообразный рынок детских дошкольных учреждений, который включает приходящих на дом нянь, частные, добровольные и независимые детские учреждения;
– оказывать социальное давление на бизнесменов, чтобы они сознавали то воздействие, которое они оказывают на положение детей, и проводили ответственную политику209.
В своём выступлении на ежегодной конференции Консервативной партии в октябре 2009 г. Д. Камерон счёл необходимым специально разъяснить позицию партии в отношении семей. Он отверг упрёки в том, что консерваторы находятся «в состоянии войны» с неполными семьями. Одновременно он критиковал лейбористских министров за то, что они подрывают брак через систему налогов и пособий210.
2. Сфера образования
Лейбористское правительство Великобритании в конце 1990-х гг. начало активно готовить почву для коммерциализации образовательной системы, включая, разумеется, систему высшего образования. Коммерциализация высшего образования включает 4 аспекта: подчинить общественные службы механизмам рынка, заставить рынок труда более чутко реагировать на изменения в экономике, провести радикальную реформу и продавать продукт британского высшего образования на мировом рынке, зарабатывая по 2 триллиона долларов в год211.
Проникновение рыночных принципов в высшее образование уже в начале 2000-х гг. можно было ощутить на различных уровнях. Один из основных шагов, предпринятых правительством по внедрению новых, более гибких требований рынка в производство и распространение знания, – это реструктурирование и упразднение общественных фондов. Финансирование было переведено на краткосрочную, целевую и конкурентную основу. Образовательные учреждения отреагировали на это двояко.
Во-первых, возросла конкурентная борьба за средства, а это означает, что даже в бюджетном финансировании начал проявляться рыночный подход. В результате – увеличение числа краткосрочных контрактов и контрактов с жёсткими сроками для научного и педагогического состава, эксплуатация «случайных» работников, например, аспирантов – помощников преподавателей, наём остальных работников на контрактной основе – начиная от дворников и уборщиков и кончая компьютерной засвидетельствованное развитие управленческих структур, и тэтчеристская практика подрыва профессиональной автономии – так называемая «пролетаризация» профессорского состава. Таким образом, сферы развития переводились на рыночную основу, и индивидуальные контракты продлевались или не продлевались по результатам проделанной работы212.
Во-вторых, сокращение финансирования означало, что вузы в поисках средств на научную и учебную деятельность были вынуждены обращаться к частному сектору – или напрямую через партнёрство, через гранты под конкретные курсы или исследовательские проекты, или обходным путём – через коммерциализацию самого университета. В последнем случае вуз вынужден предлагать коммерчески окупаемые услуги, например, предоставлять помещения под конференции, чтобы субсидировать свою основную деятельность – давать высшее образование и заниматься научной деятельностью. В совместном докладе Совет по финансированию высшего образования (Higher Education Funding Council for England) (HEFCE) и Комитет Вице-канцлеров и ректоров университетов Соединённого Королевства (Committee of Vice Chancellors and Principals of the UK universities (CVCP) заявили, что вузы должны разработать «новые системы функционирования, которые бы увеличили специализацию и в которых одной из основных черт было бы поступление финансов извне. Отсюда следует, что университетам следует определиться с основной деятельностью, возможностями занять свою нишу и профилем специалистов, которых они готовят… (выработать) ориентированный на потребителя подход к образованию и подготовке специалистов»213.
Умы всех правительств, региональных
организаций и мировых
Основным способом сделать роль
образования главной в
Информация о работе Внутренняя политика правительств Великобритании в 1997 - 2010 гг