Внутренняя политика правительств Великобритании в 1997 - 2010 гг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2013 в 07:17, дипломная работа

Описание работы

Цель данной работы состоит в том, чтобы на основе многопланового и хронологически последовательного анализа внутренней политики правительств Э. Блэра и Г. Брауна выявить её характерные черты, механизмы реализации, способы корректировки и достигнутые результаты. Задачи: 1) дать характеристику состоянию британской экономики в период правления кабинетов Э. Блэра и Г. Брауна, рассматривая полученные результаты в контексте долгосрочных тенденций развития британской экономической системы; 2) проанализировать действия правительства ЛПВ в сфере макроэкономического регулирования (бюджетная и фискальная политика и т. д.); 3) рассмотреть участие кабинетов Э. Блэра и Г. Брауна в решении вопросов на мезо- и микроэкономическом уровне;

Содержание работы

Введение …………………………………………………………………………………………….2
Глава I. Модернизация системы государственного управления и конституционная реформа11
1. Децентрализация управления государством ………………………………………………….11
2. Ирландский вопрос …………………………………………………………………………….17
3. Модернизация парламента и другие составляющие конституционной реформы …………22
Глава II. Экономическая политика ………………………………………………………………29
1. Экономическая политика первого и второго правительств Энтони Блэра …………………29
2. Антикризисная политика правительства Гордона Брауна и действия кабинета Кэмерона – Клегга …46
Глава III. Отдельные аспекты социальной политики …………………………………………..60
1. Гендерная политика ……………………………………………………………………………60
2. Сфера образования ……………………………………………………………………………..69
3. Проблема иммиграции …………………………………………………………………………77
Заключение ………………………………………………………………………………………...84
Список источников и литературы ………………………………………………………………..87

Файлы: 1 файл

Внутренняя политика правительств Великобритании в 1997 - 2010 гг.doc

— 600.00 Кб (Скачать файл)

Другое новшество: правила подачи заявлений на предоставление политического убежища действуют только в отношении тех, кто сразу по прибытии в Великобританию обратился с подобной просьбой к британским властям, а не обратился за предоставлением политического убежища спустя какое-то время. По каждому заявлению о желании получить гражданство должна была проводиться проверка на предмет того, преследуют ли кандидата в новые англичане в его родной стране237. Однако в 2000-е гг. стало очевидно, что проверка проводилась халатно, а для получения гражданства достаточно поместить в СМИ две-три заказные статьи о политическом преследовании кандидата. Схема такого получения гражданства всплыла в связи с убийством Литвиненко, когда группа «новых англичан» российского происхождения, уехавшая в 1990-е гг. из РФ, организовала бизнес по организации «лжепреследований» в российских СМИ кандидатов на переезд в Лондон238.

Правительство Тони Блэра традиционно  исходило из идеи экспорта не рабочей  силы, а знаний и капиталов, поэтому  формальная сторона таких мероприятий  была важнее фактической. И уж тем  более кабинет не волновали вопросы  гомогенности общества, когда доходы от операций, перенесённых на берега «туманного Альбиона», позволяли осуществлять полноценную социальную политику и выполнять ряд обязательств перед природными британцами. Вместе с тем, набирала обороты трудовая миграция: в стране оседали студенты вузов из стран «третьего мира» (в Великобритании появились ВУЗы, занимавшиеся «штамповкой дипломов») и лица, получавшие гражданства через фиктивный брак. При этом условии функционирования ВУЗов и вступления в брак были достаточно свободными и не находились на острие дискуссии в обществе239. За время правления Блэра были сделаны шаги по ужесточению этих методов получения гражданства: въезд в страну для прохождения обучения только в тех случаях, если они выбрали аккредитованное учебное заведение, требование для жителей стран «третьего мира» проходить дополнительную регистрацию в специально созданных службах во избежание фиктивных браков, ограничение в доступе к социальной программе жилищного строительства до тех пор, пока иммигрант не получит официального разрешения на пребывание и работу в Великобритании240. Однако эти меры были и косметическими, и запоздалыми. Великобританию накрыла волна протестов против мигрантов, а поток иммигрантов возрос с десятков тысяч до сотен тысяч человек в год.

