Анализ доходов, расходов и результатов экономической деятельности организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 14:21, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является анализ доходов, расходов и финансовых результатов деятельности Закрытого акционерного общества «Завод силикатного кирпича».

Содержание работы

Введение
1. Методика анализа доходов, расходов и финансовых результатов деятельности предприятия.
1.1 Методика анализа доходов и расходов.
1.2 Методика анализа финансовых результатов.
1.3 Использование результатов анализа в управлении производством и бизнес-планировании.
2. Анализ финансово-хозяйственной деятельности ЗАО «Завод силикатного кирпича».
2.1 Краткая характеристика и учётная политика ЗАО «Завод силикатного кирпича».
2.2 Анализ доходов и расходов ЗАО «Завод силикатного кирпича».
2.3 Анализ финансовых результатов ЗАО «Завод силикатного кирпича». Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Анализ доходов расходов и финансовых результатов деятельности ЗАО О.doc

— 499.50 Кб (Скачать файл)

 

Прибыль - важнейший комплексный  показатель оценки деятельности предприятия, отражающий все стороны работы: объем, ассортимент, качество, себестоимость. Это позволяет активно использовать порядок распределения прибыли  в системе экономического стимулирования. Возможность использования прибыли на определенные цели ставится в зависимости от эффективности работы.

От уровня выполнения плана прибыли  зависит финансовое состояние производственного  предприятия, выполнение его обязательств по расчетам с поставщиками сырья, материалов; бюджетом, банками и другими организациями.

При проведении анализа необходимо выявить обоснованность плана прибыли, повлиявшее на выполнение плана факторы, резервы роста накоплений в целях  ускорения производственного развития, материального поощрения работников.

Основными источниками анализа  являются Форма №1 "Бухгалтерский  баланс" и Форма. № 2 "Отчет о  прибылях и убытках".

Финансовый результат хозяйственной  деятельности предприятия отражается в бухгалтерском балансе в виде нераспределенной прибыли.

Отчет о прибылях и убытках характеризует  финансовые результаты деятельности предприятия (99 "Прибыли и убытки") за отчетный период. В ходе анализа показатели Формы №2 «Отчет о прибылях и убытках» рассчитываются абсолютные показатели прироста и соотношение темпов роста каждой статьи от чета. За базисный период принимаются показатели предыдущего года.

Затем анализ прибыли должен быть направлен на определение влияния  отдельных факторов: объема продаж, структуры продаж, себестоимость продаж, коммерческие расходы, управленческие расходы, изменение цен. Для проведения факторного анализа наряду с показателями Формы №2 «Отчет о прибылях и убытках» используется информация по объемам продаж отчетного периода по ценам и затратам предыдущего года.

Для определения влияния себестоимости  на величину прибыли сопоставляем себестоимость  отчетного года с себестоимостью в ценах и затратах предыдущего  года. В связи с увеличением  себестоимости прибыль от продаж уменьшится и наоборот.

Таким же образом рассчитывается влияние коммерческих и управленческих расходов на величину полученной прибыли.

Для определения влияния на изменение  прибыли от продаж изменение цен  проводится путем сопоставления  объемов продаж отчетного периода, рассчитанных по ценам предыдущего и отчетных годов.

Для расчета влияния изменения  структурных сдвигов в объеме продаж (в сторону увеличения или  уменьшения продаж более рентабельных товаров на изменение прибыли  от продаж) находят разницу между  суммой прибыли отчетного года, рассчитанной исходя из цен и затрат предыдущего года с суммой прибыли прошлого года увеличенную на темп роста объема продаж, (рассчитанных в ценах предыдущего года).

Используя данные Формы №2 «Отчет о прибылях и убытках» можно рассчитать:

  • маржинальный доход, обеспечивающий покрытие постоянных затрат и получение прибыли;
  • точку критического объема продаж;
  • запас финансовой прочности.

Стоимостным показателем рентабельности является прибыль. Часто, говоря о рентабельной работе организации, подразумевают  получение ею прибыли. В отчете о прибылях и убытках содержатся несколько показателей прибыли, характеризующих разные промежуточные итоги деятельности организации: валовая прибыль (Пвал); прибыль от продаж (Ппрод); прибыль до налогообложения (Пдо нал); прибыль от обычной деятельности (Под); чистая прибыль (Пч). Одни лишь стоимостные данные не позволяют определить уровень рентабельности и сопоставить работу организаций, различающихся размером и объемом производства. Сопоставление проводится на основе относительных показателей, один из которых - коэффициент рентабельности продукции.

