Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 21:09, курсовая работа
Целью курсовой работы является проведение комплексного анализа финансового состояния предприятия.
Задачи работы состоят в следующем:
1. Рассмотреть теоретические аспекты комплексной оценки финансового состояния.
2. На данных предприятия ОАО «Оренбургский хлебокомбинат» произвести анализ финансовой устойчивости, ликвидности и платежеспособности, а также дать рейтинговою оценку данному предприятию.
Метод финансовых коэффициентов основан на существовании определенных соотношений между отдельными статьями отчетности. Коэффициенты позволяют определить круг сведений, который важен для пользователей информации о финансовом состоянии предприятия с точки зрения принятия решений. Коэффициенты дают возможность выяснить основные симптомы изменения финансового положения и определить тенденции его изменения. При правильной коэффициентов можно определить области, требующие дальнейшего изучения. Большим преимуществом коэффициентов является то, что они сглаживают негативное влияние инфляции, которая существенно искажает абсолютные показатели финансовой отчетности, тем самым, затрудняет их сопоставление в динамике.
Сравнительный анализ применяется для проведения внутрихозяйственных и межхозяйственных сравнений по отдельным финансовым показателям. Его цель заключается в выявлении сходства и различий однородных объектов. С помощью сравнения устанавливаются изменения в уровне экономических показателей, изучаются тенденции и закономерности их развития, измеряется влияние отдельных факторов, осуществляются расчеты для принятия решений, выявляются резервы и перспективы развития.
Факторный анализ применяется для изучения и измерения воздействия факторов на величину результативного показателя. Факторный анализ может быть прямым, когда результативный показатель расчленяется на составные части, и обратным, когда отдельные элементы соединяются в общий результативный показатель.
Факторный анализ может быть одноступенчатым, когда для анализа используются факторы только одного уровня и многоступенчатым, когда производится детализация факторов на составные элементы для изучения их поведения.
Факторный анализ может быть ретроспективным, когда изучаются причины изменения результативных показателей за прошлые периоды, и перспективным, когда исследуют поведение факторов и их воздействие на результативные показатели в будущем.
Факторный анализ может быть статическим, для изучения влияния факторов на результативные показатели на определенную дату, и динамическим, когда причинно-следственные связи изучаются в динамике.
Одним из важных инструментов финансового анализа является расчет потока денежных средств. Представленный в форме годового финансового прогноза, он показывает ожидаемое ежемесячное получение денежных средств и совершение ежемесячных платежей в погашение долга. Такой расчет позволяет оценить пик потребности предприятия в дополнительных средствах и его способность заработать достаточно денежных средств для погашения краткосрочной задолженности в течение операционного цикла. Расчет позволяет определить, является ли потребность в дополнительных средствах долгосрочной или краткосрочной. Это важно для предприятий сезонного характера.
К специфическим методам анализа можно отнести:
- анализ текущих инвестиций,
который позволяет оценить
- анализ устойчивого роста, который помогает определить способность предприятия расширять продажи без изменения доли заимствованных средств;
- анализ чувствительности,
который использует однотипные
сценарии для выявления
- отраслевой фактор, который учитывает непостоянство потоков наличности предприятия-заемщика в сравнении с движением средств других предприятий данной отрасли[5].
Эти методы имеют большое значение для углубления финансового анализа и оценки потенциала роста предприятия.
Специфический анализ получил наибольшее распространение в зарубежной учетно-аналитической практике финансового анализа.
Использование всех методов финансового анализа позволяет более точно оценить финансовую ситуацию, сложившуюся на предприятии, спрогнозировать ее на перспективу и принять более обоснованное управленческое решение.
В зависимости от заданных
направлений финансовый анализ может
проводиться в следующих
- ретроспективный анализ
служит для анализа
- план-фактный анализ
(требуется для оценки и
- перспективный анализ (необходим для экспертизы финансовых планов, их обоснованности с позиций текущего состояния и имеющегося потенциала).
Анализ финансового состояния проводится с помощью следующих основных приемов (таблица 1) [10].
Ключевую роль в анализе финансового состояния играют финансовые коэффициенты. Различают два типа финансовых коэффициентов:
1. Коэффициенты распределения.
2. Коэффициенты координации.
Коэффициенты распределения или, вернее, коэффициент структуры абсолютных финансовых показателей характеризуют структуру соответствующих финансовых показателей предприятий (например, долю основных и оборотных средств в общей сумме имущества предприятия). В анализе финансового состояния предприятия более широкое распространение имеет использование показателей координации или соотношений.