Итак, все меры, направленные на наведение  порядка в сфере иммиграционной политики, не привели к качественному изменению ситуации и лишь сделали процедуру получения гражданства более трудоёмкой. Компании, работающие в сфере содействия получения гражданства, из небольших полулегальных групп выросли до крупных консалтинговых агентств. Ужесточение подхода лейбористов к проблеме иммиграции в последние годы, война в Ираке вызвали недовольство представителей этнических меньшинств, особенно мусульман. Перед лейбористами стояла трудноразрешимая задача, включающая три составляющих: приостановление размывания британской идентичности, сохранение положительных сторон мультикультурализма и соблюдение баланса между традициями меньшинств и правами человека. Правительство приветствовало принцип толерантности, однако в случае необходимости власти вмешивались в дела национальных меньшинств. Так, Дэвид Бланкетт, министр внутренних дел в 2001 – 2004 гг., занял твердую позицию в вопросе защиты прав человека, когда дело касалось практики телесных наказаний детей, обучающихся в медресе, или насильственной выдачи замуж (последнее явление широко распространено в среде выходцев из Индии, Пакистана и Бангладеш). В последние годы британские МИД и МВД способствовали возвращению в страну сотен женщин, увезённых в другие страны против их воли, а также оказали содействие тем, кто пострадал от этой практики на территории самой Великобритании. Правительство стало решительнее действовать в вопросе высылки из страны иммигрантов, незаконно находящихся на её территории: в 2006 – 2007 гг. депортации ожидали более 150 тыс. человек241.

Одним из шагов в направлении  решения проблемы британской идентичности стал Закон о национальности, иммиграции и убежище (2002), на основании которого с 2004 г. введена гражданская церемония, включающая клятву на верность британской монархии и присягу на верность стране. Кроме того, претендующие на получение британского гражданства выходцы из стран «третьего мира» должны продемонстрировать хорошие знания о Соединённом Королевстве. В 2006 г. принят Закон об удостоверениях личности, который направлен на борьбу с терроризмом и преступностью, а также призван укрепить статус гражданина Великобритании, дающий определённые привилегии, в первую очередь в сфере доступа к услугам «государства благосостояния»242.

В период работы кабинета Гордона  Брауна национальный вопрос приобрёл ещё большую остроту. Пока государство  справлялось со своими социальными  обязательствами и тратило деньги на то, чтобы превратить иммигрантов в англичан, новые граждане Великобритании концентрировались в городах, где было наибольшее количество рабочих мест, в регионах, где традиционно часто можно было видеть представителей других народов. Однако глобальный экономический кризис 2009 г. сбил приоритеты: закрытие производства и переезд иммигрантов в более консервативную деревню вкупе с сокращением государственных расходов на интеграцию иммигрантов и превышением расходов над доходами от этой группы населения обязывали правительство Г. Брауна искать новые ходы в миграционной политике. Но новый премьер-министр не спешил: ему пришлось устранять ошибки, допущенные в сфере внешней политики предыдущим кабинетом. Для лейбористов вопросом имиджа была необходимость сохранить лицо после скандалов вокруг войны в Ираке. На расследование были брошены основные силы нового правительства, спасавшего лидерство лейбористов. Другой важной проблемой в сентябре 2007 г. стал начавшийся кризис банка Northern Rock. Цена вопроса - 24 миллиарда фунтов стерлингов английских вкладчиков, чьё недовольство, в конечном счёте, окончательно похоронило кабинет Гордона Брауна243. На фоне этих проблем вопрос миграции отступал на второе и третье место, и премьеру объективно не хватило времени на наведение порядка в этой сфере.

Несмотря на это, в 2008 г. были проведены  две научные конференции по миграции в Великобритании, спонсируемые международными фондами и иммиграционными службами Соединённого Королевства. Они показали серьёзное расхождение между  лейбористской доктриной и злободневной практикой дня, требующей решительных и масштабных мер, пойти на которые действующий кабинет был не готов244.

12 мая 2010 г. лидер Консервативной  партии Великобритании Дэвид  Кэмерон занял кресло премьер-министра  и сформировал коалиционное правительство по поручению королевы. И одной из старых проблем, которые предстоит разрешить новому кабинету, оказалась иммиграция. Вокруг неё с 2002 г. идут особо ожесточённые споры, в которых лейбористское правительство терпело одно поражение за другим. Не обходилось без громких заявлений и скандалов: члены правительства публично признавались в том, что их политика в миграционном вопросе ведёт страну к коллапсу, а эксперты правой ориентации выступали с комментариями к их заявлениям.

