Анализ деловой активности. Бюджет производства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 12:01, курсовая работа

Описание работы

Цель финансового анализа и планирования - оценка прошлой деятельности и положения предприятия на данный момент, а также оценка и планирование будущего потенциала предприятия.
Цель анализа и планирования состоит не только в том, чтобы установить и оценить финансовое состояние предприятия, но также и в том, чтобы постоянно проводить работу, направлена на его улучшение.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..
3
1. Теоретическая часть……………………………….…………………………..
5
1.1 Экономическая сущность, роль, значение финансового анализа и планирования на предприятии……………………………..……………………
5
1.2 Основные принципы, методы и способы анализа и планирования финансово–хозяйственной деятельности предприятия……………………….
18
1.3 Организация и информационное обеспечение анализа и планирования финансово-хозяйственной деятельности предприятия………………………
22
1.4 Анализ деловой активности…………………………………..……………
24
1.5 Бюджет производства……………………………………………………….
29
2. Аналитическая часть…………………………………………………..………
34
2.1 Финансовый анализ деятельности предприятия за прошлый период…..
34
2.2 Процесс разработки операционного и финансового планов…………….
48
2.3 Финансовый анализ результатов планирования…….……………………
61
Заключение……………………………………………………….……………….
65
Список использованных источников……………………………………………
67

Файлы: 1 файл

Копия курсовая работа макарова.docx

— 151.75 Кб (Скачать файл)

- рыночное - основано на взаимодействии спроса, предложения и цен на товары и услуги;

- государственное - регулирование  цен и товаров, ставок налогов,  банковских процентных ставок  за кредит, минимального уровня  заработной платы и других  макроэкономических показателей  (индикативное планирование).

4. По времени действия:

- краткосрочное (текущее) планирование - осуществляется в течение 
одного года, квартала, месяца, декады, недели;

- среднесрочное планирование - осуществляется  в пределах от 1 до 3 лет;

- долгосрочное (перспективное) планирование - осуществляется за период от 3 до 10 лет.

5. По сфере применения:

- индивидуальное;

- бригадное;

- внутрицеховое;

- межцеховое.

6. По стадиям разработки:

- предварительное - включает разработку планов первоначального этапа работы;

- окончательное - получает силу закона.

7. По степени точности:

- укрупненное;

- уточненное (точность планов зависит от применяемых методов и сроков планирования, нормативных материалов, от уровня профессиональной подготовки и опыта экономиста).

8. По типам целей:

- оперативное - представляет собой выбор средств и решений задач, которые поставлены вышестоящим руководством;

- тактическое - охватывает взаимосвязи, сложившиеся внутри подразделений предприятия;

- стратегическое - включает в себя  долгосрочный план предприятия,  выбор и обоснование средств  задач и целей;

- нормативное - базируется на применении научно обоснованных норм и нормативов.

В процессе планирования предусматриваются  три основных типа целей:

1. Задачи, которые необходимо достичь  в пределах планируемого периода;

2. Цели (вехи), к которым предполагается  приблизиться в рамках планируемого  периода или которые могут быть достигнуты позднее;

3. Идеалы, которые не считаются  достижимыми, но к которым стремятся  в планируемом периоде.

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Основные принципы, методы  и способы анализа и планирования  финансово-хозяйственной деятельности  организации

 

 

Метод (от гр. methodos - путь исследования) представляет собой способ достижения некоторой цели и состоит из совокупности приемов теоретического или практического познания действительности.

Под методом финансового анализа  понимается способ подхода к изучению хозяйственных процессов в их становлении и развитии в ходе деятельности предприятия.

К характерным особенностям метода относятся: использование системы  показателей, выявление и изменение  взаимосвязи между ними.

Финансовый анализ проводится с  помощью трех основных типов моделей:

1. дескиптивных;

2. предикативных;

3. нормативных.

К дескиптивным относятся:

- вертикальный и горизонтальный  анализ отчетности;

- система аналитических коэффициентов  достижения поставленных целей.

