Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 12:01, курсовая работа
Цель финансового анализа и планирования - оценка прошлой деятельности и положения предприятия на данный момент, а также оценка и планирование будущего потенциала предприятия.
Цель анализа и планирования состоит не только в том, чтобы установить и оценить финансовое состояние предприятия, но также и в том, чтобы постоянно проводить работу, направлена на его улучшение.
Введение…………………………………………………………………………..
3
1. Теоретическая часть……………………………….…………………………..
5
1.1 Экономическая сущность, роль, значение финансового анализа и планирования на предприятии……………………………..……………………
5
1.2 Основные принципы, методы и способы анализа и планирования финансово–хозяйственной деятельности предприятия……………………….
18
1.3 Организация и информационное обеспечение анализа и планирования финансово-хозяйственной деятельности предприятия………………………
22
1.4 Анализ деловой активности…………………………………..……………
24
1.5 Бюджет производства……………………………………………………….
29
2. Аналитическая часть…………………………………………………..………
34
2.1 Финансовый анализ деятельности предприятия за прошлый период…..
34
2.2 Процесс разработки операционного и финансового планов…………….
48
2.3 Финансовый анализ результатов планирования…….……………………
61
Заключение……………………………………………………….……………….
65
Список использованных источников……………………………………………
67
- рыночное - основано на взаимодействии спроса, предложения и цен на товары и услуги;
- государственное - регулирование
цен и товаров, ставок налогов,
4. По времени действия:
- краткосрочное (текущее)
одного года, квартала, месяца, декады,
недели;
- среднесрочное планирование - осуществляется в пределах от 1 до 3 лет;
- долгосрочное (перспективное) планирование - осуществляется за период от 3 до 10 лет.
5. По сфере применения:
- индивидуальное;
- бригадное;
- внутрицеховое;
- межцеховое.
6. По стадиям разработки:
- предварительное - включает разработку планов первоначального этапа работы;
- окончательное - получает силу закона.
7. По степени точности:
- укрупненное;
- уточненное (точность планов зависит от применяемых методов и сроков планирования, нормативных материалов, от уровня профессиональной подготовки и опыта экономиста).
8. По типам целей:
- оперативное - представляет собой выбор средств и решений задач, которые поставлены вышестоящим руководством;
- тактическое - охватывает взаимосвязи, сложившиеся внутри подразделений предприятия;
- стратегическое - включает в себя
долгосрочный план предприятия,
- нормативное - базируется на применении научно обоснованных норм и нормативов.
В процессе планирования предусматриваются три основных типа целей:
1. Задачи, которые необходимо достичь в пределах планируемого периода;
2. Цели (вехи), к которым предполагается
приблизиться в рамках
3. Идеалы, которые не считаются
достижимыми, но к которым
1.2 Основные принципы, методы
и способы анализа и
Метод (от гр. methodos - путь исследования) представляет собой способ достижения некоторой цели и состоит из совокупности приемов теоретического или практического познания действительности.
Под методом финансового анализа понимается способ подхода к изучению хозяйственных процессов в их становлении и развитии в ходе деятельности предприятия.
К характерным особенностям метода относятся: использование системы показателей, выявление и изменение взаимосвязи между ними.
Финансовый анализ проводится с помощью трех основных типов моделей:
1. дескиптивных;
2. предикативных;
3. нормативных.
К дескиптивным относятся:
- вертикальный и горизонтальный анализ отчетности;
- система аналитических
Предикативные модели используются для
прогнозирования будущих
Нормативные модели позволяют сравнивать фактические результаты деятельности предприятия с ожидаемыми, рассчитанными по бюджету.
В процессе анализа применяется ряд специальных способов и приемов. Они подразделяются на:
- традиционные (использование абсолютных,
относительных, и средних
- математические (корреляционный
анализ, регрессионный, экономической
кибернетики, оптимального
К приемам проведения анализа можно отнести проведение аналитики в рамках экспресс-анализа либо углубленного анализа.