Двенадцатилетнее правление лейбористов было, по утверждению консерваторов, ознаменовано нараставшим хаосом в вопросах миграционного контроля и серьёзными злоупотреблениями при предоставлении гражданства заинтересованным лицам. За этот период политическое убежище получили лидеры радикальной оппозиции стран «третьего мира», международные террористы, главы корпораций с сомнительным или откровенно криминальным капиталом, а получение гражданства превратилось в разветвлённую бизнес-сеть по организации продажи паспортов. За 12 лет власти лейбористов сменилось 5 министров внутренних дел, обещавших ужесточить миграционный контроль, почти каждый год принимался новый закон о миграционной политике, сопровождающийся всесторонней критикой его положений за игнорирование реальных проблем, вызванных фактически бесконтрольной миграцией. Ситуация 1997 г. к приходу консерваторов в 2010 г. только усугубилась.

В настоящее время позиция консерваторов  в вопросе иммиграции базируется на четырёх принципах. Они опубликованы на официальном сайте Консервативной партии, так называемом «голубом блоге»:

1) Введение ежегодной квоты на  мигрантов из стран, не входящих  в ЕС. Квота должна будет изменяться ежегодно с учётом эффекта, который оказывают иммигранты на экономику страны;

2) Борьба с нелегальной иммиграцией  и торговлей людьми;

3) Новые правила предоставления  студенческой визы, которая в  настоящее время является самой  большой «дырой» в пограничном контроле;

4) Форсирование интеграции в британское общество. Ставка на английский языковой тест для любого прибывающего в Великобританию из-за пределов ЕС как мера борьбы с фиктивными браками245.

Нехарактерный для консерваторов  шаг в сторону от традиционного  «особого мнения» Великобритании – стандартизация систем контроля над перемещением граждан стран ЕС и большая согласованность со странами континентальной Европы в вопросе борьбы с нелегальной иммиграцией, плавный отход от системы исключительно британских ID-карт Тони Блэра, доказавших свою неэффективность246.

Когда для изменения ситуации появились и возможности, и силы, кабинет Кэмерона занялся проблемой иммиграции. Признав миграционную политику самой хаотичной в современной истории Великобритании, консервативная фракция британского парламента 6 июня 2010 г. обсудила по существу накопившиеся вопросы и определила приоритеты борьбы с нелегальной миграцией как первого шага по нормализации ситуации.

Важнейшими мерами были обозначены сокращение квот для граждан стран-нечленов ЕС до уровня 1990-х гг. и усиление режима границ и мер по их охране. В настоящее время полноценно оборудованными являются только автомагистраль под Ла-Маншем, паромная переправа Кале-Дувр и часть аэропортов, однако есть претензии к подготовке персонала. Этого недостаточно для борьбы с нелегальной миграцией247.

Вопрос избыточности иммигрантов (включая легальных, являющихся гражданами стран ЕС) практически сразу подняли  общественные некоммерческие и благотворительные  организации, близкие к партии консерваторов. Shelter Cymru в Уэльсе отрапортовала, что треть мигрантов «еле сводит концы с концами»: ночуют у друзей на диванах, полу или даже в автомобилях, т. е. являются бездомными. В основном это граждане севера Восточной Европы - Литвы, Латвии, Эстонии и Польши248.

Правительство Соединённого Королевства дало понять, что намерено инициировать процесс ограничения въезда на острова граждан стран-нечленов ЕС, чтобы расчистить рабочие места для мигрантов из стран ЕС (безработица - 30 % в группе) и собственных граждан (безработица – 8 %). Согласно плану, до апреля 2011 г. в страну будет допущено не более 24 тыс. человек из-за пределов ЕС, после этой даты вводятся более жёсткие ограничения. С соответствующим докладом 28 июня 2010 г. выступила министр внутренних дел Великобритании Тереза Мэй249.

Предложение консерваторов – разовая  мера. Она должна показать экономический  эффект от ограничения иммиграции. Последующие консультации на постоянной основе должны будут привести к принятию окончательного решения в миграционной политике. Но для этого Кэмерону и его команде надо решить множество принципиальных вопросов, в том числе и о правилах предоставления политического убежища.