Предикативные модели используются для  прогнозирования будущих доходов  предприятия и включают: расчет точки  критического объема продаж; прогностические  финансовые отчеты; модели динамического  и ситуационного анализа.

Нормативные модели позволяют сравнивать фактические результаты деятельности предприятия с ожидаемыми, рассчитанными по бюджету.

В процессе анализа применяется  ряд специальных способов и приемов. Они подразделяются на:

- традиционные (использование абсолютных, относительных, и средних величин;  прием сравнения, сводки и группировки  и т.д.);

- математические (корреляционный  анализ, регрессионный, экономической  кибернетики, оптимального программирования)

К приемам проведения анализа можно  отнести проведение аналитики в  рамках экспресс-анализа либо углубленного анализа.

Впервые важнейшие принципы внутрифирменного планирования были сформулированы ученым А. Файолем:

1. Необходимость планирования - означает  обязательное применение планов  при выполнении любого вида  деятельности. Долгосрочный план  производства продукции: перечень  важнейшей номенклатуры продукции;  сумма расходования ресурсов  по видам; календарные сроки  исполнения; ответственные исполнители  по этапам и видам работ;  прибыль.

2. Текущий план производства  продукции: перечень и количество  всей номенклатуры продукции;  сумма расходования ресурсов  по видам и номенклатуре выпускаемой  продукции; точно установленные  сроки исполнения; подробный перечень  исполнителей по этапам и видам  работ и номенклатуре продукции;  сумма чистого дохода.

3. Оперативный план производства  продукции: подетальный перечень и количество всей номенклатуры продукции; подетальные и пооперационные нормы расходования ресурсов по видам; почасовые и суточные графики исполнения; подетальное распределение работ среди исполнителей; своевременность и полнота выполнения плана по номенклатуре продукции.

В настоящее время на предприятиях разрабатываются главным образом  текущие планы производства, которые  учитывают следующие показатели:

- номенклатура и количество  выпускаемой продукции в натуральных  выражениях;

- объем реализации или продажи  продукции в денежном выражении;

- численность промышленно-производственного  персонала предприятия;

- ФОТ и средний уровень заработной  платы персонала;

- запасы материалов, незавершенного  производства и готовой продукции;

-основные финансовые показатели: себестоимость, прибыль, рентабельность.

Производственная программа предприятия - это развернутый, комплексный план производства и продажи продукции, характеризующий годовой объем, номенклатуру, качество и сроки выпуска  требуемых рынком товаров и услуг.

 Основу плана производства  составляют:

1. заключенные договоры с потребителями, то есть портфель заказов;

2. действующие в условиях рынка  законы спроса и предложения  на продукцию.

Главная цель плановой работы предприятия - удовлетворение потребителя конкурентоспособной  продукцией и получение максимально  оптимальной.

Методы составления производственной программы на отечественных предприятиях:

1. Уровневое прогнозирование представляет  собой процесс предвидения ожидаемого  объема продаж и прибыли по  трем точкам: максимальный, вероятный  и минимальный.

Достоинства данного метода:

- помогает увеличить число плановых  альтернатив и подготовиться  к возможным отрицательным последствиям;

- более точный, так как предоставляет плановикам-экономистам реальные значения показателей;

- предотвращает снижение плановых  и фактических показателей деятельности предприятия, так как происходит составление планов в ранний период.

2. Ситуационное планирование широко  распространено на американских  и японских фирмах. Процесс ситуационного  планирования выполняется в следующем  порядке:

1) устанавливаются ключевые факторы  (показатели), среды, влияющие на  планируемые результаты деятельности  предприятия;

2) масштабы возможного воздействия  на производство;

3) вероятность возникновения самого  процесса;

4) составляется нормативный план, исходящий из наиболее вероятного  допущения комплексного воздействия  системы производственных факторов  на планируемый результат. Он  становится главным компонентом  разработки комплексного плана  деятельности всей организации;

5) составляется автономный план  для каждого продукта, который  учитывает допущения, отличные  от наиболее вероятной ситуации, и не входит в комплексный  план. Допущения - это наихудшие  варианты и различные случайности;

6) определяется момент переключения (перехода) к ситуационному плану  с нормативного плана при возникновении  непредвиденных обстоятельств.