Поскольку чистая прибыль получается после вычета всех расходов, рентабельность продаж рассчитываем как отношение  прибыли от продаж к выручке-нетто  от продаж:

 

К рент. пр = Ппр : Р,

 

где Ппр - прибыль от продаж.

Оба коэффициента можно получить по данным отчета о прибылях и убытках. Рентабельность по чистой прибыли и  рентабельность продаж показывают, сколько  копеек чистой прибыли или прибыли  от продаж приходится на каждый рубль  реализованной продукции. Как правило, у торговых организаций коэффициент рентабельности продаж по чистой прибыли ниже, чем у производственных.

Еще одним важным показателем рентабельности является коэффициент рентабельности по валовой прибыли (К рент.вп):

 

К рент.вп = ВП : Р,

 

где ВП - валовая прибыль отчетного  периода.

Данный коэффициент имеет важное значение при определении безубыточного  объема производства по стоимости, т.е. такой стоимости производства (реализации), при которой организация не понесет  убытков, но и не получит прибыли. Для точного расчета безубыточного объема производства (Q) важно, чтобы себестоимость проданных товаров основывалась на переменных расходах, а также точно и просто можно было бы выделить постоянные расходы не только в текущем учете, но и в отчетности.

При отражении в отчетности себестоимости  по переменным затратам организации  промежуточный финансовый результат  называют маржинальной прибылью (МП) (contribution margin), т.е. вкладом в образование  прибыли, а не валовой прибылью.

Безубыточный объем производства по стоимости (Qст) правильнее подсчитывать на основе коэффициента маржинальной прибыли (Кмп) как отношение маржинальной прибыли к выручке от реализации (Кмп = МП : Р). Однако если нет необходимости в точных расчетах, приблизительный безубыточный объем производства можно вычислить, используя вместо маржинальной прибыли валовую прибыль по стоимости (Qст). Последняя представляет собой отношение постоянных расходов (Зпост) к коэффициенту рентабельности по валовой прибыли (Крент.вп). Безубыточный объем производства в натуральных единицах измерения (штуках, килограммах, метрах и др.) (Qнатур) определяется как отношение постоянных расходов к маржинальной прибыли в единице реализованной продукции, т.е. к разнице между ценой единицы товара и переменными расходами в единице реализованной продукции:

 

Qст = Зпост : Кмп;

Qнатур = Зпост : (Ц - Зуд.пер),

 

где Ц - цена реализации единицы продукции;

Зуд. пер - удельные переменные затраты в единице продукции.

Производственный леверидж. Очевидно, что расхождения коэффициента рентабельности по валовой прибыли и коэффициента рентабельности продаж обусловлены структурой расходов организации, или, иными словами, долей переменных расходов в каждом рубле реализованной продукции и величиной постоянных расходов и их удельным весом.

Структура расходов оказывает воздействие  на прибыль от продаж подобное рычагу - leverage (американский термин), или вороту - gearing (английский термин). Этот простой  механизм позволяет получить выигрыш  в силе. В данном контексте это  означает, что прибыль от продаж может расти более высокими темпами, чем рост самих продаж или валовой прибыли, за счет структуры затрат, т.е. соотношения переменных и постоянных расходов. Этот эффект получил название производственного левереджа (Лпроизв).

Леверидж, обусловленный структурой постоянных и переменных расходов, измеряется соотношением валовой и чистой прибыли.

Переменные расходы увеличиваются  пропорционально росту объема продаж и коэффициент маржинальной прибыли  останется на прежнем уровне. Постоянные расходы, поскольку они не зависят от изменений объемов производства и продаж, остаются на прежнем уровне. У предприятия с высоким левериджем чистая прибыль возрастает в большей степени.

Определить темп прироста прибыли  от продаж можно, зная величину производственного левериджа:

 

Т пр прод = Т пр ВП х Леверидж

 

где Т пр прод-темп прироста прибыли  от продаж;

Т пр ВП-темп прироста валовой прибыли.

Таким образом, компания с более высоким левериджем (более высокой долей постоянных расходов) сильнее подвержена колебаниям рынка, а ее прибыль больше зависит от изменений объема продаж. При благоприятной конъюнктуре это обеспечивает более высокий темп прироста прибыли, а при неблагоприятной - более интенсивное ее сокращение. Следовательно, леверидж характеризует также риски, обусловленные структурой затрат. И компания с высоким левериджем является более рисковой.