 

Выводы по главе III: Предметом особого внимания правительства Тони Блэра стал гендерный вопрос. Был создан Отдел по делам женщин и равенству, который занимается широким кругом проблем, связанных с положением женщин, и осуществляет гендерный мониторинг работы отдельных министерств. Положительную роль в сокращении гендерного разрыва в доходах сыграло принятие правительством Блэра в 1999 г. законодательства о минимальной заработной плате. Оно распространялось на всех наёмных работников старше 18 лет, включая частично занятых, временно занятых и занятых в мелком бизнесе. В выигрыше от него оказались более миллиона женщин, которые преобладают среди низкооплачиваемых категорий работников. Правительство обеспечило бесплатные места в дошкольных детских учреждениях для трёхлетних и четырёхлетних детей в Англии, Шотландии и Уэльсе. Начиная с 1997 г., в Великобритании было создано свыше 1 млн. мест в детских дошкольных учреждениях. Благотворно на положение британских женщин в сфере занятости сказалось присоединение Великобритании к социальному законодательству ЕС в результате подписания правительством Социальной хартии. В целом проведение лейбористским правительством целенаправленной политики по сокращению гендерного неравенства в сфере труда и семейной жизни способствовало облегчению доступа женщин, в том числе с детьми дошкольного возраста, к рынку труда, определённому расширению профессиональных границ их занятости и сокращению гендерного разрыва в оплате труда.

Лидеры лейбористов провозгласили, что современная экономика –  это «экономика знаний». В соответствии с этим заявлением, в сфере просвещения предпринимались такие меры, как вооружение школ, в том числе и начальных, достижениями новейших компьютерных технологий. В то же время, действуя, очевидно, под нажимом представителей крупного бизнеса, «неолейбористы» санкционировали коммерциализацию высшего образования, что, по мнению специалистов, даст кратковременный положительный эффект в отдельных отраслях экономики, а в среднесрочной перспективе окажет самое негативное воздействие на Великобританию в целом. Коалиционное правительство, пришедшее к власти в мае 2010 г., приняв решение о повышении платы за обучение и, по существу, санкционировав сокращение бюджетных расходов на нужды образования, продолжило политику Блэра (и Брауна) в данной области.

В области иммиграционной политики у «неолейбористов», очевидно, больше провалов, нежели успехов, и это обстоятельство подчёркивают консерваторы, победившие в мае 2010 г. на всеобщих выборах. Если правительства Энтони Блэра предпринимали меры, которые были призваны уменьшить остроту проблемы, то кабинет Гордона Брауна, уделяя внимание преимущественно вопросам экономики, оказавшейся в кризисном состоянии, не имел возможности сделать сколько-нибудь серьёзные шаги в этом направлении.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Во второй половине 1990-х гг. Лейбористская  партия Великобритании сумела привлечь на свою сторону не только рабочих, но и социальные группы, представители  которых обычно голосовали за другие партии. Немалую роль при этом сыграла  выработанная руководством ЛПВ идеология «нового лейборизма», положенная в основу концепции «третьего пути».

«Неолейбористские» правительства, находившиеся у власти в течение последнего десятилетия, заявляли о своём намерении укреплять «государство благосостояния», хотя использовали при этом другие средства и методы, нежели прежние лейбористские правительства. Взяв курс на поддержку британской семьи, государство стремилось расходовать средства не на увеличение размеров пособий и заработной платы, а на создание новых рабочих мест, на расширение и модернизацию системы образования, в том числе профессионально-технического. Следует подчеркнуть, что в годы, когда в Великобритании у руля власти стояли «неолейбористы», существенно возросли расходы государства на нужды системы здравоохранения, на научные разработки прикладного характера и развитие инфраструктуры.

Следует также отметить, что лейбористы пошли на значительную демократизацию политической власти. Реформы в области государственного устройства Великобритании были результатом осознания того, что без изменения системы принятия решений между различными этажами государственной власти, а также без обеспечения общественной поддержки реформ успех не ждёт ни одно крупное начинание лейбористов по модернизации страны. Для решения этой задачи были задействована деволюция (передача части властных полномочий от центра регионам), принят закон о свободе информации и др. К 2006 г. в области регионального и местного управления преобразования были осуществлены, предполагалась дальнейшая отладка деволюционных механизмов, в отношении палаты общин реализованы реформы процедурного характера, была частично реформирована верхняя палата парламента и определены ключевые пункты дальнейшей её модернизации.

Информация о работе Внутренняя политика правительств Великобритании в 1997 - 2010 гг