Достоинство данного метода: руководители и исполнители планов получают возможность  быстро действовать в неблагоприятной  ситуации, которая была заранее запланирована. Разработка производственной программы  осуществляется в 3 этапа:

- оставление годового производственного  плана для всего предприятия;

- определение или уточнение  на основе производственной программы  приоритетных целей на плановый  период;

- распределение годового плана  производства по отдельным структурным  подразделениям предприятия или  исполнителям.

В зависимости от формы собственности, уровня управления, размера и структуры  предприятия и др. факторов применяются  три основные схемы планирования производственной программы:

- «снизу вверх», или децентрализовано, означает, что производственный  план составляется на нижнем  уровне управления в подразделениях, цехах предприятия;

- при планировании «сверху вниз»  планы разрабатываются на уровне  фирмы в целом и служат для  подразделений основой оперативного  планирования;

- интерактивное планирование предусматривает  тесное взаимодействие между  высшим руководством фирмы, плановым  отделом и всеми оперативными  подразделениями и функциональными  службами;

- ценовой метод - разработка  производственных планов отдельных  подразделений цепным методом  в порядке, обратном ходу технологических  процессов.

Метод линейного программирования применяется при разработке производственной программы цеха или предприятия. Метод заключается в решении  задачи оптимизации при ограниченных ресурсах.

 

 

1.3 Организация и информационное  обеспечение анализа и планирования  финансово-хозяйственной деятельности  предприятия

 

 

Основным источником информации для  проведения финансового анализа  и планирования служит финансовая (бухгалтерская) отчетность.

Наиболее полную информацию для  анализа и планирования служат бухгалтерский баланс и отчет о финансовых результатах. Рассмотрим эти формы наиболее подробнее.

В разделе 1 «Внеоборотные активы» баланса представлены следующие группы статей:

- нематериальные активы;

- результаты исследований и  разработок;

- нематериальные поисковые активы

- основные средства;

- незавершенное строительство;

- доходные вложения в материальные  ценности;

- долгосрочные финансовые вложения;

- прочие внеоборотные активы.

Раздел 2 «Оборотные активы» баланса  представлен следующими группами статей:

- запасы;

- НДС по приобретенным ценностям;

- дебиторская задолженность (платежи  по которой ожидаются более  чем через 12 месяцев после отчетной  даты);

- дебиторская задолженность (платежи  по которой ожидаются в течении 12 месяцев после отчетной даты);

- финансовые вложения;

- денежные средства и денежные эквиваленты;

- прочие оборотные активы.

Раздел 3 баланса «Капитал и резервы» объединяет собственные источники  организации и состоит из статей:

- уставный капитал;

- добавочный капитал;

- резервный капитал;

- нераспределенная прибыль (непокрытый убыток).

Раздел 4 «Долгосрочные обязательства» представлен следующими статьями:

- заемные средства;

- отложенные налоговые обязательства

- прочие обязательства.

Раздел 5 «Краткосрочные обязательства» объединяет суммы кредиторской задолженности, подлежащей погашению в течении 12 месяцев (например, задолженность перед поставщиками и подрядчиками, задолженность перед бюджетом, прочие кредиторы), а также заемные средства, доходы будущих периодов, оценочные обязательства, прочие обязательства.

Рассмотрим порядок формирования показателей формы отчета о финансовых результатах, которая включает в себя следующие показатели:

- выручка;

- себестоимость продаж;

- валовая прибыль (убыток);

- коммерческие расходы;

- управленческие расходы;

Информация о работе Анализ деловой активности. Бюджет производства