Леверидж не есть величина, раз и навсегда присущая деятельности компании,- он меняется при изменении структуры затрат. В точке безубыточности компании имеют леверидж, стремящийся к бесконечности, и, следовательно, наиболее высокий риск. Незначительное изменение объема продаж при работе компании на грани безубыточного объема производства приводит к заметным изменениям прибыли в ту и другую сторону.

Еще одним важным показателем рентабельности деятельности организации является рентабельность активов. Коэффициент рентабельности активов (Крент.акт) рассчитывается как отношение чистой прибыли (Пч) к средней величине активов (Асредн):

 

Крент.акт = Пч : Асредн.

 

Этот коэффициент показывает, сколько копеек прибыли приходится на каждый рубль активов, т.е. насколько эффективно используются ресурсы организации. Естественно, у организаций более фондовооруженных этот показатель ниже. Повысить его за счет снижения внеоборотных активов можно, используя арендованные основные средства, а также уменьшая величину оборотных активов. Последнее, правда, приводит к снижению платежеспособности и увеличению рисков.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3 Использование результатов анализа в управлении производством.

 

Залог выживаемости предприятия  – его стабильность на рынке. Чтобы  предприятие могло эффективно функционировать  и развиваться, ему прежде всего  нужна устойчивость денежной выручки, достаточной для расплаты с поставщиками, кредиторами, своими работниками, местными органами власти, государством. После расчетов и выполнения обязательств необходима еще и прибыль, объем которой должен быть, по крайней мере, не ниже запланированного. Но финансовая устойчивость не сводится только к платежеспособности. Для достижения и поддержания финансовой стабильности важны не только абсолютные размеры прибыли, сколько относительно объема капитала и объема его выручки, т.е. показатели рентабельности.

Рост выручки и доходов, содействующий наращиванию рентабельности, росту устойчивости предприятия, уменьшению вероятности его банкротства, рационален лишь до определенных пределов, поскольку, как правило, высокую рентабельность рыночных позиций обеспечивают, действуя с повышенным риском. В этом случае возрастают потенциальные возможности убытков, а в последующем и банкротства.

Результаты предпринимательской  деятельности во многом предопределяются выбором состава и структуры, изготавливаемых и реализуемых  товаров, оказываемых услуг. Здесь  важна не только общая величина затрат, но и зависимость между постоянными и переменными издержками, определяющими скорость оборота капитала. Большое значение имеет для действия менеджера или руководителя учет в полной мере особенностей той стадии жизненного цикла, на которой находится фирма.

Предприятие в условиях рынка в своем стремлении максимизировать  прибыль обладает четырьмя степенями  свободы: установление цен, формирование затрат, формирование объемов продукции, выбор номенклатуры и ассортимента продукции.

Но этими же степенями  свободы обладают и все другие участники рынка, и поэтому каждое предприятие должно учитывать не только свое поведение на рынке, но и поведение конкурентов. В условиях рынка производители продукции соревнуются за то, чтобы наиболее полно удовлетворить потребности покупателей, потребителей в широком смысле слова, только, в этом случае они могут процветать как производители продукции.

Благополучие фирмы  в области финансов обеспечивается за счет действия как внешних, так  и внутренних факторов, причем для  предпринимателя особое значение приобретают, прежде всего, внешние обстоятельства, которые он изменить не может и вынужден к ним приспосабливаться. Внутренние возможности фирмы используются таким образом, чтобы эффективно задействовать внешние факторы.

В последнее время все более важное значение приобретают сбыт, реклама, продвижение товара. Эти показатели занимают одно из центральных мест в анализе.

Самое главное в совершенствовании механизма формирования и распределения доходов предприятия – анализ прибыльности. Прибыль – обобщающий показатель эффективности деятельности любой коммерческой организации. Поэтому постоянный контроль за прибылью от всех направлений деятельности, разных товаров и услуг является важной функцией управления.

Финансовое состояние организации во многом определяет, какую тактику и стратегию выберет руководство на рынке. Детальный анализ финансового состояния помогает выявить уже имеющиеся и потенциальные резервы организации в этой области.

Помимо факторов увеличения объема производства продукции, продвижения ее на незаполненные рынки и др., неумолимо выдвигается проблема снижения затрат на производство и реализацию этой продукции, снижения издержек производства.

В традиционном представлении  важнейшими путями снижения затрат является экономия всех видов ресурсов, потребляемых в производстве: трудовых и материальных.

Информация о работе Анализ доходов, расходов и результатов экономической деятельности организации