Коэффициенты показателей
координации или, вернее, коэффициент
соотношений между отдельными показателями
финансового состояния предприя
Таблица 1 - Характеристика методов и приемов финансового анализа
Наименование метода |
Характеристика метода |
Примечания |
Прием сравнения |
заключается в сопоставлении финансовых показателей отчетного периода с их плановыми значениями (норматив, норма, лимит) и с показателями предшествующего периода |
Каждый хозяйствующий субъект разрабатывает свои плановые показатели, нормы, нормативы, тарифы и лимиты. |
Прием сводки и группировки |
объединение информационных материалов в аналитические таблицы |
|
Прием цепных подстановок |
применяется для расчетов величины влияния отдельных факторов в общем комплексе их воздействия на уровень совокупного показателя |
Используется, когда связь между показателями можно выразить математически функциональной зависимостью |
Средние величины |
исчисляются на основе массовых данных о качественно однородных явлениях |
помогают определять общие закономерности и тенденции в развитии процессов. |
Балансовый метод |
состоит в сравнении двух комплексов показателей, стремящихся к определенному равновесию |
позволяет выявить новый балансирующий показатель. |
Индексный метод (агрегатные, арифметические, гармонические) |
основывается на относительных показателях, выражающих отношение уровня явления к его уровню, взятому в качестве базы сравнения |
|
Метод экономии корреляционного и регрессионного (стохастического) анализа |
используется для определения тесноты связи между показателями не находящимися в функциональной зависимости, т.е. связь проявляется не в отдельном случае, а в определенной зависимости. |
Решаются две задачи: составляется модель действующих факторов (уравнение регрессии); дается количественная оценка тесноты связей(коэффициент корреляции). |
Матричные модели |
схематическое отражение экономического явления или процесса с помощью научной абстракции |
|
Математическое |
средство решения задач по оптимизации производственно-хозяйственной деятельности |
|
Метод исследования операций |
направлен на изучение экономических систем, с целью определения такого сочетания структурных взаимосвязанных элементов систем, которое в наибольшей степени позволит определить наилучший показатель из ряда возможных |
|
Теория игр |
теория математических моделей принятия оптимальных решений в условиях неопределенности или конфликта нескольких сторон, имеющих различные интересы |
1.3 Содержание комплексной рейтинговой оценки финансового состояния предприятия
Комплексная оценка финансового
состояния предприятия является
завершающим, наиболее важным элементом
анализа его финансового
Первый подход связан с рейтинговой оценкой финансового состояния. Под рейтингом понимается обобщенная количественная характеристика предприятия, определяющая его место на рынке. Рейтингом предприятия можно рассматривать меру оценки путем отнесения к какому-либо классу, группе в зависимости от количественных и качественных характеристик его деятельности. Рейтинговая оценка финансового состояния предприятия является инструментом внутрихозяйственного, но в большей степени межхозяйственного сравнительного анализа, оценки его инвестиционной привлекательности. Основными пользователями результатов рейтинговой оценки являются банки, страховые компании, фондовый рынок, инвесторы[9].
Определение рейтинга
может базироваться на системе абсолютных
и относительных показателей
либо на сочетании тех и других.
Однако на практике в большинстве
случаев применяются
Можно выделить три основных этапа разработки систем рейтинговой оценки:
1. Отбор и
обоснование системы
2. Формирование нормативной базы по каждому показателю.
3. Разработка алгоритма итоговой рейтинговой оценки финансового состояния.
В качестве показателей, используемых для расчета рейтинга, отбираются наиболее значимые с точки зрения оценки различных аспектов деятельности предприятия: имущественного положения, финансовой устойчивости, платежеспособности и ликвидности, интенсивности и эффективности использования ресурсов, положения на рынке ценных бумаг. При этом отобранные для оценки рейтинга показатели не должны быть функционально зависимыми, не должны дублировать друг друга.
Нормативные значения по каждому из показателей могут устанавливаться с учетом анализа результатов исследований отечественных и зарубежных специалистов, собственных наблюдений, отраслевой специфики. Основное требование к нормативным значениям показателей – непротиворечивость, т.е. они должны согласовываться между собой. Как правило, нормативные значения показателей устанавливаются по классам надежности: первый – лучший, последний – худший.
Алгоритм итоговой рейтинговой оценки может быть построен двумя способами:
1. Использование экспертно-балльного метода.
2. Формирование интегрального показателя.
В первом случае каждому классу надежности ставится в соответствие определенное число баллов (как правило, первому – наибольшее, последнему – наименьшее) и формируется нормативная база по рейтинговому числу, т.е. рейтинговые группы, каждой из которых соответствует определенный диапазон по числу баллов. Рейтинг определяется суммированием баллов.
Во втором случае на основе отобранных для рейтинга показателей формируется искусственный показатель, зависящий от них функционально, для которого определяется свое нормативное значение. Яркие примеры подобного рода показателей – экономико-статистические факторные модели прогнозирования вероятности банкротства (z-счет Альтмана и др.), учитывающие влияние основных показателей финансового состояния на вероятность банкротства предприятия.
Следует отметить, что в обоих случаях при неравнозначности показателей или их групп требуется введение весовых значений (коэффициентов весомости), характеризующих их значимость для расчета рейтинга, а расчет производить по средневзвешенной.
Второй принципиальный подход к комплексной оценке финансового состояния предприятия связан с применением факторного моделирования наиболее важных показателей рентабельности (рентабельности активов, финансовой рентабельности, рентабельности производственных фондов и т.д.), а также с построением факторной модели коэффициента устойчивости экономического роста.
2 Комплексная оценка финансового состояния ОАО «Оренбургский хлебокомбинат»
2.1 Организационно-экономическая
характеристика ОАО «
Акционерное общество “Оренбургский хлебокомбинат” является открытым акционерным обществом. Общество является юридическим лицом, действует на основании устава и законодательства Российской Федерации. Общество создано в соответствии с указом Президента РФ “Об организационных мерах по преобразованию государственных предприятий, добровольных объединений государственных предприятий в акционерное общество” от 1 июля 1991 года № 721. Общество создано без ограничения срока его деятельности.
Основные виды деятельности:
- выработка хлебобулочных, кондитерских, мучнистых сахаристых, бисквитно-кремовых, вафельных и других изделий;
Информация о работе Анализ финансового состояния предприятия