Впервые важнейшие принципы внутрифирменного планирования были сформулированы ученым А. Файолем:
1. Необходимость планирования - означает
обязательное применение
2. Текущий план производства
продукции: перечень и
3. Оперативный план производства продукции: подетальный перечень и количество всей номенклатуры продукции; подетальные и пооперационные нормы расходования ресурсов по видам; почасовые и суточные графики исполнения; подетальное распределение работ среди исполнителей; своевременность и полнота выполнения плана по номенклатуре продукции.
В настоящее время на предприятиях
разрабатываются главным
- номенклатура и количество
выпускаемой продукции в
- объем реализации или продажи
продукции в денежном
- численность промышленно-
- ФОТ и средний уровень
- запасы материалов, незавершенного
производства и готовой
-основные финансовые показатели: себестоимость, прибыль, рентабельность.
Производственная программа
Основу плана производства составляют:
1. заключенные договоры с потребителями, то есть портфель заказов;
2. действующие в условиях рынка законы спроса и предложения на продукцию.
Главная цель плановой работы предприятия
- удовлетворение потребителя
Методы составления
1. Уровневое прогнозирование
Достоинства данного метода:
- помогает увеличить число
- более точный, так как предоставляет плановикам-экономистам реальные значения показателей;
- предотвращает снижение
2. Ситуационное планирование
1) устанавливаются ключевые
2) масштабы возможного
3) вероятность возникновения
4) составляется нормативный план,
исходящий из наиболее
5) составляется автономный план
для каждого продукта, который
учитывает допущения, отличные
от наиболее вероятной
6) определяется момент
Достоинство данного метода: руководители и исполнители планов получают возможность быстро действовать в неблагоприятной ситуации, которая была заранее запланирована. Разработка производственной программы осуществляется в 3 этапа:
- оставление годового
- определение или уточнение
на основе производственной
- распределение годового плана
производства по отдельным
В зависимости от формы собственности, уровня управления, размера и структуры предприятия и др. факторов применяются три основные схемы планирования производственной программы:
- «снизу вверх», или децентрализовано,
означает, что производственный
план составляется на нижнем
уровне управления в
- при планировании «сверху вниз»
- интерактивное планирование
- ценовой метод - разработка
производственных планов
Метод линейного программирования применяется при разработке производственной программы цеха или предприятия. Метод заключается в решении задачи оптимизации при ограниченных ресурсах.
1.3 Организация и информационное
обеспечение анализа и
Основным источником информации для проведения финансового анализа и планирования служит финансовая (бухгалтерская) отчетность.
Наиболее полную информацию для анализа и планирования служат бухгалтерский баланс и отчет о финансовых результатах. Рассмотрим эти формы наиболее подробнее.
В разделе 1 «Внеоборотные активы» баланса представлены следующие группы статей:
- нематериальные активы;
- результаты исследований и разработок;
- нематериальные поисковые
- основные средства;
- незавершенное строительство;
- доходные вложения в
- долгосрочные финансовые
- прочие внеоборотные активы.
Раздел 2 «Оборотные активы» баланса представлен следующими группами статей:
- запасы;
- НДС по приобретенным
- дебиторская задолженность (
- дебиторская задолженность (
- финансовые вложения;
- денежные средства и денежные эквиваленты;
- прочие оборотные активы.
Раздел 3 баланса «Капитал и резервы» объединяет собственные источники организации и состоит из статей:
- уставный капитал;
- добавочный капитал;
- резервный капитал;
- нераспределенная прибыль (
Раздел 4 «Долгосрочные обязательства» представлен следующими статьями:
- заемные средства;
- отложенные налоговые обязательства
- прочие обязательства.
Раздел 5 «Краткосрочные обязательства» объединяет суммы кредиторской задолженности, подлежащей погашению в течении 12 месяцев (например, задолженность перед поставщиками и подрядчиками, задолженность перед бюджетом, прочие кредиторы), а также заемные средства, доходы будущих периодов, оценочные обязательства, прочие обязательства.
Рассмотрим порядок
- выручка;
- себестоимость продаж;
- валовая прибыль (убыток);
- коммерческие расходы;
- управленческие расходы;
Информация о работе Анализ деловой активности. Бюджет производства